Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Работа №14865

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1334
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы сформированности
инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями
учащихся с ОВЗ 10
1.1 Родитель ребенка с ОВЗ как психологический феномен 10
1.2 Инклюзивная культура родителей учащихся образовательных
организаций с ОВЗ как педагогическая проблема 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование оценки сформированности
инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями
учащихся с ОВЗ 29
2.1 Описание экспериментальной базы, методов и этапов исследования ... 29
2.2 Оценка сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями учащихся с ОВЗ 33
2.3 Комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры в
образовательной организации 41
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Библиографический список 52
Приложение 1. Опросник оценки сформированности инклюзивной культуры в общеобразовательных учреждениях 59
Приложение 2. Конспекты мероприятий по формированию инклюзивной
культуры в образовательной организации 63


Актуальность исследования. Еще в XIX веке клиницисты и педагоги (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Кащенко, И.В. Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родители создают вокруг ребенка такой микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгард, Н.В. Мазурова, Г.А. Мишина, Е.М. Мастюкова, Л.И. Солнцева, В.В. Ткачёва и др.).
Многие семьи в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Это особенно влияет на формирование негативного отношения к инклюзивному образованию.
Изучением представлений родителей об инклюзивном образовании занимались такие современные педагоги и психологи как Е.В. Бибарцева, Е.А. Воронич, Е.Ю. Головинская, Г.Г. Козлова и другие. Вопросами инклюзии занимались Т. Бут, Т. В. Белогрудова, М. В. Матвеева, М. Эйнскоу и другие исследователи.
Сегодня в связи с изменениями системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», который предусматривает внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования, возможность инклюзивного образования становится одним из основных условий успешной социализации детей с ОВЗ, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Отсюда особую важность приобретает вопрос формирования инклюзивной культуры у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, проблема сформированности, инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии сегодня особенно актуальна.
Цель исследования - изучение и оценка сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования - инклюзивная культура в образовательных организациях.
Предмет - сформированность инклюзивной культуры в образовательных организациях с позиции родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: учет оценки сформированности инклюзивной культуры с позиции родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать ее повышению в образовательной организации.
Задачи исследования:
1) теоретически обосновать проблему исследования;
2) провести оценку сформированности инклюзивной культуры родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
3) составить комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры образовательной организации.
В качестве методов исследования использовались:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
- эмпирические (опросник),
- методы качественного и количественного анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику способствует формированию инклюзивной культуры родителей учащихся с ОВЗ; разработанная система работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, внедрена в практику работы образовательного учреждения.
Апробация результатов исследования.
Работа выполнялась в рамках исследовательской темы научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Исследование выполнялось по запросам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов» и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева" г. Бийска, которым и были переданы результаты исследования. Проведенный мониторинг оценки сформированности инклюзивной культуры родителями, в том числе, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, будет использован в работе учреждений.
Подготовленный комплекс мероприятий по формированию инклюзивной культуры в образовательной организации будет внедрен в деятельность учреждений в 2018-2019 учебном году.
Основные положения исследования обсуждены:
1) на Всероссийской заочной научно-практической студенческой
конференции «Коррекционно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей с особыми образовательными возможностями и потребностями», которая состоялась 28 апреля 2018 года в г. Кургане (имеется публикация);
2) на 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: проблемы и перспективы», которая состоялась 18 мая 2018 года на базе ФГБО ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина»;
3) на Международной научно практической конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики», которая состоялась 07 июня 2018 года на базе КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж»;
4) на заседаниях кафедры педагогики и психологии и научно-исследовательской лаборатории «Специальное и инклюзивное образование и социальная помощь».
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» г. Бийска и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов".
В исследовании принимали участие 120 родителей (по 60 человек из каждой школы), из них 11 родителей детей с ОВЗ и 109 родителей нормально развивающихся детей.
