Использование скорости изменения частоты основного тона для описания интонационного оформления высказывания
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Интонация как супрасегментное языковое средство 6
1.2. Компоненты интонации. Мелодика как один из компонентов интонации 10
Глава 2. Особенности изменения скорости частоты основного тона при интонационном оформлении высказывания 17
2.1. Материал и методика исследования 17
Глава 3. Особенности изменения скорости частоты основного тона при интонационном оформлении высказывания 26
3.1. Скорость изменения частоты основного тона на ударных гласных 26
3.2. Скорость изменения частоты основного тона на предударных гласных 30
3.3. Скорость изменения частоты основного тона на заударных гласных 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Интонация как супрасегментное языковое средство 6
1.2. Компоненты интонации. Мелодика как один из компонентов интонации 10
Глава 2. Особенности изменения скорости частоты основного тона при интонационном оформлении высказывания 17
2.1. Материал и методика исследования 17
Глава 3. Особенности изменения скорости частоты основного тона при интонационном оформлении высказывания 26
3.1. Скорость изменения частоты основного тона на ударных гласных 26
3.2. Скорость изменения частоты основного тона на предударных гласных 30
3.3. Скорость изменения частоты основного тона на заударных гласных 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Зарождение и развитие в середине прошлого века таких областей науки и техники, как радиоэлектроника, электротехника, теория информации и т.д. предоставило большие возможности для использования речевой информации в новых целях, тем самым увеличив интерес к прикладному языкознанию. На новом этапе развития прикладного языкознания, обусловленном научно-технической революцией, определился ряд новых направлений прикладной лингвистики, связанных с автоматической обработкой речи.
Целью данного исследования является выявление особенностей скорости изменения частоты основного тона для описания интонационного оформления высказывания в русской речи.
Для фонологического и акустического анализа интонации важно обнаружение тех физических явлений, которые имеют определенную роль в языке, а также описание акустических характеристик этих явлений. Именно поэтому важно понимание выделения принципов компонентов интонации и их акустических коррелятов. Так, рассматривая интонацию в широком смысле как набор просодических характеристик, можно выделить следующие ее компоненты (интонационные средства): 1) мелодика; 2) длительность; 3) интенсивность; 4) просодический тембр; 5) пауза.
В представленной работе объектом исследования является мелодика. Мелодика выполняет одну из ведущих ролей среди других компонентов интонации и является показателем изменения частоты основного тона (ЧОТ) во времени. Поэтому в любом эксперименте надо обязательно учитывать мелодические диапазоны (волновые колебания между низшей и высшей точками показаний изменения ЧОТ; их соотношение (интервалы); крутизна повышения и понижения тона, направление и кульминационная точка, а также его отражение в мелодических моделях).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть подходы к определению понятия «интонация»;
• Рассмотреть подходы к выделению «компонентов интонации» и рассмотреть компоненты интонации вместе с их акустическими коррелятами;
• Рассмотреть особенности мелодики как основного из интонационных компонентов, а также ее частного явления – скорость изменения частоты основного тона;
• Рассмотреть особенности скорости изменения частотны основного тона на предударных, ударных и заударных гласных;
• Рассмотреть особенности скорости изменений частоты основного, характерных для интонационных моделей, разработанных Н.Б. Вольской.
Предметом данного исследования является – мелодическое оформление высказывания в русской речи.
Объект – скорость изменения частоты основного тона на гласных.
Теоретическая часть данного исследования посвящена описанию исследуемых элементов и рассмотрению их современного состояния.
В качестве материала исследования для модификации сигнала использовались записи из звукового корпуса профессиональных дикторов CORPRES, созданные на кафедре фонетики и методики преподавания иностранный языков [Skrelinetal, 2009]. Выбор этого корпуса обусловлен тем, что он включает все необходимые для данного исследования уровни аннотации.
Так корпус включает в себя 6 уровней аннотации, охватывающей всю фонетическую и просодическую информацию о записанных речевых данных, включая метки периодов основного тона (далее ОТ), фонетическую, орфографическую и интонационную транскрипции. Для исследования использовались фразы длительностью от 1,7 до 22 секунд. Объем всего использованного корпуса – около 10 минут. Все фразы были прочитаны одним диктором (женщиной).
