Только Word
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ БЕГУНИЙ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
1.1 Анализ основных средств подготовки юных бегунов на короткие дистанции
1.2. Специально-подготовительные упражнения в системе подготовки бегунов-спринтеров
1.3 Характеристика прыгучести
1.4 Индивидуализация тренировочного процесса женщин
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ БЕГУНИЙ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
3.1 Обоснование использование блока прыжковых упражнений взрывной направленности в специальной подготовке
3.2 Результаты исследования использования прыжковых упражнений в специальной подготовке юных бегуний на короткие дистанции
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Актуальность. Общеизвестно, что основным фактором, определяющим эффективность деятельности в спринтерском беге, является скорость в выполнении соревновательного упражнения, которая интегрально отражает развитие таких физических качеств, как быстрота, сила и ее скоростное проявление [2, 3, 4, 5, 6, 12, 17, 20, 23].
Соревновательная деятельность в беге на короткие дистанции связана со специфической работоспособностью, которая обеспечивается высоким уровнем развития анаэробно-алактатной мощности, сочетающейся с достаточно высокими аэробными возможностями и эффективностью восстановительных процессов. Поэтому, задача специальной физической подготовки заключается в повышении скоростного компонента физической работоспособности легкоатлета, а средства и методы тренировки должны быть ориентированы на развитие скоростного и скоростно-силового (взрывного) компонентов двигательных действий [4, 5, 8, 17, 19].
По мнению ряда специалистов, управление спортивной подготовкой спортсменов связано с эффективностью планирования и учетом нагрузок, выбором наилучшего варианта тренировки в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов, что и является одной из главных проблем современной легкой атлетики [2, 13, 16, 17, 20, 23].
В работе рассматриваются проблемы управления специальной подготовкой юных спортсменок, специализирующих в беге на короткие дистанции.
Рассматривая подготовку юных бегуний в возрасте 12-13 лет, когда в «развитии скоростных возможностей женского организма наблюдается период пубертатного скачка и еще не наступила менархе» [26], а также происходит замедление темпа прироста скоростно-силовых качеств [12, 14], необходимо отметить несколько моментов, без уяснения которых не возможно дальнейшее построение учебно-тренировочных занятий: какие и с какой дозировкой применять прыжковые упражнения; целесообразно ли в таком возрасте у девочек и в каком периоде подготовки использовать упражнения «взрывной» направленности. В связи с отсутствием полного объема обоснованных рекомендаций по применению комплексов специально-подготовительных упражнений скоростно-силовой направленности в занятиях с юными бегуньями в возрасте 12-13 лет, специализирующихсяв спринте, их распределения в годичном цикле подготовки, делается необходимым проведение научных исследований в этом направлении.
Весьма актуальным становится поиск новых путей и неиспользованных резервов в организации учебно-тренировочного процесса на всех этапах становления спортивного мастерства занимающихся.
Объект исследования – система подготовки юных бегуний на короткие дистанции в возрасте 12-13 лет, учащихся 1 года обучения в учебно-тренировочных группах.
Предмет исследования – технология применения комплексов специально-подготовительных и прыжковых упражнений в годичном цикле подготовки юных спринтеров.
Цель исследования – совершенствование методики подготовки юных бегуний на короткие дистанции за счёт повышении скоростного потенциала, применяя в тренировочном процессе прыжковые упражнения различной направленности.
Гипотеза. Предполагалось, что применение рационального объема прыжковых упражнений и нагрузок специально-подготовительного характера в тренировочных занятиях будет способствовать повышению уровня и надежности структуры параметров соревновательного упражнения и улучшит спортивный результат юных бегуний.
1. Проблема прыжковой подготовленности спортсменок, занимающихся лёгкой атлетикой, в научно-методической литературе раскрыта в недостаточной степени. Многими исследователями выделяется зависимость эффективного выполнения спринтерского бега с прыжковой подготовленностью.
Из анализа научно-методические материалов, относящихся к специальной подготовке юных бегуний на короткие дистанции нами определено что, задача специальной физической подготовки заключается в повышении скоростного компонента физической работоспособности легкоатлета, а средства и методы тренировки должны быть ориентированы на развитие скоростного и скоростно-силового (взрывного) компонентов двигательных действий.
Мнения специалистов о рациональном построении тренировочного процесса подготовки юных бегунов на короткие дистанции в возрасте 12-13 лет, тренирующихся на этапе спортивной специализации, по ряду проблем расходятся. Не нашли своего теоретического и экспериментального обоснования вопросы организации применения специально-подготовительных упражнений в подготовке юных спринтеров в круглогодичном учебно-тренировочном процессе.
