Введение.………………………………………………………………..3
Глава 1. Культурно-творческая деятельность как объект внимания документалистики.….6
1.1. Фильм-портрет: примеры ярких работ……6
1.2. Журналистские способы создания драматургии в портретных фильмах. …….11
Глава 2. Опыт практической работы по созданию фильма «Камертон души».……18
2.1. Анализ проведённой работы над фильмом «Камертон души» и этапы съёмки.…18
2.2. Сценарий фильма «Камертон души». ……20
Заключение.…………………………………………………………...25
Список литературы и интернет источников.26
Актуальность практической работы заключается в том, что портретная документалистика в медиуме кино является отличным способом передачи истории жизней ярких творческих личностей, которые олицетворяют духовно–нравственные ценности и идеалы Российской государственности.
Так, в контексте объявления 2024 года Годом семьи, кинофильмы, показывающие героев в связке с их семьями, могут быть особенно актуальны, демонстрируя семью как мощный источник вдохновения и поддержки для любого человека. Помимо этого, тематика будет востребована как в журналистике, так и в блогосфере, привлекая внимание широкой аудитории к важным моментам в жизни и творчестве известных культурных деятелей.
Цель исследования – снять документальный фильм–портрет об актёре музыкального театра, который играет и поёт на сцене. Работа представляет собой уникальную возможность погрузиться в мир театра и музыки, увидеть, как происходит зарождение идеи на сцене, как персонаж оживает в исполнении актёра. Этот процесс невероятно сложен и требует огромной преданности своему делу и труда от исполнителя.
Идея проекта заключатся в том, что в создаваемом фильме будет показан не только сам процесс формирования и воплощения образа, но и то, что происходит за кадром: то, как актёр переживает свои реальные успехи и неудачи, какие трудности ему приходится преодолевать каждый день, чтобы дарить зрителям волшебство и эмоции на театральной сцене. Благодаря этому, мы сможем погрузить зрителя в мир театра и музыки, показать, какими силами и страстями наполнен творческий процесс и какие жертвы приходится платить великим актёрам ради искусства.
В соответствии с целью, перед исследованием ставится ряд следующих задач:
1. Охарактеризовать и описать особенности жанра фильма–портрета;
2. Проанализировать яркие портретные фильмы;
3. Выделить журналистские способы создания драматургии в портретных фильмах;
4. Написать сценарий фильма «Камертон души»;
5. Провести продюсирование, съёмки в разных локациях и монтаж.
Концепция создаваемой документальной кинокартины «Камертон души», – это проникновенный рассказ о творчестве и жизни солиста Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац. Герой фильма показан как на сцене, так и в повседневной жизни, позволяя зрителю как бы заглянуть за кулисы его творчества. Идея заключается в том, чтобы показать, что вдохновение и страсть могут дать человеку силы для преодоления любых трудностей. Главный герой расскажет о том, что требуется от актёров, кроме актёрского мастерства, также и умение петь, и как он борется за своё место на сцене. «Камертон души», таким образом – это не просто документальное кино, но и полноценное исследование жизни и творчества талантливого артиста, который через своё искусство старается придавать значение своей жизни, вдохновляя других искать собственный творческий путь.
Методы, использованные для исследования создания данного фильма, включают анализ документов и интернет–источников, длительное наблюдение за творческим процессом, интервью и беседы с коллегами и друзьями, чтобы глубже понять окружающий мир героя и его внутренний мир.
Структура работы включает в себя введение, две главы основной части с двумя подразделами в каждой, заключение, и библиографический список источников, использованных при написании работы.
Реализация съёмочного процесса и создание дипломной работы в виде документального фильма “Камертон души” в жанре портрета не составило особого труда, благодаря полученным практическим и теоретическим знаниям за годы обучения в Институте современного искусства. Считаем, что представленный фильм завершён как с творческой стороны, так и в композиционном плане.
Полагаем, что в данной работе нам удалось отразить, как портретная документалистика в медиуме кино является отличным способом передачи истории жизней ярких творческих личностей, которые олицетворяют духовно–нравственные ценности и идеалы Российской государственности.
1. Агафонова, Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. – Минск: Тесей, 2008
2. Адорно, Т. Может ли публика хотеть? / Адорно Т.// 40 мнений о телевидении (Зарубежные деятели культуры о телевидении): сборник / сост. Н. А. Голядкин. – М.: Искусство, 1970 – 200 с.
3. Байдина, В. С., Кишенько, В. В. Создание документального фильма–портрета в дистанционном формате: парадигма и написание сценария // StudNet. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie–dokumentalnogo–filma–portreta–v–distantsionnom–formate–paradigma–i–napisanie–stsenariya (дата обращения: 02.04.2024).