Структура работы представлена введением, основной части, состоящей из двух глав (теоретической главы «Теоретическое обоснование проблемы сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями учащихся с ОВЗ» и практической «Экспериментальное исследование по оценке сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья»), заключением, библиографическим списком и приложениями; работа содержит иллюстративный материал (таблицы, рисунки).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования решены все поставленные задачи. Так, теоретическое обоснование проблемы сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях родителями учащихся с ОВЗ позволило определить, что в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, формируются неадекватные межличностные отношения в силу различных причин. К факторам, влияющим на развитие неконструктивных моделей детско-родительских и родительско-детских взаимоотношений и, самое главное, определяющим условия воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье, мы относим следующие:
1) характер и степень выраженности нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления психофизической недостаточности;
2) личностные особенности родителей;
3) ценностные ориентации родителей;
4) социальная среда и условия, которые способствуют или препятствуют реализации родителями своих воспитательных задач.
Основными моделями воспитания в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья являются: гиперопека; противоречивое воспитание; воспитание по типу повышенной моральной ответственности; авторитарная гиперсоциализация; воспитание в «культе» болезни; симбиотический тип воспитания; тип воспитания «маленький неудачник»; гипоопека; отвержение ребенка.
Главные барьеры на пути развития инклюзии - культурологические: стереотипы и предрассудки, готовность или нет учителей, детей и их родителей принять новые принципы образования. Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию.
Суть инклюзивной культуры - ценностное отношение к детям с ОВЗ. В процессе инклюзивного образования является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам. Инклюзивная культура родителей - это часть общей инклюзивной культуры. Ее формирование у родителей - это принятие родительской общественностью идеи инклюзивного образования как нового позитивного ресурса, как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
Экспериментальное исследование позволило определить, что в образовательных организациях сегодня уровень инклюзивной культуры родителей учащихся недостаточно высок.
Эксперимент проводился на базе двух образовательных организаций: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» г. Бийска и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов".
В исследовании принимали участие 120 родителей (по 60 человек из каждой школы), из них 11 родителей детей с ОВЗ и 109 родителей нормально развивающихся детей.
Для проведения исследования нами был использован модифицированный Л.С. Дейкиной и Н.А. Першиной опросник на основе практического пособия «Показатели инклюзии» авторов Т. Бута и М. Эйнскоу, под редакцией М. Вогана, позволяющий оценить уровень сформированности инклюзивной культуры в образовательном учреждении родителями учащихся с ОВЗ и родителей нормально развивающихся сверстников.
Полученные результаты с одной стороны характеризуют в целом положительное отношение к инклюзивному образованию у родителей учащихся образовательной организации, отсутствием среди них родителей с низким и скорее низким уровнем оценивания сформированности инклюзивной культуры в образовательной организации, с другой, присутствие родителей со средним уровнем оценивания сформированности инклюзивной культуры в школе свидетельствует о необходимости формирования инклюзивной культуры в образовательных организациях у родителей учащихся. Это особенно актуально для родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей, уровень оценивая инклюзивной культуры в образовательной организации которыми ниже, чем у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, что подтверждает гипотезу исследования.
Эффективным условием формирования инклюзивной культуры родителей является организация различных мероприятий. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей
С учетом текущего состояния формирования инклюзивной культуры в образовательной организации, нами подобраны наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями:
- круглый стол на тему «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения» (конспект мероприятия представлен в Приложении 2);
- практикум с родителями «Любящее сердце» (Приложение 2);
- оформление информационных стендов на тему «Инклюзия в образовательной организации»;
- организация родительской почты по вопросам инклюзивного образования;
- консультации родителей по вопросам реализации инклюзивного образования в образовательной организации
Ключевым фактором в успешном создании инклюзивной культуры в образовательной организации являются именно родители, так как именно они выступают прямым посредником между образовательной организацией и ребенком. Использование комплекса мероприятий по формированию инклюзивной культуры у родителей в образовательной организации дает положительные результаты. Родители чаще проявляют интерес к деятельности образовательной организации, принимают активное участие в образовательно-воспитательном процессе, предлагают новые формы взаимодействия.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный режим] / СПС КонсультанПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - (дата обращения 04.03.2018).
2. Азлецкая, Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его
развития [Текст] / Е.Н. Азлецкая // Концепт. - 2015. - Т. 37. - С. 81-85.
3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.И. Акатов. - М.: Владос, 2004. - 368 с.
4. Акимова, О. И. Федеральные государственные образовательные
стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы внедрения в образовательных организациях [Текст] / О.И. Акимова // Концепт. - 2016. - Т. 20. - С. 1-5.
