Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования инклюзивной культуры средствами сказкотерапии
1.1 Инклюзивная культура, как фактор успешной реализации инклюзивного образования
1.2 Инклюзивная культура в дошкольном образовательном учреждении .. 14
1.3 Сказкотерапия как средство формирования инклюзивной культуры 18
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
инклюзивной культуры дошкольников посредством сказкоткрапии 27
2.1 Оценка нравственного развития и толерантности дошкольников как
важных аспектов формирования инклюзивной культуры 28
2.2 Комплекс занятий по формированию инклюзивной культуры
средствами сказкотерапии 34
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Выводы по главе 2 48
Заключение 51
Библиографический список 55
Приложение 1. Методика изучения толерантности детей 61
Приложение 2. Конспекты занятий по формированию инклюзивной
культуры у дошкольников средствами сказкотерапии 64
В последние годы в России достаточно широкое распространение получила концепция инклюзивного образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию.
Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, это гибкая система, где учитываются потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной, возрастной группе.
Инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155), в котором четко выделена необходимость выравнивания стартовых возможностей воспитанников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы.
насущных вопросов дошкольной педагогики и психологии является поиск новых форм и методов развития и воспитания детей, среди которых значительную роль в работе с детьми - дошкольниками приобретает сказкотерапия. Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм и другие.
Все вышесказанное предопределило выбор темы и обусловило ее актуальность.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования сказкотерапии в формировании инклюзивной культуры дошкольников.
Объект исследования - инклюзивная культура в дошкольном образовательном учреждении как важнейший аспект инклюзивного образования.
Предмет исследования - процесс формирования инклюзивной культуры у дошкольников посредством сказкотерапии.
Гипотеза исследования: процесс формирование инклюзивной культуры у детей-дошкольников будет эффективным, если использовать комплекс занятий с применением сказкотерапии.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования инклюзивной культуры средствами сказкотерапии.
2. Оценить нравственное развитие и уровень толерантности дошкольников как важных аспектов формирования инклюзивной культуры.
3. Составить и реализовать занятия по формированию инклюзивной культуры средствами сказкотерапии.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
В качестве методов исследования использовались:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, тестирование (Проективная методика "Неоконченные рассказы" (А.М. Щетинина Т. П. Гаврилова), методика изучения толерантности детей (Доминик Де Сент Марс));
- методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Экспериментальная база: МБДОУ "Заринский детский сад "Солнышко" Бийского района.
В исследовании принимали участие 12 ребят старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).
Практическая значимость работы состоит в том, что теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику дошкольной образовательной организации способствует формированию инклюзивной культуры дошкольников.
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь», где и проходило обсуждение результатов.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждены на научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (г. Бийск, 18 мая 2018 года) на секции «Инклюзивное и специальное образование» и международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» (г.Бийск, 07 июня 2018 года), а так же опубликована одна статья (Каменская А.А. Формирование инклюзивной культуры средствами сказкотерапии //Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв.ред Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им В.М. Шукшина, 2018. - 1. Электрон.опт. диск (CD-R)).
Исследование выполнялось по запросу МБДОУ "Заринский детский сад «Солнышко»» Бийского района Алтайского края; его результаты и комплекс занятий переданы администрации детского сада.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из:
Введения, в котором представлен методологический аппарат, описаны актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, отражена практическая значимость и апробация результатов исследования.
Теоретической главы «Теоретические аспекты проблемы формирования инклюзивной культуры средствами сказкотерапии», в которой раскрыты понятия «инклюзивное образование» и «инклюзивная культура». Показано значение инклюзивной культуры как фактора успешной реализации инклюзивного образования. Выявлены особенности инклюзивной культуры в дошкольном образовательном учреждении, а также раскрыты возможности сказкотерапии для формирования инклюзивной культуры детей дошкольного возраста.
