Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ПРИМЕНЕНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МНОГОМЕРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН»

Работа №148634

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы136
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 23
1.1 Проблемы контроля и оценки учебно-познавательной подготовки в процессе обучения 23
1.2 Анализ существующих подходов к формированию действий контроля учебно-познавательной подготовки обучающегося 37
1.3 Дидактические многомерные технологии как один из методов педагогического контроля знаний и умений обучающихся специальности дизайн 44
1.4 Выводы по разделу 54
2 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙН 57
2.1 Анализ учебного плана модуля ПМ.02 Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале 57
2.2 Модель формирования компетенций в изучении программ профессионального модуля по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) 59
2.3 Дидактические многомерные технологии как один из методов педагогического контроля обучающихся в преподавании дисциплин сферы дизайна 71
2.4 Выводы по разделу 2 79
3 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНО-СТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МНОГОМЕРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙН 81
3.1.Описание этапов опытно-поисковой работы 82
3.2. Измерительная шкала для перевода качественных характеристик результатов исследования в количественные 84
3.3. Результаты констатирующего эксперимента 88
3.4.Определение уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся специальности дизайн (формирующий этап эксперимента) 92
3.5.Выводы по разделу 3 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Модель формирования профессиональных компетенций 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Модель взаимодействия преподавателя и обучающегося на занятиях по дисциплине МДК.02.04 Дизайн-проектирование 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Пример занятия по дисциплине МДК. 02.04. Дизайн-проектирование 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Пример практической работы по теме «Этапы проектирования объектов дизайна полиграфической продукции» студентки группы Д-406 Сухининой А 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Пример практической работы по теме «Этапы проектирования объектов дизайна полиграфической продукции» студентки группы Д-307 Белых Е 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Логико-смысловая модель по дисциплине МДК.02.04. Дизайн-проектирование 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ЛСМ по теме «Этапы проектирования рекламной продукции» 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 ЛСМ по теме «Определение метода проектирования рекламной продукции» 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Тест в форме логико-смысловой модели 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Тестовое задание 127
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Техническое задание на выполнение экзаменационной работы 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Экспертный лист 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 Форма экспертного листа квалификационного экзамена 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 Результаты экзаменов обучающихся экспериментальной и контрольной групп в 8-м семестре 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 Сравнение уровней сформированности ПК у обучающихся в группах специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) 136

