Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной
отсталостью 7
1.2 Особенности сформированности письма обучающихся младшего
школьного возраста в норме 13
1.3 Современное состояние изученности нарушения письма обучающихся
младшего школьного возраста с умственной отсталостью 18
1.4 Научно-методологические подходы коррекции письма у младших
школьников с умственной отсталостью 37
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей сформированности письма обучающихся 3 класса с умственной отсталостью 47
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 47
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперемента 52
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по проведению
педагогической коррекции письма обучающихся 3 класса с умственной отсталостью 60
Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложение 80
Актуальность исследования. Одной из распространенных причин появления трудностей в обучении учащихся общеобразовательной школы являются нарушения письма. Они становятся причиной неуспеваемости у 10-20 % младших школьников с нормальным интеллектом и особенностями умственной отсталостью. Однако актуальным является не только исследование проблем письма у младших школьников, но и разработка способов эффективной коррекции данного вида нарушений.
По данным Логиновой Е.А. нарушение письма обусловлено многими факторами, а именно:
- большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
• необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;
• многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов).
Письмо, является базой для получения последующего образования и освоения школьной программы. Недостаточное развитие навыков письма вызывают значительное учебные затруднения у учащихся, особенно младшего школьного возраста, что также влияет на процесс их социальной адаптации.
В новом Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» статья 5.1 № 273-ФЗ говорится, что в целях
реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушение письма у младших школьников в своих работах описывали: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева. В настоящее время этот вопрос остается одной из актуальных проблем дисграфии. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения детей с умственной отсталостью. По данным ПМПК за последние годы происходит рост числа детей с диагнозами «лёгкая умственная отсталость» и «умеренная умственная отсталость». По данным М.Е. Хватцева, В.В. Воронковой, нарушения письма у детей с умственной отсталостью отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Это обусловлено недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, особенностями организации психической деятельности.
Симптоматика нарушений письма, сопровождаемая грубыми нарушениями интеллекта, при целенаправленном коррекционно -
логопедическом воздействии постепенно сглаживается, но не исчезает совсем. Таким образом, нарушения письма являются распространенным речевым расстройством у школьников с умственной отсталостью, и
остаются актуальной проблемой.
Проблема исследования. В настоящее время существует множество исследований, направленных на изучение особенностей сформированности письма обучающихся 3 класса с умственной отсталостью, но, несмотря на это, вопрос остается актуальным и открытым, так как нет единого мнения на данную тему.
Цель исследования - экспериментальным путем выявить особенности сформированности письма и предложить методические рекомендации, направленные на устранение особенностей сформированности письма обучающихся 3 класса с умственной отсталостью.
Объект исследования: письмо обучающихся с умственной
отсталостью.
...
Настоящая работа посвящена изучению особенностей сформированности письма обучающихся 3 класса с умственной отсталостью и рассмотрению теоретических основ содержания коррекционной работы.
Проблема нарушений письма у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Таким образом, авторы отмечают, что в отличие от детей с нормой речевого развития многим детям с недоразвитием речи и расстройством письма (особенно на почве умственной отсталости) свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
В определении таких эмоционально-личностных свойств, как концентричность - эксцентричность у учащихся с нарушением речевой деятельности отмечаются разнополюсные характеристики: отчетливое
доминирование свойства эксцентричности, когда дети проявляют живой интерес к окружающему как источнику получения помощи, информации, а также - свойства концентричности, что свидетельствует об их сосредоточенности на собственных проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости.
У детей в норме, формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определенным закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы. Для овладения письма имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении. При оценке состояния устной речи обучающихся 3 класса с умственной отсталостью мы пользуемся следующей градацией тяжести нарушений:
1. При незначительных (легких) речевых нарушениях ребенок свободно общается, речь его доступна пониманию окружающих, разборчива, строй речи нарушен незначительно.
2. При умеренных нарушениях словарный запас ребенка беден, значимо нарушено звукопроизношение, много аграмматизмов, речь доступна восприятию частично.
Выраженные речевые нарушения характеризуются малоразборчивой, невнятной речью при крайне ограниченном словарном запасе.
При значительно выраженных нарушениях речь ребенка становится практически недоступной восприятию или отсутствует.
Процесс обучения детей в начальной школе строится на основе полноценного развития устной речи и психических процессов, необходимых для развития письма. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. На современном этапе общеобразовательные школы нашей страны ориентированы на среднестатистического ребенка, имеющего определенный уровень психического развития и подготовки. Для многих детей темп и объем программы оказываются чрезмерными, поскольку количество детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала общеобразовательной школы, по данным разных исследований, составляет от
15 до 40% от общей популяции детей школьного возраста начального звена.
...
1. Аверин В.А. О взаимосвязи невербального и эмоционального интеллекта детей в возрасте от 8 до 11 лет [Текст] / В.А. Аверин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология Выпуск № 42 (259), 2011.
2. Акопян Т.А., Дашина М.Г., Самарин Б.А. Психологическое обследование освидетельствуемых младшего школьного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Т.А. Акопян, М.Г. Дашина, Б.А. Самарин // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Выпуск № 1,
2014. С. 47-50
3. Алексеева Л.А. Мультимедийные технологии как средство коррекции нарушений письма у младших школьников [Текст] / Л.А. Алексеева // Обучение и воспитание: методики и практика. Выпуск № 10 / 2013.С. 99-104
4. Артемьева Н. Ю. Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников [Текст] / Н.Ю. Артемьева // Специальное образование Выпуск№ XI, том II, 2015. С. 46-50
5. Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А. Влияние индивидуально - типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма [Текст] / Т. В. Ахутина, Ю.Д. Бабаева, А.А. Корнеев // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. Выпуск № 3, 2008. С. 63-79
6. Баскакова С.А. Использование ритмики в работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников в условиях школы VIII вида [Текст] / С.А. Баскакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 88, 2008. С. 59-62
7. Бахтеева Э.И. Особенности формирования личности ребенка на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту [Текст] / Э.И. Бахтеева // Обучение и воспитание: методики и практика № 2, 2012. С. 189-193.
8. Бережковская Е. Л. Психическое и личностное в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. [Текст] / Е.Л. Бережковская // Вестник РГГУ № 18, 2013. С. 108-117
9. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология Выпуск № 3, 2007.
10. Волковская Т.Н. Теоретический анализ научных исследований по проблеме психологического изучения детей с нарушениями речи [Текст] /Т.Н. Волковская// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Выпуск№ 3, том 3, 2010. С. 51-60
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Выготский Л.С. - М.: Смысл: Эксмо, 2003. - 1136 с.
12. Гайдай М.Н. Совершенствование процесса подготовки детей с речевой патологией в школе [Текст] / М.Н. Гайдай // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Выпуск № 3 (103) 2012. С. 1-7
13. Галкина В.А. Технология формирования самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения [Текст] / В.А. Галкина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Выпуск № 4, том 3, 2014. С. 66-75
14. Горбачевская, Н. Л. Современные подходы к диагностике и лечению когнитивных нарушений у детей и взрослых [Текст] / Н. Л. Горбачевская // Психологическая наука и образования. № 5, 2010. С. 268 - 275
15. Грибова О.Е. Текстовая компетенция: лингвистический,
психолингвистический и онтолингвистический анализ: моногр. [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 120 с.
... всего 59 источников