Развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога
|
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии как личностного качества у педагогов 8
1.1. Понятие эмпатии как личностного качества в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика эмпатии как профессионально значимого личного качества педагога 18
2.3. Теоретическое описание программы тренингов, направленных на
развитие эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного
качества 24
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения и развития эмпатии у
педагогов как профессионально значимого личного качества 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Изучение проявления эмпатии у педагогов как профессионально
значимого личного качества 34
2.3. Теоретическое описание программы тренингов, направленных на
развитие эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного
качества 38
2.4. Оценка эффективности проведенной работы. Рекомендации по развитию
эмпатии у педагогов 42
Вывод по главе 2 46
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение 1 54
Приложение 2 61
Приложение 3 63
Приложение 4 67
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития эмпатии как личностного качества у педагогов 8
1.1. Понятие эмпатии как личностного качества в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Характеристика эмпатии как профессионально значимого личного качества педагога 18
2.3. Теоретическое описание программы тренингов, направленных на
развитие эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного
качества 24
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения и развития эмпатии у
педагогов как профессионально значимого личного качества 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Изучение проявления эмпатии у педагогов как профессионально
значимого личного качества 34
2.3. Теоретическое описание программы тренингов, направленных на
развитие эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного
качества 38
2.4. Оценка эффективности проведенной работы. Рекомендации по развитию
эмпатии у педагогов 42
Вывод по главе 2 46
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложение 1 54
Приложение 2 61
Приложение 3 63
Приложение 4 67
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения эмпатии как профессионально значимого личного качества педагога в образовательной организации. В профессиональном стандарте педагога отмечено, что педагог начального общего образования должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь анализировать реальное состояние дел в классе; уметь защищать достоинство и интересы учащихся; быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю. В настоящее время не все педагоги обладают должным уровнем эмпатии. Тем не менее, как указано в федеральном государственном образовательном стандарте, одним из результатов обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [43]. Поэтому возникла необходимость изучить эмпатию у педагогов и разработать программу тренингов по ее повышению.
Понятие «эмпатия» в современной психологической науке многозначно. Многозначность термина обусловлена тем, что в психологической литературе понятию «эмпатия» соответствует большое количество уточнений (эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатические способности, эмпатийные отношения) и так далее.
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека.
Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого.
В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.
М.А. Пономарева дала такое определение эмпатии: это системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие.
Также вопросами феномена эмпатии занимались такие ученые: К. Роджерс, З. Фрейд, Ю.А. Менджерицкая, Т.Д. Карягина, В.В. Бойко, И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова, Е.Р. Овчаренко.
Объект исследования - эмпатия как профессионально значимое личностное качество педагога.
Предмет исследования - развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога.
Цель исследования: изучение и развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить проявление эмпатии у педагогов.
3. Составить и реализовать программу тренингов, направленную на развитие эмпатии у педагогов.
4. Провести оценку эффективности развития эмпатии у педагогов с помощью программы тренингов.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение;
2) эмпирические методы: тестирование («Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова и «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко); психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Апробация: исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме представления учреждению результатов исследования, где была получена заявка на проведение исследования и справка о внедрении результатов исследования; на предзащитах, которые состоялись 12 апреля и 15 мая 2018 года. Результаты исследования представлены на научно¬практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», проходившая 18 мая 2018 года, в виде доклада на тему «Развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога» и получен сертификат участника конференции. По теме исследования подготовлена к публикации статья в сборник материалов по итогам конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
Практическая значимость состоит в том, что подобранный теоретический материал может быть использован студентами для подготовки к практическим занятиям по дисциплинам: «Общая психология», «Организация психолого-педагогической службы», «Методика преподавания психологии». И составленный комплекс тренингов может быть использован с целью повышения уровня эмпатии у педагогов.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Бийска, Алтайского края. Исследование проводилось с ноября по май. В исследовании принимали участие 20 педагогов начального общего образования.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, четырех приложений.
Во введении сформулирована актуальность исследования и методологический аппарат.
В первой главе рассматривается понятие, виды, функции и уровни эмпатии. А также приемы ее развития.
Во второй главе изложены результаты диагностирования уровня эмпатии у педагогов. Было приведено теоретическое описание специальной программы тренингов, направленных на развитие эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного качества, дана оценка эффективности проведенной работы. А также сформулированы рекомендации по развитию и повышению эмпатии у педагогов.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Библиографический список состоит из 50 источников.
