Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения развития мелкой моторики младших
школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии 8
1.1. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста... 8
1.2. Специфика внеурочной деятельности по пластилинографии 5
1.3. Педагогические условия развития мелкой моторики младших школьников
во внеурочной деятельности по пластилинографии 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению педагогических условий развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии 29
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики младших школьников. .. 29
2.2. Проведение серий занятий по пластилинографии во внеурочной
деятельности 34
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 43
Заключение
Список использованных источников 50
Приложения 55
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным
учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков,
направлена на достижение результатов освоения основной образовательной
программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что
и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Основной вклад в изучении теоретических основ развития мелкой моторики внесли М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия,
Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и т.д. Специфику выполнения изделий в технике пластилинография и обучения этому
школьников исследовали И. Н. Субочева, В. В. Цвынтарный, И. О. Шкицкая,
И. Н. Пясталова. Однако практические пути развития мелкой моторики во
внеурочной деятельности по пластилинографии недостаточно разработаны.
Это обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий развития мелкой моторики во внеурочной деятельности первого класса по пластилинографии.
Исходя из этого, была определена тема исследования «Педагогические
условия развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии».
Цель исследования – выявить педагогические условия развития мелкой
моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии и доказать их эффективность. Объект исследования – внеурочная деятельность по пластилинографии.
Предмет исследования – педагогические условия развития мелкой моторики младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии
будет реализовано, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- использование различных практических упражнений, направленных на
развитие мелкой моторики рук;
- личностное развитие (развитие творческой активности, самостоятельности, наблюдательности, фантазии);
- организация рефлексии ребенком выполненной работы.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать развитие мелкой моторики рук у детей младшего
школьного возраста.
2. Выявить специфику внеурочной деятельности по пластилинографии.
3. Рассмотреть педагогические условия развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии.
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по изучению педагогических условий развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии.
Методы исследования: творческий анализ психолого-педагогической и
методической литературы, опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, направленные на развитие мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии, могут быть использованы учителями начальных классов для развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии.
База исследования: Новочемровская СОШ – филиал МКОУ Мирной
СОШ
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно – практическая конференция молодых ученых,
студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г.
Бийск). Имеется публикация в сборнике конференции «Педагогические условия развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии» 2018г.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы
и приложения.
Во введении определена актуальность, проблема, объект, предмет, цели,
задачи, методы исследования. Описана база, результат и структура исследования.
В первой главе нами проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Охарактеризован процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста, раскрыта специфика внеурочной деятельности по пластилинографии, выявлены педагогические условия развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии.
Во второй главе организована и реализована опытно-экспериментальная
работа по изучению педагогических условий развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии. В заключении подведены итоги исследования.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – дошкольный и младший школьный возраст, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в
этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Тренировка тонких движений пальцев рук необходима для общего развития ребенка. Пластилинография является эффективным средством развития
мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности
Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опытноэкспериментальной работы по исследованию уровня развития мелкой моторики рук младших школьников позволяет сделать вывод об актуальности проведенного исследования и оценить перспективы дальнейшей разработки темы.
В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи.
В ходе опытно–экспериментальной работы была подтверждена выдвинутая нами гипотеза: выявлена и экспериментально доказана эффективность
педагогических условий, необходимых для развития мелкой моторики младших школьников во внеурочной деятельности по пластилинографии:
- использование различных видов деятельности, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- использование специальных упражнений, направленных на развитие
мелкой моторики рук;
- осуществление контроля и коррекции процесса ручного труда, осуществляемого ребенком.
В ходе опытно–экспериментальной работы нами проведена серия занятий, направленная на повышение уровня развития моторики младших школьников.
Дети познакомились с техникой пластилинографии, средствами выразительности. Ряд занятий был посвящен плоскостному изображению. В процессе практической деятельности дети выполняли коллективную композиционную
картину, лепную картину с целью закрепления композиционных навыков.