5. Алехина, С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.
6. Алёхина, С.В. Психолого-педагогические исследования
инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов [Текст] /
С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20. - № 3. - C. 70-78.
7. Арутюнян, А.М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.М. Арутюнян // Концепт. - 2016. - Т. 26. - С. 481 - 485.
8. Байсакалова, А. Ж. Роль семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации [Электронный ресурс] / А. Ж. Байсакалова // Педагогический журнал Казахстана «Коллеги», - 2012. - Режим доступ : http://collegy.ucoz.ru/publ/69- 1-0-8280. - (дата обращения 04.03.2018).
9. Белогрудова, Т.В. Особенности обучения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы [Текст] / Т. В. Белогрудова, М. В. Матвеева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2010. - Т.3. - № 4. - С. 22 - 31.
10. Бибарцева, Е.В. Представления родителей об инклюзивном образовании [Электронный ресурс] / Е.В. Бибарцева. - Режим доступа: http://elib.osu.ru/handle/123456789/1731 - (дата обращения 04.03.2018).
11. Бубеева, Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Б.Н. Бубеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 221-225.
12. Бут, Т. Показатели инклюзии [Текст]: практическое пособие / Т. Бут, М. Эйнскоу; под ред. М. Воган; пер. с англ. И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. - М.: РООИ «Перспектива», 2007. - 124 с.
13. Волосовец, Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Волосовец, Е.В. Кутепова. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. - 144 с.
14. Воронич, Е.А. Повышение инклюзивной культуры родителей как педагогическая проблема. Комплексная психологическая помощь в образовании [Текст] / Е.А. Воронич, Г.Г. Козлова // Материалы IV научно-практической конференции 15 декабря 2014 года. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - С. 15-18.
15. Галкина, Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.В. Галкина // Актуальные вопросы
современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль
2012 г.). - 2012. - С. 32-36.
16. Головинская, Е. Ю. 1.09.2016 [Текст]: Методическое пособие для
администраторов школ, педагогов и родителей учеников с особыми
образовательными потребностями / Е. Ю. Головинская. - Самара, 2016. -104 с.
17. Гребенникова, В.М. Стратегия включения инклюзивной образовательной среды с учётом «индекса инклюзии» [Текст] / В.М. Гребенникова, А.И. Щербина // успехи современной науки и образования. -
2016. - № 1. - С. 69-72.
18. Домбровский, Г. Реабилитационная индустрия - инвалидам [Текст] / Г. Домбровский // Социальная работа. - 2010. - № 2. - С. 30-32.
19. Екжанова, Е.А. От интеграции к инклюзии [Текст] / Е.А. Екжанова // Школьный психолог. - 2010. - № 16. - С. 34-37.
20. Жихарева, Е.В. Семья ребенка с ОВЗ: технологии помощи и поддержки [Текст] / Е.В. Жихарева. - Барнаул: Западно-Сибирский МОЦ,
2017. - 64 с.
21. Зыкова, Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования [Текст] / Н.В. Зыкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 35-38.
22. Ильичев, Д. В. Социальные мероприятия отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / Д.В. Ильичев // Работник социальной службы. - 2011. - № 1. - С. 50-55.
23. Инклюзивное образование. Выпуск 1 [Текст] / сост. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина; ред. Т.Н. Гусевой. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
24. Инклюзивное образование. Выпуск 4 [Текст]: Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в
детском саду / сост. М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 240 с.
25. Инклюзивное образование: ключевые понятия [Текст] / Сост.
Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. - М.: Владимир: Транзит - ИКС, 2009. - 48 с.
26. Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессиональной подготовки [Текст]: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессиональной подготовки» 26 февраля 2015 г. / под ред. В.Н.Залазаева, Р.А.Ильиной / под науч. ред. О.В. Солодянкиной. - Ижевск, 2015. - 220 с.
27. Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики [Текст]: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Гл. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2017. - 512 с.
28. Инклюзивное образование: эффективные методики и их практическое применение [Текст]: Сборник статей по материалам II международного семинара по педагогике. Россия, г. Санкт-Петербург, 26 ноября 2016 г. - СПб.: Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ - СИЛА», 2016. - 118 с.
