Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «воображение» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития воображения у детей в период дошкольного возраста 12
1.3. Потенциал изобразительной деятельности в развитии воображения детей среднего дошкольного возраста 16
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование сформированности воображения у детей среднего дошкольного возраста 23
2.2. Содержание работы по развитию воображения у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 34
2.3. Динамика развития воображения детей среднего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Актуальность темы исследования обусловлена социальными тенденциями в области образования, в частности необходимостью развития творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы [3].
В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями, встает важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития воображения у детей дошкольного возраста актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнорирование или формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте чреваты не восполняемыми потерями в развитии личности в последующие годы. Именно воображение – одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому его развитие – одна из главных задач дошкольного воспитания.
В психолого-педагогической литературе воображение понимается как процесс преобразования представлений, отражающих реальную деятельность, и создание на этой основе новых представлений [5].
Проблемой изучения развития творческого воображения занимались многие ученые и мыслители. Так философы Платон, Аристотель, Кант, Шеллинг и др. обращались к анализу сущности воображения. Г. Гегель в тексте «Философия духа» рассматривал некоторые аспекты воображения и одним из первых говорил об ассоциирующей силе воображения [12].
Концепция Д. Дьюи предполагает, что в основе воображения лежат инстинкты [8]. Представители гештальт-психологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) основой развития воображения считают способность к визуализации [5]. З. Фрейд за основу творческих процессов принимает ранние переживания детства. Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Он утверждал, что воображение не позитивно влияет на ребенка, а наоборот, может сильно деформировать его представления о реальности. Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребенка, лишь искажая картину действительности [11].
Особый вклад в изучаемую проблему внесли отечественные ученые, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др. По их мнению, воображение является условием творческого преобразования имеющегося у детей опыта, которое способствует саморазвитию личности в дошкольном возрасте. Игровая деятельность, по мнению отечественных исследователей, является главным условием проявления и развития воображения детей [5, 11, 28, 36].
Проблемой развития воображения в различных видах детской деятельности занимались и многие ученые. Так в настоящее время разработаны специальные функционирующие программы развития воображения посредством разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, игровой (В.Т. Кудрявцев «Тропинки», «Рекорд-старт»; А.В. Шестакова «Росток»; Г.Г. Кравцов «Золотой ключик» и др.). Однако, исходя из изученной нами теоретико-методологической базы, можно сказать, что, в литературе подчеркивается важность указанного значения, но некоторые вопросы остаются недостаточно освещенными. Так, например, недостаточно разработан аспект развития воображения дошкольников в изобразительной деятельности.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что тема данного исследования является актуальной и требующей дальнейшей разработки.
Объектом исследования является воображение детей среднего дошкольного возраста....
Воображение играет огромную роль в жизни каждого человека, так как вся жизнедеятельность человека связана с этим процессом, начиная от приготовления пищи до создания литературных произведений или изобретательства.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания.
В результате работы над первой главой работы мы изучили воображение как психологический процесс. Отметили, что воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Также нами была проанализирована учебно-методическая литература по проблеме развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
На экспериментальном этапе исследования нами были подобраны диагностические методики, позволяющие определить особенности развития воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Констатирующий этап эксперимента показал, что высокого уровня развития воображения нет ни у одного ребенка; средний уровень продемонстрировали 10 детей (40%); низкий – 15 детей (60%)
В соответствии с целью формирующего эксперимента на данном этапе нами была разработана методика «Мир детского творчества», направленная на развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством творчества в НОД по рисованию, и основанная на использовании нетрадиционных техник рисования. Методика была рассчитана на семь месяцев при условии, что НОД проводится 1 раз в неделю.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что высокий уровень развития воображения у 11 детей (44%); средний уровень продемонстрировали 14 детей (56%); низкий уровень выявлен не был.
Таким образом, по результатам проведенного нами эксперимента можно говорить о динамике в развитии процесса воображения детей среднего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности, а, следовательно, о том, что цель достигнута, поставленные задачи решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Просвещение, 2003. – 423 c.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2005. – 356 c.
3. Боровик О.В. Развиваем воображение. // Дошкольное образование. – 2001. – №1. – С. 23-28.
4. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2002. – 250 с.
5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 123 c.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999. – 318 с.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. – 218 с.
8. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. – Смоленск, 2004. – 214 c.
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Просвещение, 2008. – 279 c.
10. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. – 2007. – №16. – С. 32-39.
11. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М.: Просвещение, 2004. – 370 c.
12. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. – 1991. – №2. – С. 41-46.
13. Кириллова Г.Д. Реалистические тенденции в воображении детей. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12. – С. 26-34.
14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Просвещение, 2000. – 410 c.
15. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 2004. – 180 с....36