В приложения включены методики: «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова и «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко, специальная программа тренингов, направленная на невербальную и межличностную коммуникацию.
Понятие «эмпатия» в современной психологической науке многозначно. Многозначность термина обусловлена тем, что в психологической литературе понятию «эмпатия» соответствует большое количество уточнений (эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатические способности, эмпатийные отношения) и так далее.
Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека.
Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого.
В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.
М.А. Пономарева дала такое определение эмпатии: это системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие.
Также вопросами феномена эмпатии занимались такие ученые: К. Роджерс, З. Фрейд, Ю.А. Менджерицкая, Т.Д. Карягина, В.В. Бойко, И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова, Е.Р. Овчаренко.
Объект исследования - эмпатия как профессионально значимое личностное качество педагога.
Предмет исследования - развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога.
Цель исследования: изучение и развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Изучить проявление эмпатии у педагогов.
3. Составить и реализовать программу тренингов, направленную на развитие эмпатии у педагогов.
4. Провести оценку эффективности развития эмпатии у педагогов с помощью программы тренингов.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение;
2) эмпирические методы: тестирование («Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова и «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко); психолого-педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка результатов исследования.
Апробация: исследование получило апробацию и внедрение в практику в форме представления учреждению результатов исследования, где была получена заявка на проведение исследования и справка о внедрении результатов исследования; на предзащитах, которые состоялись 12 апреля и 15 мая 2018 года. Результаты исследования представлены на научно¬практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», проходившая 18 мая 2018 года, в виде доклада на тему «Развитие эмпатии как профессионально значимого личностного качества педагога» и получен сертификат участника конференции. По теме исследования подготовлена к публикации статья в сборник материалов по итогам конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».
Практическая значимость состоит в том, что подобранный теоретический материал может быть использован студентами для подготовки к практическим занятиям по дисциплинам: «Общая психология», «Организация психолого-педагогической службы», «Методика преподавания психологии». И составленный комплекс тренингов может быть использован с целью повышения уровня эмпатии у педагогов.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Бийска, Алтайского края. Исследование проводилось с ноября по май. В исследовании принимали участие 20 педагогов начального общего образования.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, четырех приложений.
Во введении сформулирована актуальность исследования и методологический аппарат.
В первой главе рассматривается понятие, виды, функции и уровни эмпатии. А также приемы ее развития.
Во второй главе изложены результаты диагностирования уровня эмпатии у педагогов. Было приведено теоретическое описание специальной программы тренингов, направленных на развитие эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного качества, дана оценка эффективности проведенной работы. А также сформулированы рекомендации по развитию и повышению эмпатии у педагогов.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Библиографический список состоит из 50 источников.
В приложения включены методики: «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна; «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова и «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко, специальная программа тренингов, направленная на невербальную и межличностную коммуникацию.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что отечественные и зарубежные психологи дают множество определений эмпатии. Но, не смотря на различия в интерпретации феномена эмпатии, специалисты отмечают, что эмпатия влияет на процесс межличностного общения, помогает людям установить контакт, делать выводы и прогнозы о поведении другого человека и строить на этой основе свое поведение.
Вопросами эмпатии занимались: К. Роджерс, З. Фрейд, Дж. Иган, Е.П. Ильин, Ю.А. Менджерицкая, Т.Д. Карягина, В.В. Бойко, И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова, Е.Р. Овчаренко и другие, которые выделили основные виды эмпатии: эмоциональную, когнитивную, предикативную, личностную, ситуационную, кратковременную и долговременную, сочувствие, сопереживание, просоциальную и эгоцентрическую эмпатию. Специалистами было выделено три уровня эмпатии: низкий, средний, высокий. Также были обозначены функции эмпатии: эмоциональные, когнитивные, поведенческие функции.
Было установлено, что эмпатия на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально личностных характеристик педагога. В доказательство можно привести положения из профессионального стандарта педагога, где четко указано о том, что педагог начального общего образования должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь анализировать реальное состояние дел в классе; уметь защищать достоинство и интересы учащихся; быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
Были выделены конкретные психологические приемы, которые помогут педагогу повысить свой уровень эмпатии, а именно: идентификация, когнитивная интерпретация, резюмирование, «зеркало», «зеркало» - «эхо», «имя собственное», подбадривания и заверения, шутка и юмор, проясняющие вопросы, установление личного контакта, «подстановка мотива», положительное подкрепление, «наедине с самим собой».