29. Ковалец, И.В. Азбука эмоций [Текст]: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. - М.: Владос, 2003. - 136 с.
30. Кулагина, Е.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и условия развития в России [Текст] / Е.В. Кулагина // Народонаселение . - 2012 - № 4 (62). - сС 29 - 38.
31. Курганова, Э. Н. Инклюзивное образование - право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Э.Н. Курганова // Молодой ученый. - 2016. - №16.1. - С. 26-29.
32. Лебедева, С. В. Проблемы и перспективы семей, воспитывающих
детей с ОВЗ [Текст] / С.В. Лебедева // Образование и воспитание. - 2015. - №4. - С. 75-77.
33. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст]: Методическое пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008. - 238 с.
34. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2008. - 220 с.
35. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Москвитина; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
36. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального
образования / Г. А. Мишина, Е. Н. Моргачева. - М.: ИНФРА-М: Форум, 2007. - 136 с.
37. Назарова, Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития [Текст] / Н.М. Назарова // Специальное образование. - 2012. - № 3 (27). - С. 6 - 12.
38. Першина, Н.А. Становление и формирование инклюзивной культуры в контексте исследования готовности учителя // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы : материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции, г. Барнаул, 24-25 февраля 2017 г. / А.Ю. Арутюнян, Н.А. Першина, Л.С. Дейкина / под ред. М.В. Сурниной. - Барнаул : АлтГПУ, 2017. - 346 с. - ISBN 978-5-88210-872-3. - С. 293-297.
39. Попова, Е.И. Воспитание толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся начальных классов [Текст] / Е.И. Попова // Начальная школа: плюс до и после. - 2014. - № 6. - С.
37-41.
40. Ребенок с ОВЗ - в школе и дома [Текст]: материалы регион. науч.-практ. Семинара, г. Волгоград, 27 марта 2014 года / редкол.: О.А.
Аленкина, Т.В. Барбарош, М.А. Дворецкая, Е.А. Лапп (отв.ред.), Е.В. Шипилова. - Волгоград: Изд-вл ВолГУ, 2014. - 311 с.
41. Сальникова, О. Д. Актуальные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ [Электронный ресурс] / О.Д. Сальникова. - Режим доступа:
http://www.ncfu.ru/uploads/doc/salnikova_pmis_ipmop_2015.pdf - (дата обращения 04.03.2018).
42. Сацевич, С.В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование [Текст] / С.В. Сацевич. - М.: Просвещение, 2016. - 46 с.
43. Сигал, Н.Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт [Текст] / Н.Г. Сигал // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика. - Киров: МЦНИП. - 2014. - С. 73-79.
44. Сиротюк, А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика [Текст] / А.С. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
45. Старовойт, Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию [Текст] / Н.В. Старовойт // Концепт. - 2016. - Т. 8. - С. 31-35.
46. Советы психолога - родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука) [Текст]: / Сост. - Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина Н.С., Шипилова Е.В. - Волгоград: Волгоградская региональная общественная организация «Поддержка профессионального становления педагогов- дефектологов», 2014. - 133 с.
47. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование [Текст] / В.В. Ткачева. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 160 с.
48. Токарева, И.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из основных направлений работы с детьми и родителями в рамках сопровождения инклюзивного образования [Текст] / И.А. Токарева, Т.В. Загоскина // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III
Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ. - 2015. - С. 276-279.
49. Уроки по пониманию инвалидности в школе [Текст]: пособие для учителя / Сост.: Т.Н. Седовина, Е.Ю. Шинкарева. - Архангельск : Лоция, 2016. - 128 с.
50. Хрестоматия для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Сост. О.Ю. Пискун, Т.В. Волошина. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 112 с.
51. Хухлаева, О.В. Работа психолога в многонациональной школе [Текст]: учебное пособие / О.В. Хухлаева, М.Ю. Чибисова. - М.: Форум, 2011. - 176 с.
52. Чебарыкова, С. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / С.В. Чебарыкова, К.В. Степанов // Молодой ученый. - 2015. - №5. - С. 551-554.
53. Шевелева, Д.Е. Развитие равноправных отношений между учащимися в условиях инклюзивного образования в России и за рубежом [Текст] / Д.Е. Шевелева // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 207-214.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