Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Синонимические ряды русских прилагательных, характеризующих свойства личности: функционально-семантический аспект

Работа №148612

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы46
Год сдачи2023
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЙ СОСТАВ, ХАРАКТЕРИСТИКА И КРИТЕРИИ ОТБОРА МАТЕРИАЛА
2. СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД С ДОМИНАНТОЙ НАСТОЙЧИВЫЙ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Выпускная квалификационная работа посвящена функционально-семантическому исследованию синонимических рядов русских прилагательных, характеризующих свойства личности.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, во-первых, синонимичные прилагательные, называющие свойства личности, частотны в русской разговорной речи и художественной литературе; во-вторых, при близости семантики они содержат дифференциальные семы, часто имплицитные и представляющие трудность для восприятия иностранными учащимися; в-третьих, в лексикографических источниках нет единства по поводу определения состава конкретного синонимического ряда; в–четвертых, материал толковых и синонимических словарей в большинстве случаев не даёт возможности точно определить семантические и прагматические характеристики синонимов, входящих в один синонимический ряд.
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили:
– работы в области изучения синонимии и синонимов: В.Н. Клюева 1956; А.Д. Григорьева 1959, В.А. Звегинцев 1962, М.Ф. Палевская 1964, А.П. Евгеньева 1966, С.Ф. Левченко 1967, С.Г. Бережан 1967, Ю.Ю. Авалиани и Л.И. Ройзензон 1967, З.Е. Александрова 1971, Г.И. Соина 1976, Д.Н. Шмелёв 1977, А.А. Брагина 1986, Ю.Д. Апресян 1995, А.А. Реформатский 1996, А.В. Бондарко 1998, И.В. Жарковская 2006, А.И. Иванова 2006, А.А. Шумилова 2009, С.В. Киселева 2012, В.Д. Черняк 2016, Т.Я. Краснощекова 2018, В.А. Белов 2018, Е.И. Зиновьева и Ву Кхань 2020, В.А Козырев и В.Д. Черняк 2021, В.В. Мячина 2022 и др.;
– труды, посвященные изучению наименований свойств личности человека: О.А. Мордвина-Щодро 2007, Т.В. Леонтьева 2008, К.В. Акопян 2011, Ю.С. Шулякина 2012, Ф.Р. Авазбакиева 2012, Ю.С. Лычкина 2014, А.М. Николаев и М.А. Зарипов 2015, М.М. Уружбекова и П.Р. Амирова 2018, Цуй Янь 2018, Е.И. Зиновьева, А.В. Хруненкова 2018, А.С. Алешин, Е.И. Зиновьева 2019, М.Л. Ковшова 2021, Е.И. Зиновьева 2022 и др.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Функционально-семантический аспект исследования синонимических рядов прилагательных, обозначающих свойства личности, требует привлечения методов когнитивно-дискурсивного и лингводидактического направлений изучения синонимов, что свидетельствует о необходимости интегративного подхода к исследуемому языковому материалу.
2. При анализе синонимических рядов качественных прилагательных целесообразно использовать методику исследования, включающую ряд последовательных этапов, позволяющих выявить значения синонимичных прилагательных на уровне языка, дискурса и языкового сознания носителей языка: определение состава каждого синонимического ряда по данным авторитетных лексикографических источников; определение структуры каждого синонимического ряда, выявление доминанты ряда, общего значения ряда, а также звеньев синонимов по их дифференциальным и интегральным признакам; проведение дискурсного анализа каждого прилагательного для выявления стереотипного представления о номинируемом свойстве личности; проведение анкетирования носителей русского языка по специально разработанным анкетам.
3. Анкеты для проведения опроса носителей языка могут включать различный по количеству и качеству набор заданий для информантов в зависимости от конкретного языкового наполнения синонимического ряда.
