Германия в творчестве Н.И. Греча
|
Введение
Глава 1. Литературное путешествие как жанр. Германия и немецкий характер в русской литературе начала XIX века. ………………………..…..10
Глава 2. «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 году»
Глава 3. Роман «Поездка в Германию» …...………………………………….36
Глава 4. «28 дней за границею, или Действительная поездка в Германию»
Глава 5. «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» …….…….…58
Глава 6. Образ Германии в поздних путевых записках Греча
Заключение
Библиография
Глава 1. Литературное путешествие как жанр. Германия и немецкий характер в русской литературе начала XIX века. ………………………..…..10
Глава 2. «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 году»
Глава 3. Роман «Поездка в Германию» …...………………………………….36
Глава 4. «28 дней за границею, или Действительная поездка в Германию»
Глава 5. «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» …….…….…58
Глава 6. Образ Германии в поздних путевых записках Греча
Заключение
Библиография
Национальной и, в особенности, немецкой теме в русской литературе посвящено немалое количество работ как общего характера (стремящихся выделить закономерности в изображении «чужого». См. напр., Забровский А.П. «К проблеме типологии образа иностранца в русской литературе», Оболенская С.В. «Германия и немцы глазами русских (XIX в.)», Жданов С.С. «Национальность героя как элемент художественной системы: Немцы в русской литературе XIX века» ), так и частного (описывающих отдельные примеры реализации национальной темы в творчестве тех или иных писателей, в тех или иных произведениях. См. напр., Кантор В.К. «Иван Тургенев: Россия сквозь “магический кристалл” Германии», Песков А.М. «Святая Русь и немецкая нехристь Николая Языкова» ).
Имагология как самостоятельное направление гуманитарного знания и как подход к художественному тексту стала входить в научный обиход с середины XX века, как отрасль компаративистики во Франции в 1940-1950-е годы. На данный момент имагология является сферой деятельности огромного числа исследователей; постколониальный подход, осмысление имперского дискурса, глобализма и т.д. толкают на переосмысление темы национальных образов, стереотипов и их отражений в художественной культуре, делает имагологию живой частью научной дискуссии. Тем не менее, как и в любой другой сравнительно молодой сфере исследования, в данной области присутствуют как области, детально изученные, так и практически нетронутые, однако заслуживающие пристального к себе внимания. Одна из таких областей – образ Германии в творчестве Николая Ивановича Греча.
Сам по себе образ Германии в русской культуре является темой немалого числа работ по антропологии, лингвистике, литературоведению. Такое внимание к данной проблематике напрямую связано с широким присутствием немецкой темы в русской культуре. На протяжении длительного периода, начиная с Петровских реформ, немец является главным иностранцем русской культуры. Широко известно, что сам этноним «немец» поначалу обозначал любого европейца, иностранца. Такое включение немцев в жизнь, а, следовательно, и в народное сознание России обусловлено масштабами культурного взаимодействия России и Германии. Особенно актуально это для эпохи конца XVIII — начала XIX века, когда немецкая культура оказывала огромное влияние в России. Постепенно формируется набор устойчивых характеристик, которыми наделяется герой-немец, и уже в первой половине XIX века можно говорить о формировании в русской литературе устойчивого немецкого национального образа, возникновении распространенных немецких типажей в русской литературе в соответствии с их функциями: «добрый немец», «добрая немка», «бурш», мечтатель», «будущая хозяйка», «пылкая мечтательница», «поэт», «демонический немец-искуситель» и т.д. (Подробнее об этом см. Песков А., Мазур Н., Жуковская А. «Немецкие типажи русской беллетристики (конец 1820-х — начало 1840-х гг.)» ). Для русской литературы XVIII – XIX веков немец оказывается в оппозиции к русскому как его полная сущностная противоположность. Как элемент общекультурной оппозиции «свое/чужое», он становится контрапунктом для героя-русского, яснее очерчивая образ последнего благодаря сопоставлению.
Один из известнейших деятелей пушкинской эпохи, писатель, публицист, грамматист, издатель и общественный деятель Николай Иванович Греч (1787–1867 годы жизни) посвятил образу Германии немалую часть своих трудов. Проблема национального характера, сопоставления Германии и России активно интересовала Н.И. Греча, происходящего из семьи обрусевших немцев и, при этом, считавшего себя истинным гражданином Российской Империи. Германия и немцы неоднократно становились темой его творчества, как художественного, так и публицистического.
