Введение 4
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического
сопровождения обучающихся в рамках профориентационной работы 8
1.1 Понятие психолого-педагогического сопровождения и его
характеристика 8
1.2 Содержание профориентационной работы 17
1.3 Методы, формы и приемы работы со старшеклассниками в рамках
профориентационной работы 20
Вывод по главе 1 27
Глава 2. Организация и реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках
профориентационной работы 29
2.1 Организация методов исследования 29
2.2 Анализ полученных результатов исследования 33
2.3 Составление и проведение мероприятий в рамках профориентационной
работы с целью просвещения 48
2.4. Оценка эффективности проведенной профориентационной работы в
рамках психолого-педагогического сопровождения 52
2.5 Составление рекомендаций для родителей и педагогов 66
Вывод по главе 2 70
Заключение 73
Библиографический список 77
Приложение 1 82
Приложение 2 84
Приложение 3 88
Приложение 4 92
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью психолого-педагогического сопровождения в рамках профориентационной работы для осуществления помощи обучающимся в выборе дальнейшей профессиональной деятельности.
Еще в школе закладываются основы выбора профессии, когда на уроках появляется интерес и способности к тем или иным учебным предметам. Именно в это время нужно начинать определяться с будущей профессией.
Психолого-педагогическое сопровождение выбора будущей профессии - это одно из составляющих профессиональной деятельности педагога- психолога в школе, направленное на создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения учащихся. Оно направлено на выявление истинных мотивов выбора профессии, самопознание, оценку реальных возможностей и образовательных потребностей.
Выбор будущей профессии и работы - один из важнейших вопросов в жизни человека. Правильно подобранная профессия способствует достижению высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а так же дает возможность проявления творчества, положительного эмоционального настроя и более полного осуществления планов на жизнь.
А.П. Чернявская выделяет метод индивидуальной профориентации как основной и неотъемлемый метод профориентационной работы в средних и старших классах.
Р. Каверина обращает внимание на изучение способностей школьников, которые, по ее мнению, являются основой профориентационной работы.
Исследования С. Гриншпун посвящены формированию личностно-делового потенциала у учащихся как основы успешной и эффективной профориентации в школе.
Е.А. Климов и Н.С. Пряжников выделяют классификацию основных методов профориентационной работы в школе, причины необходимости ее проведения.
Цель исследования: изучение склонности старшеклассников к различным сферам профессиональной деятельности и организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся десятых классов в рамках профориентационной работы в СОШ.
Объект исследования: склонности старшеклассников к различным сферам профессиональной деятельности.
Предмет исследования: организация психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации в целях профориентационной работы.
Гипотеза исследования заключается в том, что профориентационная работа в образовательной организации возможна при изучении склонности старшеклассников к различным сферам профессиональной деятельности и организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся десятых классов.
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по проблеме исследования;
2) Изучить склонности обучающихся к различным профессиям;
3) Разработать и реализовать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся десятых классов в рамках профориентационной работы;
4) Повторная диагностика и оценка эффективности проведенной работы;
5) Составить рекомендации.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: проведение профориентационных методик с
обучающимися десятых классов, реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся («Дифференциально - диагностический опросник» Е.А. Климова; методика Л.А. Йовайши; диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова), психолого-педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Апробация: исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме представления учреждению результатов исследования, где была получена заявка на проведение исследования и справка о внедрении результатов исследования; на предзащитах, которые состоялись 12 апреля и 15 мая 2018 года. Результаты исследования представлены на научно¬практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», проходившая 18 мая 2018 года, в виде доклада на тему «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках профориентационной работы» и получен сертификат участника конференции. По теме исследования подготовлена к публикации статья в сборник материалов по итогам конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
Практическая значимость: состоит в том, что полученные результаты исследования и психолого-педагогическая программа сопровождения могут быть полезны, и использованы педагогами, психологами, классным руководителям, обучающимся, а так же родителями воспитывающих детей выпускных классов для помощи в выборе будущей профессии. Теоретический материал может быть использован студентами для подготовки к практическим занятиям по дисциплинам: «Общая психология», «Организация психолого-педагогической службы», «Психология подросткового возраста», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся».