4. Релевантными параметрами характеристики рассматриваемых синонимов русского языка являются: семантические оттенки значения, реализующиеся в конкретных ситуациях использования прилагательных; дифференциальные (часто имплицитные) семы, актуализируемые в контекстах; сочетаемостные характеристики данных лексем; их употребительность в современном русском языке; грамматические особенности; стилистическая отнесенность; прагматические характеристики; деривационные особенности членов ряда; выражаемая оценка; стереотипное представление о чертах поведения обладателя описываемого свойства личности, номинируемого прилагательным, в русской лингвокультуре.
Научная новизна исследования заключается в исследовании семантики и функционирования русских единиц синонимических рядов прилагательных, обозначающих свойства личности, в парадигматическом, синтагматическом и прагматическом аспектах.
Теоретическая значимость исследования обусловлена функционально-семантическим подходом к анализу синонимических рядов прилагательных, определением параметров речевой ситуации, требующей использования той или иной единицы, условий возможности или невозможности синонимической замены прилагательных.
Объектом исследования являются синонимические ряды русских прилагательных, обозначающих свойства личности.
Предметом исследования выступают состав, семантика и особенности функционирования русских прилагательных, входящих в данные синонимические ряды.
Цель работы заключается в функционально-семантическом исследовании синонимических рядов русских прилагательных, номинирующих свойства личности.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) описать теоретическую базу исследования;
2) определить критерии отбора синонимических рядов русских прилагательных для детального исследования;
3) отобрать синонимичные прилагательные из лексикографических источников (толковых, синонимических, тематических, идеографических и словарей-тезаурусов);
4) провести анкетирование носителей русского языка для верификации представленности в языковом сознании отобранных синонимов;
5) провести анализ функционирования отобранных синонимов в контекстах «Национального корпуса русского языка» и интернет-источниках;
6) разработать алгоритм характеристики синонимов.
Гипотеза предполагаемого исследования заключается в том, что каждый синонимический ряд, называющий то или иное свойство личности, вербализует существующее в культуре стереотипное представление об этом свойстве, имеющее как общие для разных культур характеристики, так и национально-специфичные. Разработка методики исследования синонимических рядов русских прилагательных по определенным параметрам послужит процессу оптимизации презентации лексем в иностранной аудитории.
Материалом для исследования служат данные толковых, синонимических, идеографических, тематических словарей русского языка, контексты «Национального корпуса русского языка», интернет-источники, результаты анкетирования носителей русского языка, рефлексивные высказывания пользователей интернета.
Используемые методы и приемы исследования: приём сплошной выборки материала из идеографических и синонимических словарей русского языка, прием направленной выборки материала из толковых словарей русского языка, из «Национального корпуса русского языка», методы компонентного и дистрибутивного анализа лексических единиц, описательный метод, а также приёмы этимологического и словообразовательного анализа, приёмы количественных подсчетов, анкетирования и стилистической характеристики.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в практике преподавания русского языка в иностранной аудитории, в лекционных курсах по лексикологии, лингвокультурологии.
В современной научной парадигме гуманитарных исследований важную роль играет принцип антропоцентричности языка. Проблемы внутреннего мира человека, природы личности, черт характера и поведения на протяжении долгого времени привлекают внимание исследователей из разных областей науки. В психологии свойства личности обычно трактуются как «гипотетические базовые диспозиции или характеристики личности, которые в принципе могут использоваться в качестве объяснений постоянства и последовательности поведения» (БТПС, 2000: 410). В современной лингвистике также существуют исследования, посвященные анализу словарных объединений и отдельных лексем, описывающих «характер человека, интеллект, поведение, эмоциональную сферу», в прагматическом, лингвокультурном, когнитивно-лингвистическом, функционально-семантическом, лексикографическом и лингводидактическом аспектах (Зиновьева, 2022: 170).
