ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ СУБЪЕКТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ ГАУ ДПО «ВЫСШАЯ ШКОЛА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»)
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Сущность понятия «система субъектной оценки качества образовательной деятельности» в сфере дополнительного профессионального образования 11
1.2. Развитие деятельности образовательной организации для повышения удовлетворенности познавательных потребностей и образовательных интересов слушателей 25
1.3. Компетентностный подход как основа определения оценки результатов дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих 35
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ СУБЪЕКТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ. 54
2.1. Цели и задачи опытно-поисковой работы 54
2.2. Результаты факторного анализа профессиональной самооценки государственных гражданских служащих в выявлении потребностей слушателей в дополнительном профессиональном образовании 59
2.3. Реализация структурно-функциональной модели субъектной оценки качества дополнительного образования для удовлетворения потребностей слушателей в дополнительном профессиональном образовании 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
Приложение 1 «Учебный план программы профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»» 95
Приложение 2 «Опосник» 97
Приложение 3 «Расчет взаимной сопряженности» 104
Приложение 4 «Образец результатов анализа тестирования «CAPtain»».... 108
Приложение 5 «Описание конкурса «Я лидер!»» 114
Приложение 6 «Анкета «Мои результаты по итогам переподготовки в целом»» 96
На социально-педагогическом уровне актуальность выбранного исследования заключается в том, что на сегодня образование целиком и полностью определяет будущее страны, а для того чтобы образование было качественным и конкурентоспособным, необходимо удовлетворить образовательные потребности и познавательные интересы обучающихся. Это побуждает учебное заведение, реализующее программы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, не только реагировать на социально-государственный заказ и запросы профессиональных сообществ для повышения квалификации их работников и переподготовки кадров, но и заниматься маркетингом на рынке профессионально-образовательных услуг. В связи с этим важной становится задача сформировать устойчивую, объективную самооценку качества образования у обучающихся.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне заключается в том, что за последние годы из-за проводимой административной ре-формы в образовании появилось значительное количество публикаций, научных трудов, связанных с оценкой качества образовательных услуг с участием потребителей. Проблемы формирования оценки качества образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рассматривались в работах А. В. Нестерова, А. М. Нагимова, Н. И. Анискина, С. С. Львовской, Н. Н. Кузиной, Н. С. Мельниковой. Тем не менее, научное осмысление качества оказания образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования пока не отражает реальные потребности практики. Исследователи уделяют внимание скорее обоснованию необходимости оценки качества образовательных услуг, нежели исследованию конкретных критериев и подходов к ее изучению, а имеющиеся работы, посвященные параметрам оценки оказания образовательных услуг, затрагивают преимущественно количественные аспекты деятельности учреждений.
Ряд ученых рассматривает процесс субъектной оценки как часть внешней оценки независимой экспертизы, другие авторы подчеркивают необходимость модели субъектной оценки как отдельный способ оценивания качества дополнительного профессионального образования.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне состоит в том, что одно из направлений, в рамках которого идет работа по оцениванию качества дополнительного профессионального образования, - создание инструментария и алгоритма внешней оценки результативности подготовки на региональном уровне, в том числе работодателем (органом государственной власти). Однако на данный момент нет заинтересованности руководителей органов государственной власти, кадровых, методических служб в системной качественной оценке результата повышения квалификации государственного гражданского служащего. Пока учитываются количественные показатели: контингент, тематика курсов и совокупный объем набранных часов. Данный подход не раскрывает всей сущности процесса предоставления образовательных услуг....
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
1. Оценка качества деятельности является системообразующим элементом процесса развития образовательной организации, наличие которого позволяет повысить качество образовательной деятельности, обеспечив проектирование и реализацию образовательных программ с учетом запросов раз-личных групп потребителей, с которыми налажены партнерские отношения в рамках социально-профессиональной среды.
В исследовании выявлены принципы оценки качества образовательной деятельности (прогностичности, коллегиальности и согласованности, адекватности критериев оценки, комплексности, вариативности и гибкости организационных форм, систематичности и цикличности осуществления, открытости и гласности процедур оценки качества). Определено, что оценка качества образовательной деятельности должна быть направлена на развитие социально-профессиональной среды как сообщества субъектов, заинтересованных в развитии конкретной образовательной организации.
2. В ходе исследования разработана структурно-функциональная модель оценки качества образовательной деятельности, представленная функциями, целями, содержанием, методами и формами. Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило эффективность реализации модели оценки качества образовательной деятельности.
3. Данная модель может быть успешно использована для развития образовательных организаций дополнительного профессионального образования, отличающихся как по уровню ресурсной обеспеченности, так и по специфическим региональным особенностям при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- деятельность образовательной организации строится по формуле «формируемое качество», согласно которой ведущими способами оценки становятся не измерительные процедуры, а самообследование, самоанализ и внешняя экспертиза (рефлексия, исследование, проектирование образовательной среды);
- экспертная деятельность становится ведущей как в оценке основных процессов обеспечения качества, так и в оценке образовательных результатов. Соответственно изменяется и позиция педагога, который становится экспертом как в отношении своей деятельности, так и в отношении деятельности обучающегося, который также ставится в позицию эксперта относительно своей педагогической деятельности и достижений в работе с обучающимися.
Таким образом, обучающийся не выставляет оценку образовательному учреждению, а помогает ему увидеть свои сильные и слабые стороны на пути реализации приоритетов в области качества образования, мониторинга, аудита и системы оценки качества подготовки специалистов.
1. Андрюхина Л. М. Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, решать задачи воспитания? / Л. М. Андрюхина, С. С. Венков, С. А. Днепров, Т. Г. Сумина // Педагогическое образование в России. - № 1. - 2017. - С.30-33.
2. Андрюхина Л. М. Перспективные компетенции педагогов СПО как условие готовности к синхронному и опережающему образованию / Л. М. Андрюхина, С. С. Венков, С. А. Днепров, О. М. Устьянцева // Научно-методическая, организационная и информационная поддержка реализации концепции кадрового обеспечения системы среднего профессионального об-разования : сб. науч.тр. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : РГППУ, 2017. - С. 56-61.
3. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С.15-17.
4. Батрова О. Ф. Оценивание деятельности образовательных учреждений как составляющая управления качеством образования: состояние, про-блемы, перспективы развития / О. Ф. Батрова // Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования : сб. мат-лов / под общ. ред. С. Г. Косарецкого, Е. Н. Шимутиной. - Ар-хангельск, 2009. - С. 327-333.
5. Величко Н. Ю. Удовлетворенность потребителей образовательных услуг как фактор, способствующий повышению качества услуги [Электронный ресурс] / Н. Ю. Величко, И. К. Тординава, Е. В. Беляева, Н. С. Крипон. - Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk/int_konf/vyishel_ocherednoj_nomer(дата обращения: 13.11.2017).
6. Вербицкий А. А. Педагогические технологии и качество образования / А. А. Вербицкий // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Жуковский : МИМ ЛИНК, 2000. - Вып. 1. - С. 13-16.
7. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 3. - М. : Педагогика, 1983. - С. 5-328.
8. Гавриленко Л. С. «Образовательные потребности»: теоретический анализ понятия / Л. С. Гавриленко, В. Б. Чупина, Т. И. Тарасова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 29-35
9. Газиева И. В. Дополнительное образование как направление повы-шения профессиональной эффективности государственных служащих / И. В. Газиева // Власть. - 2010.- № 9. - С. 101.
10. Гладуша Б. В. К вопросу о необходимости создания метода оценки удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг / Б. В. Гладуша, Э. И. Гоцадзе, Н. Ю. Величко // Образование и культура современного специалиста. - Ростов н/Д., 2014. - С. 39-44.
11. Григорьева А. В. Современные методы оценки удовлетворенности образовательной услугой / А. В. Григорьева, Н. А. Назарова // Молодой ученый. - 2015. - № 10.2. - С. 122-129
12. Дайзард У. Наступление информационного века / У. Дайзард // Новая технократическая волна на Западе.- М.,1996. - 394 с.
13. Днепров С. А. Факторный анализ отношения студентов педагогических вузов к догоняющему, синхронному и опережающему образованию / С. А. Днепров, Р. А. Валиев // Образование и наука. - 2009. - №9. - С. 74-81.
14. Днепров С. А. Перспективы педагогики XXI в. / С. А. Днепров // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика раз-вития : мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф., 11-14 нояб. 2013 г., Екатерин-бург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 2013. - В 3 т. Т. 1. - С. 33-35.
15. Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» /
Э.Д. Днепров / РАО. - М., 1996. - 132 с....(54)