База экспериментального исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Бийска, Алтайского края. Исследование проводилось с ноября по май. В исследовании принимали участие 53 обучающихся десятых классов.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и четырех приложения.
Во введении сформулирована актуальность исследования и методологический аппарат.
В первой главе рассматривается понятие психолого-педагогического сопровождения и его характеристика; содержание профориентационной работы; методы, формы и приемы работы со старшеклассниками в рамках профориентационной работы.
Во второй главе изложены результаты диагностирования профориентационных склонностей и предпочтений обучающихся десятых классов. Было приведено теоретическое описание психолого-педагогической программы сопровождения направленной на личностно-профессиональное развитие обучающихся, формирование навыков профессионального выбора и развитие социальной компетенции. Также сформулированы рекомендации по профориентации обучающихся для педагогов и родителей.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Библиографический список состоит из 50 источников.
В приложения включены методики: «Дифференциально - диагностический опросник» Е.А. Климова; методика Л.А. Йовайши; диагностика структуры сигнальных систем Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что психолого¬педагогическое сопровождение - это помощь в преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, а так же в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка. Также это не просто набор разнообразных методов, а комплексная деятельность специалистов совместно с родителями обучающихся, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания и социализации несовершеннолетних в ходе образовательного процесса.
Содержание профориентационной работы в школе зависит от возрастных и психологических особенности обучающихся. Профориентационная работа в школе должна представлять собой непрерывную систему мероприятий для обучающихся и их родителей в соответствии с возрастными особенностями и ступенью обучения школьников. В зависимости от возраста обучающихся подбираются профориентационные игры, упражнения, беседы, экскурсии, которые помогают сформировать у школьников представление о мире профессий и о собственных профессиональных предпочтениях.
Профориентационная работа подразумевает несколько направлений деятельности. Это организационно-методическая работа, работа с обучающимися и работа с родителями. Для обучающихся наиболее популярными формами работы являются профориентационные игры и тренинги, сообщение информации о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, где можно получить ту или иную профессию, о профильном обучении, экскурсии на предприятия и в организации, а также в учебные заведения профессионального образования.
На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование исходного уровня склонности старшеклассников к различным сферам профессиональной деятельности. Оно показало, что у обучающихся в основном преобладают средний уровень выраженности над низким и средним уровнями выраженности. Это говорит о том, что у большинства обучающихся нет окончательной сформированности представлений о будущей профессиональной деятельности, своих возможностях и об разнообразии рынка труда. Поэтому в ходе формирующего этапа с обучающимися была реализована психолого-педагогическая программа сопровождения в рамках профориентационной работы по личностно¬профессиональному развитию обучающихся, формированию навыков профессионального выбора и развитию социальной компетенции.
На контрольном этапе эксперимента проведена повторная диагностика оценки уровня склонности старшеклассников к различным сферам профессиональной деятельности. Она выявила, что есть изменения в профориентационных склонностях у обучающихся. В основном прослеживается тенденция к увеличению высокого уровня выраженности к той или иной профессиональной сфере. Результаты «дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова по всем классам показали, что по всем сферам высокий уровень выраженности увеличился. Наибольший показатель уровня выраженности в количестве 17% респондентов составила сфера человек-человек. На втором месте сфера человек-природа с результатом увеличения показателя уровня выраженности в 11,5% испытуемых. Оставшиеся шкалы повысились с 5,5% до 9% испытуемых. Средний уровень выраженности увеличился на 2% испытуемых по сфере человек-техника. По сфере человек-человек средний уровень выраженности понизился до 15% респондентов. Так же на 4% респондентов уменьшился показатель по сферам человек-природа и человек-художественный образ. В сфере человек-знаковая система изменений нет. Низкий уровень выраженности увеличился в сфере человек-человек на 19% респондентов. Уровень выраженности уменьшился на 7,3% испытуемых в сферах человек- природа и человек-техника. По сферам человек-знаковая система и человек- художественный образ показатели уменьшились на 5,5% респондентов.