Тема «Н.И. Греч и Германия» актуализируется, в первую очередь, в связи с его дебютным автопсихологическим романом «Поездка в Германию», а также его многочисленными путевыми записками: «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 г.» (1838), «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 г.» (1838), «28 дней за границею, или Действительная поездка в Германию» (1837), «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» (1839), «Письма с дороги по Германии, Швейцарии и Италии» (1843), «Парижские письма с заметками о Дании, Германии, Голландии и Бельгии» (1847). Кроме того, немецкая тема у Греча важна в связи с отношением писателя к собственному происхождению и наследию как выходца из семьи обрусевших немцев, а также в связи с его общественно-политическими взглядами, их изменением на протяжении его жизни. после 1825 года Н. И. Греч, по его собственным словам, «вытрезвился от либеральных идей» .
Дальнейшая его деятельность оценивалась критиками и историками в неразрывной связи с его взглядами: приверженностью консервативной политике Николая I. Резко выступая против французского либерализма, в противовес, Греч склоняется к монархической Германии как к идеологически близкому государству, в первую очередь, к фигуре консервативного Фридриха Вильгельма III.
Будучи одним из крупных литературных и общественных деятелей начала XIX века, Греч, тем не менее, на долгие годы оказался практически исключен из историко-литературного дискурса, ввиду своих консервативных политических взглядов и круга общения. Будучи основателем журнала «Сын Отечества», поначалу имевшего репутацию либерального издания и сотрудничавшего со многими ключевыми авторами эпохи, включая декабристов, после 1825 г. Греч становится ревностным защитником монархического строя и не приемлет любые формы либерализма. Многолетнее сотрудничество с Ф.В. Булгариным, открыто противостоявшего А.С. Пушкину, также существенно повлияло на дальнейшую рецепцию образа литератора. С победой пушкинского направления за Ф. В. Булгариным и его ближайшим окружением на долгие годы закрепилась репутация провластных, реакционных литераторов.
С увеличением исторической дистанции и изменением исследовательского отношения к литературе второго и третьего ряда, Греч в конце XX века вновь стал восприниматься не только как автор трудов по лингвистике, союзник Ф.В. Булгарина и реакционный журналист, но и как многогранный автор собственных произведений. Среди значимых научных трудов следует назвать работы Аксеновой М.В., посвященные «Путевым письмам из Англии, Германии и Франции»: статьи «Речевая характеристика как способ создания образа “другого” в “Путевых письмах из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча (1839)», «“Театральная тема” в «Путевых письмах из Англии, Германии и Франции» Н. И. Греча», «Язык как доминанта национальной идентичности в “Путевых письмах из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча», «“Путевые Письма из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча (1839) в социокультурном пространстве», «Образ попутчика в “Путевых письмах из Англии, Германии и Франции” (1839) Н. И. Греча», Особенности хронотопа в травелоге (на примере “Путевых писем из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча)» (с соавторстве с Чарчоглян Т. Г., Садиевой А. Н.), а также кандидатская диссертация на тему «“Свое” и “чужое” в картине мира Н. И. Греча (по книге «Путевые письма из Англии, Германии и Франции”)» . Следует также указать работы, посвященные роману «Поездка в Германию». Одной из первых последовательниц романа стала О. В. Третьякова, посвятившая роману ряд статей: «“Поездка в Германию” Н. И. Греча: к проблеме жанровой специфики», «Хронотоп “большой дороги” в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию” », «Межкультурный диалог в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию”» . Роману также посвящена статья Хомука Н. В. «Роман Греча “Поездка в Германию»: диалог русской и немецкой культур в аспекте бидермайера». Роман исследуется с точки зрения его места в литературного процессе начала XIX в. в статье С. И. Ермоленко «Литература второго ряда и становление русского психологического романа» . Ряд работ посвящен второму роману Греча, «Черная женщина» (1834 год): «Пространство и время в русском беллетристическом романе первой трети XIX века: (Н. И. Греч “Черная женщина”)» Акимовой Н.Н., «Повесть о художнике в романе Н. И. Греча “Черная женщина”» Давыдовой К.В., «Петербургский текст в романе Н. И. Греча “Черная женщина”» Хомука Н.В., а также ряд работ Ильченко Н.М.: «Образ итальянца как сюжетообразующий в романе Н. И. Греча “Черная женщина”», «Итальянский миф в романе Н. И. Греча “Черная женщина”», «Великая французская революция в романе Н. И. Греча “Черная женщина”». Ей же принадлежит статья о книге воспоминаний Греча «“Записки о моей жизни” Н. И. Греча в историко-культурном контексте» .
Как видно, исследование образа Германии в творчестве Греча вписывается в научный дискурс о травелоге начала XIX века, немецко-русских литературных связях, осмыслении образа Германии и немца в русской культуре, становлении имперского дискурса в русской литературе. Это обеспечивает актуальность данного исследования. Творчество Греча, в особенности, его путевые заметки, практически не подвергались полноценному исследованию, а потому новизна данной работы очевидна.
