Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Германия в творчестве Н.И. Греча

Работа №148616

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Литературное путешествие как жанр. Германия и немецкий характер в русской литературе начала XIX века. ………………………..…..10
Глава 2. «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 году»
Глава 3. Роман «Поездка в Германию» …...………………………………….36
Глава 4. «28 дней за границею, или Действительная поездка в Германию»
Глава 5. «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» …….…….…58
Глава 6. Образ Германии в поздних путевых записках Греча
Заключение
Библиография



Национальной и, в особенности, немецкой теме в русской литературе посвящено немалое количество работ как общего характера (стремящихся выделить закономерности в изображении «чужого». См. напр., Забровский А.П. «К проблеме типологии образа иностранца в русской литературе», Оболенская С.В. «Германия и немцы глазами русских (XIX в.)», Жданов С.С. «Национальность героя как элемент художественной системы: Немцы в русской литературе XIX века» ), так и частного (описывающих отдельные примеры реализации национальной темы в творчестве тех или иных писателей, в тех или иных произведениях. См. напр., Кантор В.К. «Иван Тургенев: Россия сквозь “магический кристалл” Германии», Песков А.М. «Святая Русь и немецкая нехристь Николая Языкова» ).
Имагология как самостоятельное направление гуманитарного знания и как подход к художественному тексту стала входить в научный обиход с середины XX века, как отрасль компаративистики во Франции в 1940-1950-е годы. На данный момент имагология является сферой деятельности огромного числа исследователей; постколониальный подход, осмысление имперского дискурса, глобализма и т.д. толкают на переосмысление темы национальных образов, стереотипов и их отражений в художественной культуре, делает имагологию живой частью научной дискуссии. Тем не менее, как и в любой другой сравнительно молодой сфере исследования, в данной области присутствуют как области, детально изученные, так и практически нетронутые, однако заслуживающие пристального к себе внимания. Одна из таких областей – образ Германии в творчестве Николая Ивановича Греча.
Сам по себе образ Германии в русской культуре является темой немалого числа работ по антропологии, лингвистике, литературоведению. Такое внимание к данной проблематике напрямую связано с широким присутствием немецкой темы в русской культуре. На протяжении длительного периода, начиная с Петровских реформ, немец является главным иностранцем русской культуры. Широко известно, что сам этноним «немец» поначалу обозначал любого европейца, иностранца. Такое включение немцев в жизнь, а, следовательно, и в народное сознание России обусловлено масштабами культурного взаимодействия России и Германии. Особенно актуально это для эпохи конца XVIII — начала XIX века, когда немецкая культура оказывала огромное влияние в России. Постепенно формируется набор устойчивых характеристик, которыми наделяется герой-немец, и уже в первой половине XIX века можно говорить о формировании в русской литературе устойчивого немецкого национального образа, возникновении распространенных немецких типажей в русской литературе в соответствии с их функциями: «добрый немец», «добрая немка», «бурш», мечтатель», «будущая хозяйка», «пылкая мечтательница», «поэт», «демонический немец-искуситель» и т.д. (Подробнее об этом см. Песков А., Мазур Н., Жуковская А. «Немецкие типажи русской беллетристики (конец 1820-х — начало 1840-х гг.)» ). Для русской литературы XVIII – XIX веков немец оказывается в оппозиции к русскому как его полная сущностная противоположность. Как элемент общекультурной оппозиции «свое/чужое», он становится контрапунктом для героя-русского, яснее очерчивая образ последнего благодаря сопоставлению.
Один из известнейших деятелей пушкинской эпохи, писатель, публицист, грамматист, издатель и общественный деятель Николай Иванович Греч (1787–1867 годы жизни) посвятил образу Германии немалую часть своих трудов. Проблема национального характера, сопоставления Германии и России активно интересовала Н.И. Греча, происходящего из семьи обрусевших немцев и, при этом, считавшего себя истинным гражданином Российской Империи. Германия и немцы неоднократно становились темой его творчества, как художественного, так и публицистического.
Тема «Н.И. Греч и Германия» актуализируется, в первую очередь, в связи с его дебютным автопсихологическим романом «Поездка в Германию», а также его многочисленными путевыми записками: «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 г.» (1838), «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 г.» (1838), «28 дней за границею, или Действительная поездка в Германию» (1837), «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» (1839), «Письма с дороги по Германии, Швейцарии и Италии» (1843), «Парижские письма с заметками о Дании, Германии, Голландии и Бельгии» (1847). Кроме того, немецкая тема у Греча важна в связи с отношением писателя к собственному происхождению и наследию как выходца из семьи обрусевших немцев, а также в связи с его общественно-политическими взглядами, их изменением на протяжении его жизни. после 1825 года Н. И. Греч, по его собственным словам, «вытрезвился от либеральных идей» .