В данной работе внимание уделяется изучению синонимичных прилагательных, номинирующих свойства личности, в функционально-семантическом аспекте. Синонимы понимаются нами в рамках традиционного подхода как лексические единицы, которые выражают одно и то же понятие, обладают близостью семантики, относятся к современному языку, принадлежат к одной части речи, имеют частично совпадающую сочетаемость, но различаются оттенком значения или по эмоциональной и стилистической принадлежности. Сочетание «свойства личности» используется нами как родовой термин, включающий черты характера, особенности темперамента человека, отдельные черты поведения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Проведенный детальный анализ двух синонимических рядов, объединяющих в общей сложности 8 единиц позволяет констатировать, что оба исследуемых синонимических ряда являются многочленными и центрированными, в них можно выделить доминанты – прилагательные самоотверженный и настойчивый. Иерархические отношения синонимов в исследуемых многочленных рядах устанавливаются по семантической близости к доминанте и друг другу в составе звеньев ряда.
Исследованные синонимы отличаются по следующим параметрам:
- наличие эксплицитных и имплицитных дифференциальных сем (так, прилагательное упорный имеет эксплицитную сему ‘много и интенсивно работающий для достижения результата’, а в значении прилагательного настырный присутствует имплицитная сема ‘пренебрегая деликатностью и тактичностью, настаивающий на исполнении своего желания, достижении поставленной цели’);
- сочетаемость с субъектом-носителем свойства личности: прилагательные настойчивый, упорный, упрямый, напористый, настырный могут быть применимы ко всем лицам, самоотверженный, беззаветный, жертвенный – только о взрослых.
- сфера использования (обиходно-разговорная для единиц синонимического ряда с доминантой настойчивый; художественная литература и публицистика для единиц синонимического ряда с доминантой самоотверженный);
- стилистическая принадлежность (нейтральными являются такие прилагательные, как самоотверженный, настойчивый, упорный, упрямый и напористый, к книжному стилю относятся беззаветный, жертвенный, стилистически сниженными является настырный);
- грамматические особенности – прилагательное беззаветный не употребляется в краткой форме; прилагательные самоотверженный, жертвенный редко образуют простую и составную сравнительную степень.
- оценочность (однозначно положительной оценкой обладают такие прилагательные, как жертвенный, беззаветный, упорный; однозначно отрицательной оценкой отличаются прилагательные напористый, настырный; амбивалентная оценка присуща таким прилагательным, как настойчивый и напористый). Отрицательная оценка возникает при проявлении качества выше некой негласной, условной границы, допустимой в русской лингвокультуре.
Стереотипное представление о том или ином свойстве личности выявляется из анализа типичных черт поведения его носителя, которые были выделены при анализе контекстов.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 8 публикациях, из которых 3 опубликованы в научных индексируемых журналах из перечня, рекомендуемого ВАК РФ:
1. Вэй И. Русские синонимичные прилагательные нервный и слабонервный (когнитивно-дискурсивный аспект) // Когнитивные исследования языка. – 2022. № 2(49). – С. 327-332.
2. Вэй И. Синонимический ряд прилагательных с общим значением «стремящийся к получению новых знаний»» в русской языковой картине мира // Вестник Чувашского гос. педаг. ун-та. им. И.Я. Яковлева. – 2022. № 2(115). – С. 17-24.
3. Вэй И. Синонимический ряд русских прилагательных с доминантой «общительный»: когнитивно-дискурсивный аспект // Ученые записки Новгородского гос. ун-та. – 2022. № 2(41). – С. 186-191.
4. Вэй И. Функционально-семантический анализ русских синонимичных прилагательных с доминантой самоотверженный // Материалы докладов и сообщений XХVI международной научно-методической конференции памяти Надежды Тихоновны Свидинской. Санкт-Петербург, 2021. – СПб.: Изд-во. СПбГУПТД, 2021. – С. 21-25.
5. Вэй И. Лингвистический портрет нервного человека в современном русском языке (по материалам корпусного исследования) // Тезисы докладов 50-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. Санкт-Петербург, 15–23 марта 2022 года. – СПб.: Изд-во. СПбГУ, 2022. – С. 511.