Цель данного исследования — анализ образа Германии в творчестве Греча.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать образ Германии в русской культуре начала XIX века, историко-культурного контекст создания произведений Греча о Германии;
2. Проанализировать биографию и творчество Греча, изучить его общественно-политическую позицию, отношение к Германии, категориям «немецкого» и «русского»;
3. Изучить историю заграничных поездок Греча, легших в основу его путевых записок;
4. Проанализировать образ Германии в художественной прозе Греча;
5. Проанализировать образ Германии в «путевых записках» Греча.
Работа состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии. Первая глава, теоретическая, обозревает необходимый для исследования терминологический аппарат, ключевые концепции в научном осмыслении образа Германии и немцев в русской литературе. Следующие 5 глав в хронологическом порядке исследуют развитие образа Германии в творчестве Греча.
Имагология как самостоятельное направление гуманитарного знания и как подход к художественному тексту стала входить в научный обиход с середины XX века, как отрасль компаративистики во Франции в 1940-1950-е годы. На данный момент имагология является сферой деятельности огромного числа исследователей; постколониальный подход, осмысление имперского дискурса, глобализма и т.д. толкают на переосмысление темы национальных образов, стереотипов и их отражений в художественной культуре, делает имагологию живой частью научной дискуссии. Тем не менее, как и в любой другой сравнительно молодой сфере исследования, в данной области присутствуют как области, детально изученные, так и практически нетронутые, однако заслуживающие пристального к себе внимания. Одна из таких областей – образ Германии в творчестве Николая Ивановича Греча.
Сам по себе образ Германии в русской культуре является темой немалого числа работ по антропологии, лингвистике, литературоведению. Такое внимание к данной проблематике напрямую связано с широким присутствием немецкой темы в русской культуре. На протяжении длительного периода, начиная с Петровских реформ, немец является главным иностранцем русской культуры. Широко известно, что сам этноним «немец» поначалу обозначал любого европейца, иностранца. Такое включение немцев в жизнь, а, следовательно, и в народное сознание России обусловлено масштабами культурного взаимодействия России и Германии. Особенно актуально это для эпохи конца XVIII — начала XIX века, когда немецкая культура оказывала огромное влияние в России. Постепенно формируется набор устойчивых характеристик, которыми наделяется герой-немец, и уже в первой половине XIX века можно говорить о формировании в русской литературе устойчивого немецкого национального образа, возникновении распространенных немецких типажей в русской литературе в соответствии с их функциями: «добрый немец», «добрая немка», «бурш», мечтатель», «будущая хозяйка», «пылкая мечтательница», «поэт», «демонический немец-искуситель» и т.д. (Подробнее об этом см. Песков А., Мазур Н., Жуковская А. «Немецкие типажи русской беллетристики (конец 1820-х — начало 1840-х гг.)» ). Для русской литературы XVIII – XIX веков немец оказывается в оппозиции к русскому как его полная сущностная противоположность. Как элемент общекультурной оппозиции «свое/чужое», он становится контрапунктом для героя-русского, яснее очерчивая образ последнего благодаря сопоставлению.
Один из известнейших деятелей пушкинской эпохи, писатель, публицист, грамматист, издатель и общественный деятель Николай Иванович Греч (1787–1867 годы жизни) посвятил образу Германии немалую часть своих трудов. Проблема национального характера, сопоставления Германии и России активно интересовала Н.И. Греча, происходящего из семьи обрусевших немцев и, при этом, считавшего себя истинным гражданином Российской Империи. Германия и немцы неоднократно становились темой его творчества, как художественного, так и публицистического.
Тема «Н.И. Греч и Германия» актуализируется, в первую очередь, в связи с его дебютным автопсихологическим романом «Поездка в Германию», а также его многочисленными путевыми записками: «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 г.» (1838), «Поездка во Францию, Германию и Швейцарию в 1817 г.» (1838), «28 дней за границею, или Действительная поездка в Германию» (1837), «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» (1839), «Письма с дороги по Германии, Швейцарии и Италии» (1843), «Парижские письма с заметками о Дании, Германии, Голландии и Бельгии» (1847). Кроме того, немецкая тема у Греча важна в связи с отношением писателя к собственному происхождению и наследию как выходца из семьи обрусевших немцев, а также в связи с его общественно-политическими взглядами, их изменением на протяжении его жизни. после 1825 года Н. И. Греч, по его собственным словам, «вытрезвился от либеральных идей» .