Дальнейшая его деятельность оценивалась критиками и историками в неразрывной связи с его взглядами: приверженностью консервативной политике Николая I. Резко выступая против французского либерализма, в противовес, Греч склоняется к монархической Германии как к идеологически близкому государству, в первую очередь, к фигуре консервативного Фридриха Вильгельма III.
Будучи одним из крупных литературных и общественных деятелей начала XIX века, Греч, тем не менее, на долгие годы оказался практически исключен из историко-литературного дискурса, ввиду своих консервативных политических взглядов и круга общения. Будучи основателем журнала «Сын Отечества», поначалу имевшего репутацию либерального издания и сотрудничавшего со многими ключевыми авторами эпохи, включая декабристов, после 1825 г. Греч становится ревностным защитником монархического строя и не приемлет любые формы либерализма. Многолетнее сотрудничество с Ф.В. Булгариным, открыто противостоявшего А.С. Пушкину, также существенно повлияло на дальнейшую рецепцию образа литератора. С победой пушкинского направления за Ф. В. Булгариным и его ближайшим окружением на долгие годы закрепилась репутация провластных, реакционных литераторов.
С увеличением исторической дистанции и изменением исследовательского отношения к литературе второго и третьего ряда, Греч в конце XX века вновь стал восприниматься не только как автор трудов по лингвистике, союзник Ф.В. Булгарина и реакционный журналист, но и как многогранный автор собственных произведений. Среди значимых научных трудов следует назвать работы Аксеновой М.В., посвященные «Путевым письмам из Англии, Германии и Франции»: статьи «Речевая характеристика как способ создания образа “другого” в “Путевых письмах из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча (1839)», «“Театральная тема” в «Путевых письмах из Англии, Германии и Франции» Н. И. Греча», «Язык как доминанта национальной идентичности в “Путевых письмах из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча», «“Путевые Письма из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча (1839) в социокультурном пространстве», «Образ попутчика в “Путевых письмах из Англии, Германии и Франции” (1839) Н. И. Греча», Особенности хронотопа в травелоге (на примере “Путевых писем из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча)» (с соавторстве с Чарчоглян Т. Г., Садиевой А. Н.), а также кандидатская диссертация на тему «“Свое” и “чужое” в картине мира Н. И. Греча (по книге «Путевые письма из Англии, Германии и Франции”)» . Следует также указать работы, посвященные роману «Поездка в Германию». Одной из первых последовательниц романа стала О. В. Третьякова, посвятившая роману ряд статей: «“Поездка в Германию” Н. И. Греча: к проблеме жанровой специфики», «Хронотоп “большой дороги” в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию” », «Межкультурный диалог в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию”» . Роману также посвящена статья Хомука Н. В. «Роман Греча “Поездка в Германию»: диалог русской и немецкой культур в аспекте бидермайера». Роман исследуется с точки зрения его места в литературного процессе начала XIX в. в статье С. И. Ермоленко «Литература второго ряда и становление русского психологического романа» . Ряд работ посвящен второму роману Греча, «Черная женщина» (1834 год): «Пространство и время в русском беллетристическом романе первой трети XIX века: (Н. И. Греч “Черная женщина”)» Акимовой Н.Н., «Повесть о художнике в романе Н. И. Греча “Черная женщина”» Давыдовой К.В., «Петербургский текст в романе Н. И. Греча “Черная женщина”» Хомука Н.В., а также ряд работ Ильченко Н.М.: «Образ итальянца как сюжетообразующий в романе Н. И. Греча “Черная женщина”», «Итальянский миф в романе Н. И. Греча “Черная женщина”», «Великая французская революция в романе Н. И. Греча “Черная женщина”». Ей же принадлежит статья о книге воспоминаний Греча «“Записки о моей жизни” Н. И. Греча в историко-культурном контексте» .
