ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Адаптированность первокурсников спортивного среднего- профессионального учебного заведения как предмет социально -психологического исследования 5
1.1. Социально-психологическая адаптированность: сущность, и
содержание 5
1.2. Специфика обучения в условиях спортивного среднепрофессионального учреждения 12
1.3. Проблемы социально-психологической адаптированности
первокурсников спортивного средне-профессионального учреждения 25
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование социально -психологической
адаптированности первокурсников спортивного колледжа 35
2.1. Анализ социально-психологической адаптированности первокурсников
к социальной среде 35
2.2. Изучение личностных особенностей социально -психологической
адаптированности первокурсников 40
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Приложение 1. Методика «Адаптированность» 56
Приложение 2. Опросник для первокурсников -спортсменов после поездок на сборы. (Личного авторства) 58
Приложение 3. Анкета первокурсника. (автор Демидова Т.П.) 59
В системе учебной деятельности приспособление учащегося в средне - профессиональном учебном заведении является важным составным элементом. В настоящее время проблема адаптированности занимает одно из центральных мест в психологических исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.
Люди, которые способны сочетаться с окружающей средой, и реализовывать свои внутренние возможности, крайне необходимы обществу. Вместе с тем, в условиях изменяющейся действительности, большая часть современной молодежи не способна приспосабливаться и развиваться. Чрезвычайно важные задачи, возникающие в учебной деятельности на начальном этапе обучения и выявление социально-педагогических условий оптимизации данного процесса должны влиять на ускорение процессов адаптации и успешной адаптированности первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности.
Спорт является уникальной моделью, где, достижение профессионального мастерства происходит в более короткие сроки, а профессиональная карьера заканчивается очень рано - в 25 - 30 лет. Временные рамки активной
профессионализации субъекта в спорте обуславливаются спецификой вида спорта, теми физическими и психическими ресурсами, которые необходимы для эффективной самореализации личности в спортивной деятельности.
Для формирования профессионального самосознания важны очень многие факторы, но одним из значимых, является среда, в которой происходит профессиональное становление специалиста.
Определённые ценностные ориентации учащихся, их целевые и ситуационные установки раскрываются через: реализацию активной жизненной позиции и стремление самой личности и всего общества к устойчивому развитию; стремление к самосовершенствованию, повышению своей культуры, развитию интеллекта; установление коммуникативных отношений.
Поэтому, актуальной проблемой студентов первого курса в средне - профессиональном учебном заведении является исследование особенностей социально-психологической адаптированности.
Цель исследования: изучить структуру социально-психологической адаптированности первокурсников и описать методы исследования адаптированности в спортивном колледже.
Предмет исследования социально-психологические особенности адаптированности.
Объект исследования социально-психологическая адаптированность обучающихся в среде спортивного средне-профессионального учреждения.
Гипотеза: социально-психологическая адаптированность включает
адаптацию к социальной среде и наличие определенных личностных особенностей.
Задачи:
1. Исследовать сущность понятия адаптированности и его критериев в социально-психологической литературе.
2. Проанализировать особенности адаптированности
первокурсников в спортивном колледже.
3. Представить методы исследования адаптированности первокурсников в Красноярском колледже Олимпийского резерва и сравнить обучающихся спортивного и гуманитарно-экономического колледжей.
...
Результаты исследования позволяют реально оценить сложившуюся социально-психологическую ситуацию в студенческом коллективе.
Адаптированность обучающихся имеет крайне важную и большую значимость, поскольку лишь по завершению адаптации мы можем увидеть итоговый результат. Посмотреть проблемы, с которыми столкнулись студенты, как успешно они прошли адаптационный период, какие трудности вывели их из равновесия образовательного процесса, какие факторы повлияли на их дезадаптированность. Построение качественных отношений в учебном коллективе способствует дальнейшему профессиональному становлению, повышает уровень доверия, эмпатии, поддержки, что сильно может способствовать дальнейшим свершениям в карьере.
Для студентов спортивного колледжа крайне важно быть адаптированными в коллектив, в социальную среду, поскольку они проходят множество этапов становления, к ним предъявляют завышенные требования и ожидания, очень важно сохранять устойчивое эмоциональное состояние находясь на сборах и соревнованиях. Проявлять себя с наилучшей стороны во взаимодействии с тренером и соперниками.