Актуальность темы исследования на социально-педагогическом уровне. В настоящее время школа профессионального образования является приоритетной образовательной сферой, так как государству нужны конкурентоспособные люди, которые могут самостоятельно мыслить и действовать, прогнозируя и оценивая возможные результаты своих действий в условиях динамично развивающегося общества. Модернизация профессионального образования происходит под влиянием многих факторов: глобализация образования, введение ФГОС нового поколения и профессиональных стандартов, стремительное развитие научно-технического прогресса в условиях рыночных отношений. Одним из главных направлений развития профессионального образования является обеспечение перехода на компетентностный подход, а это означает, что наряду с общей профессиональной грамотностью и предметными знаниями у будущего специалиста должна формироваться познавательная активность с целью самостоятельного расширения свои знаний и умений в меняющихся информационных и научно-технических условиях.
Актуальность темы исследования предопределена социальным заказом общества образованию на повышение качества подготовки специалистов сферы дизайна, способных самостоятельно добывать знания и уверенно ориентироваться в меняющихся информационных и научно-технических условиях, удовлетворяя потребности и запросы потребителей, создавая комфортную среду обитания человека. Современный мир динамичен, меняются социальные тенденции, отношения людей к ценностям, к развитию научно - технического прогресса, на основе этого появляются новые виды дизайна, формируются другие цели и задачи, преобразовываются объекты дизайна и функции дизайнерской деятельности. Поэтому будущий дизайнер должен быстро реагировать на изменения, строить новые стратегии своей деятельности. Это обуславливает непрерывное совершенствование в профессиональной деятельности и требует от выпускников не только владением профессиональных компетенций в предметных областях, но и развитием познавательной активности с целью применения знаний в новых условиях, обладания навыками критического мышления для рационального использования информации. Это является регулятором социального поведения личности, где важное место занимает активная познавательная деятельность.
Если говорить о специалисте-дизайнере, то сегодня он обязан идти на несколько шагов впереди существующего времени, так как появляется новый тип людей, стиль жизни и образ мышления. Сейчас уже никто не ставит под сомнение, что дизайн окружает нас повсюду. Это среда обитания человека, ее организация. Все, что мы видим вокруг, что держим в руках, чем пользуемся - это дизайн. Дизайнер создает свои работы не ради искусства, а для целей конкретного заказчика. Соответственно он должен четко понимать, в чем состоят потребности этого заказчика, а также конечного потребителя. Для этого ему необходимо разбираться в психологии, эргономике, маркетинге, иметь представление о текущей рыночной ситуации и о том, каким образом будет осуществляться продвижение товара, над оформлением которого он работает, кроме того, он должен быть широкообразованным, культурным человеком. Поэтому дизайн-образование сегодня должно отвечать на вызов времени.
Исходя из этого, становится очевидна важность и актуальность исследования педагогического контроля знаний, умений и навыков будущих специалистов сферы дизайна Реализация такого заказа может быть осуществлена при условии совершенствования организации и повышения качества учебно-познавательной деятельности обучающихся за счет оптимизации на основе полного учета психолого-педагогических закономерностей процесса усвоения учебного материала. Модернизация системы образования в системе СПО в связи с новыми требованиями к качеству подготовки будущих специалистов невозможно без создания системы контроля путем использования нетрадиционных форм обучения и нетрадиционных форм контроля....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При проведении настоящего исследования нами были получены следующие результаты.
Теоретический анализ психолого-педагогической и методологической литературы, а также ФГОС показал необходимость формирования профессиональных компетенций, основой которого являются действия контроля. Сложность осуществления на практике возможности для обучающихся иметь представление о собственном развитии в период профессионального становления, вызвавший недостаточной проработанностью средств формирования контрольно-оценочной их деятельности.
На основе анализа научно-методической литературы было установлено, что становлению у обучающихся контрольно-оценочной самостоятельности способствует системный, деятельностный и компетентностный подходы, которые позволяют выстраивать процесс формирования действий контроля с учетом специфики обучения профессиональной деятельности специальности дизайн.
Теоретическими основами процесса формирования действий контроля являются теория учебной деятельности, педагогическая технология контроля А.В. Воронцова, концепция развивающего обучения. Популярные в условиях модернизации образования идеи развивающего обучения направленные на совершенствование всех качеств личности и заключают в себе возможности эффективного моделирования образовательного процесса (Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов и другие ученые). В отечественной литературе выделяется несколько направлений изучения проблем педагогического контроля. Это психологические особенности контроля и оценки знаний, рациональная организация контроля результатов учебно-познавательной деятельности студентов, классификация видов, средств и форм контроля.
Одним из важных механизмов развития образования является система контроля качества образовательного процесса по оцениванию уровня достижений обучающихся в условиях применения нетрадиционных форм. Их использование для педагогического контроля дает возможность незамедлительной обратной связи, позволяет отслеживать процесс усвоения обучающимися основных знаний и умений и корректировать процесс обучения. В современной педагогической и методической теории (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, В.Э. Штейнберг и т.д.) раскрывается преимущество нетрадиционных форм контроля: имеют гибкую, вариативную структуру, которая повышает интерес к учению обучающихся. К ним относятся: контроль знаний в системе коллективного обучения, тестовый контроль, игровые формы проведения и т.д.
При обучении специальности дизайн овладение обучающимися действиями контроля предполагает овладение специальными (предметными) умениями на качественно новом уровне, на основе осуществления пооперационного и рефлексивного контроля, прогностической и рефлексивной оценки, благодаря приемам формирования действий контроля.
Анализ имеющихся классификаций приемов формирования учебной деятельности позволил выделить приемы, способствующие проведению контрольно-оценочных действий при формировании профессиональных компетенций. Нами были выделены следующие приемы формирования действий контроля: взаимоконтроль и взаимооценка, проверка работы по известным ответам, прикидка результатов, поэтапное выполнение действий (пошаговый контроль), повторная проверка.
В ходе диссертационного исследования была разработана технология формирования у обучающихся действий контроля в процессе овладения профессии сферы дизайна, суть которой заключалась в использовании дидактических многомерных инструментов (В.Э. Штейнберг). Такой выбор был продиктован: 1) возможностью активного воздействия на учебно-воспитательный процесс, 2)стимулированием учебно-познавательной деятельности обучающихся, 3) содержанием в себе мощного развивающего интереса у обучающихся. Впервые в Российском образовании логикосмысловые модели предложил Штейнберг Валерий Эммануилович. Являясь автором данной технологии, определяет «дидактические многомерные инструменты как универсальные образно-понятийные модели для многомерного представления и анализа знаний»....


1. Аванесов В.С. Теория и практика педагогических измерений (материалы публикаций в открытых источниках и Интернет). [Электронный ресурс] В.С. Аванесов - подготовлено ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005., 92 с.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. [Текст]: научное издание. Москва: Педагогика, 1984., 296 с.
3. Амтаниус М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе [Текст] Москва: Издательство МГУ, 1978., 184 с.
4. Ануфриева Н.В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. [Текст] Санкт-Петербург: СПб, 2000. 19 с.
5. Анисимов П.Ф. О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования. [Текст] Высшее образование в России № 3, 2010., с. 34-42
6. Артищева Е.К. Оценка фонового уровня знаний как способ диагностики результатов усвоения учебного предмета: Автореферат дис. канд. пед наук. Калининград, 1997., 17 с.
7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] Москва: Педагогика, 1989., 560 с.
8. Баймуханов Б.Б. Тематический контроль и учет знаний [Текст] Москва: Учпедгиз, 1955., 136 с.
9. Балашов М.М. Оперативный контроль как средство управления процессом проблемного обучения: диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. [Текст] Казань, 1998., 16 с.
10. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования: Учебно-методическое пособие для вузов. - 2-е изд., переработано и дополнено. [Текст] Москва: Стройиздат, 1982. - 224с.
11. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоение знаний [Текст] Москва: Советская педагогика, 1968., с. 52-69
12. Боженкова Л.И. Интеллектуальное воспитание учащихся общеобразовательной школы при обучении геометрии: Монография. [Текст] Калуга: КГПУ им. К.Э.Циалковского, 2007., 300 с.
13. Божович Л.И. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учебно-методическое пособие. [Текст] Москва: Издательство МПСИ,
1999., 82 с.
14. Болотов В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. [Текст] Москва: Педагогика №1, 2003., с. 8-14
15. Вахламова А.П., Рабунский Е.С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках [Текст] Москва: Школьная пресса №1 1979., 15-20 с....(54)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