6. Вэй И. Портрет упрямого человека по данным современного русского языка// Сборник научных статей II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием / О.В. Золтнер (отв. ред.). – Омск: ОмГУ, 2022. – С. 159-164.
7. Вэй И. Синонимический ряд русских прилагательных с доминантой настойчивый (функционально-семантический и лингводидактический аспекты) // Материалы Международной научно-практической и научно-методической конференции "Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в современном образовании – 2022". – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2023. – С. 13-19.
8. Зиновьева Е.И., Вэй И. Структура и содержание словарной статьи русских синонимичных прилагательных в учебном словаре для инофонов// Тезисы докладов 51-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. Санкт-Петербург, 14–21 марта 2023 года. – СПб.: Изд-во. СПбГУ, 2023.‒С. 462-463.



1. Авазбакиева Ф.Р. Семантический и аксиологический аспекты прилагательных, положительно характеризующих человека по уровню воспитанности // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №2 (33). – С. 240-243.
2. Авалиани Ю.Ю., Ройзензон, Л.И. Синонимические отношения слов и фразеологических сочетаний // Лексическая синонимия: Сб. статей / Отв. ред. Бархударов С.Г. – М.: Наука, 1967. – С. 163-173.
3. Акопян К.В. Вербализация ментальности посредством семантического значения прилагательных русского языка // Вестник РУДН. Серия Лингвистика.– 2011. – №4. –С. 84-89.
4. Алёшин А.С., Зиновьева Е.И. Стереотипное представление о консервативном человеке в русской и шведской лингвокультурах // IV Фирсовские чтения. Язык в современных дискурсивных практиках: материалы докладов и сообщений Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2019. –С. 83-89.
5. Алёшин А.С., Зиновьева Е.И., Хруненкова А.В. Мечтательный человек в русской лингвокультуре на фоне шведской // XXIVМеждунар. науч.-метод. конф. 13-14 апреля 2019г., Орёл, ОГУ имени И.С. Тургенева.–Орёл: ООО "Картуш-ПФ", 2019.– С. 19-23.
6. Апресян Ю.Д. О регулярной многозначности // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. – 1971. Т. 3. Вып. 6.– С. 509-523.
7. Апресян Ю.Д. Избранные труды.Лексическая семантика. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. Т. 1.– 768 с.
8. Белов В.А. Реализация теоретических подходов к синонимии в методике русского языка // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2018. – № 1 (170). – С. 96-101.
9. Белов В.А. Типы синонимических рядов // Вопросы психолингвистики. – 2018. – № 4 (22). – С. 125-137.
10. Бережан С.Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц. – Кишинев, 1973.– 372 с.
11. Бережан С.Г. Совпадение отдельных элементов смысловой структуры слов как основа синонимичности // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1967. Т. XXVI. Вып. 3. – С. 254-268.
12. Богачёва Г.Ф. Лексическое значение как объект словарного описания. – М.: Флинта, 2013. – 208 с.
13. Брагина А.А. Синонимы в литературном языке./ отв. ред.В.Н. Ярцева. – М.: Наука, 1986. – 124 с.
14. Будагов P.A. Литературные языки и языковые стили. –М.: Высшая школа, 1967. – 375 с.
15. Буданова Т.А., Зиновьева Е.И.Синонимический ряд русских прилагательных с доминантой «опытный» в зеркале лексикографии и речевом употреблении // ActaRussiana. Сеул, 2009. – №1.
16. Булаховский Л.А. Введение в языкознание. – М.: Учпедгиз, 1953. – 178 с.
17. Ву Нгок Иен Кхань Синонимические ряды русских глаголов с доминантами бездельничать и хитрить на фоне вьетнамского языка: функционально-семантический аспект. Выпускная квалификационная работа…степени магистра лингвистики. – СПб., 2021. – 107 с.
18. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений / Гл. ред. В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. ‒ 1953. ‒ № 5. ‒ С. 3-30.
