ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и содержание основ безопасного поведения……………7
1.2. Особенности формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..11
1.3. Содержание работы по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения в ДОО…………………………………………..17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО
2.1. Изучение уровней сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………24
2.2. Содержание работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности в ДОО……………………....34
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………63
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве.
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, в ходе которого формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» системы образования состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать [5].
Присутствуя недолгое время в детском саду, замечаешь, что многие дети несамостоятельные, безынициативные, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения и технику безопасности. Мы согласны с мнением многих исследователей (Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.) [18], что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном возрастном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего общества, коллективы многих дошкольных образовательных организация стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Таким образом, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы данного исследования.
Объект исследования – процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – организованная образовательная деятельность как форма работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в условиях ДОО.
Цель исследования – определить эффективность использования организованной образовательной деятельности в работе над формированием основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) подобрать методику для диагностики уровней сформированности основ безопасного поведения у старших дошкольников;...
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста является актуальным, особенно в настоящее время. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умение, способность адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания и накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем сталкиваются дошкольники. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир, а также знакомит его с различными трудностями и препятствиями в жизни.
Первым этапом работы по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения был теоретический анализ литературных источников по данной теме.
Далее шло научное определение и доказательство эффективности использования организованной образовательной деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения. С этой целью была организована и проведена экспериментальная работа на базе МБДОУ д/с №3 г. Сердобска с детьми старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения формирующего эксперимента использовались различные методы и приемы, чтение художественной литературы, различные виды игр, наглядные пособия и т. д. Исследование позволило выявить эффективность использования организованной образовательной деятельности в работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в ходе проведенной работы хорошо усвоили предостовляемую им информацию. Дошкольники сами были в этом заинтерисованы, так как не каждому ребенку хочется попасть в какую-либо опасность. Дети были внимательными, общительными, самостоятельными, вежливыми, находчивыми, активными. Дети саршего дошкольного возраста, участвующие в нашей экспериментальной работе, стали достаточно подготовлены к решению задач по безопасному поведению в любой ситуации, а также готовы отправиться в такой взрослый и самостоятельный мир, как школьная жизнь, в которой их поджидает не мало опасных ситуаций.
В ходе проделанной работы поставленая цель была достигнута, задачи выполнены в полной мере, а выдвинутая гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ACT – СПб., 2002. – 289 с.
2. Акопова Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста. // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов. – М., 2004. – С.43-44.
3. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: Томский гос. университет, 2000. – 220 с.
4. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М., 2006. – 129 с.
5. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 2000. – 130 с.
6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 2003. – 230 с.
7. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир. // Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – С. 15-16.
8. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М., 1998. – 340 с.
9. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. – 85 с.
10. Кобитина И.И. Детям о технике. – М., 1991. – 180 с.
11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е издание., стер. – М.: «Академия», 2002. – 416 с.
12. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998. – 270 с.
13. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников. // Детский сад от А до Я. – 2004. – №4. – С. 20-25.
14. Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с.
15. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М.: Просвещение, 1991. – 78 с....30