Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования мультимедийных программ в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС 6
1.1 Мультимедиа: определение, классификация 6
1.2 Использование мультимедийных программ в обучении английскому языку 11
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Методика использования мультимедийных программ в обучении иноязычной лексике в средней общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС 27
2.1 Обучение лексике в средней общеобразовательной школе 27
2.2 Методика работы с мультимедийными программам 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Библиографический список 51
Современное общество находится в процессе постоянного развития, и одним из наиболее важных шагов человечества вперед за последний век стала массовая доступность и повсеместное использование компьютерных технологий. Они проникли в каждую сферу жизнедеятельности человека, предоставляя обширные возможности и бесконечный потенциал развития.
В сферу образования компьютерные технологии принесли множество возможностей для качественного развития современного урока. Одним из направлений компьютерных технологий являются мультимедийные технологии, которые сегодня занимают особое место в процессе обучения. Интерес к ним объясняется огромными возможностями, которыми они обладают. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, большую информативную емкость языкового материала, высокую степень наглядности учебного материала, усиление мотивации за счет эмоционального представления учебной информации, способствует дифференциации деятельности учащихся, позволяет индивидуализировать обучение, а также интенсифицировать самостоятельную работу учащихся.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие коммуникативной компетенции учащегося. И в связи с коммуникативной направленностью обучения специфика предмета «Иностранный язык» предполагает создание искусственной среды коммуникации в условиях невозможности нахождения в естественной. Мультимедийные технологии предоставляют практически неограниченные ресурсы для воспроизведения среды, максимально близкой к естественной.
Лексический аспект языка, являясь одним из базовых понятий методики преподавания иностранного языка, находится в неотрывной связи с понятием «обучение иностранному языку», так как без владения определенным набором лексических единиц коммуникацию на иностранном языке осуществить невозможно.
Мультимедийная программа является одним из средств мультимедиа и предоставляет обширные возможности для обучения иностранному языку, в том числе и его лексическому аспекту.
В связи с этим, актуальность данного исследования заключается в повышении эффективности процесса обучения лексическому аспекту языка в связи с возможностями, предоставляемыми мультимедийными программами.
Цель исследования – рассмотреть мультимедийные программы для обучения иноязычной лексике, выявить возможности их практического применения.
Задачи исследования
• рассмотреть определение мультимедиа;
• рассмотреть возможные классификации мультимедиа;
• рассмотреть возможности использования мультимедийных программ в обучении английскому языку;
• рассмотреть особенности обучения иноязычной лексике в средней общеобразовательной школе;
• проанализировать мультимедийные программы, предназначенные для обучения лексическому аспекту языка, выявить их достоинства и недостатки;
• рассмотреть возможности практического применения проанализированных мультимедийных программ.
Объект исследования – обучение иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования – использование мультимедийных программ в обучении иноязычной лексике в средней общеобразовательной школе....
Мультимедиа, являясь одним из развивающихся направлений информационных технологий, в настоящий момент активно используется во многих сферах жизни общества. В данной работе мы рассмотрели различные определения термина «мультимедиа», выявив наиболее универсальное, представленное в «Универсальной энциклопедии Кирилла и Мефодия», где мультимедиа трактуется как компьютерная технология, обеспечивающая возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включающую в себя текст, звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию). Выявить единую универсальную классификацию мультимедиа невозможно, так как любая из них основывается на определенном критерии (объект воздействия, количество участников коммуникационного процесса, критерий направленности процесса коммуникации и т.д.).
В связи с динамичным развитием информационных технологий в современном обществе возникает необходимость изменения учебного процесса, разработка новых технологий, выбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Мультимедийные программы предоставляют широкие возможности совершенствования процесса обучения иностранному языку, в частности, английскому. В сформировавшейся парадигме «компьютер-учащийся» состоит принципиально новый подход к использованию мультимедийных программ при обучении английскому языку.
Внедрение мультимедийных программ в процесс обучения английскому языку позволяет создавать многообразие коммуникативно-речевых ситуаций; расширить объем аудиовизуальной информации; обеспечить высокую интерактивность; обучать всем видам речевой деятельности; расширить знания учащихся о культуре страны изучаемого языка; обеспечить мгновенную обратную связь, тем самым достигая гибкости в управлении учебным процессом.
Во многом внедрение мультимедийных программ в процесс обучения зависит от технической оснащенности школ и желания учителя внедрять новые технологии в учебный процесс.
При работе с мультимедийными программами меняется роль учителя, основной задачей которого становится поддержка и направление развития личности учащихся. Использование таких программ на уроках иностранного языка позволяет искать ответы на множество вопросов, одновременно работать по нескольким направлениям, обрабатывая огромное количество информации за минимальное время. Использование мультимедийных программ помогает учащимся эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал, глубже познавать окружающий мир. Для учителя эти программы расширяют возможности использования форм организации учебной деятельности. Такие программы позволяют индивидуализировать процесс обучения на более высоком уровне, учащиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей. Таким образом, применение обучающих мультимедийных программ на уроках иностранного языка позволяет повысить эффективность учебного процесса при значительной экономии времени, а также мотивировать учеников на получение новых знаний.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Особенность использования мультимедийных программ на уроке английского языка в условиях реализации ФГОС заключается в том, что учащиеся получают возможность работать самостоятельно, а также самостоятельно контролировать свою деятельность и результаты своей деятельности. К тому же, использование мультимедийных программ позволяет формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий учащихся.
Рассмотренные в данной работе мультимедийные программы, предназначенные для работы над иноязычной лексикой, позволяют осуществлять работу на любом этапе работы над лексикой, поэтому их практическое использование на уроках английского языка позволит повысить эффективность процесса обучения.
1. Абашева И.Х. Использование мультимедиа-программ и Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. №37. С. 231-233.
2. Александров К.В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2010. №6. С. 67-73.
3. Афонина М.С. Использование мультимедиа технологий в преподавании иностранного языка в школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2012. № 6. С. 211-215.
4. Бахарев В.В. Возможности мультимедийных средств в организации самостоятельной работы студентов (на примере изучения английского языка) [Электронный ресурс]. URL: http://study-english.info (дата обращения: 23.03.2019).
5. Беловский Г.Г., Зеленкевич В.М. Мультимедийные технологии: лаборатор. практикум. Минск: БГПУ, 2009. 178 с.
6. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 29-33.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
8. Грейдина Н.Л., Миракян З. Х. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучить английский язык // Иностранные языки в школе. 2002. № 6. С. 99.
9. Дмитрусенко И.Н. Принципы отбора лексических единиц для формирования рецептивной лексики в процессе самостоятельного чтения при модульной системе обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. №1. С. 69-73.
10. Дьяконова О.О. Понятие «эдьютеймент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 182-185.
11. Емельянова С.А. Мультимедиа программы в обучении лексике английского языка на начальном этапе // Молодой ученый. 2013. №5. С. 684-686.
12. Еременко М.В, Пашукевич, Ю.С. Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. С. 36-41.
13. Жук Ю. А. Мультимедийные технологии: учеб. пособие: самост. учеб. электрон. изд. Сыкт. лесн. ин-т. Сыктывкар: СЛИ, 2012. 271 с.
14. Зверева Е.В. Мультимедийные технологии как средство мотивации обучающихся в процессе преподавания иностранных языков // Вестник РУДН, серия русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. №3. С. 66-74.
15. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. М.: Академия, 2009. 141 с....31