ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У РАЗНОВОЗРАСТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ,ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава1. Теоретические основы изучения возраста, как фактора в родительском отношении лиц, воспитывающих детей младшего школьного возраста 5
1.1. Сущность понятий «родительство» и «родительское отношение» 5
1.2. Родительское отношение у родителей, имеющих детей младшего
школьного возраста 20
1.3. Влияние возраста родителей на их отношение к собственному ребенку 23
1.4. Подходы к организации практической деятельности в сопровождении
семьи, воспитывающих детей младшего школьного возраста 31
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению возраста, как фактора в родительском отношении лиц, воспитывающих детей младшего школьного возраста 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Результаты диагностического исследования родительского отношения к
младшим школьникам 43
2.3. Рекомендации по совершенствованию семейного воспитания в полных
семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста 55
Выводы по Главе 2 60
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение А 70
Приложение Б 79
Глава1. Теоретические основы изучения возраста, как фактора в родительском отношении лиц, воспитывающих детей младшего школьного возраста 5
1.1. Сущность понятий «родительство» и «родительское отношение» 5
1.2. Родительское отношение у родителей, имеющих детей младшего
школьного возраста 20
1.3. Влияние возраста родителей на их отношение к собственному ребенку 23
1.4. Подходы к организации практической деятельности в сопровождении
семьи, воспитывающих детей младшего школьного возраста 31
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению возраста, как фактора в родительском отношении лиц, воспитывающих детей младшего школьного возраста 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Результаты диагностического исследования родительского отношения к
младшим школьникам 43
2.3. Рекомендации по совершенствованию семейного воспитания в полных
семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста 55
Выводы по Главе 2 60
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение А 70
Приложение Б 79
Актуальность. Данная исследовательская работа направлена на изучение возраста родителей, воспитывающих детей младшего школьного возраста, и его влияние на родительское отношение. Обозначенная проблема является на наш взгляд актуальной, поскольку в настоящее время родителями младших школьников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых родителей (люди до 30 лет), однако и 35-45 летние родители тоже не редкость. Не редко именно возраст родителей играет значимую роль в родительских отношениях. На родительское отношение педагогическими методами воздействовать крайне проблематично, однако если существует взаимозависимость между указанными психологическими категориями, то возможна корректировка: помогая родителю осознать и изменить его родительское отношение, с помощью проведения индивидуальных консультаций и составления методических рекомендаций возможна корректировка родительского отношения отношений.
Цель исследования: исследовать возрастной аспект родительского отношения с младшими школьниками.
Объект исследования: родительское отношение у лиц, воспитывающих детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возрастные особенности родителей, влияющие на родительское отношение к младшему школьнику.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «родительство», «родительское отношение», в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения родительского отношения у лиц, воспитывающих детей младшего школьного возраста.
3. Провести диагностическое исследование в полных семьях воспитывающих ребенка младшего школьного возраста.
4. Осуществить статистическую обработку данных диагностического исследования.
5. Разработать программу коррекционных занятий с родителями, направленную на формирование эффективного родительско-детского взаимодействия с младшими школьниками.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что возраст родителей влияет на родительское отношение с детьми младшего школьного возраста. Отношения молодых родителей с детьми младшего школьного возраста обладают следующими особенностями: у этих родителей в отношении к ребенку «Отвержение», «Симбиоз», «Инфантилизация» и гипоопека. Отношениям возрастных родителей с детьми младшего школьного возраста присущи следующие особенности: у этих родителей в отношении к ребенку «Гиперсоциализация» и гиперопека.
Базой для исследования послужило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 141» Советского района города Красноярска.
В исследовании принимали участие 25 полных семей, среди них родители 13-ти учащихся 1«А» и родители 12-ти учащихся 1«В» классов. Среди них: 15 возрастных родителей( после 40 лет);17 родителей среднего возраста( 26-40 лет) и 16 «молодых» родителей (до 25 лет)
Цель исследования: исследовать возрастной аспект родительского отношения с младшими школьниками.
Объект исследования: родительское отношение у лиц, воспитывающих детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возрастные особенности родителей, влияющие на родительское отношение к младшему школьнику.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «родительство», «родительское отношение», в психолого-педагогической литературе.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения родительского отношения у лиц, воспитывающих детей младшего школьного возраста.
3. Провести диагностическое исследование в полных семьях воспитывающих ребенка младшего школьного возраста.
4. Осуществить статистическую обработку данных диагностического исследования.
5. Разработать программу коррекционных занятий с родителями, направленную на формирование эффективного родительско-детского взаимодействия с младшими школьниками.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что возраст родителей влияет на родительское отношение с детьми младшего школьного возраста. Отношения молодых родителей с детьми младшего школьного возраста обладают следующими особенностями: у этих родителей в отношении к ребенку «Отвержение», «Симбиоз», «Инфантилизация» и гипоопека. Отношениям возрастных родителей с детьми младшего школьного возраста присущи следующие особенности: у этих родителей в отношении к ребенку «Гиперсоциализация» и гиперопека.
Базой для исследования послужило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 141» Советского района города Красноярска.
В исследовании принимали участие 25 полных семей, среди них родители 13-ти учащихся 1«А» и родители 12-ти учащихся 1«В» классов. Среди них: 15 возрастных родителей( после 40 лет);17 родителей среднего возраста( 26-40 лет) и 16 «молодых» родителей (до 25 лет)
Проблеме родительства и родительского отношения в настоящее время уделяется все больше внимания и связано это, прежде всего с изменениями, происходящими в обществе, меняющимися требованиями и разрабатываемыми и внедряемыми нормативными актами. Семейное воспитание выходят на первый план, как носитель традиционных ценностей.