Дальнейшая его деятельность оценивалась критиками и историками в неразрывной связи с его взглядами: приверженностью консервативной политике Николая I. Резко выступая против французского либерализма, в противовес, Греч склоняется к монархической Германии как к идеологически близкому государству, в первую очередь, к фигуре консервативного Фридриха Вильгельма III.
Будучи одним из крупных литературных и общественных деятелей начала XIX века, Греч, тем не менее, на долгие годы оказался практически исключен из историко-литературного дискурса, ввиду своих консервативных политических взглядов и круга общения. Будучи основателем журнала «Сын Отечества», поначалу имевшего репутацию либерального издания и сотрудничавшего со многими ключевыми авторами эпохи, включая декабристов, после 1825 г. Греч становится ревностным защитником монархического строя и не приемлет любые формы либерализма. Многолетнее сотрудничество с Ф.В. Булгариным, открыто противостоявшего А.С. Пушкину, также существенно повлияло на дальнейшую рецепцию образа литератора. С победой пушкинского направления за Ф. В. Булгариным и его ближайшим окружением на долгие годы закрепилась репутация провластных, реакционных литераторов.
С увеличением исторической дистанции и изменением исследовательского отношения к литературе второго и третьего ряда, Греч в конце XX века вновь стал восприниматься не только как автор трудов по лингвистике, союзник Ф.В. Булгарина и реакционный журналист, но и как многогранный автор собственных произведений. Среди значимых научных трудов следует назвать работы Аксеновой М.В., посвященные «Путевым письмам из Англии, Германии и Франции»: статьи «Речевая характеристика как способ создания образа “другого” в “Путевых письмах из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча (1839)», «“Театральная тема” в «Путевых письмах из Англии, Германии и Франции» Н. И. Греча», «Язык как доминанта национальной идентичности в “Путевых письмах из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча», «“Путевые Письма из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча (1839) в социокультурном пространстве», «Образ попутчика в “Путевых письмах из Англии, Германии и Франции” (1839) Н. И. Греча», Особенности хронотопа в травелоге (на примере “Путевых писем из Англии, Германии и Франции” Н. И. Греча)» (с соавторстве с Чарчоглян Т. Г., Садиевой А. Н.), а также кандидатская диссертация на тему «“Свое” и “чужое” в картине мира Н. И. Греча (по книге «Путевые письма из Англии, Германии и Франции”)» . Следует также указать работы, посвященные роману «Поездка в Германию». Одной из первых последовательниц романа стала О. В. Третьякова, посвятившая роману ряд статей: «“Поездка в Германию” Н. И. Греча: к проблеме жанровой специфики», «Хронотоп “большой дороги” в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию” », «Межкультурный диалог в романе Н. И. Греча “Поездка в Германию”» . Роману также посвящена статья Хомука Н. В. «Роман Греча “Поездка в Германию»: диалог русской и немецкой культур в аспекте бидермайера». Роман исследуется с точки зрения его места в литературного процессе начала XIX в. в статье С. И. Ермоленко «Литература второго ряда и становление русского психологического романа» . Ряд работ посвящен второму роману Греча, «Черная женщина» (1834 год): «Пространство и время в русском беллетристическом романе первой трети XIX века: (Н. И. Греч “Черная женщина”)» Акимовой Н.Н., «Повесть о художнике в романе Н. И. Греча “Черная женщина”» Давыдовой К.В., «Петербургский текст в романе Н. И. Греча “Черная женщина”» Хомука Н.В., а также ряд работ Ильченко Н.М.: «Образ итальянца как сюжетообразующий в романе Н. И. Греча “Черная женщина”», «Итальянский миф в романе Н. И. Греча “Черная женщина”», «Великая французская революция в романе Н. И. Греча “Черная женщина”». Ей же принадлежит статья о книге воспоминаний Греча «“Записки о моей жизни” Н. И. Греча в историко-культурном контексте» .
Как видно, исследование образа Германии в творчестве Греча вписывается в научный дискурс о травелоге начала XIX века, немецко-русских литературных связях, осмыслении образа Германии и немца в русской культуре, становлении имперского дискурса в русской литературе. Это обеспечивает актуальность данного исследования. Творчество Греча, в особенности, его путевые заметки, практически не подвергались полноценному исследованию, а потому новизна данной работы очевидна.
Цель данного исследования — анализ образа Германии в творчестве Греча.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать образ Германии в русской культуре начала XIX века, историко-культурного контекст создания произведений Греча о Германии;
2. Проанализировать биографию и творчество Греча, изучить его общественно-политическую позицию, отношение к Германии, категориям «немецкого» и «русского»;
3. Изучить историю заграничных поездок Греча, легших в основу его путевых записок;
4. Проанализировать образ Германии в художественной прозе Греча;
5. Проанализировать образ Германии в «путевых записках» Греча.