Как видно, исследование образа Германии в творчестве Греча вписывается в научный дискурс о травелоге начала XIX века, немецко-русских литературных связях, осмыслении образа Германии и немца в русской культуре, становлении имперского дискурса в русской литературе. Это обеспечивает актуальность данного исследования. Творчество Греча, в особенности, его путевые заметки, практически не подвергались полноценному исследованию, а потому новизна данной работы очевидна.
Цель данного исследования — анализ образа Германии в творчестве Греча.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать образ Германии в русской культуре начала XIX века, историко-культурного контекст создания произведений Греча о Германии;
2. Проанализировать биографию и творчество Греча, изучить его общественно-политическую позицию, отношение к Германии, категориям «немецкого» и «русского»;
3. Изучить историю заграничных поездок Греча, легших в основу его путевых записок;
4. Проанализировать образ Германии в художественной прозе Греча;
5. Проанализировать образ Германии в «путевых записках» Греча.
Работа состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии. Первая глава, теоретическая, обозревает необходимый для исследования терминологический аппарат, ключевые концепции в научном осмыслении образа Германии и немцев в русской литературе. Следующие 5 глав в хронологическом порядке исследуют развитие образа Германии в творчестве Греча.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Образ Германии в творчестве Греча складывается из устойчивых национальных стереотипов, читательского и личного опыта писателя;
2. Образы литературы, живописи, театра становятся призмой, через которую воспринимается чужое пространство. Частотными при описании немецкого пространства становятся сравнения с театральными декорациями, идиллистическим художественным полотном;
3. Изображение немцев Гречем вписывается в эстетику бидермейера, распространенную в первой половине XIX века;
4. Важнейшей категорией при взаимодействии с чужим пространством для Греча оказывается национальный характер. Немецким национальным характером обладают не только люди, но и произведения искусства, города, архитектура, ландшафт. Национальный характер существенным образом влияет на быт народа, его историю, определяет форму государственного устройства;
5. По мере склонения Греча к ревностным монархическим, консервативным взглядам, Германия становится для него образцовым европейским государством и использует пример Германии для доказательства правоты собственных политических и общественных убеждений;
6. Греч изображает Германию как государство дружественное России, проникнутое всеобщей любовью к Российской Империи и Императору, к русскому языку и культуре;
7. Поздние путевые записки Греча обладают поэтикой воспоминания. К ассоциациям литературным, культурным присоединяются ассоциации личные, связанные с прошлыми поездками, знакомствами, прошлым опытом;
8. В исторической перспективе путевые записки Греча представляют собой яркий пример процесса формирования в русской литературе образа немца и Германии. Кроме того, данные путевые записки представляют собой памятник истории, запечатлевающий становление российского самосознания, формирования в русском обществе представления о восприятии европейцами русских, идеи об «особом пути» России, «загадочной русской душе».



1. Греч Н. И. Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 г. // Греч Н. И. Путевые письма. Санкт-Петербург, 1838 г. 374 с.
2. Греч Н. И. 28 дней за границей, или Действительная поездка в Германию. СПб, 1837, 256 с.
3. Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.: Захаров, 2002. 463 с.
4. Греч Н. И. Парижские письма с заметками о Дании, Голландии и Бельгии. Санкт-Петербург, 1847. 592 с.
5. Греч Н. И. Письма с дороги по Германии, Швейцарии и Италии. Санкт-Петербург, 1847. Т. I. 272 с.
6. Греч Н. И. Поездка в Германию. Роман в письмах, изданный Николаем Гречем. Ч. I, II. СПб, 1831. 256 с.
7. Греч Н. И. Путевые письма из Англии, Германии и Франции. Санкт-Петербург:, 1839. Т. 1. 252 с.
8. Греч Н. И. Путевые письма из Англии, Германии и Франции. Санкт-Петербург, 1839. Т. 2. 286 с.
9. Греч Н. И. Путевые письма из Англии, Германии и Франции. Санкт-Петербург, 1839. Т. 3. 144 с.
9. Греч Н. И. Фаддей Булгарин // Русская старина. 1871. Т. 4. кн. 7–12. июль — декабрь. С. 483–520.
10. Греч Н. И. Черная женщина // Три старинных романа: в 2 кн. Кн. 2: Греч Н. И. Черная женщина; Коншин Н. Граф Обоянский, или Смоленск в 1812 году. М.: Современник, 1990. С. 5–318.
Художественная литература
1. [Полторацкий А. М.] Провинциальные бредни и записки Дормедона Васильевича Прутикова. В 2 ч. Ч. 1–2. М.: В Тип. Н. Степанова, 1836.