Таким образом, пластилинография – это новейшая техника изобразительного искусства, благодаря которой рисунок получается немного объемным и выпуклым.
Пластилинография как средство развития мелкой моторики детских рук
незаменима, она координирует движения пальчиков, развивает зрение, позволяет раскрыть творческий потенциал.
Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]: монография / В.И. Андреева // – Казань. Изд-во КГУ,
2013 . – 238 с.
2. Архипова, О. В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст]: монография / О. В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание,
2013. – № 12. – с. 19-21.
3. Баженова, Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" [Текст]: монография / Е. В. Баженова
// Дополнительное образование и воспитание, 2013. – № 4. – с. 10-16.
4. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография.
[Текст]: монография / В. А. Беликов // – М.: Академия Естествознания, 2010.
– 310 с.
5. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды [Текст]: монография / Н.А. Бернштейн // под ред.
В.П. Зиненко. 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2014. – 688.
6. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст]: монография /
Н.А. Бернштейн. М.: Институт практической психологии. – Воронеж:
НПО «МОДЕК», 2011. – 218 с.
7. Внеурочная деятельность по предмету [Электронный ресурс] /
И.Р. Иваницкий. Режим доступа: http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html
(Дата обращения: 21.02.2018).
8. Выгонов, В.В. Технология, поделки из разных материалов, 1–4
класс [Текст]: монография / В. В. Выгонов //, 2012. – 219 с.
9. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво
рисовать [Текст]: монография / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова. –
Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.46
10. Давыдова, Г.Н. Пластилинография для ребенка [Текст]: монография / Г. Н. Давыдова – Скрипторий, 2012. –48 с.
11. Дорожков, А. А. Создание единого Учительно-развивающего пространства: принципы, условия, механизмы [Текст]: монография / А. А. Дорожков // Воспитание и дополнительное образование, 2013. – № 1. – с. 10-14.
12. Дробот, А. Н. Система дополнительного образования для детей и
подростков [Текст]: монография / А. Н. Дробот // Народное образование, 2014.
– № 3. – с. 222-229.
13. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст]: монография / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 2007. – №1. С. 29-32.
14. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст]: монография / Н. Ипполитова // General and
Professional Education, 2012. №1.С. 8-14.
15. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций
мозга ребенка [Текст]: монография / М. М. Кольцова – М.: Педагогика, 2013. –
144 с.
16. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]: монография / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург: УФактория, 2012. – 224 с.
17. Косенкова, Е. Ю. Инструментально-диагностическое обеспечение
внеурочной деятельности. Обзор итогов областного тематического круглого
стола [Текст]: монография / Е. Ю. Косенкова // Воспитание и дополнительное
образование, 2012. – № 4. – с. 52-55.
18. Крыпникова, М. П. Новое качество внеурочной образовательной
деятельности: опыт организации пластинографии [Текст]: монография / М. П.
Крыпникова // Воспитание и дополнительное образование, 2013. – № 2. – С.
25-30.
19. Косов, Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников
[Текст]:монография / Б.Б.Косов. – СПб.: Кристалл, 2009. – 130 с.47
20. Куприянов, Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст]: монография / Б. В. Куприянов //
Народное образование, 2012. – № 5. – С. 59-62.
21. Любишина, Т.Н. Внеурочная деятельность первоклассников
[Текст]: монография / Т. Н. Любишина // Дополнительное образование и воспитание, 2013. – № 7. – С. 23-26.
22. Марютина, Т.М. Психофизиология [Текст]: учебное пособие /
Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев. – М.: УРАО, 2008. 319 с.
23. Методика психомоторной практики [Текст]: монография /
Н.Я. Большуновой, сост. Е.И. Карандашева. – Бердск: Пеликан, 2008. – 226 с.
24. Методические советы по организации внеурочной деятельности
учащихся начальных классов [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.openclass.ru/pages/221595 (Дата обращения 07.03.2018).
