Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты учебной мотивации 6
1.1. Содержание и сущность понятия «учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста» 6
1.2. Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного
возраста 15
Вывод по главе 1 25
Глава II Эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 25
2.1. Критерии и показатели учебной мотивации 21
2.1.1. Диагностика развития учебной мотивации у детей младшего школьного
возраста 28
2.2. Рекомендации по развитию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 33
Вывод по главе II 38
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Приложение А 44
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и, является одним из основных понятий ,которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание деятельности, характерных для Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности ,но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда . проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методическом, теоретическом и в практическом отношении.
В самом определении мотивации существуют концепции, которые различаются терминологическими установками. Для Д.Н. Узнадзе мотивация - это «период, предшествующий волевому акту» . С.Л. Рубинштейн рассматривал мотивацию , как «детерминацию, реализующуюся через психику». По его мнению, мотивация - это «опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» .
А.Н. Леонтьев считает, что «мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А также он выделяет две функции мотивов: функции побуждения и смыслообразования. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, (положительные или отрицательные) - порой остро эмоциональные, аффективные, лишенных смыслообразующие функции. Это мотивы стимулы».
По определению Лускановой Н.Г., мотивация учения - это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения , психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения ,эмоции, которые ученик переживает в процессе учения , умения учиться .
Тем не менее в настоящие время не существует абсолютно четких и применимых в практике обучения рекомендаций относительно развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Противоречие между теоретическими разработками и недостаточной практической разработанностью обусловлен выбор темы нашего исследования: особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание и сущность учебной мотивации.
2. Описать сущность и содержание понятия учебная мотивация.
3. Провести эмпирическое исследование: выявить критерии и показатели учебной мотивации; провести диагностику учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать рекомендации, направленные на развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенностями развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста является позитивное отношение к процессу учения, наличие позитивного настроения, успешной учебной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ;
Эмпирический метод исследования: тестирование.
Методы обработки данных: количественный и качественный,
Статистический метод обработка результатов исследования.
База эмпирического исследования: МБОУ СОШ №10, учащиеся 3- егокласса в количестве10 человек.
Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучаемой проблемы. Вопрос особенности учебной мотивация является широко изученным как в зарубежной, так и в отечественной педагогике и психологии. Были раскрыты содержание таких понятий как мотив, мотивация, учебная мотивация, школьная мотивация. Во многих работах эти понятия используются как синонимы.
Мотивация рассматривается как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка). В эмпирической главе представлены результаты проведенных методик: - опросник «Оценка школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.), при котором выявлено, что у 40% очень высокий уровень школьной мотивации. Средний уровень мотивации имеет 40% детей. Дети с низким уровнем мотивации составляют 0% .
Таким образом наша гипотеза подтвердилась, что особенностями развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста является позитивное к процессу учение, наличие позитивного настроения, успешной учебной деятельности.
1) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2.М.,1968. С.448
2) Леонтьев А.Н. Деятельность. Состояние. Личность. М.,1975.С.204
3) Лусканова А.Н. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. В сб.: Здоровье, развитие, личность. М.: Медицина, 1990
4) Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. - М.: 1984. - 103 с.
5) Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.с48
6) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2.М.,1968. С.111
7) Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н.Лентьев - М.: Педагогика, 2015.-190с.
8) Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]
/ Л.И.Божович. - СПБ.: Питер, 2008. - 53 с. - (Мастера психологии)
9) Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 6-20
10) Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. Книга для учителя/ А.К. Маркова, Г.А. Матист, Л.Б. Орлов - М.: Просвещение. - 2000. - 125 с.
11) Лусканова, Н.Г. Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов / Н.Г. Лусканова // Психологическая газета. - 2001. - №9. - C. 8-9.
12) Кулагина, И.Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте// Психологическая наука и образование. - М.: - 2011. - №2. - С. 102 109.
13) Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: сборник/ А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева, 2009. - 423 с.
14) Гордеева, Т.О. Внутренняя и внешняя учебной мотивации академически успешных школьников/ Т. О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вест.Моск, ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2011. - №3 - С. 33-45
15) Гордеева, Т.О. Внутренняя и внешняя учебной мотивации академически успешных школьников/ Т. О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вест.Моск, ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2011. - №3 - С. 33-45
... всего 32 источников