Процесс социальной адаптированности личности в условиях студенческой среды может осуществляться более эффективно, если:
1. в процессе гармонизации отношений и педагогической поддержки учитывается специфика студенческой среды и особенности многоуровневой системы обучения, достигается ее ориентация на личностно-ориентированный подход в образовании;
2. четко определяются субъекты личностно-средового взаимодействия в процессе социальной адаптации, их функции и задачи;
3. в данном процессе обеспечивается интеграция социально-педагогических действий управленческих структур учебного заведения, студенческого сообщества и других социально - значимых подразделений.
Из числа множественных условий, отрицательно оказывающих влияние на духовную сферу молодого поколения, особенно выделяются:
1. несоблюдение национальных и культурных традиций и отторжение индивида от общества;
2. низкая потребность в профессионализме и получаемых знаниях;
3. снизившийся уровень образования и интеллектуальной деятельности в обществе;
4. разрушение прежних идеалов, социальная апатия;
5. низкий уровень нравственности взрослого поколения и молодых людей;
6. изменение ценностных ориентаций в сторону ограниченных духовных запросов, устремлений к стяжательству и многое другое.
• Помочь разрешить психологические трудности и проблемы в этом социальном пространстве.
• Способствовать гармонизации отношений внутри студенческого общества и его внешним контактам.
• Формировать этику отношений, с которой начинается включенность в социальные связи в любом новом окружении.
В исследовании видно, что первокурсники в спортивном колледже легче проходят трудности с адаптацией как в социальной среде, учебной деятельности, так и в окружении. Есть существенные проблемы с физическими нагрузками, но спортсменов изначально готовят к высоким результатам и возлагают на них большую ответственность, к которой они привыкают на протяжении всей своей спортивной карьеры.
В то время как первокурсники приходящие из среды школы в среду средне - профессионального образования сталкиваются с проблемами, которые способствуют их дезадаптации.
Без разрешения этих и других проблем невозможно обеспечить престиж студенческой молодежи в духовном и интеллектуальном развитии. На это и должна быть направлена деятельность всех механизмов социальной адаптированности.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учеб. Для студ, вузов / Г.С. Абрамoва. - 4-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 512 с.
2. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа-вуз): дис. ... д- ра пед. наук. Новосибирск, 2001. 367 с. 2.
3. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фабер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребёнка): учеб. пособие для студ.. вузов. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 416 с. 52 Учёные записки ЗабГУ. 2014. № 5 (58) 3.
4. Багадирова С.К. Этапы профессионализации личности в спорте: материалы междунар. науч. конф. «Физкультура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности». Майкоп, 2010. С. 20 -25.
5. Божович Л.И. Проблема формирования личности. Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад, 1995. - 209 с.
6. Богданова Д.Я. Личностные особенности спортсмена. Избранные лекции. / Гос. ин-т физич. культ. им. П.Ф.Лесгафта. Л., 1974. - 58 с.
7. Гордон С.М., Ильин А.Б. Оценка личности спортсменов разной специализации и квалификации (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств) // Теория и практика физ. культуры.2003, №2, с. 24-39.
8. Гончаров В. Д. Человек в мире спорта. / В. Д. Гончаров. - М., 1978.
9. Гиссен Л.Д. Опыт психологического исследования личности спортсмена / Сборник: Вопросы спортивной психогигиены. - М., 1973. Вып. 2, с. 15-22.
10. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
11. Енин, В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / В.И. Енин ; Ленинградский гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — Л., 1986. — 16 с.
12. Зобков, В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / В.А. Зобков ; Московский гос. ун-т. - М., 1982. - 20 с.
13. Жилин, СВ. Особенности Я-концепции личности спортсменов: дисс. ... канд. психол. наук: 13.00.04 : защищена 27.02.03 / Жилин Сергей Викторович ; Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 2003.-28-31,79-85, 134-135 с.
14. Ильин А.Б. Использование физических упражнений для коррекции психического состояния и личности человека // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке: Материалы Международного конгресса (Москва, 1214 мая 2004). - М.: НЦЗД РАМН, 2004, с. 437-439.
15. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М., 1987.
... всего 50 источников