Прыжковые упражнения применяются для развития локальной мышечной выносливости (ЛМВ) в двух вариантах интервального режима. В первом из них, направленном преимущественно на повышение мощности анаэробного алактатного механизма энергообеспечения, используются короткие прыжки, выполняемые с субмаксимальной мощностью: десятикратный прыжок с чередованием ног; восьмикратный прыжок на с ноги на ногу; шестикратный прыжок на одной (правой, левой) ноге. В серии один из этих прыжков повторяется 4-8 раз с интервалом 10-15 секунд. Выполняются 2-3 серии с отдыхом 8-10 секунд. В другом варианте, направленном преимущественно на развитие емкости анаэробного алактатного механизма энергообеспечения, выполняются любые по форме движений прыжковые упражнения умеренной интенсивности продолжительностью 20-30 секунд. В серии 4-6 повторений с отдыхом 1 минут.
2. Уровень и динамика прыжковой подготовленности юных бегуний на короткие дистанции определялся посредством тестов.
Контроль физической подготовленности бегуний проводился в целях объективной количественной оценки взрывной силы и быстроты. Педагогическое тестирование позволяет контролировать уровень развития двигательных качеств и даёт возможность иметь сравнительную характеристику на разных этапах подготовки. Кроме этого можно проследить динамику изменений индивидуальных и групповых показателей спортсменов.
Применялись следующие контрольные упражнения: бег на 20 м с ходу; бег на 60 м с н/с; бег на 300 м; прыжок в длину с места; тройной прыжок с места; десятерной прыжок с места.
3. В результате апробирования разработанных программ прыжковой подготовки избирательной направленности установлено, что оптимальными параметрами величины тренировочной нагрузки для легкоатлеток 12-13 лет являются методика использования прыжковых упражнений, описанная в 3 главе, и комплексы упражнений, используемые не реже 2 раз в неделю.
4. Проведён сравнительный эксперимент по эффективности использования прыжковых упражнений в учебно-тренировочном процессе юных бегуний на короткие дистанции.
Согласно данным, полученным в ходе эксперимента, установлено, что комплекс упражнений прыжковой подготовки избирательной направленности повышает эффективность занятий. И мы можем с уверенностью сказать, что применение данного комплекса эффективно в развитии скоростно-силовых качеств юных бегуний на короткие дистанции.
Реализация предложенного комплекса упражнений способствует росту уровня скоростно-силовых качеств, а также повышению физической работоспособности спортсменок, занимающихся бегом на короткие дистанции.
Сравнивая результаты контрольных испытаний по окончанию эксперимента, можно отметить существенный прирост показателей в экспериментальной группе. Это можно объяснить с позиции того, что бегуньи данного контингента в процессе специальной подготовки включали прыжки «взрывной» направленности, применяя плиометрический (ударный) метод выполнения упражнений. Для поступательного развития скоростных и скоростно-силовых качеств юных бегуний на короткие дистанции необходимо использовать в отдельном тренировочном занятии вариативный метод, что предусматривает оптимальное сочетание «ударных» прыжков и беговых упражнений. Закрепление «эффекта свежих следов», полученных за счет усилий при отталкивании, является перспективным методическим приемом в плане повышения скоростно-силовых качеств. Включение в тренировочный процесс на этапе специальной подготовке предлагаемые нами комплексы прыжковых упражнений и тактику их применения в отдельном занятии, которая предусматривает последовательность выполнения упражнений различной направленности и строгой дозировке в каждом подходе с обязательным контролем над интервалом отдыха между сериями, способствовало повышению результатов в «гладком» беге.
1. Алхасов Д.С. Методика обучения предмету «Физическая культура» в 2-х частях. Ч. 2. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2020. 441с.
2. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. М.: Либроком, 2014. 124 с.
3. Бугаев А.В. Инновационные пути подготовки юных легкоатлетов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. М.: ФГОУВПО, 2009. 62 с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
5. Верхошанский Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса // Теория и практика физической культуры, 2005. № 4. С. 2-13.
6. Врублевский Е.П. Научно-методические основы индивидуализации тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики: монография. Смоленск: Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, 2008. 340 с.
7. Годик М.А. Основы физической подготовки футболистов: монография. М.: «Спорт», 2017. 277 с.
8. Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуальные особенности юных спортсменов: учеб. пособие. Смоленск: ТО-Информ, 2013. 219 с.
9. Джалилов А.А., Меркурьев К.Л. Биомеханика двигательной деятельности: учебное пособие. Тольятти: ТГУ, 2019. 163 с.
10. Джалилов А.А., Назаренко Н.Н. Теория и методика обучения двигательным действиям: учебное пособие. Тольятти: ТГУ, 2016. 184 с.
11. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Теория и методика легкой атлетики. 7-е изд. М.: Академия, 2013. 464 с.
12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2011. 199 с.
13. Ильин М.А. Технология применения специально-подготовительных упражнений в спортивной тренировке юных бегунов на короткие дистанции: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04; Всерос. науч.-исследоват. ин-т физ. культуры. М., 2002. 174 c.
14. Иорданская Ф.А. Мужчина и женщина в спорте высших достижений (проблемы полового диморфизма) М.: Спорт, 2020. 272 с.
15. Ландырь А.П. Мониторинг частоты сердечных сокращений в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте. М.: Спорт, 2018. 154 с....31