Методика Л.А. Йовайши показала, что по всем сферам высокий уровень выраженности уменьшился на 4,9% по сфере материальных интересов. По остальным сферам профессиональной деятельности уровень выраженности увеличился. Так по сфере искусства показатель увеличился на 11,2% респондентов. По остальным сферам показатель увеличения уровня выраженности колеблется от 7,5% до 9,8% респондентов. Средний уровень выраженности уменьшился по всем сферам. Так в сфере материальных интересов показатель уменьшился на 13,3% испытуемых. На втором месте сфера технических интересов. Ее показатели уменьшились на 7,7% респондентов. По остальным шкалам уменьшение составило от 2,2% до 5,8% респондентов. Низкий уровень выраженности понизился по всем сферам. На 7,4% респондентов понизился показатель в сфере работы с людьми. На втором месте сфера искусства. Ее показатели уменьшились на 5,8% испытуемых. По остальным шкалам уменьшение показателей составило от 1,8% до 5,8% респондентов.
Результаты диагностики структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова) показывают, что высокий уровень выраженности повысился по всем шкалам. Самый высокий показатель увеличения составил 15,3% по шкале символизации. По остальным шкалам показатель увеличения идет от 5,8% до 7,8% испытуемых. Средний уровень выраженности уменьшился почти по всем шкалам. Так показатели шкалы рефлексивности уменьшились на 7,8% респондентов. На втором месте шкала ручных навыков, показатели которой уменьшились на 5,6% испытуемых. По шкале абстрагирования общих изменений нет. Уровень выраженности по остальным шакалам понизился от 2% до 3,9% респондентов. Низкий уровень выраженности по шкале рефлексивности не изменился. По шкале абстрагирования уровень выраженности понизился на 5,5% респондентов. По остальным шкалам он понизился от 1,8% до 3,8% респондентов.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу исследования о том, что эффективность профориентационной работы в образовательной организации возможна при организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся десятых классов.
1. Батырева, М.В. К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной общеобразовательной школе [Текст] / М.В. Батырева, М.Ю. Семенов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2014. - №8. - С. - 50 - 56.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова - М.: Генезис, 2000. - 298 с. (Практическая психология в образовании).
4. Бердин, Р.Д. К вопросу о профессиональном самоопределении и профориентационной работе [Текст] / Р.Д. Бердин // Инновационная наука. - 2015. - №7-1. - С. - 145 - 146.
5. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха - Киев: Наукова думка, 1988. - 144 с.
6. Грецов, А. Выбираем профессию. Советы практического психолога [Текст] / А. Грецов - Спб, 2006. - 415 с.
7. Гриншпун, С. Личностно деловой потенциал школьника [Текст] / С. Гриншпун // Школа - 1998. - №5.- С. - 25.
8. Гурова, Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие [Текст] / Е.В. Гурова - Москва: Просвещение, 2007. - 95 с.
9. Ефремцева, С.А. Тренинг общения
для старшеклассников [Текст] / С.А. Ефремцева; под ред. Ю.З. Гильбурха. - Киев, 1994. - 80 с.
10. Захаров, И.Н. Профориентация школьников [Текст] / И.Н. Захаров, В.Д. Симоненко - М., - 1989. - 175 с.
11. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учебное пособие [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М.: 2008. - 192 с.
12. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие [Текст] / Э.Ф. Зеер - Академический проект Фонд «Мир», 2006. - 240 с.
13. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / Э.Ф. Зеер - МПСИ, 2008. - 256 с.
14. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А. Йовайша - М., 1989. - 164 с.
15. Казакова, Е.И. Сопровождение региональных проектов развития образовательных систем: коротко о методологии [Текст] / Е.И. Казакова // Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / ред. Е.И. Казакова, А.М. Моисеев. - М. : РОССПЭН, 2003. - 168 с.
16. Каверина, Р.Д. Мир профессий: Человек - человек [Текст] / Р.Д. Каверина - М.: Молодая гвардия, 1986. - 300 с.
17. Каухова, А.Г. Содержание, формы и методы работы с родителями [Текст] / А. Г. Каухова, Г. С. Мальморкина // Классный руководитель. - 2010. - № 5. - С. 111-114.
18. Климов, Е.А. Путь в профессию [Текст] / Е.А Климов - Л.,1989. -
275 с.
19. Климова, Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.К. Климова - Спб: Речь, 2013. - 160 с.
20. Королева, И.А. Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы со школьниками [Текст] / И.А. Королева, А.Б. Кулакова // Проблемы развития теории. - 2013. - №3. - С. - 83 - 92.
21. Методические рекомендации по организации и проведению оценки сформированности универсальных учебных действий. Методическое пособие [Текст] / Под ред. А.В. Мартыновой. - СПб.: ЛОИРО, 2011.
22. Мирзоходжаев, М.Д. Проблема профориентационной работы в школе [Текст] / М.Д. Мирзоходжаев // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2017. - №1. - С. - 224 - 228.
23. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 448 c.
24. Основы профориентации [Электронный ресурс]: хрестоматия: учебно-методический комплекс [Текст] / В. А. Бодров, Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова [и др.]; сост. С. Ю. Манухина; Междунар. консорциум "Электронный университет", Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евраз. открытый ин-т. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Издательский центр ЕАОИ, 2011. - 125 с. - Библиогр.: 124-125 с.
25. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости [Текст] / Т.Л. Павлова - Москва: Сфера,
2006. - 118 с.
26. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1997. - 528 с.
27. Профориентационные игры [Электронный ресурс] // А. Я.
Психология (azps.ru): [web-сайт]. Режим доступа:
http://azps.ru/training/indexpf.html (29.01.2017).
28. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор" [Текст] / под ред. Н. В. Афанасьевой [и др.]. - Санкт-Петербург: Речь,
2007. - 365 с.
29. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) [Текст] / Н.С. Пряжников - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
30. Пряжников, Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы [Текст] / Н.С. Пряжников - Академия, 2014. - 416 с.
31. Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников - М.: МГППУ, АНО «Центр «Развивающее образование»», 2001. - 86 с.
32. Пряжников, Н. С. Игровой метод в профориентации [Текст] / Н. С. Пряжников - Пермь, 1999. - 70 с.
33. Пряжников, Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.
34. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 496 с.
35. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум [Текст] / Д.М. Рамендик - М.: Форум, 2013. - 304 c.
36. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки [Текст] / Г.В. Резапкина - М.: Генезис, 2005. - 208 с.
37. Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов [Текст] / Г.В. Резапкина -М.: Генезис , 2010. - 48 с.
38. Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З.А. Решетова - М.: Изд-во Моск: ун-та, 1991. - 178 с.
39. Старогородцева, М.Ю. Новые подходы к профориентационной работе [Текст] / М.Ю. Старогородцева, Н.В. Смирнова, И.В. Бусыгина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2016. - №2. - С. 28 - 29.
40. Столяренко, Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях [Текст] / Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 416 с.
41. Титма, М.Х. Выбор профессии как социальная проблема [Текст] / М.Х. Титма - М.: Мысль, 1989. - 104 с.
42. Тундалева, В.С. Как выбрать профессию в 17 лет [Текст] / В.С. Тундалева. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 205 с. (Психологический практикум).
43. Французова, Л.Я. Человек и профессия [Текст] / Л.Я. Французова - Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1992. - 160 с.
44. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка страшеклассников [Текст] / Т.В. Черникова - М.: Глобус, 2006. - 256 с.
45. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А.П. Чернявская - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с. - (Психология для всех).
46. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация: организация и управление [Текст] / С.Н. Чистякова - М.: Педагогика, 1992. - 158 с.
47. Шевцов, М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» [Текст] / М.Ф. Шевцов - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 157 с.
48. Шеховцова, Л.Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе [Текст] / Л.Ф. Шеховцова - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.
49. Шмидт, В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс [Текст] / В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006. - 119 с.
50. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1989. - 63 с.