Работа состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии. Первая глава, теоретическая, обозревает необходимый для исследования терминологический аппарат, ключевые концепции в научном осмыслении образа Германии и немцев в русской литературе. Следующие 5 глав в хронологическом порядке исследуют развитие образа Германии в творчестве Греча.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Образ Германии в творчестве Греча складывается из устойчивых национальных стереотипов, читательского и личного опыта писателя;
2. Образы литературы, живописи, театра становятся призмой, через которую воспринимается чужое пространство. Частотными при описании немецкого пространства становятся сравнения с театральными декорациями, идиллистическим художественным полотном;
3. Изображение немцев Гречем вписывается в эстетику бидермейера, распространенную в первой половине XIX века;
4. Важнейшей категорией при взаимодействии с чужим пространством для Греча оказывается национальный характер. Немецким национальным характером обладают не только люди, но и произведения искусства, города, архитектура, ландшафт. Национальный характер существенным образом влияет на быт народа, его историю, определяет форму государственного устройства;
5. По мере склонения Греча к ревностным монархическим, консервативным взглядам, Германия становится для него образцовым европейским государством и использует пример Германии для доказательства правоты собственных политических и общественных убеждений;
6. Греч изображает Германию как государство дружественное России, проникнутое всеобщей любовью к Российской Империи и Императору, к русскому языку и культуре;
7. Поздние путевые записки Греча обладают поэтикой воспоминания. К ассоциациям литературным, культурным присоединяются ассоциации личные, связанные с прошлыми поездками, знакомствами, прошлым опытом;
8. В исторической перспективе путевые записки Греча представляют собой яркий пример процесса формирования в русской литературе образа немца и Германии. Кроме того, данные путевые записки представляют собой памятник истории, запечатлевающий становление российского самосознания, формирования в русском обществе представления о восприятии европейцами русских, идеи об «особом пути» России, «загадочной русской душе».
1. Образ Германии в творчестве Греча складывается из устойчивых национальных стереотипов, читательского и личного опыта писателя;
2. Образы литературы, живописи, театра становятся призмой, через которую воспринимается чужое пространство. Частотными при описании немецкого пространства становятся сравнения с театральными декорациями, идиллистическим художественным полотном;
3. Изображение немцев Гречем вписывается в эстетику бидермейера, распространенную в первой половине XIX века;
4. Важнейшей категорией при взаимодействии с чужим пространством для Греча оказывается национальный характер. Немецким национальным характером обладают не только люди, но и произведения искусства, города, архитектура, ландшафт. Национальный характер существенным образом влияет на быт народа, его историю, определяет форму государственного устройства;
5. По мере склонения Греча к ревностным монархическим, консервативным взглядам, Германия становится для него образцовым европейским государством и использует пример Германии для доказательства правоты собственных политических и общественных убеждений;
6. Греч изображает Германию как государство дружественное России, проникнутое всеобщей любовью к Российской Империи и Императору, к русскому языку и культуре;
7. Поздние путевые записки Греча обладают поэтикой воспоминания. К ассоциациям литературным, культурным присоединяются ассоциации личные, связанные с прошлыми поездками, знакомствами, прошлым опытом;
8. В исторической перспективе путевые записки Греча представляют собой яркий пример процесса формирования в русской литературе образа немца и Германии. Кроме того, данные путевые записки представляют собой памятник истории, запечатлевающий становление российского самосознания, формирования в русском обществе представления о восприятии европейцами русских, идеи об «особом пути» России, «загадочной русской душе».
Подобные работы
- Роман Н. И. Греча «Поездка в Германию»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - ТЕЛО И ПЛОТЬ. ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА БЕРЛИНДЕ ДЕ БРЁЙКЕРЕ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Лингвистическая характеристика метакоммуникативных
включений
в немецкой грамматике И.К. Готшеда и ее переводе
на русский язык
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - «ТОТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ» ЭРНСТА ЮНГЕРА КАК ПРОЕКТ МОДЕРНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Образ Италии в научном наследии М.С.Корелина
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ БИОНИЧЕСКОГО
ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА ГОРОДСКОЙ КУРОРТНОЙ СРЕДЫ СОЧИ
Магистерская диссертация, архитектура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - «ТОТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ» ЭРНСТА ЮНГЕРА КАК ПРОЕКТ МОДЕРНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Авторефераты (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2004 - Мотив отчужденности и викторианские ценности в прозе Томаса Харди
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2018