В теоретической части рассмотрены основные подходы к определению интонации, принципов выделения компонентов интонации, а также основных понятий мелодического описания интонационного контура.
В практической части работы представлен анализ особенностей изменения скорости изменения частоты основного тона на ударных, предударных и заударных гласных. В работе также были рассмотрены особенности изменения скорости частоты основного тона, характерные для интонационных моделей, разработанных Н. Б. Вольской (Вольская и Скрелин, 2009).
Отдельная глава – вторая – посвящена рассмотрению методики проведения практического исследования.
Результаты исследования можно использовать при автоматической сегментации речевого сигнала на потенциальные интонационные единицы, поэтому тема данного исследования представляется весьма актуальной.
Целью данного исследования является выявление особенностей скорости изменения частоты основного тона для описания интонационного оформления высказывания в русской речи.
Для фонологического и акустического анализа интонации важно обнаружение тех физических явлений, которые имеют определенную роль в языке, а также описание акустических характеристик этих явлений. Именно поэтому важно понимание выделения принципов компонентов интонации и их акустических коррелятов. Так, рассматривая интонацию в широком смысле как набор просодических характеристик, можно выделить следующие ее компоненты (интонационные средства): 1) мелодика; 2) длительность; 3) интенсивность; 4) просодический тембр; 5) пауза.
В представленной работе объектом исследования является мелодика. Мелодика выполняет одну из ведущих ролей среди других компонентов интонации и является показателем изменения частоты основного тона (ЧОТ) во времени. Поэтому в любом эксперименте надо обязательно учитывать мелодические диапазоны (волновые колебания между низшей и высшей точками показаний изменения ЧОТ; их соотношение (интервалы); крутизна повышения и понижения тона, направление и кульминационная точка, а также его отражение в мелодических моделях).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть подходы к определению понятия «интонация»;
• Рассмотреть подходы к выделению «компонентов интонации» и рассмотреть компоненты интонации вместе с их акустическими коррелятами;
• Рассмотреть особенности мелодики как основного из интонационных компонентов, а также ее частного явления – скорость изменения частоты основного тона;
• Рассмотреть особенности скорости изменения частотны основного тона на предударных, ударных и заударных гласных;
• Рассмотреть особенности скорости изменений частоты основного, характерных для интонационных моделей, разработанных Н.Б. Вольской.
Предметом данного исследования является – мелодическое оформление высказывания в русской речи.
Объект – скорость изменения частоты основного тона на гласных.
Теоретическая часть данного исследования посвящена описанию исследуемых элементов и рассмотрению их современного состояния.
В качестве материала исследования для модификации сигнала использовались записи из звукового корпуса профессиональных дикторов CORPRES, созданные на кафедре фонетики и методики преподавания иностранный языков [Skrelinetal, 2009]. Выбор этого корпуса обусловлен тем, что он включает все необходимые для данного исследования уровни аннотации.
Так корпус включает в себя 6 уровней аннотации, охватывающей всю фонетическую и просодическую информацию о записанных речевых данных, включая метки периодов основного тона (далее ОТ), фонетическую, орфографическую и интонационную транскрипции. Для исследования использовались фразы длительностью от 1,7 до 22 секунд. Объем всего использованного корпуса – около 10 минут. Все фразы были прочитаны одним диктором (женщиной).
В теоретической части рассмотрены основные подходы к определению интонации, принципов выделения компонентов интонации, а также основных понятий мелодического описания интонационного контура.
В практической части работы представлен анализ особенностей изменения скорости изменения частоты основного тона на ударных, предударных и заударных гласных. В работе также были рассмотрены особенности изменения скорости частоты основного тона, характерные для интонационных моделей, разработанных Н. Б. Вольской (Вольская и Скрелин, 2009).
Отдельная глава – вторая – посвящена рассмотрению методики проведения практического исследования.
Результаты исследования можно использовать при автоматической сегментации речевого сигнала на потенциальные интонационные единицы, поэтому тема данного исследования представляется весьма актуальной.