19. Гаджиев К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект// Вопросы философии. – 2011. – № 10. // Режим доступа: http://vphil.ru/.
20. Германова О.А. Иллюстрированные и иллюстративные словари: формирование, развитие и современное состояние // Автореферат дис. … канд. филол. наук. – Иваново, 2011. – 24 с.
21. Григорьева А.Д. Заметки о лексической синонимии // Вопросы культуры речи. – М.: Издательство АН СССР, 1959. – № 2. – С. 7-30.
22. Евгеньева А.П. Основные вопросы лексической синонимики // Очерки по синонимике современного русского литературного языка. – М., Л.: Наука, 1966. – С. 4-29.
23. Ефимов А.Е. Стилистика художественной речи. – М.: Изд-во МГУ,1957. – 516 с.
24. Жарковская И.В. Когнитивно-дискурсивный подход к определению семантических синонимов // Культура народов Причерноморья. – 2006. – № 82. Т. 1. ‒С. 143-145.
25. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. – М.: Изд-во МГУ, 1962. – 384 с.
26. Зиновьева Е.И., Волода Ю.В., Краснова А.А., Присяжнюк Е.А. Прилагательные, характеризующие свойства личности человека, в лингвокультурологическом словаре // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе». – СПб.: Санкт-Петербургский горный университет,2019. ‒С. 152-156.
27. Зиновьева Е.И., Волода Ю.В. Синонимический ряд русских прилагательных с доминантой «вежливый»: функциональный когнитивно-дискурсивный подход // Когнитивные исследования языка. – 2020. – № 3 (42).‒С. 620-624.
28. Зиновьева Е.И., Ву Нгок Иен КханьИнтегративный подход к описанию синонимов в лингводидактике (на материале синонимического ряда глаголов с общим значением ‘ничего не делать’) // Научный диалог. – 2020. ‒№ 6. ‒С. 44-64.
29. Зиновьева Е.И., Дракулич-Прийма Д. Хитрый и хитар в языковом сознании носителей родственных языков (на материале русского и сербского языков) // Вестник Томского государственного университета. – 2017. ‒№ 423.‒С. 25-33.
30. Зиновьева Е.И., Дракулич-Прийма Д. Лукавыйи лукав в русской и сербской языковых картинах мира // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 438.‒ C. 30-39.
31. Зиновьева Е.И.,Соколова А.П. «Позитивный человек» в русской языковой картине мира // Ученые записки Новгородского государственного университета. – Великий Новгород, 2022. – №2 (41). – С. 202-207.
32. Зиновьева Е.И., Кузнецов Ю.А., Хруненкова А.В. Уступчивыйкакоднаиз черт национального характера в русской ментальности:лингвистический аспект: Русистика и современность: монография/под ред. проф. И.П. Лысаковой, доц. Е.А. Железняковой. –СПб.:Северная звезда, 2018.– С. 47-54.
33. ЗиновьеваЕ.И.,ХруненковаА.В.Stereotypic idea of a successful person in the Russian language consciousness against the background of the Chinese // 4-th international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts. Sgem 2017. Science and society. Conference proceedings. Vol. II. Psychology and psychiatry. Language and Linguistics. – Bulgaria: Albena Co., 2017. August, 24-30. – P. 969-976.
34. Зиновьева Е.И., Хруненкова А.В. «Правильный человек» в русской языковой картине мира // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков. Сборник научных статей / под общ. ред. М.В. Пименовой.– СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гос. экономического университета, 2018. –С. 335-345.
35. Зиновьева Е.И.,Хруненкова А.В. Представление о «самодостаточном человеке» в современной русской лингвокультуре // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г.Уфа, 11-14 октября 2018 года). – СПб., 2018. – С. 226-231.
36. Зиновьева Е.И. Нерешительный, несмелый, робкий: функционально-семантический анализ синонимов// Языковые категории и единицы: синтагматический аспект / Отв. ред. М.Вас. Пименова. – Владимир: ВГГУ, 2009. – С. 112-116.
