Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РЕЦЕПЦИИ МИФА ОБ ОРФЕЕ И ЭВРИДИКЕ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 20-50-х гг. ХХ в. (ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)

Работа №148706

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Миф об Орфее и Эвридике: варианты рецепции в культуре 20-50-х г. ХХ в.
1.1. Миф: понятие, его рецепции и актуальность в литературе первой половины
XX века 6
1.2. Образы Орфея и Эвридике в культуре: живопись, музыка, литература 10
Глава 2. Миф об Орфее и Эвридике как модель сюжета в западноевропейской драматургии 20-50-х гг. ХХ в. (Ж. Кокто «Орфей», Ж. Ануй «Эвридика», Т. Уильямс «Орфей спускается в ад»)
2.1. Конфликт, особенности мифа 18
2.2. Организации сюжета: фабульный и психологический планы 23
2.3. Система образов: главные и «сопутствующие» персонажи, их функция,
семантика 25
2.4. Особенности хронотопа 28
Заключение 32
Библиографический список 36
Приложение 1 40
Приложение 2 43
Приложение 3 44
Приложение 4 45

Центральное внимание данного исследования определяется изучением западноевропейской драматургии, а именно - рецепции мифа об Орфее и Эвридике.
Рецепция - «обращение к признанному классическому наследию с целью культурного освоения, восприятия» [Левакин, 2012, с. 308].
Тема выпускной квалификационной работы формулируется как «Особенности рецепции мифа об Орфее и Эвридике в западноевропейской драматургии 20-50-х гг. XX века (литературоведческий и методический аспекты)».
Стоит отметить, что все историческое содержание интересующей нас мифопоэтики было информативным и прошло значительный путь развития. По сути, с появлением мифического эпоса как народного жанра литературы нормы формирования анализа мифов стали рассматриваться благодаря работам таких исследователей, как: Т.А. Алинян [2005], Е.М. Мелетинский [2012], А.Ф. Косарев [2000], С.П. Батракова [2002], А.А. Асоян [2015] и др.
На рубеже Х1Х-ХХ веков, когда поднимается новая волна интереса к древним мифам и наступает «возрождение» мифологии, охватывающее различные стороны европейской культуры, целый ряд зарубежных ученых конца Х1Х-начала XX века - Э. Роде, Э. Маас, О. Керн, К. Роберт - пытаются с позиций современной науки разрешить различные проблемы мифа об Орфее и Эвридике.
Таким образом, актуальность темы и проблематика данного исследования мотивируется, во-первых, необходимостью системного рассмотрения мифопоэтики с выделением ключевых особенностей рецепции мифа об Орфее и Эвридике в западноевропейской драматургии 20-50-х гг. XX века. Во-вторых, поддерживается общим интересом литературоведческой науки, в частности, к совершенствованию и апробации её идей в методологии.
Научная новизна работы определена спецификой выбранного материала и заключается в том, что, прежде всего, представляя творчество западноевропейской драматургии 20-50-х гг. XX века (Ж. Кокто «Орфей», Т. Уильямс «Орфей спускается в ад», Ж. Ануй «Эвридика»), необходимо считать его явлением уникальным. Поэтому важно выделить, в каких литературных контекстах формируются и каким образом складываются особенности рецепции мифа об Орфее и Эвридике.
Объектом научного исследования является сюжет мифа об Орфее и Эвридике. Предмет исследования - варианты рецепции мифа об Орфее и Эвридике в западноевропейской драматургии 20-50-х гг. XX века Цель - выявить ключевые особенности рецепции мифа об Орфее и Эвридике в западноевропейской драматургии 20-50- гг. XX в.
Задачи:
1. Рассмотреть основные определения понятия «миф».
2. Изучить образы Орфея и Эвридики в культуре через призму живописи, музыки, литературы.
3. Выявить рецепции и актуальность мифа об Орфее и Эвридике в литературе XX в.
4. Раскрыть организации сюжетных линий: фабульный и психологический планы в выбранных нами произведениях.
5. Определить роли и функции главных и сопутствующих персонажей в выбранных пьесах.
В роли главных методов и аналитических подходов исследования нами применены аналитико-описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод и компаративный.
Теоретической базой работы послужили фундаментальные труды в области литературоведения и основополагающие исследования по поэтике художественного творчества, в частности, работы зарубежных исследователей, таких как Э. Маас (монография «Орфей» [1895]), О. Керн (исследовательские работы «Орфей» [1920] и «Орфические фрагменты» [1922]), а также исследования русских лингвистов и литературоведов, например, Т.М. Геворкян (статья «Случай Эвридики» [2015]), Л. Бугаева (статья «Мифопоэтика сюжета о спуске Орфея в ад» [1999]) и др.
Практическое применение данного исследования может быть использовано в теоретических и практических студенческих курсах по литературоведению, в теоретических и практических школьных курсах по литературе, а также в общем исследовании мифопоэтики.
Структура работы обусловлена сформулированными целью и задачами, включает в себя введение, две главы (Глава 1. Миф об Орфее и Эвридике: варианты рецепции в культуре 20 - 50 г. ХХ в. Глава 2. Миф об Орфее и Эвридике как модель сюжета в западноевропейской драматургии 20 - 50 г. ХХ в. (Ж. Кокто «Орфей», Ж. Ануй «Эвридика», Т. Уильямс «Орфей спускается в ад»). заключение, библиографический список и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования мифа об Орфее и Эвридике, в частности, варианты рецепции в культуре, констатируем тот факт, что интерпретации понятия «мифа», а также его рецепции и актуальность в литературе XX века весьма многогранны. Объясняется это тем, что литература XX века располагает своим собственным мировоззрением, в бесспорном соответствии с которым отмечается довольно высокая валентность данного сюжета.
Исследование рецепций мифа актуально практически во всех областях культуры, потому что через нее приходилось формирование ряда форм сознания человека, а именно - этика, философия, вероисповедание, искусство и, разумеется, интересующий нас пункт - литература. Перечисленные формы социального сознания человека окружаются истоками глубокого прошлого [Дьяконов, 1990, с. 198].
Именно поэтому, в соответствии с многополярностью рецепций мифа, в которых раскрываются образы героев, лежащих в основе мифа, существенным является проявление следующих проблематик:
• любви, верности;
• значение искусства в жизни человека и природы;
• философии;
• сакральная проблематика мифа;
• социальная;
• жизни и смерти.
Исходя из высказанного, отмечаем, что актуальность мифа в литературе XX века соприкасается с социокультурной событийной ситуацией, проявляющей неизменность конструктивных (структурных) составляющих мифа (т.е. основа мифа - история, событие, какое-либо явление и т.д.), что 32
предоставляет вероятность отношения мифа ко всем сферам культурной деятельности человека.
Итак, рассматриваемые нами образы Орфея и Эвридики в культуре определяются реализацией в следующих аспектах:
• Живопись (см. Приложение 1) - сюжетные фрагменты мифа эксплуатировались художниками, начиная с античности. До нас дошли как фрагменты керамики, так и полностью сохранившиеся предметы, на которых изображена смерть Орфея, а также сошествие в Аид за Эвридикой. Популярен рельеф с изображением Орфея и Эвридики, хранящийся в Национальном музее Неаполя, а также ряд произведений античной живописи, которые позволяют говорить об Орфее как прообразе Иисуса Христа.
• Музыка (см. Приложение 2) - миф об Орфее и Эвридике был актуален для музыкантов и композиторов на протяжении всей жизни человечества. Образы Орфея и Эвридики в музыке раскрываются
в сочинениях древнегреческих поэтов, которые сочиняли не только стихотворения, но и музыкальные произведения для инструментального сопровождения декламации. Стоит отметить оживленную, преисполненную фантастическими мелодиями, оперу Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей и Эвридика" (1762). Отметим, что в России с начала XIX века и до нашего времени Орфей показывался на сцене в главном проявлении в опере Глюка.
• Литература (см. Приложение 3) - в литературе миф об Орфее и Эвридике был актуален в разные времена, начиная с античности до сегодняшнего времени. К мифу обращались как зарубежные, так и русские авторы, которые включали в свои произведения сюжет мифа, образы главных героев.
Таким образом, в результате рассмотрения мифа об Орфее и Эвридике как вариантов рецепций в культуре, отмечаем широкое употребление образов заглавных героев в живописи, музыке и литературе. Кроме того, подчеркнем вариативность данного сюжета, и, будучи обширно представленным в литературе, миф остается популярен даже на сегодняшний день.
...


