только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию с применением подкастов в процессе изучения английского языка в средней общеобразовательной школе 6
1.1 Обучение аудированию на уроках английского языка 6
1.2 Понятие и классификация подкастов 16
1.3 Использование подкастов в процессе изучения английского языка в средней общеобразовательной школе 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Практические аспекты обучения аудированию с применением подкастов в процессе изучения английского языка в средней общеобразовательной школе 27
2.1. Выбор эффективного сервиса подкастинга для обучения аудированию на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 27
2.2 Фрагменты уроков с применением подкастов в обучении аудированию на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 31
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список литературы 43
Приложения 47
Информационные технологии ‒ неотъемлемая часть всех сфер нашей жизни, и образование не является исключением. В условиях информатизации образования новые информационные технологии находят регулярное использование на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. Технические средства необходимы для улучшения процесса образования и повышения его качества. Они дают возможность преподнести материал наглядно, в образной, а потому легко запоминающейся форме. Технические средства помогают привнести в урок что-то новое, интересное, что помогает мотивировать обучающихся к изучению английского языка.
Главная цель обучения иностранному языку ‒ научить использовать язык как средство общения. Освоение умения говорить сопровождается овладением таким важным видом речевой деятельности как аудирование. Без него не может совершиться акт коммуникации, поэтому на уроках английского языка ему должно уделяться особое внимание.
Для того чтобы сформировать навыки аудирования необходимо использовать на уроках английского языка качественные аудиоматериалы. Они должны быть аутентичными и соответствовать уровню знаний обучающихся, их интересам и возрастным особенностям. Технические средства помогают улучшить процесс обучения аудированию, в особенности Интернет, в которой существует большое количество аудиоматериалов. Большим дидактическим потенциалом обладают подкасты. Использование их как средства обучения аудированию на уроках иностранного языка позволяет сделать урок более содержательным и увлекательным. Кроме того, они формируют у обучающихся самостоятельность и развивают их как интеллектуальную и творческую личность [36, с. 5-7].
Данная работа посвящена проблеме использования подкаста как средства обучения аудированию на уроках английского языка.
Актуальность данной работы основывается на трех уровнях: социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом.
На социально-педагогическом уровне актуальность работы заключается в том, что согласно современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся должны освоить английский язык как средство общения, а аудирование является важнейшей частью коммуникативной компетенции.
На научно-теоретическом уровне актуальность работы определяется недостаточной изученностью вопроса внедрения технологии подкастов как средства обучения английскому языку.
На научно-методическом уровне она обусловлена недостаточным количеством методических разработок по теме обучения аудированию с применением подкастов в процессе изучения английского языка в средней общеобразовательной школе.
Объектом исследования является процесс обучения аудированию на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования ‒ обучение аудированию с применением подкастов в процессе изучения английского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и изучении возможности обучения аудированию с применением подкастов в процессе изучения английского языка в средней общеобразовательной школе и разработка заданий для обучения аудированию с применением подкастов.
Задачи:
1. изучить методическую, психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. охарактеризовать обучение аудированию на уроках английского языка;
3. уточнить понятие «подкаст» и рассмотреть его классификацию;
4. рассмотреть способы работы с подкастами на уроках английского языка при обучении аудированию;
5. изучить существующие ресурсы с учебными подкастами для использования их на уроках английского языка;...
Рост развития информационных технологий усиливается с каждым годом. Информатизация образования ‒ необратимый процесс. Интеграция технических средств на уроках английского языка необходима для повышения качества образования. Использование сети Интернет в учебном процессе помогает сделать его более интерактивным и способствует развитию самостоятельности обучающихся.
Сформированность навыка аудирования ‒ одна из главных задач обучения английскому языку. Без данного вида речевой деятельности невозможно осуществлять общение, поэтому на уроках английского языка ему нужно уделять особое внимание. Для успешного овладения обучающимися навыками аудирования необходимо использовать качественные аудиоматериалы.