37. Зиновьева Е.И.''Болтливый'' в русской лингвокультуре // RocznikInstitutuPolsko-RosyjskiegoЕжегодник Русско-польского Института. – 2013.№ 1 (4).‒С. 81-94.
38. Зиновьева Е.И. Стереотипное представление о порядочном человеке в русском языковом сознании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2014.– №7.‒С. 290-302.
39. Зиновьева Е.И. Русская национальная идентичность в лингвокультурографическом фокусе (на материале прилагательных, номинирующих черты личности человека) // Профессорский журнал. Серия: русский язык и литература: изучение и преподавание. – 2020.– № 1(1).‒С. 23-26.
40. Зиновьева Е.И. Прилагательные, обозначающие семантическую константу ‘положительное мировосприятие', в русской ментальности и языке // язык и ментальность в диахронии. – Владимир, 2022. – С. 70-81.
41. Зиновьева Е.И. Русские прилагательные, обозначающие свойства личности человека, в лингвокультурографическом описании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – № 1(164).‒С. 170-178.
42. Иванова А.И. Контекстуальная синонимия как проявление номинативного варьирования в тексте. Автореферат дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 2006. – 20 с.
43. Киселева С.В. К вопросу о синонимии // Актуальные проблемы лингвистики и гуманитарных наук: сборник статей по материалам междунар. науч.-метод. конференции, Москва, 23 марта 2012г. / науч. ред. Н.Л. Соколова, Е.В. Сафронова. – М.: РУДН, 2012.‒С. 46-60.
44. Ковшова М.Л. Семантика и прагматика прилагательного эмоциональной оценки приятный // Эмоциональная сфера человека в языке и коммуникации: синхрония и диахрония. – М., 2019.‒С. 63-81.
45. Ковшова М.Л. Прилагательное «радостный»: значение и формы употребления // Родной язык 1. – 2021.‒С. 185-198.
46. Козырев В.А., Черняк В.Д. Синонимические словари: пространство выбора //Северо-Западный лингвистический журнал. – 2021. – №1. – С. 8-21.
47. Краснощекова Т.Я. Изучение синонимии в современной школе на основе инновационных технологий // Научно-методический электронный журнал "концепт" – 2018. – №10. – С. 61-73.
48. Леонтьева Т.В. Интеллект человека в русской языковой картине мира: монография. – Екатеринбург: Изд-во гоу ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008.– 280 с.
49. Лычкина Ю.С. Лексические единицы, обозначающие волевые черты характера в русском языке // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода. – 2014. – № 4.‒С. 96-106.
50. Мордвина-Щодро О.А. Прилагательное откровенный в современном русском языке: лингвокультурологический аспект // Вестник СПбГУ. ‒ 2007. Вып. 3. Ч.1.‒С. 82-87.
51. Мордвина-Щодро О.А.Антонимо-синонимические блоки прилагательных, называющих черты характера человека: лингвокультурологический аспект: дис. ...канд.филол. наук. – СПб., 2007.– 272 с.
52. Морковкин В.В. Антропоцентрический versusлингвоцентрический подход к лексикографированию // Национальная специфика языка и её отражение в нормативном словаре. – М., 1988. – С. 131-136.
53. Мячина В.В. Интегративный междисциплинарный подход к формированию содержания обучения лексике иностранных студентов (на материале лексико-семантического поля «Туризм»). Дисс. … канд. пед. наук. ‒СПб., 2022. ‒ 213 с.
54. Немов Р.С. Психология. Часть 2. М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
55. Никитин М.В.Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с.
56. Николаев А.М., Зарипов М.А.К вопросу о феномене «личность» в психологии // Международный студенческий научный вестник.– 2015. – № 5. –С. 182-183.URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13258(дата обращения: 12.01.2023).
57. Новиков Л.А. Семантика русского языка. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.
58. Нусупбекова А.С. Об одном из способов репрезентации когнитивной семантики // Science Public. – 2017. – С. 46-51.
