Только Word
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПРЫГУНА В ВЫСОТУ И ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЫЖКА 6
1.1 Цели и задачи физического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы 6
1.2 Прыжковые упражнения в физическом воспитании детей и подростков 8
1.3 Прыжок в высоту 9
1.4 Развитие основных физических качеств прыгуна в высоту 10
1.4.1 Развитие силы и прыгучести 10
1.4.2 Развитие быстроты 12
1.4.3 Развитие ловкости 12
1.4.4 Развитие выносливости 14
1.5. Основы техники прыжка в высоту 14
1.5.1 Разбег 15
1.5.2 Отталкивание .17
1.5.3 Движения прыгуна в полете и приземление 18
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ 22
2.1 Упражнения для укрепления сводов стопы 22
2.2 Специальные упражнения прыгуна в высоту 23
2.2.1 Упражнения для развития силы 23
2.2.2 Статические упражнения с максимальным напряжением для развития силы мышц 24
2.2.3 Упражнения для развития быстроты 24
2.3 Разновидности прыжков в начальной школе 25
2.3.1 Прыжки на одной и двух ногах, на месте и в движении 25
2.3.2 Прыжки с ноги на ногу, или «многоскоки» 26
2.3.3 Прыжки через гимнастическую скамейку 27
2.4 Совершенствование прыжков в высоту в подвижных играх 29
2.4.1 Подвижные игры 29
2.4.2 Задания для прыжков в высоту 29
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ 39
3.1 Основы методики обучения прыжка в высоту 33
3.2 Основные ошибки 33
3.3 Последовательность обучения 35
3.4 Способ «перешагивание» в сочетании с организационно-методическими указаниями для учащихся V-ХI классов 38
3.5 Обучение прыжку в высоту способом «перешагивание» 42
3.6 Планирование программного материала по прыжкам в высоту с
разбега способом «Перешагивание» в IV—XI классах 44
ВЫВОДЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Актуальность. Прыжки в высоту и длину с разбега являются естественным и рациональным способом, при помощи которого преодолевают вертикальные и горизонтальные препятствия. Эти упражнения развивают мышцы поясничной области, спины, ног, рук и т.д. При преодолении планки, т.е. препятствия, прекрасно развиваются глазомер и мышечное чувство. Прыжок требует участие большого количества мышц при значительных нервных затратах, что делает его сильно воздействующим на организм человека физическим упражнением. С помощью прыжковых упражнений развивают скоростно-силовые качества, формируют прикладные навыки преодоления не только искусственных, но и естественных препятствий. Во многих исследованиях рассматривается, что прыжковые упражнения становятся двигательной основой для формирования умения отталкиваться вверх, вперед-вверх, необходимого для многих двигательных действий, в том числе входящих в содержание многих подвижных и спортивных игр. Вполне естественно, что такой эмоциональный вид физических упражнений, как прыжок в высоту из различных положений, занимает на уроках физической культуры важное место. Как видно из вышеизложенного, не вызывает сомнения целесообразность применения прыжковых упражнений на уроках физической культуры и их значимость для решения задач физического воспитания в средней общеобразовательной школе. Исходя из этого, создание научно и педагогически обоснованной методики использования прыжковых упражнений имеет большое значение. [1,2]
Цель выполнения педагогического исследования. На основе анализа научно-исследовательской и методической литературы педагогически обосновать и в рамках школьной программы методически показать использование средств и методов, для обучения преодолению вертикальных препятствий в процессе физического воспитания, с детьми школьного возраста.
Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1) На основе анализа научно-исследовательской и методической литературы педагогически обосновать технологию обучения преодолению вертикальных препятствий с детьми школьного возраста.
2) Методически показать использование школы специализированных прыжковых упражнений в физическом воспитании учащихся.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что использование специализированных заданий и школы прыжковых упражнений, для обучения и совершенствования техники преодоления вертикальных препятствий, позволит значительно повысить эффективность процесса обучения детей на уроках физической культуры в средней общеобразовательной школе.
Объектом исследования является процесс физического воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются средства и методы, используемые в процессе обучения по преодолению вертикальных препятствий на уроках физической культуры в школе.
Положение выносимое на защиту. Методика обучения преодолению вертикальных препятствий на уроках физической культуры в школе.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа общим объемом в 62 машинописные страницы, содержит введение, три главы включая 5 таблиц, выводы и список использованных источников.
Показано, что физическое воспитание в средней общеобразовательной школе является учебным предметом, формирующим у школьника жизненно необходимые знания, умения, навыки, развивающим двигательные способности. Одновременно в силу своей специфики оно оказывает оздоровительное, реабилитационное и рекреативное воздействие, способствует восстановлению умственной работоспособности учащихся, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности развивающегося организма в движении.
2) Педагогически обоснованы средства и методы направленные на обучение преодолению вертикальных препятствий (прыжок в высоту с разбега), на уроках легкой атлетике в школе, включая дополнительно: упражнения для укрепления силы мышц сводов стопы, упражнения для развития силы и быстроты мышц прыгуна. Рассмотрены разновидности прыжков в начальной школе. Приведены отдельные примеры использования подвижных игр.
3) Определены критерии качества учебно-воспитательного процесса, которые в значительной мере зависит от правильного планирования, где основными документами являются годовой план-график освоения программного материала и документы поурочного планирования, частично представленные в бакалаврской работе (поурочные планы, планы-конспекты уроков и т.д.).
4) Представлена методическая последовательность обучения преодолению вертикальных препятствий, используемая на уроках легкой атлетики, в рамках которой рассмотрены основы техники прыжка в высоту, подробно разобран простейший способ преодоления вертикальных препятствий – «Перешагивание», а так же вопрос примерного планирования программного материала в IV—XI классах.
1. Ашмарин Б.Т. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., 1978.
2. Богданова Г.П. Уроки физической культуры в средней школе. М.; Просвещение, 1987.
3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям М. 1985.
4. Братцев А.А. Физическая подготовка офицера. М.: Воениздат, 1975.
5. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта – Киев: Олимпийская литература, 2002. 294 с.
6. Должиков И.И. Планирование содержания уроков физической культуры, 1-11 классы //Физическая культура в школе. № 4. 1997.
7. Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. Краснодар, 2001.
8. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Издание 5-е. М., просвещение 2008.
9. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. М., 1999.
10. Легкая атлетика: Учеб. Для ин-тов физ. Культ. – Изд. 3-е, доп. и перераб. /Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина. М.: Физкультура и спорт, 1979. – 597 с., с ил.
11. Легкая атлетика. 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. Лутковского Е.М. и Филиппова А.А. М., "Физическая культура и спорт", 1977.
12. Легкая атлетика: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – 4-е изд. перераб. и доп. М.: ФиС, 1989.
13. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителей / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. М.: Просвещение, 1993.- 128 с.: ил.
14. Легкая атлетика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
15. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 272 с.. 50 ил....42