2. Гоголь Н. В. Невский проспект // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 3. Повести. М.: Изд-во АН СССР, 1938. С. 7–46.
3. Гончаров И. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 4: Обломов: Роман в 4 ч. СПб.: Наука, 1998. 492, [2] с.
4. Пушкин А. С. Гробовщик // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти тт. Т. 6. Художественная проза. Л.: «Наука» Ленинградское отд. 1978. С. 81–87.
5. Пушкин А. С. Пиковая дама // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти тт. Т. 6. Художественная проза. Л.: «Наука» Ленинградское отд. 1978. С. 210–237.
6. Соллогуб В. А. Повести. Воспоминания. Л.: Художественная литература, 1988. 719 с.
Литература о Н. И. Грече
1. Акимова Н. Н. Пространство и время в русском беллетристическом романе первой трети XIX века: (Н. И. Греч «Черная женщина») // XI Пушкинские чтения. СПб, 206. Т. 1. С. 11–16.
2. Аксенова М. В. «Путевые Письма из Англии, Германии и Франции» Греча (1839) в социокультурном пространстве // Вестник Нижегородского гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2017. № 38. С. 142–150.
3. Аксенова М. В. «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» Греча в контексте русской литературы путешествий XIX века // Палимпсест. Литературоведческий журнал. 2020. № 3(7). С. 7–21.
4. Аксенова М. В. «Театральная тема» в «Путевых письмах из Англии, Германии и Франции» Греча // Национальные коды европейской литературы в контексте исторической эпохи. Нижний Новгород, 2017. С. 16–22.
5. Аксенова М. В. Образ попутчика в «Путевых письмах из Англии, Германии и Франции» (1839) Греча // Городской текст в английской и других европейских литературах: сборник статей по материалам Международной конференции российской ассоциации преподавателей английской литературы. Нижегородский гос. Пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2019. С. 87–91.
6. Аксенова М. В. Речевая характеристика как способ создания образа «другого» в «Путевых письмах из Англии, Германии и Франции» Н. И. Греча (1839) // Гуманитарные науки и образование. Саранск, 2018. Т. 9. № 2. С. 142–146.
7. Аксенова М. В. Язык как доминанта национальной идентичности в «Путевых письмах из Англии, Германии и Франции» Греча // Русско-зарубежные литературные связи: коллективная монография. Нижегородский гос. Пед. ун-т им.Козьмы Минина, 2021. С. 225–230.
8. Аксенова М. В., Чарчоглян Т. Г., Садиева А. Н. Особенности хронотопа в травелоге (на примере «Путевых писем из Англии, Германии и Франции» Н. И. Греча) // Juvenis Scientia. 2019. № 2. С. 15-17.
9. Давыдова К. В. Повесть о художнике в романе Н. И. Греча «Черная женщина» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. Москва, 2018. № 4. С. 134–143.
10. Ермоленко С. И. Литература второго ряда и становление русского психологического романа // Уральский филологический вестник. Екатеринбург, 2014. № 1. С. 5–23.
11. Ильченко Н. М. «Записки о моей жизни» Греча в историко-культурном контексте // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3, № 1. С. 39–44.
12. Ильченко Н. М. Великая французская революция в романе Н. И. Греча «Черная женщина» // Русско-зарубежные литературные связи. Нижний Новгород, 2017. С. 17–23.
13. Ильченко Н. М. Итальянский миф в романе Н. И. Греча «Черная женщина» // Русско-зарубежные литературные связи. Н. Новгород, 2014. Вып. 6. С. 93–101.
14. Ильченко Н. М. Образ итальянца как сюжетообразующий в романе Н. И. Греча «Черная женщина» // Вестн. Нижегород. гос. лингвист. ун-та. Н. Новгород, 2015. Вып. 32. С. 81–89.
15. Потапова Г. Е. Россия и Запад в книге Н. И. Греча «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 году» // Карамзинский сборник. Ульяновск, 1998. Ч. 2. С. 62–64.
16. Сидяков Л. С. «Пиковая дама» и «Черная женщина» Н. И. Греча: Из истории раннего восприятия повести Пушкина // Болдинские чтения. Горький, 1985. С. 164–173.
17. Сысуева Р. П. Творческое наследие Николая Ивановича Греча // Литература, фольклор: текст, проблемы и методы исследования. Курган, 2013. С. 79–83.