Практическая глава «Опытно-экспериментальная работа по формированию инклюзивной культуры дошкольников посредством сказкоткрапии» посвящена описанию хода и результатов эксперимента. В данной главе описаны результаты оценки нравственного развития и толерантности дошкольников как важных аспектов формирования инклюзивной культуры. Показана необходимость формирования инклюзивной культуры дошкольников посредством сказкотерапии. Описаны цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты, тематический план занятий по формированию инклюзивной культуры средствами сказкотерапии. Последний параграф посвящен анализу результатов опытно¬экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы о достижении поставленной цели и задач и подтверждении гипотезы исследования.
Библиографический список представлен 50 источниками.
В ходе работы достигнута основная цель по обоснованию и экспериментальной проверке эффективности использования сказкотерапии в формировании инклюзивной культуры дошкольников.
Теоретический анализ проблемы формирования инклюзивной культуры средствами сказкотерапии позволил раскрыть понятия «инклюзивное образование» и «инклюзивная культура».
Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, это гибкая система, где учитываются потребности каждого ребенка, не только с проблемами развития, но и тех, кто принадлежит к той или иной этнической, культурной, социальной, возрастной группе.
Инклюзивное образование включает три аспекта:
- разработку инклюзивной политики;
- развитие инклюзивной практики;
- создание инклюзивной культуры.
Инклюзивная культура - это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности.
Анализ теоретических источников позволил определить важное значение инклюзивной культуры как фактора успешной реализации инклюзивного образования. Нами выявлены особенности инклюзивной культуры в дошкольном образовательном учреждении, а также раскрыты возможности сказкотерапии для формирования инклюзивной культуры детей дошкольного возраста.
В дошкольных организациях высокий уровень культуры поддерживается бескомпромиссной приверженностью всех участников образовательных отношений принципам инклюзивного образования и характеризуется восприятием различий детей и других участников образовательных учреждений как важного ресурса ДОУ; стилем повсеместного открытого общения между участниками образовательных отношений; желанием придерживаться принципам инклюзии, несмотря на возникающие сложности; пониманием общественной и политической природы инклюзии; бескомпромиссной приверженностью и верой в идеи инклюзии.
Эффективным средством формирования инклюзивной культуры дошкольников является сказкотерапия, т.к. позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения, нравственного развития ребенка.
Теоретический анализ послужил предпосылкой для проведения опытно - экспериментальной работы по формированию инклюзивной культуры дошкольников посредством сказкотерапии.
Исследование проводилось на базе МБДОУ "Заринский детский сад "Солнышко" Бийского района. В исследовании принимали участие 12 ребят старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
В качестве важных аспектов формирования инклюзивной культуры нами определены уровень нравственного развития и толерантности дошкольников. Для проведения диагностики нами использованы две методики:
1) Проективная методика "Неоконченные рассказы" (А.М. Щетинина Т. П. Гаврилова), позволяющая оценить нравственное развитие дошкольников на основании изучения характера эмпатии дошкольников: эгоцентрической или гуманистической.
2) Методика изучения толерантности детей (Доминик Де Сент Марс), позволяющая определить высокий, средний и низкий уровни сформированности эмоционального компонента толерантности.
По результатам диагностики на констатирующем этапе по обеим предложенным методикам выявлено, что примерно половина опрошенных (42 % дошкольников по проективной методике «Неоконченные рассказы» и 50 % по методике изучения толерантности детей Доминика Де Сент Марса) имеют низкий уровень сформированности инклюзивной культуры, что является предпосылкой для ее формирования у дошкольников.
На формирующем этапе осуществлялась разработка и реализация комплекса занятий по формированию инклюзивной культуры дошкольников средствами сказкотерапии. В работе описаны цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты, тематический план занятий по формированию инклюзивной культуры средствами сказкотерапии.
Цель занятий - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с окружающими. Было проведено 10 занятий.
После их реализации на контрольном этапе проведена повторная диагностика по вышеуказанным методикам. Обобщенные результаты оценки характера эмпатии и уровня сформированности эмоционального компонента толерантности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяют увидеть положительную динамику произошедших изменений. В группе не стало ребят с эгоцентрическим характером эмпатии и низким уровнем толерантности. На основании данных результатов сделан вывод об отсутствии среди испытуемых дошкольников с низким уровнем сформированности инклюзивной культуры.
Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента по оценке нравственного развития и толерантности дошкольников как важных аспектов формирования инклюзивной культуры позволяют сделать вывод о том, что разработанные и реализованные занятия по формированию инклюзивной культуры средствами сказкотерапии эффективны.
Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что процесс
формирование инклюзивной культуры у детей-дошкольников будет эффективным, если использовать комплекс занятий с применением сказкотерапии.
1. Азарян, К.А. Сказкотерапия как метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / К.А. Азарян, М.В. Шаповалова // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/856/11013">www.scienceforum.ru/ 2015/856/11013 (дата обращения: 19.03.2018).
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
3. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - C. 5-16.
4. Алферова, Г. В. Социализация и социальная адаптация ребенка инвалида в условиях инклюзивного образования: [Текст] / Г. В. Алферова, З. М. Мухтарова // Гуманитарные исследования. - 2013. - № 4 (48). - С. 120-126.
5. Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду [Текст] / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 51-52.
6. Андронникова, О.О. Проблемы внедрения инклюзии в общеобразовательную и профессиональную образовательную систему [Текст] / О. О. Андронникова // Теория и практика социально-гуманитарного обеспечения инклюзивного образования : материалы Всерос. науч. шк. с междунар. участием / под общ. ред. А. Г. Ряписовой ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2012. - С. 104-107.
7. Астудина, Т.Ю. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников [Текст]: творческий отчет / Т.Ю. Астудина. - Ленинск- Кузнецкий, 2015. - 66 с.
8. Бритаева, З.М. Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе [Текст] / З.М. Бритаева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 243 - 246.
9. Бут, Т. Показатели инклюзии [Текст]: практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Воган; пер. с англ. И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. - М.: РООИ «Перспектива», 2007. - 124 с.
10. Буторина, О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. Г. Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - №7. - С. 40-44.
11. Вачков, И. В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом... [Текст] / И. В. Вачков. - Москва : Генезис, 2011. - 285 с.
12. Волкова, Н.А. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников [Текст] / Н.А. Волкова, Е.В. Слизкова // Концепт. - 2014. - №2. - С. 106 - 110.
13. Высочанская, В.Н. Сказкотерапия как средство инклюзивного образования в дошкольном образовании [Текст] / В.Н. Высочанская, Е.В. Конькина // Россия как трансформирующееся общество экономика, управление, культура, языки. - 2015. - С.70-73.
14. Дегтярев, А. Н. В инклюзивном образовании важно строить вертикаль [Текст] / А. Н. Дегтярев // Администратор образования. - 2012. - №
12. - С. 3- 6.
15. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально¬реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы [Текст]: учеб. пособие / Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 272 с
16. Демкина, Т.О. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу [Текст] / Т.О. Демкина // Школьная педагогика. - 2016. - №4. - С. 26-28.
17. Домбровская, А. Ю. Социальная адаптация инвалидов [Текст] / А. Ю. Домбровская // Социологические исследования, 2011. - №11. - С. 71-75.
18. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии [Текст] / Т. Д.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - СПб : Речь, 2011. - 208 с.
19. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб : Речь, 2010. - 233 с.
20. Иванов, А.В. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель ее дальнейшего развития [Текст] / А. В. Иванов // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - №3. - С. 78-85.
21. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Ред. Е.Н. Кутепова, Т.В. Волосовец. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 200 с.
22. Инклюзивное образование. Выпуск 1 [Текст] / Составители: Алехина С.В.,Семаго Н.Я., Фадина А.К. - М.: Школьная книга, 2010. - 272 с.
23. Инклюзивное образование в России [Текст] / ЮНИСЕФ. ЦАО г. Москвы, РООИ «Перспектива», МГППУ. - М.: ООО «БЭСТ-принт», 2011.-88 с.
24. Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики [Текст]: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / гл. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2017. - 512 с.
25. Капская, А. Ю. Планета чудес: развивающая сказкотерапия для детей [Текст] / А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик. - СПб.: Речь, 2006. - 219 с.
26. Карпенкова, И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы [Текст] / И.В. Карпенко / Под ред. M.JI. Семенович. - М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. - 88 с.
27. Кириллова, Е. А. Инклюзивная культура как фактор развития поликультурного образования в России [Текст] / Е.А. Кириллова. - Казань: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2016. - 6 с.
28. Конвенция о правах инвалидов; Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблей от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 19.03.2018).
29. Крыжановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования [Текст]: учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. - М.: Владос, 2014. - 142 с.
30. Кучмаева, О. В. Проблемы развития инклюзивного образования в Столице [Текст] / О. В. Кучмаева, Г. В. Сабитова, О. Л. Петрякова // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 3-11.
31. Малофеев, Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 3-18.
32. Малофеев, Н. Н. Похвальное слово инклюзии, или речь в защиту самого себя [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология, 2011. - №4. - С. 3-17.
33. Назарова, Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст] / Н. Назарова // Социальная педагогика.- 2010. - №1. - С. 77-88.
34. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы [Текст]: учебник / И. В. Наместникова. - М.: Юрайт, 2016. - 366 с.
35. Нигматов, З.Г. Формирование поликультурной личности в условиях инклюзивного образования [Текст] / З.Г. Нигматов // Образование и саморазвитие, 2014. - № 4 (42). - С. 196 - 207.
36. Пасторова, А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге [Текст]: монография / А. Ю. Пасторова. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2012. - 250 с.
37. Петухова, Л. Интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых школьников [Текст] / Л. Петухова // Социальная педагогика, 2009. - №4. - С. 53-58.
38. Принципы инклюзивной культуры в работе с молодежью: сравнительный анализ молодежной политики Российской Федерации и Республики Беларусь [Текст]: Коллективная монография / Научный редактор В.Н. Ярская, редактор А.В. Ручин. - Саратов: Изд. СГТУ, 2016. - 132 с.
39. Приступа, Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. - М.: Инфра-М: Форум, 2015. - 160 с.
40. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования [Текст]: коллективная монография / Отв. ред. С. В. Алехина. - М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. - 334 с.
41. Романова, Г.А. Об условиях разработки инклюзивной образовательной среды как источника формирования социокультурной компетентности [Текст] / Г.А. Романова // Тенденции развития науки и образования. - 2015. - С. 75-77.
42. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду [Текст]: Сборник материалов из опыта раб. Выпуск 1. ФГОС / под ред. С. Д. Ермолаева. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 240 с.
43. Старовойт, Н.В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию [Текст] / Н.В. Старовойт // Концепт. - 2016. - Т. 8. - С. 31-35.
44. Татарицкая, Я.В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях [Текст] / Я.В Татарицкая // Труды Санкт-
Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013.
- Т. 195. - С. 184 - 192.
45. Ткач, Р. М. Сказкотерапия детских проблем [Текст] / Р. М. Ткач.
- СПб.: Речь, 2010. - 118 с.
46. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
47. Фуряева, Т.В. Педагогика интеграции за рубежом [Текст]: монография / Т.В. Фуряева. - Красноярск, 2005. - 208 с.
48. Цеттерман, Н.Ф. Использование сказкотерапии в коррекционно¬развивающей работе с детьми в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Н.Ф. Цеттерман. - Режим доступа:
https://schoolfiles.net/3059967 (дата обращения: 19.03.2018).
49. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или
аутентичность? [Текст] / А.Ю. Шеманов // Обсерватория культуры. - 2014. - № 4. - C. 9-16.
50. Шеманов, А.Ю. Творчество и инклюзивная культура
образовательной организации [Текст] / А.Ю. Шеманов, Д.Э. Макаева // Психологическая наука и образование. - 2016. - Том 8. - № 1. - C. 24-34.