1. Акопян К.3. XX век в контексте искусства (История болезни как повод для размышлений). - М.: Академ, проект: РИК, 2005. - 336 с.
2. Антонян Ю.М. Миф и вечность. - М.: Логос, 2001. - 464 с.
3. Ануй Ж.Ж. «Эвридика». - М.: АСТ, 2011. - 102 с.
4. Асоян А.А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике. СПб.: Алтейя, 2015. - 136 с.
5. Апинян Т.А. Мифология: теория и событие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун­та, 2005. - 281 с.
6. Ареалов В.Г. Западное искусствознание XX века. — М.: Академ, проект; Традиция, 2005. - 864 с.
7. Ареалов В.Г. Западное искусствознание XX века. — М.: Академ, проект; Традиция, 2005. - 864 с.
8. Асоян А.А. К семиотике орфического мифа в русской поэзии (И. Анненский, О. Мандельштам, А. Ахматова) // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 4: Судьба культуры и образы культуры в поэзии XX века. Под ред. Т. Л. Рыбальченко. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. - С. 16 - 24.
9. Батракова С. П. Искусство и миф:Из истории живописи XX века. - М.: Наука, 2002. - 215 с.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
11. Бугаева Л. Мифопоэтика сюжета об Орфее и Эвридике в культуре первой половины XX века // Мифология и повседневность. Вып.2ой. Материалы научной конференции 24-26 февраля 1999 года. - СПб.: Алетейя, 1999. С. 485 - 507.
12. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего ближнего востока. - М: Наука, 1986. - 208 с.
13. Воеводина Jl. Н. Мифология и культура. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. - 384 с.
14. Вундт В. Миф религия. - СПб., 1912. - 416 с.
15. Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты
психологической истории развития человечества. - СПб., 1913. - 309 с.
... всего 47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