В результате проведенного исследования были рассмотрены особенности скорости изменения частоты основного тона на ударных, безударных и предударных гласных.
В ходе теоретического обзора были рассмотрены подходы к определению понятия интонация, рассмотрены подходы к выявлению компонентов интонации. Так, интонацию рассматривают в узком смысле, как состоящую из мелодического компонента, а так же в широком смысле как набор просодических характеристик: 1) мелодика; 2) длительность; 3) интенсивность; 4) просодический тембр; 5) пауза.
В представленной работе объектом исследования является мелодика. Мелодика выполняет одну из ведущих ролей среди других компонентов интонации и является показателем изменения частоты основного тона (ЧОТ) во времени. Анализируя мелодический контур необходимо учитывать мелодические диапазоны (волновые колебания между низшей и высшей точками показаний изменения ЧОТ; их соотношение (интервалы); крутизна повышения и понижения тона, направление и кульминационная точка, а также его отражение в мелодических моделях). В представленной работе одним из мелодических составляющих, рассмотренных в ходе практического исследования, стала скорость. Скорость изменения тона влияет на крутизну или пологость конфигурации, и может создавать дополнительные различия форм.
В качестве материала исследования для модификации сигнала использовались записи из звукового корпуса профессиональных дикторов CORPRES, созданные на кафедре фонетики и методики преподавания иностранный языков [Skrelinetal, 2009]. Выбор этого корпуса обусловлен тем, что он включает все необходимые для данного исследования уровни аннотации, в основу которых легла система интонационного описания Н. Б. Вольской.
В результате проведенного исследования были рассмотрены особенности скорости изменения частоты основного тона на ударных, заударных и предударных гласных. Так, максимальным интервалом скорости изменения для ударных гласных стала скорость 8,5 - 7пт/сек, минимальным 2,5 – 2 пт/сек, для заударных гласных 10-11 пт/сек – максимальный интервал, а минимальное значение – 2 пт/сек, для предударных гласных максимальный интервал – 9-10 пт/сек, минимальный показатель – 3 пт/сек.
В ходе теоретического обзора были рассмотрены подходы к определению понятия интонация, рассмотрены подходы к выявлению компонентов интонации. Так, интонацию рассматривают в узком смысле, как состоящую из мелодического компонента, а так же в широком смысле как набор просодических характеристик: 1) мелодика; 2) длительность; 3) интенсивность; 4) просодический тембр; 5) пауза.
В представленной работе объектом исследования является мелодика. Мелодика выполняет одну из ведущих ролей среди других компонентов интонации и является показателем изменения частоты основного тона (ЧОТ) во времени. Анализируя мелодический контур необходимо учитывать мелодические диапазоны (волновые колебания между низшей и высшей точками показаний изменения ЧОТ; их соотношение (интервалы); крутизна повышения и понижения тона, направление и кульминационная точка, а также его отражение в мелодических моделях). В представленной работе одним из мелодических составляющих, рассмотренных в ходе практического исследования, стала скорость. Скорость изменения тона влияет на крутизну или пологость конфигурации, и может создавать дополнительные различия форм.
В качестве материала исследования для модификации сигнала использовались записи из звукового корпуса профессиональных дикторов CORPRES, созданные на кафедре фонетики и методики преподавания иностранный языков [Skrelinetal, 2009]. Выбор этого корпуса обусловлен тем, что он включает все необходимые для данного исследования уровни аннотации, в основу которых легла система интонационного описания Н. Б. Вольской.
В результате проведенного исследования были рассмотрены особенности скорости изменения частоты основного тона на ударных, заударных и предударных гласных. Так, максимальным интервалом скорости изменения для ударных гласных стала скорость 8,5 - 7пт/сек, минимальным 2,5 – 2 пт/сек, для заударных гласных 10-11 пт/сек – максимальный интервал, а минимальное значение – 2 пт/сек, для предударных гласных максимальный интервал – 9-10 пт/сек, минимальный показатель – 3 пт/сек.
Подобные работы
- Восприятие русского акцента в английской речи носителями южнобританского варианта английского языка: интонационный аспект (на материале побудительных высказываний)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022