18. Третьякова О. В. «Поездка в Германию» Н. И. Греча: к проблеме жанровой специфики // Наука и современность. Новосибирск, 2010. Ч. 1. С. 186–191.
19. Третьякова О. В. Межкультурный диалог в романе Н. И. Греча «Поездка в Германию» // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2011. № 1 (35). С. 234–237.
20. Третьякова О. В. Хронотоп «большой дороги» в романе Н. И. Греча «Поездка в Германию» // Вестн. Челябин. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. Челябинск, 2010. № 21 (202). Вып. 45. С. 140–143.
21. Троицкий В. Ю. Примечания // Три старинных романа. Кн. 2. М.: Современник, 1990. С. 560–574.
22. Хомук Н. В. Петербургский текст в романе Н. И. Греча «Черная женщина». Статья 2 // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. Томск, 2018. № 53. С. 237–256.
23. Хомук Н. В. Петербургский текст в романе Н. И. Греча «Черная женщина». Статья 1 // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. Томск, 2018. № 52. С. 241–242.
24. Хомук Н. В. Роман Греча «Поездка в Германию»: диалог русской и немецкой культур в аспекте бидермайера // Диалог культур: поэтика локального текста: Материалы VI Международной научной конференции. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. Ун-т, 2018. С. 69–94.
Прочая литература
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С.234–407.
2. Жданов С. С. Национальность героя как элемент художественной системы: Немцы в русской литературе XIX века : дис. канд. филол. наук. Новосибирск, 2005. 197 с.
3. Забровский А. П. К проблеме типологии образа иностранца в русской литературе // Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994. С. 87–105.
4. Иванова Н. В. Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века. АКД. М., 2010. 24 с.
5. Иванова Н.В. Жанр путевых записок в русской литературе первой трети XIX века. АКД. М., 2010. 270 с.
6. Кантор В. К. Иван Тургенев: Россия сквозь «магический кристалл» Германии // Вопросы литературы. 1996. Янв.-февр. С. 121–158.
7. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. 1590 с.
8. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997. С.484–564.
9. Милюгина Е. Г., Строганов М. В. Травелог как документальный жанр. Статья первая // Русский травелог XVIII-XX веков: маршруты, топосы, жанры и нарративы. Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 2016. С. 231–260.
10. Михайлов В. А. Эволюция жанра литературного путешествия в произведениях писателей XVIII – XIX веков. АКД. Волгоград, 1999. 199 с.
11. Михельсон В. А. «Путешествие» в русской литературе. Ростов: Изд-во Рост.ун-та. 1974. С. 65–74.
12. Морозова Н. Г. Грани восприятия Германии в контексте русской литературы «путешествий» // Филология и человек. 2008. № 2. С. 9–17.
13. Никитина Н. А. Жанр травелога: когнитивная модель / Н. А. Никитина, Н. А. Тулякова // Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных статей Выпуск 5. Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2013. С. 191–199.
14. Оболенская С. В. Германия и немцы глазами русских (XIX в.). М.: ИВИ РАН, 2000. 210 с.
15. Оболенская С. В. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX вв. // Одиссей. Человек в истории. 1991. Культурно-антропологическая история сегодня. М., 1991. С. 160–185.
16. Павловская А. В. Стереотипы восприятия России и русских на Западе // Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994. С. 19–30.
17. Песков А. М. Германский комплекс славянофилов // Россия и Германия: Опыт философского диалога. М., 1993. C. 105–120.
18. Песков А. М. Святая Русь и немецкая нехристь Николая Языкова // НЛО. 1995. № 16. С. 71–80.
19. Песков А., Мазур Н., Жуковская А. Немецкие типажи русской беллетристики (конец 1820-х — начало 1840-х гг.) // Новое литературное обозрение. 1999. № 34. С. 37–54.
20. Поляков О. Ю. Имагология: учебное пособие. Киров: ВятГУ, 2015. 184 с.
21. Разумова Н. Е. Персонажи-немцы в русской классической литературе // Русское в немецких дискурсах, немецкое в русских дискурсах. Томск, 2009. С. 108–120.
22. Роболи Т. А., Андреас Ш. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий. 1790-1840. СПб., 2004. 271 с.
23. Рогинская О. О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе : дис. канд. филол. наук. М., 2002. 235 с.
Русский травелог XVIII–XX веков: маршруты, топосы, жанры и нарративы. Новосибирский гос. пед. ун-т, 2016. 462 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