Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности в ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и содержание основ безопасного поведения……………7
1.2. Особенности формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..11
1.3. Содержание работы по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения в ДОО…………………………………………..17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО
2.1. Изучение уровней сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………24
2.2. Содержание работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности в ДОО……………………....34
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………63
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и содержание основ безопасного поведения……………7
1.2. Особенности формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..11
1.3. Содержание работы по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения в ДОО…………………………………………..17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО
2.1. Изучение уровней сформированности основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………24
2.2. Содержание работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности в ДОО……………………....34
2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...........................47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………63
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве.
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, в ходе которого формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» системы образования состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать [5].
Присутствуя недолгое время в детском саду, замечаешь, что многие дети несамостоятельные, безынициативные, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения и технику безопасности. Мы согласны с мнением многих исследователей (Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.) [18], что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном возрастном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего общества, коллективы многих дошкольных образовательных организация стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Таким образом, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы данного исследования.
Объект исследования – процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – организованная образовательная деятельность как форма работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в условиях ДОО.
Цель исследования – определить эффективность использования организованной образовательной деятельности в работе над формированием основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) подобрать методику для диагностики уровней сформированности основ безопасного поведения у старших дошкольников;...
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, в ходе которого формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» системы образования состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать [5].
Присутствуя недолгое время в детском саду, замечаешь, что многие дети несамостоятельные, безынициативные, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения и технику безопасности. Мы согласны с мнением многих исследователей (Р.И. Жуковский, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.) [18], что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном возрастном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего общества, коллективы многих дошкольных образовательных организация стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Таким образом, безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы данного исследования.
Объект исследования – процесс формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – организованная образовательная деятельность как форма работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в условиях ДОО.
Цель исследования – определить эффективность использования организованной образовательной деятельности в работе над формированием основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) подобрать методику для диагностики уровней сформированности основ безопасного поведения у старших дошкольников;...
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста является актуальным, особенно в настоящее время. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умение, способность адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания и накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем сталкиваются дошкольники. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир, а также знакомит его с различными трудностями и препятствиями в жизни.
Первым этапом работы по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения был теоретический анализ литературных источников по данной теме.
Далее шло научное определение и доказательство эффективности использования организованной образовательной деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения. С этой целью была организована и проведена экспериментальная работа на базе МБДОУ д/с №3 г. Сердобска с детьми старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения формирующего эксперимента использовались различные методы и приемы, чтение художественной литературы, различные виды игр, наглядные пособия и т. д. Исследование позволило выявить эффективность использования организованной образовательной деятельности в работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в ходе проведенной работы хорошо усвоили предостовляемую им информацию. Дошкольники сами были в этом заинтерисованы, так как не каждому ребенку хочется попасть в какую-либо опасность. Дети были внимательными, общительными, самостоятельными, вежливыми, находчивыми, активными. Дети саршего дошкольного возраста, участвующие в нашей экспериментальной работе, стали достаточно подготовлены к решению задач по безопасному поведению в любой ситуации, а также готовы отправиться в такой взрослый и самостоятельный мир, как школьная жизнь, в которой их поджидает не мало опасных ситуаций.
В ходе проделанной работы поставленая цель была достигнута, задачи выполнены в полной мере, а выдвинутая гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
Первым этапом работы по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения был теоретический анализ литературных источников по данной теме.
Далее шло научное определение и доказательство эффективности использования организованной образовательной деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения. С этой целью была организована и проведена экспериментальная работа на базе МБДОУ д/с №3 г. Сердобска с детьми старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения формирующего эксперимента использовались различные методы и приемы, чтение художественной литературы, различные виды игр, наглядные пособия и т. д. Исследование позволило выявить эффективность использования организованной образовательной деятельности в работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в ходе проведенной работы хорошо усвоили предостовляемую им информацию. Дошкольники сами были в этом заинтерисованы, так как не каждому ребенку хочется попасть в какую-либо опасность. Дети были внимательными, общительными, самостоятельными, вежливыми, находчивыми, активными. Дети саршего дошкольного возраста, участвующие в нашей экспериментальной работе, стали достаточно подготовлены к решению задач по безопасному поведению в любой ситуации, а также готовы отправиться в такой взрослый и самостоятельный мир, как школьная жизнь, в которой их поджидает не мало опасных ситуаций.
В ходе проделанной работы поставленая цель была достигнута, задачи выполнены в полной мере, а выдвинутая гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
Подобные работы
- Формирование здоровьесберегаюшего поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Формирование основ безопасного поведения у детей старшего возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Использование театрализованной деятельности для
формирования основ безопасного поведения у детей с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Игра как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста (Донецкий Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Использование игровых технологий в работе по формированию культуры безопасного повеления на дороге у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2015