Само понятие «родительство» встречается в работах многих исследователей, педагогов, среди которых Г.Г.Филиппова, И.с.Кон,
В.Н.Дружинина, В.Д. Москаленко, Т.Е.Шапошникова и др. Они определяют задачи родительства, заключающиеся в сохранении здоровья и жизни ребенка; материальном обеспечении; проведении совместного досуга, времяпрепровождении посредством общения; предупреждение развития пагубных привычек у детей, создании доверительной обстановки в семье; умении оказать поддержку и защиту в сложных ситуациях; собственным примером учить ребенка стойкости и упорству, формировании трудолюбия и любви к учебе.
Вопросами родительских отношений и выделения стилей родительского отношения занимались в разное время такие исследователи, как А.Л. Венгер, А. Адлер, Д.М. Болдуин, Д.Баумринд, Э.Маккоби, Д. Мартин, Д. Элдер, Л.Г. Саготовской, А.П. Петровский, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, Е.Т. Столин, В.В. Столин, А.А, Варга, А.С.Спиваковская.
Нам наиболее близки воззрения В.В. Столина, А.Я. Варга, которые определяли родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Исследователи выделяли пять шкал в диагностике родительского отношения: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
Решение данных задач имеет свои особенности, и одной из таких особенностей является возраст родителей и их позиции в воспитании. И в данном случае приходится учитывать и возрастные особенности взрослого человека и условия его жизни, образ жизни и стиль работы. Все это в конечном случае и ведет к определению такого понятие как «родительство» с учетом всех внутренних и внешних факторов.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический, направленный на изучения родительского отношения к младшему школьнику.
В данной работе были проведены следующие методики: для исследования родительского отношения к детям, мы воспользовались «Опросником родительского отношения» Варга Я.А и Столина В.В, который отражает рациональный, эмоциональный и поведенческие компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам.
Так же мы воспользовались тестом на определение отношения родителей к ребёнку, благодаря которому мы смоги выяснить оценку родительского контакта с точки зрения его оптимальности. В ходе этого исследования было выявлено, что у большинства родителей оптимальный эмоциональный контакт с ребенком.
Следует отметить, что отношения родителей к ребенку зависит от возраста родителей. Так гипоопека больше преобладает у молодых родителей, а гиперопека у возрастных (возрастные мамы).У большинства родителей среднего возраста адекватное отношение к ребенку.
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что поставленная нами гипотеза о том, что возраст родителей влияет на их взаимоотношение с младшим школьником, верна.
Само понятие «родительство» встречается в работах многих исследователей, педагогов, среди которых Г.Г.Филиппова, И.с.Кон,
В.Н.Дружинина, В.Д. Москаленко, Т.Е.Шапошникова и др. Они определяют задачи родительства, заключающиеся в сохранении здоровья и жизни ребенка; материальном обеспечении; проведении совместного досуга, времяпрепровождении посредством общения; предупреждение развития пагубных привычек у детей, создании доверительной обстановки в семье; умении оказать поддержку и защиту в сложных ситуациях; собственным примером учить ребенка стойкости и упорству, формировании трудолюбия и любви к учебе.
Вопросами родительских отношений и выделения стилей родительского отношения занимались в разное время такие исследователи, как А.Л. Венгер, А. Адлер, Д.М. Болдуин, Д.Баумринд, Э.Маккоби, Д. Мартин, Д. Элдер, Л.Г. Саготовской, А.П. Петровский, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, Е.Т. Столин, В.В. Столин, А.А, Варга, А.С.Спиваковская.
Нам наиболее близки воззрения В.В. Столина, А.Я. Варга, которые определяли родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Исследователи выделяли пять шкал в диагностике родительского отношения: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
Решение данных задач имеет свои особенности, и одной из таких особенностей является возраст родителей и их позиции в воспитании. И в данном случае приходится учитывать и возрастные особенности взрослого человека и условия его жизни, образ жизни и стиль работы. Все это в конечном случае и ведет к определению такого понятие как «родительство» с учетом всех внутренних и внешних факторов.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический, направленный на изучения родительского отношения к младшему школьнику.
В данной работе были проведены следующие методики: для исследования родительского отношения к детям, мы воспользовались «Опросником родительского отношения» Варга Я.А и Столина В.В, который отражает рациональный, эмоциональный и поведенческие компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам.
Так же мы воспользовались тестом на определение отношения родителей к ребёнку, благодаря которому мы смоги выяснить оценку родительского контакта с точки зрения его оптимальности. В ходе этого исследования было выявлено, что у большинства родителей оптимальный эмоциональный контакт с ребенком.
Следует отметить, что отношения родителей к ребенку зависит от возраста родителей. Так гипоопека больше преобладает у молодых родителей, а гиперопека у возрастных (возрастные мамы).У большинства родителей среднего возраста адекватное отношение к ребенку.
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что поставленная нами гипотеза о том, что возраст родителей влияет на их взаимоотношение с младшим школьником, верна.
Подобные работы
- Основные подходы к организации социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Педагогика, психология, Камчатский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение адаптации подростков в условиях детского дома
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ГАРНИЗОНА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТОКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024