На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование исходного уровня эмпатии у педагогов начального общего образования, которое показало, что у педагогов просматривается один и тот же процент низкого уровня эмпатии. Поэтому в ходе формирующего этапа с этой категорией педагогов была реализована специальная программа тренингов по повышению эмпатии, направленная на невербальную и межличностную коммуникацию, и даны рекомендации по ее развитию. Также на основе принципа добровольного участия педагоги со средним уровнем эмпатии приняли участие в этом тренинге. Общий состав группы составил 6 человек.
На контрольном этапе эксперимента проведена повторная диагностика оценки эмпатии у педагогов начального общего образования, которая выявила, что у всех педагогов с изначально низким уровнем эмпатии показатель повысился до среднего уровня выраженности. Методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна и «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова показали, что у 10% педагогов с изначально средним уровнем развития эмпатии также появилась положительная динамика. Теперь процент педагогов с высоким уровнем эмпатии составляет 40%. «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко выявила, что учителя со среднем уровнем эмпатии повысили свой уровень до очень высокого. Такой процент педагогов составляет 20%.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу исследования о том, что специально разработанные тренинги, включающие в себя упражнения, направленные на невербальную и межличностную коммуникацию, будут способствовать развитию эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного качества. После повторной оценки уровня эмпатии у педагогов были разработаны и предложены рекомендации по развитию эмпатии у педагогов.
Вопросами эмпатии занимались: К. Роджерс, З. Фрейд, Дж. Иган, Е.П. Ильин, Ю.А. Менджерицкая, Т.Д. Карягина, В.В. Бойко, И.М. Юсупов, Т.П. Гаврилова, Е.Р. Овчаренко и другие, которые выделили основные виды эмпатии: эмоциональную, когнитивную, предикативную, личностную, ситуационную, кратковременную и долговременную, сочувствие, сопереживание, просоциальную и эгоцентрическую эмпатию. Специалистами было выделено три уровня эмпатии: низкий, средний, высокий. Также были обозначены функции эмпатии: эмоциональные, когнитивные, поведенческие функции.
Было установлено, что эмпатия на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально личностных характеристик педагога. В доказательство можно привести положения из профессионального стандарта педагога, где четко указано о том, что педагог начального общего образования должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь анализировать реальное состояние дел в классе; уметь защищать достоинство и интересы учащихся; быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
Были выделены конкретные психологические приемы, которые помогут педагогу повысить свой уровень эмпатии, а именно: идентификация, когнитивная интерпретация, резюмирование, «зеркало», «зеркало» - «эхо», «имя собственное», подбадривания и заверения, шутка и юмор, проясняющие вопросы, установление личного контакта, «подстановка мотива», положительное подкрепление, «наедине с самим собой».
На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование исходного уровня эмпатии у педагогов начального общего образования, которое показало, что у педагогов просматривается один и тот же процент низкого уровня эмпатии. Поэтому в ходе формирующего этапа с этой категорией педагогов была реализована специальная программа тренингов по повышению эмпатии, направленная на невербальную и межличностную коммуникацию, и даны рекомендации по ее развитию. Также на основе принципа добровольного участия педагоги со средним уровнем эмпатии приняли участие в этом тренинге. Общий состав группы составил 6 человек.
На контрольном этапе эксперимента проведена повторная диагностика оценки эмпатии у педагогов начального общего образования, которая выявила, что у всех педагогов с изначально низким уровнем эмпатии показатель повысился до среднего уровня выраженности. Методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна и «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова показали, что у 10% педагогов с изначально средним уровнем развития эмпатии также появилась положительная динамика. Теперь процент педагогов с высоким уровнем эмпатии составляет 40%. «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко выявила, что учителя со среднем уровнем эмпатии повысили свой уровень до очень высокого. Такой процент педагогов составляет 20%.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу исследования о том, что специально разработанные тренинги, включающие в себя упражнения, направленные на невербальную и межличностную коммуникацию, будут способствовать развитию эмпатии у педагогов как профессионально значимого личного качества. После повторной оценки уровня эмпатии у педагогов были разработаны и предложены рекомендации по развитию эмпатии у педагогов.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОММУНИКАТИВНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО
ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки
средствами психологического тренинга
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - Программа развития эмпатии работников культуры для осуществления профессиональной деятельности в инклюзивной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПЕДАГОГОВ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ И СОСТРАДАНИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения (Московский Университет им. С.Ю. Витте)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022



