Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты учебной мотивации 6
1.1. Содержание и сущность понятия «учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста» 6
1.2. Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного
возраста 15
Вывод по главе 1 25
Глава II Эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 25
2.1. Критерии и показатели учебной мотивации 21
2.1.1. Диагностика развития учебной мотивации у детей младшего школьного
возраста 28
2.2. Рекомендации по развитию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 33
Вывод по главе II 38
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Приложение А 44
Глава I. Теоретические аспекты учебной мотивации 6
1.1. Содержание и сущность понятия «учебной мотивации у детей младшего
школьного возраста» 6
1.2. Особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного
возраста 15
Вывод по главе 1 25
Глава II Эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 25
2.1. Критерии и показатели учебной мотивации 21
2.1.1. Диагностика развития учебной мотивации у детей младшего школьного
возраста 28
2.2. Рекомендации по развитию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 33
Вывод по главе II 38
Заключение 39
Список используемой литературы 40
Приложение А 44
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и, является одним из основных понятий ,которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание деятельности, характерных для Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности ,но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда . проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методическом, теоретическом и в практическом отношении.
В самом определении мотивации существуют концепции, которые различаются терминологическими установками. Для Д.Н. Узнадзе мотивация - это «период, предшествующий волевому акту» . С.Л. Рубинштейн рассматривал мотивацию , как «детерминацию, реализующуюся через психику». По его мнению, мотивация - это «опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» .
А.Н. Леонтьев считает, что «мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А также он выделяет две функции мотивов: функции побуждения и смыслообразования. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, (положительные или отрицательные) - порой остро эмоциональные, аффективные, лишенных смыслообразующие функции. Это мотивы стимулы».
По определению Лускановой Н.Г., мотивация учения - это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения , психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения ,эмоции, которые ученик переживает в процессе учения , умения учиться .
Тем не менее в настоящие время не существует абсолютно четких и применимых в практике обучения рекомендаций относительно развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Противоречие между теоретическими разработками и недостаточной практической разработанностью обусловлен выбор темы нашего исследования: особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание и сущность учебной мотивации.
2. Описать сущность и содержание понятия учебная мотивация.
3. Провести эмпирическое исследование: выявить критерии и показатели учебной мотивации; провести диагностику учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать рекомендации, направленные на развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенностями развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста является позитивное отношение к процессу учения, наличие позитивного настроения, успешной учебной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ;
Эмпирический метод исследования: тестирование.
Методы обработки данных: количественный и качественный,
Статистический метод обработка результатов исследования.
База эмпирического исследования: МБОУ СОШ №10, учащиеся 3- егокласса в количестве10 человек.
В самом определении мотивации существуют концепции, которые различаются терминологическими установками. Для Д.Н. Узнадзе мотивация - это «период, предшествующий волевому акту» . С.Л. Рубинштейн рассматривал мотивацию , как «детерминацию, реализующуюся через психику». По его мнению, мотивация - это «опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» .
А.Н. Леонтьев считает, что «мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности». А также он выделяет две функции мотивов: функции побуждения и смыслообразования. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, (положительные или отрицательные) - порой остро эмоциональные, аффективные, лишенных смыслообразующие функции. Это мотивы стимулы».
По определению Лускановой Н.Г., мотивация учения - это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Исследуя мотивацию учения , психологи и педагоги должны установить мотивы и цели учения ,эмоции, которые ученик переживает в процессе учения , умения учиться .
Тем не менее в настоящие время не существует абсолютно четких и применимых в практике обучения рекомендаций относительно развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Противоречие между теоретическими разработками и недостаточной практической разработанностью обусловлен выбор темы нашего исследования: особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание и сущность учебной мотивации.
2. Описать сущность и содержание понятия учебная мотивация.
3. Провести эмпирическое исследование: выявить критерии и показатели учебной мотивации; провести диагностику учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать рекомендации, направленные на развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенностями развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста является позитивное отношение к процессу учения, наличие позитивного настроения, успешной учебной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ;
Эмпирический метод исследования: тестирование.
Методы обработки данных: количественный и качественный,
Статистический метод обработка результатов исследования.
База эмпирического исследования: МБОУ СОШ №10, учащиеся 3- егокласса в количестве10 человек.
Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучаемой проблемы. Вопрос особенности учебной мотивация является широко изученным как в зарубежной, так и в отечественной педагогике и психологии. Были раскрыты содержание таких понятий как мотив, мотивация, учебная мотивация, школьная мотивация. Во многих работах эти понятия используются как синонимы.
Мотивация рассматривается как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка). В эмпирической главе представлены результаты проведенных методик: - опросник «Оценка школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.), при котором выявлено, что у 40% очень высокий уровень школьной мотивации. Средний уровень мотивации имеет 40% детей. Дети с низким уровнем мотивации составляют 0% .
Таким образом наша гипотеза подтвердилась, что особенностями развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста является позитивное к процессу учение, наличие позитивного настроения, успешной учебной деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа для дальнейшего учения школьника и зачастую от желания учителя в начальной школе зависит и стремление к учению в средних и старших классах.
В первой главе рассмотрены теоретические основы изучаемой проблемы. Вопрос особенности учебной мотивация является широко изученным как в зарубежной, так и в отечественной педагогике и психологии. Были раскрыты содержание таких понятий как мотив, мотивация, учебная мотивация, школьная мотивация. Во многих работах эти понятия используются как синонимы.
Мотивация рассматривается как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка). В эмпирической главе представлены результаты проведенных методик: - опросник «Оценка школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.), при котором выявлено, что у 40% очень высокий уровень школьной мотивации. Средний уровень мотивации имеет 40% детей. Дети с низким уровнем мотивации составляют 0% .
Таким образом наша гипотеза подтвердилась, что особенностями развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста является позитивное к процессу учение, наличие позитивного настроения, успешной учебной деятельности.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Создание психологических условий для развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства (Читинский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Коррекция и развитие учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025