4. Беляев, И. К. Спектакль документов: Откровения телевидения / Игорь Беляев. – М.: «Издательский дом Гелеос», 2005.
5. Вакурова, Н. В., Московкин, Л. И. Типология жанров современной экранной продукции: Учеб. пособие. – М.: Институт современного искусства, 1997
6. Вартанова, Е. Л. Словарь / под ред. Е. Л. Вартановои. – М.: Фак. журн. МГУ, Изд–во Моск. ун–та, 2019 – 246 с.
7. Казючиц, М. Ф. Cinéma vérité/direct cinema – будущее современной документалистики? // Артикульт. 2014. №4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cin–ma–v–rit–direct–cinema–buduschee–sovremennoy–dokumentalistiki (дата обращения: 02.04.2024).
8. Кулешов, Л. В. «Практика кинорежиссуры», М., «Искусство», 1987 г.
9. Лазарев, В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М. – Л.: Искусство, 1937.
10. Лотман, Ю., Цивьян, Ю. Диалог с экраном. М.: Александра, 1994.
11. Маркелова, Т. В., Петрушина, М. В. Оценочные высказывания в коммуникативном пространстве русского языка: монография. Москва: Институт современного искусства, 2019. 232 с.
12. Пронин, А. А. Диегетический нарратор в документальном фильме–портрете // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diegeticheskiy–narrator–v–dokumentalnom–filme–portrete (дата обращения: 02.04.2024).
13. Пронин, А. А. Нарративные стратегии автора в портретной документалистике // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. №14 (235). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narrativnye–strategii–avtora–v–portretnoy–dokumentalistike (дата обращения: 02.04.2024).
14. Пронин, А. А. Полифония как принцип наррации в биографическом фильме–портрете // Вестн. Том. гос. ун–та. Филология. 2015. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polifoniya–kak–printsip–narratsii–v–biograficheskom–filme–portrete (дата обращения: 02.04.2024).
15. Смирнова, В. В. Документальное кино в системе массовой коммуникации: источник формирования знаний и представлений у аудитории // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnoe–kino–v–sisteme–massovoy–kommunikatsii–istochnik–formirovaniya–znaniy–i–predstavleniy–u–auditorii (дата обращения: 02.04.2024).
16. Bendjelloul, M. (Director). (2012). Searching for Sugar Man [Film]. Sony Pictures Classics.
17. Bourdieu, P. (1993). La misère du monde. Paris: Éditions du Seuil.
18. Breschand, J. (2002). Le documentaire. L’autre face du cinéma. Paris: Ed. Cahiers du Cinéma/Les petits Cahiers.
19. Bruzzi, Stella. (2006). New documentary: Second edition. 1–275. 10.4324/9780203967386.
20. Gbambu, Abdul Rashid & Dramani, Jemilatu & Adekunle, Morolake. (2023). A Contextual Analysis of Documentary Film as a Product and Tool for Academic Exercise. European Journal of Communication and Media Studies. 2. 25–35. 10.24018/ejmedia.2023.2.4.22.
21. Jeanneret, Y. (2012). « Préface «. In A. WRONA, Face au portrait. De Sainte–Beuve à Facebook. Paris: Hermann Éditeurs, 9–15.
22. Lacey, N. (2005). Image and representation: Key concepts in media studies. New York, NY: Palgrave Macmillan.
23. Navarro, Vinicius. (2012). Nonfictional Performance from Portrait Films to the Internet. Cinema Journal. 51. 136–141. 10.1353/cj.2012.0047.
24. Neville, M. (Director). (2013). 20 Feet from Stardom [Film]. Radius–TWC.
25. Nichols, Bill. (2001). Documentary Film and the Modernist Avant–Garde. Critical Inquiry. 27. 10.1086/449023.
26. Niney, F. (2009). Le documentaire et ses faux semblants. Paris: Ed. Klincksieck. DOI: 10.14375/NP.9782252037126
27. Odin, R. (2000). De la fiction. Bruxelles : Ed. Boeck. DOI: 10.3917/dbu.odin.2000.01
28. O'Rawe, Des. (2016). Regarding the Real: Cinema, Documentary, and the Visual Arts. 10.7228/manchester/9780719099663.001.0001.
29. Rothman, William. (2012). Documentary Film Classics. 10.1017/CBO9781139172691.
30. Tarrant, Patrick. (2013). Montage in the portrait film: Where does the hidden time lie?. Alphaville: Journal of Film and Screen Media. 44–58. 10.33178/alpha.5.03.
31. Ustarroz, Cesar. (2012). Punk on Film as a Generational Portrait: Julien Temple's Cinema. Atalante. 66–72.
32. Varda, A., & JR. (Directors). (2017). Faces Places [Film]. Cohen Media Group.