25. Мухомедеева, Е. Ф. Серия занятий внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст]: монография / Е. Ф. Мухомедова // Воспитание
и дополнительное образование, 2014. – № 1. – С. 8-15.
26. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст]: монография / А. Я. Найн // Педагогика, 2015. №5. С. 44-49.
27. Никандров, В.В. Психомоторика [Текст]: учебное пособие /
В.В. Никандров. – СПб.: Речь, 2014. – 209 с.
28. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования [Текст]: монография / Е.С. Полат. – М.: Издательский центр
«Академия», 2012. – 224 с.
29. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека [Текст]:
монография / В.П. Озеров. – Дубна: Феникс, 2012. – 320 с.
30. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений [Текст]: монография /
И.П. Павлов. – Санкт–Петербург: Питер, 2010. 402 с.
31. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст]:
монография / Е. Плутаева, П.Лосев // Дошкольное воспитание, 2015. –№ 5. –
с. 28-35.48
32. Попова, И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях
реализации ФГОС [Текст]: монография / И. Н. Попова // Народное образование, 2013. – № 1. – с. 219-226.
33. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии
школьников [Текст]: монография / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина //
Начальная школа. 2015. – № 1. – с. 60-64.
34. Пясталова, И. Н. Использование нетрадиционных технологий во
внеурочной деятельности [Текст]: монография / И. Н. Пясталова // Дополнительное образование и воспитание, 2012. – № 6. – С. 14-16.
35. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 [Текст]: монография /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч, 2013.– №3. –
с.100-109.
36. Румянцева, Е. Аппликация. Простые поделки [Текст]: монография
/ Е. Румянцева – М.: Айрис–пресс, 2013. – 210 с.
37. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся [Текст]: монография / С.И. Сабельникова // Управление начальной
школой, 2014. – №3. – с.4-22.
38. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной
деятельности учащихся начальных классов [Текст]: монография /
Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы, 2011.– №6 . – С.36-48.
39. Стефановская, Т.А. Учительная система школы: теоретический
минимум [Текст]: монография / Сост. Т.А. Стефановская. – Иркутск, 2013. –
201 с.
40. Субочева, И.Н. Новые формы Учительской работы в школе
[Текст]: монография / И. Н. Субочева // Справочник заместителя директора
школы, 2016. – № 5. – С. 39-55
41. Тигунцева, Г.Н. Формы Учительской работы в начальной школе
[Текст]: монография / Г.Н. Тигунцева, И. В. Федосова. – М.: Академия, 2014.
– 174 с.49
42. Титов, В. А. Психофизиология. Конспект лекций [Текст]: монография / В. А. Титов. – М.: Академия, 2013. 217 с.
43. Удалова, Т. А. Работа с детьми разных образовательных потребностей [Текст]: монография / Т. А. Удалова // Дополнительное образование и
воспитание, 2014. – № 8. – С. 19-21.
44. Хрестоматия по психологии [Текст]: пособие для студ. пед. инст.
/ Под ред. А. В. Петровского; сост. В. В. Мироненко. – 2-е изд., доп. и перераб.
– М.: Просвещение, 2007. – 304 с.
45. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]:
монография / В.В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 2011. – 16 с.
46. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности
школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий [Электронный ресурс] / О. Л. Аксенов. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/ (Дата обращения: 26.03.2018).
47. Цукерман, Г.А, Введение в школьную жизнь [Текст]: монография
/ Г.А. Цукерман. – М.: Пеленг, 2010. – 341 с.
48. Шкицкая, И.О. Аппликация из пластилина [Текст]: монография /
И. О. Шкицкая.– Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 87 с.
49. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной
деятельности [Текст]: монография / Л.В. Шмалькова // Управление начальной
школой, 2011. – №12.-с. 5-12.
50. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст]: монография /
Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2010. – 178 с.
51. Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст]: монография / И. Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание,