Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога

Работа №14868

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1592
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии как личностного качества у педагогов 8
1.1. Понятие эмпатии как личностного качества в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика эмпатии как профессионально значимого личного качества педагога 18
2.3. Теоретическое описание программы тренингов, направленных на
развитие эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного
качества 24
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения и развития эмпатии у
педагогов как профессионально значимого личного качества 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Изучение проявления эмпатии у педагогов как профессионально
значимого личного качества 34
2.3. Теоретическое описание программы тренингов, направленных на
развитие эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного
качества 38
2.4. Оценка эффективности проведенной работы. Рекомендации по развитию
эмпатии у педагогов 42
Вывод по главе 2 46
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение 1 54
Приложение 2 61
Приложение 3 63
Приложение 4 67


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения эмпатии как профессионально значимого личного качества педагога в образовательной организации. В профессиональном стандарте педагога отмечено, что педагог начального общего образования должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь анализировать реальное состояние дел в классе; уметь защищать достоинство и интересы учащихся; быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю. В настоящее время не все педагоги обладают должным уровнем эмпатии. Тем не менее, как указано в федеральном государственном образовательном стандарте, одним из результатов обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [43]. Поэтому возникла необходимость изучить эмпатию у педагогов и разработать программу тренингов по ее повышению.
Понятие «эмпатия» в современной психологической науке многозначно. Многозначность термина обусловлена тем, что в психологической литературе понятию «эмпатия» соответствует большое количество уточнений (эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатические способности, эмпатийные отношения) и так далее.
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека.
Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого.
В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.
М.А. Пономарева дала такое определение эмпатии: это системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие.
Также вопросами феномена эмпатии занимались такие ученые: К. Роджерс, З. Фрейд, Ю.А. Менджерицкая, Т.Д. Карягина, В.В. Бойко, И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова, Е.Р. Овчаренко.
Объект исследования - эмпатия как профессионально значимое личностное качество педагога.
Предмет исследования - развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога.
Цель исследования: изучение и развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить проявление эмпатии у педагогов.
3. Составить и реализовать программу тренингов, направленную на развитие эмпатии у педагогов.
4. Провести оценку эффективности развития эмпатии у педагогов с помощью программы тренингов.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение;
2) эмпирические методы: тестирование («Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова и «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко); психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Апробация: исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме представления учреждению результатов исследования, где была получена заявка на проведение исследования и справка о внедрении результатов исследования; на предзащитах, которые состоялись 12 апреля и 15 мая 2018 года. Результаты исследования представлены на научно¬практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», проходившая 18 мая 2018 года, в виде доклада на тему «Развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога» и получен сертификат участника конференции. По теме исследования подготовлена к публикации статья в сборник материалов по итогам конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
Практическая значимость состоит в том, что подобранный теоретический материал может быть использован студентами для подготовки к практическим занятиям по дисциплинам: «Общая психология», «Организация психолого-педагогической службы», «Методика преподавания психологии». И составленный комплекс тренингов может быть использован с целью повышения уровня эмпатии у педагогов.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Бийска, Алтайского края. Исследование проводилось с ноября по май. В исследовании принимали участие 20 педагогов начального общего образования.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, четырех приложений.
Во введении сформулирована актуальность исследования и методологический аппарат.
В первой главе рассматривается понятие, виды, функции и уровни эмпатии. А также приемы ее развития.
Во второй главе изложены результаты диагностирования уровня эмпатии у педагогов. Было приведено теоретическое описание специальной программы тренингов, направленных на развитие эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного качества, дана оценка эффективности проведенной работы. А также сформулированы рекомендации по развитию и повышению эмпатии у педагогов.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Библиографический список состоит из 50 источников.
В приложения включены методики: «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова и «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко, специальная программа тренингов, направленная на невербальную и межличностную коммуникацию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы по проблеме исследования показал, что отечественные и зарубежные психологи дают множество определений эмпатии. Но, не смотря на различия в интерпретации феномена эмпатии, специалисты отмечают, что эмпатия влияет на процесс межличностного общения, помогает людям установить контакт, делать выводы и прогнозы о поведении другого человека и строить на этой основе свое поведение.
Вопросами эмпатии занимались: К. Роджерс, З. Фрейд, Дж. Иган, Е.П. Ильин, Ю.А. Менджерицкая, Т.Д. Карягина, В.В. Бойко, И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова, Е.Р. Овчаренко и другие, которые выделили основные виды эмпатии: эмоциональную, когнитивную, предикативную, личностную, ситуационную, кратковременную и долговременную, сочувствие, сопереживание, просоциальную и эгоцентрическую эмпатию. Специалистами было выделено три уровня эмпатии: низкий, средний, высокий. Также были обозначены функции эмпатии: эмоциональные, когнитивные, поведенческие функции.
Было установлено, что эмпатия на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально личностных характеристик педагога. В доказательство можно привести положения из профессионального стандарта педагога, где четко указано о том, что педагог начального общего образования должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь анализировать реальное состояние дел в классе; уметь защищать достоинство и интересы учащихся; быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
Были выделены конкретные психологические приемы, которые помогут педагогу повысить свой уровень эмпатии, а именно: идентификация, когнитивная интерпретация, резюмирование, «зеркало», «зеркало» - «эхо», «имя собственное», подбадривания и заверения, шутка и юмор, проясняющие вопросы, установление личного контакта, «подстановка мотива», положительное подкрепление, «наедине с самим собой».
На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование исходного уровня эмпатии у педагогов начального общего образования, которое показало, что у педагогов просматривается один и тот же процент низкого уровня эмпатии. Поэтому в ходе формирующего этапа с этой категорией педагогов была реализована специальная программа тренингов по повышению эмпатии, направленная на невербальную и межличностную коммуникацию, и даны рекомендации по ее развитию. Также на основе принципа добровольного участия педагоги со средним уровнем эмпатии приняли участие в этом тренинге. Общий состав группы составил 6 человек.
На контрольном этапе эксперимента проведена повторная диагностика оценки эмпатии у педагогов начального общего образования, которая выявила, что у всех педагогов с изначально низким уровнем эмпатии показатель повысился до среднего уровня выраженности. Методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна и «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова показали, что у 10% педагогов с изначально средним уровнем развития эмпатии также появилась положительная динамика. Теперь процент педагогов с высоким уровнем эмпатии составляет 40%. «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко выявила, что учителя со среднем уровнем эмпатии повысили свой уровень до очень высокого. Такой процент педагогов составляет 20%.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу исследования о том, что специально разработанные тренинги, включающие в себя упражнения, направленные на невербальную и межличностную коммуникацию, будут способствовать развитию эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного качества. После повторной оценки уровня эмпатии у педагогов были разработаны и предложены рекомендации по развитию эмпатии у педагогов.



1. Алехин, А. Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии [Текст] : монография / А. Н. Алехин, А. В. Курпатов. - Олма Медиа Групп, 2007. - 384 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие / Г.М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.
3. Астафурова, Н. Г. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у лиц с высоким творческим потенциалом [Текст] / Н. Г. Астафурова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012 .- № 2. - С.84-85.
4. Багадирова, С. К. Материалы к курсу психология личности [Текст] : учебное пособие / С. К. Багадирова, А. А. Юрина. - Майкоп, 2014. -
163 с.
5. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной психологии [Текст] / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - № 8. - С. 254-256.
6. Басова, А. Г. Формирование эмпатии [Текст] / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2013. - №5. — С. 631-633.
7. Баталова, М. С. Эмпатия и успешность в коммуникативной сфере [Текст] : монография / М. С. Баталова. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 72 с.
8. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] : монография / В. В. Бойко. - М: Филинъ, 1996. - 472 с.
9. Бочкарева, С. В. Феномен эмпатического познания [Текст] : монография / С. В. Бочкарева. - LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 232 с.
10. Бражникова, А. Н. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала [Текст] / А. Н. Бражникова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 120-130.
11. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии [Текст] / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-158.
12. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. -
1993. - №4. - С. 61-68.
13. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] : справочная литература / С. Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2003. - 800 с.
14. Гоулмен, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ [Текст] : монография / Д. Гоулмен. - Манн, Иванов и
Фербер, 2018. - 560 с.
15. Ефимова, Д. В. Социосфера Диалогическое взаимодействие в педагогической среде как показатель профессиональной компетентности педагога [Текст] / Д. В. Ефимова // Пензенская государственная технологическая академия. - 2010. - № 1. - С. 51-55.
16. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2013. - 416 с.
17. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] : / Пер. О. Исаковой, М. Глущенко // Журнал практической психологии и
психоанализа, 2000. - № 1. - С. 14-18.
18. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия [Текст] : монография / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 93 с.
19. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] : монография / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 390 с.
20. Карягина, Т. Д. Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс и его психоаналитические предшественники и последователи [Текст] : / Т. Д. Карягина // Консультативная психология и психотерапия. - 2012. - № 1. - С. 8-31.
21. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия «Эмпатии» в психологии [Текст] автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Т. Д. Карягина; Московский гос. ун-т. - Москва, 2013. - 19 с.
22. Кипнис, М.Ш. Энциклопедия игр и упражнений для любого тренинга [Текст] : сборник / М. Ш. Кипнис. - М.: АСТ. - 2018. - 624 с.
23. Колтаков, Г.С. Роль эмпатии в науке и обществе [Текст] / Г. С. Колтаков // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (Самара, март 2016 г.) / Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 1-3.
24. Кроль, Л.М. Как работает эмпатия. Чувствуй и побеждай [Текст] : монография / Л. М. Кроль. - М.: Класс, 2017. - 240 с.
25. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
26. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов псих. дис-н / А. Г. Маклаков. - СПБ: Питер,
2017. - 582 с.
27. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал [Текст] : монография / Л.М. Митина. - М.: Просвещение, 1994. - 215 с.
28. Овчаренко, Е.Р. Развитие эмпатии как профессионально значимое личностное качество педагога [Текст] / Е. Р. Овчаренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 111-119.
29. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] : учеб. пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
30. Першина, Н.А. Психологическая деятельность в специальных (коррекционных) учреждениях: Программа и методические указания для психолого-педагогического практикума [Текст] / Н.А. Першина. - Бийск : НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2003. - 107 с.
31. Педагогическая эмпатия [Электронный ресурс]: психологическая
библиотека офиц. сайт, 2000-2018. - Режим доступа:
http://bookap.info/, 15 ноября 2017 13:28:34.
32. Плотников, Л. Д. Психологическая структура профессиональной компетентности учителей [Текст] / Л. Д. Плотников, О. М. Чикова // Теория и практика общественного развития: научный журнал РАН. - 2014. - №15. - С. 120-126.
33. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск :Бестпринт, 2009. - 76 с.
34. Профессиональный стандарт педагога [Текст] // Вестник образования.
- 2013. - № 8. - С.4-44.
35. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] : монография / К. Р. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 106 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПБ: Питер, 2015. - 705 с.
37. Семеновских, Т. В. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособ. /Т. В. Семеновских. - Тюмень: ТюмГУ, - 2013. - 219 с.
38. Синди, Д. Сила эмпатии. Как развить свои интуитивные таланты [Текст] : монография / пер. Н. В. Буравова. - ИГ: Весь, 2017. - 304 с.
39. Слесаренко, З. Р. Эмпатия как сущностное свойство культуры наряду со стремлением к идеалу и духовной свободе [Текст] / З. Р. Слесаренко, Р. Г. Нугманов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 3. - С. 19-22.
40. Старовойтов, В. В. Альтернативные толкования термина эмпатия
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.moluch.ru/archive/46/5726/, 13.11.2017 16:28:15.
41. Сущность эмпатии и ее природа [Электронный ресурс]. - Студенческая библиотека онлайн: офиц. сайт, 2013-2018. - Режим доступа: http://studbooks.net/, 15 ноября 2017 16:50:11.
42. Тюлин, М.Ю. Эмпатия как важнейшее качество педагога в искусстве внутренних трансформаций субъектов образования [Текст] / М. Ю. Тюлин // Вестник Тверского государственного университета. Серия:
Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 51-56.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
44. Хилько, М. Е. Возрастная психология [Текст] : краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 с.
45. Что означает эмпатия: признаки, развитие способности сопереживать
[Электронный ресурс]: - источник: Opsihoze офиц. сайт, 2018. - Режим доступа: https://opsihoze.ru/psihicheskie-sindromy/chto-oznachaet-
empatiya-priznaki-razvitie-sposobnosti-soperezhivat.html, 17 марта 2018 09:31:34.
46. Эбенштейн, Д. Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам [Текст] : монография / Д. Эбенштейн. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 288 с.
47. Эмпатия мало зависит от генов [Электронный ресурс]: наука и жизнь офиц. сайт, 2005-2018. Режим доступа: https://www.nkj.ru/news/33367/, 14 марта 2018 16:37:15.
48. Эмпатия: плюсы и минусы [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2008¬
2018. - Режим доступа: http://www.vitamarg.com/konsultacii/nature/7390- empatiya-plyusy-i-minusy, 17 января 2018 18:15:34.
49. Этчегоен, Г. Э. [Текст] / Г. Э. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №01. - 34-36 С.
50. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) [Текст] : автореф. дис. . д-ра психол. наук. - СПб., 1995. 34 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