Подкаст является инновационным средством обучения английскому языку и аудированию как виду речевой деятельности. В сети интернет существует огромное количество аутентичных подкастов различных жанров. Наибольшим потенциалом обладают учебные подкасты. Многие серверы предлагают рекомендации по работе с ними и интерактивные задания, поэтому обучающиеся могут пользоваться данными материалами не только на уроках английского языка, но и самостоятельно. Подкасты обладают дидактическим потенциалом, так как являются мобильным средством обучения, которое можно использовать на любом устройстве. Они являются актуальными и показывают современный английский язык, на котором говорят носители, они обеспечивают многоканальность восприятия и мотивируют обучающихся к дальнейшему изучению языка. С помощью подкаста на уроках английского языка обучение аудированию становится более содержательным, увлекательным и интерактивным. Существует несколько типов заданий при работе с подкастами как средством обучения аудированию: языковые упражнения (на этапе введения материала, его закрепления, формирования и промежуточного контроля языковых навыков), речевые рецептивные упражнения и речевые продуктивные упражнения. Они могут быть направлены на формирование всех аспектов языка. Работа с аудиоматериалом должна строиться в соответствии с тремя этапами работы с текстом: дотекстовый этап, который помогает снять возможные трудности и предвосхитить содержание высказывания, смотивировать к прослушиванию, текстовый этап, на котором осуществляется непосредственно работа с аудиотекстом с различной глубиной проникновения в смысл, а также послетекстовый, на котором происходит переосмысление прослушанного текста и его дальнейшая переработка.
Проанализировав современный УМК по английскому языку “Spotlight 7”, мы пришли к выводу, что материал для обучения аудированию представлен в недостаточном виде. Не во всех уроках присутствуют задания на аудирование, поэтому учителю придется дополнять учебник другими аудиоматериалами, чтобы сделать урок более содержательным. Мы подобрали аудиоматериалы подкастов соответствующие интересам обучающихся и их знаниями, их возрастными особенностями. Аудиоматералы содержат речь людей разного пола, возраста и национальности, что позволяет снять возможные трудности аудирования.
В данной работе была рассмотрена возможность использования подкаста как средства обучения аудированию на уроках английского языка в средней образовательной школе. Были исследованы понятия «аудирование» и «подкаст», рассмотрена классификация подкастов. Была изучена методическая литература по проблеме формирования навыков аудирования, осуществлен анализ УМК “Spotlight 7”, в ходе которого были выявлены его недостатки и преимущества, а также были разработаны задания для формирования навыков аудирования с применением подкастов в процессе изучения английского языка в средней общеобразовательной школе, призванные дополнить этот учебник.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи исследования были выполнены. Результаты, полученные в ходе исследования, могут оказаться полезными для дальнейшего изучения, а также применены на уроках английского языка.
1. Авраменко А. П. Подкасты и видеоподкасты мобильного формата в преподавании иностранных языков // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету (Серія: Педагогічні науки). 2012. № 98 (4). С. 20-23.
2. Ажель Ю. П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый. 2012. №6. С. 369-371.
3. Ваулина Ю. Е. и др. Spotlight 7. Teacher's Book. Английский в фокусе. 7 класс. Книга для учителя. М.: 2007. 180 с.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М: Академия, 2004. 336 с.
6. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф.. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. М.: Высш. школа, 1982 с. 373 с.
7. Дмитриев Д.В., Мещеряков А.С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 3 (31). С. 192-199.
8. Дугарцыренова В.А. Подкастинг в обучении иностранным языкам: дидактические особенности, возможности и проблемы (на материале английского языка) // Иностранные языки в школе. 2013. №3. C.9-12.
9. Евдокимов А.Б. Типы подкастов и преимущества работы с ними при преподавании английского языка // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 24.12.2018)
10. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. 1996. № 5. С. 24-32.
11. Зайцева С.Е. Методика обучения аудированию // Инновационная наука. 2017. №01-1. С. 172-175.
12. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
13. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: книга для учителей. Издание 2-е. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
14. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М: Просвещение, 1991. 222 c.
15. Иванова Т.В., Киреева З.Р., Сухова И.А. Технологии и методики обучения иностранным языкам: учебное пособие для студентов направления подготовки «Филологическое образование». Часть I. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. 196 с....36