59. Палевская М.Ф. Синонимы в русском языке. – М., 1964. – 120 с.
60. Палевская М.Ф. Проблема синонимического ряда, его границ и возможности выделения доминанты // Лексическая синонимия: Сб. статей / Отв. ред. Бархударов С.Г. – М.: Наука, 1967. – С. 94-104.
61. Реформатский А.А. Введение в языкознание / Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 536 с.
62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
63. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка// учеб. пособие. – М.: Флинта, 2012. – 510 с.
64. Соина Г.И. К типологии синонимических рядов// Очерки по лексике и фразеологии. – Ростов-на-Дону, 1976. – С. 58-59.
65. Утинов А.Ю. Функционально-семантический подход к изучению средств языковой модальностив школьном курсе русского языка. Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 2009. – 48 с.
66. Уружбекова М.М., Амирова П.Р. Лексико-семантическая группа слов со значением «Характер человека» (на материале романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир») // Мир культуры, науки, образования. – 2018. – №4 (71). – С. 540-541.
67. Фаворин В.К. Синонимы в русском языке: научно-популярный очерк. – Свердловск, 1953. – 72 с.
68. Храмцова Л.Н. Семантико-прагматический потенциал лексемы позитивный в современном русском языке // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2 (24). – С. 102-115.
69. Цуй Янь Лексико-семантическая группа прилагательных «Качество доброты (о человеке)» в русском и китайском языках как отражение языковой картины мира // Вестник ЮУрГУ. Сер. Лингвистика. – 2018. Т. 15. – № 2. – С.81-87.
70. Черняк В.Д. Синонимия в русском языке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 128 с.
71. Черняк В.Д. Лексикология. Синонимы в русском языке: учебное пособие для академического бакалавриата. – М: Издательство Юрайт, 2016. – 154 с.
72. Шарандин А.Л.Прототипические характеристики лексико-грамматических разрядов русского глагола // Когнитивная лингвистика. Современное состояние и перспективы развития. Часть 1. – Тамбов, 1998. – С. 129-131.
73. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». ‒М.: Просвещение, 1977. – 335 с.
74. Шулякина Ю.С. Семантическое поле «Отрицательные черты характера человека» (на материале говоров Ивановской области) // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 4. Том I (Гуманитарные науки). ‒С. 207-210.
75. Шумилова А.А. Синонимия как ментально-языковая категория (на материале лексической и словообразовательной синонимии русского языка). Автореферат дис. … канд. филол. наук. – Кемерово, 2009. – 24 с.
76. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 1974. – С. 265-304
77. AllportG.W.Personality: Apsychologicalinterpretation (Личность: психологическаяинтерпретация). – NewYork: HenryHolt, 1937 – 616 p.
78. Clark E. The principle of contrast // Mechanisms of language acquisition / Ed. by B. MacWhinney. – New York, 1987. – P. 1-33.
79. Digman J.M. Personality structure: Emergence of the five-factor model// Annual Review of Psychology. – 1990. – No. 41. – P. 417-440.
80. Costa P.T., McCrae R.R. Validation of the five-factor model of personality across instruments and observers // Journal of Personality and Social Psychology. – 1987. ‒ No. 52 (1). – P. 81-90
81. Costa P.T., McCrae R.R. Personality disorders and the five-factor model of personality // Journal of Personality Disorders – 1990. – No. 4 (4), – P. 362-371.
82. Costa P.T., McCrae R.R. A Five-Factor theory of personality // A Five-Factor theory of personality. In L. A. Pervin& O. P. John (Eds.), Handbook of personality: Theory and research – 1999. – P. 139-153.
83. Goldberg L.R. The structure of phenotypic personality traits // American Psychologist. – 1993. – No. 48 (1). – P. 26–34.
84. Tupes E.C., Christal R.E. Recurrent personality factors based on traitratings. – Lackland Airforce Base, TX: U.S. AirForce, 1961. – 51 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