ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
Формирование связной речи в онтогенезе 6
Специфика формирования описательного речи у детей с ОНР III уровня 11
Обзор методов и приемов, направленных на формирование описательной
речи у детей с ОНР 17
Вывод по Главе 1 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 23
Организация и методика проведения констатирующего эксперимента... 23
Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
Методические рекомендации, направленные на развитие описательной
строя речи 40
Вывод по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Приложение А 58
Вопросы изучения развития речи детей младшего школьного возраста является актуальным для современного общества. От развития речи зависит дальнейшее физическое и умственное развитие ребенка в школьном периоде жизни, соответственно на воспитателей и методистов приходится сложная задача - создать подходящие психолого-педагогические условия, способствующие развитию речи, в частности связной речи, так как благодаря ей дошкольник обретает словарный запас, усваивает языковые нормы и законы. Более того, именно связная речь позволяет дошкольнику пользоваться полученными знаниями в прикладном ключе, а именно связно и последовательно передавать, например, содержание услышанного или прочитанного текста, либо составлять свой рассказ.
Однако, данная задача становится затрудненной для детей с общим недоразвитием речи. Работа с ними должна строиться таким образом, чтобы формировалась речевая деятельность с учетом всех нюансов речевого развития ребенка. Система коррекционной логопедической работы направлена на формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, причем данный процесс является кропотливым и долгим, порой трудно достижимым.
Актуальность исследования работы состоит в том, что формирование речи для детей с ОНР III уровня является сложным процессом, недостаточно изученным в психолого-педагогической литературе. Соответственно, материалы экспериментального исследования могут послужить накоплению практического опыта в данной тематике для логопедов и родителей, заинтересованных в развитии связной речи младших школьников .
Объектом исследования: сформированность описательной речи у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня.
Предмет исследования: описательная речи у детей младшего школьного возраста.
Целью работы: изучение описательной речи у детей 6-7 лет с ОНР III уровня и определение основных направлений коррекционной работы по ее формированию.
Задачи исследования:
изучить формирование связной реи в онтогенезе в психологопедагогической литературе,
рассмотреть аспекты формирования описательного строя речи у детей с ОНР III уровня,
провести обзор существующих методов и приемов формирования описательного строя речи у младших школьников с ОНР III уровня,
провести констатирующий эксперимент по развитию навыков описательной речи у детей 6-7 лет с ОНР III уровня ,
оформить результаты эксперимента и сделать выводы о степени сформированности описательного строя речи у исследуемых младших школьников с ОНР III уровня.
Этапы исследования:
Этап - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, задач, определение цели исследования, разработка плана.
Этап - экспериментальный, предусматривает организацию экспериментальной работы по выявлению особенностей описательного строя речи у первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня и их проявление.
Этап - обобщающий, посвящен завершению экспериментальной работы, анализу и обработке данных, обобщению полученных результатов, формулировке выводов исследования.
Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Разгонская средняя общеобразовательная школа (МКОУ Разгонская СОШ).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую и логопедическую литературу об особенностях развития описательного строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в работах различных авторов, мы установили, что под термином «общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления. Детям, страдающим общим недоразвитием речи, требуется компетентная помощь логопеда для ее формирования и развития, так как сформировать ее самостоятельно не предоставляется возможным.
Процедуре составления описательного рассказа у детей с таким недугом сопутствуют такие черты, как нарушение связности, полноты, развернутости и лексико-грамматического оформления высказывания. Выявив особенности и уровни сформированности описательного строя речи у детей с ОНР III уровня, мы смогли определить, что лишь немногие из них способны самостоятельно составить рассказ-описание. Большинству требовалась помощь логопеда в виде наводящих вопросов. Рассказы недостаточно информативны, предложения используются простые, малораспространенные. Также выявлены лексические затруднения и недостатки в грамматическом оформлении предложений.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза о том, что у детей 67 лет с общим недоразвитием речи III уровня наиболее нарушена связность, полнота, развернутость и лексико-грамматическое оформление
высказывания. Основываясь на результатах проведенного исследования, нами были составлены методические рекомендации по развитию навыков составления описательных рассказов у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
С лингвистической точки зрения описательного текста определим, что должно быть включено в содержание работы с детьми с ОНР III уровня:
обучать детей составлению описания различных объектов, применяя при этом логические компоненты и многообразие союзов, синонимов и прочих лексических структур;
побуждать детей подбирать другое название знакомого объекта из одного семантического поля и уметь истолковать его понятие;
применять средства выразительности речи для составления своего высказывания и выражения своего впечатления об окружающих объектах. Важно следовать принципам основ сенсорной культуры, позволяющим развивать умение наблюдать и выделять характерные признаки объектов.
Постоянная систематическая работа по развитию навыков описания, наблюдения, сравнения, синтеза и анализа позволяет учащимся улучшать свою речевую деятельность, в частности развивать связную речь. Общее недоразвитие речи обуславливает кропотливую и длительную работу над совершенствованием речевых навыков, и хочется уточнить, что максимальный эффект от данных рекомендаций может быть достигнут путем работы с речевыми нарушениями логопеда, педагогов и родителей детей с ОНР.
Кроме эффективно подобранных заданий, текстов, различных наглядных пособий, составляющих методическую работу с младшими школьниками с ОНР III уровня , важно держать контроль за динамикой уровня развития описательного навыка. Предлагается измерять уровень сформированности описательного навыка на трех этапах - начале учебного года, середине и окончании периода.
Агаева И. Б., Проглядова Г. А. Курсовая и выпускная квалификационная работа как формы организации самостоятельной работы студента: учебное пособие; Краснояр. гос. пед ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск,2015. - 188с.
Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с
З.Баранова А.С. Формирование навыков словообразования глаголов у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Приволжский научный вестник. 2014. №8 — 2(36). — С. 54-56.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения [Текст] / С.Е. Большакова. - 2-3 изд., испр. - М. : Сфера, 2015. - 64 с. - (Библиотека логопеда).
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [Текст]. М.: АПН РСФСР, 1956. — 503 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] // Вопросы психологии. — М. : Просвещение, 1966. — С. 17-25.
Гарева Т.А. Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] // Проблемы м перспективы развития образования: материалы III Международной научной конференции (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 95-97.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] — Детство- Пресс, 2007.
Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. —
М. : Издательство Юрайт, 2019. — 295 с.
Горбунова Е. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с
нарушениями речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Горбунова,
Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. — 2016. — №8. —
62-67.
Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — М., 1992.
Давидович Л. Логопедия: семейное воспитание детей с нарушениями в развитии [Текст] / Л. Давидович // Здоровье дошкольника. — 2015. — №10. — С. 42-66
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986
(Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213).
Дымкова А.Ю. Пути формирования лексической стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №113.
Дымкова А.Ю. Изучение проблемы формирования лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи с психолингвистических позиций [Текст] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. №1. — С. 63-66.
... всего 61 источник