МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1 Состояние здоровья детей школьного возраста на современном этапе 7
1.2 Возрастные особенности функционального состояния кардиореспираторной системы у детей школьного возраста 12
1.3 Методы оценки состояния здоровья и донозологической диагностики отклонений в деятельности кардиореспираторной системы организма детей школьного возраста 22
1.4 Основные подходы к классификации дыхательных упражнений 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 37
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ 40
3.1 Структура технологии совершенствования кардиореспираторной системы школьников 40
3.2 Характеристика основных направлений, средств, форм занятий с детьми с различным состоянием здоровья 47
3.3 Эффективность технологии совершенствования кардиореспираторной системы школьников 54
ВЫВОДЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ 7
1.1 Состояние здоровья детей школьного возраста на современном этапе 7
1.2 Возрастные особенности функционального состояния кардиореспираторной системы у детей школьного возраста 12
1.3 Методы оценки состояния здоровья и донозологической диагностики отклонений в деятельности кардиореспираторной системы организма детей школьного возраста 22
1.4 Основные подходы к классификации дыхательных упражнений 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 37
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ 40
3.1 Структура технологии совершенствования кардиореспираторной системы школьников 40
3.2 Характеристика основных направлений, средств, форм занятий с детьми с различным состоянием здоровья 47
3.3 Эффективность технологии совершенствования кардиореспираторной системы школьников 54
ВЫВОДЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Актуальность темы. Одной из важнейших стратегических задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, и, в первую очередь, здоровья детей и подростков. Сердечно-сосудистые заболевания, наравне с онкологическими заболеваниями, диабетом и заболеваниями дыхательной систем, прочно удерживают первенство среди самых распространенных и опасных болезней XX, а теперь уже и XXI века. Нетренированность сердечно-сосудистой системы приводит и к проблемам другого рода.
У большинства современных людей, особенно горожан, при глобальном уменьшении физических нагрузок непомерно возросли нагрузки нервно-психологические. «Экологический пресс», гипокинезия, рост информационных нагрузок и другие факторы привели к значительному ухудшению здоровья детского контингента, уровень которого еще более снижается при переходе от условий дошкольного учреждения к обучению в школе, особенно в условиях инновационных педагогических технологий. В этой связи высока актуальность выявления ранних неблагоприятных изменений в состоянии здоровья детей, разработка и физиологическое обоснование технологий, которые интегрируют различные методы укрепления здоровья, сочетают в себе высокую эффективность и доступность, учитывают наличие сенситивных и критических периодов развития детей.
Хорошо известно, что наибольшее влияние на уровень здоровья оказывает образ жизни, из чего вытекает необходимость коррекции здоровья в первую очередь поведенческими методами. В системе здоровьеукрепляющих технологий ключевое место занимают методы, направленные на повышение функционального состояния кардиореспираторной системы и вегетативной регуляции ее деятельности.
Адекватная возрасту и физическому состоянию организма физическая активность – естественный и принципиально безопасный способ сохранения и укрепления здоровья детей, но современная система физического воспитания в условиях нарастающей гипокинезии детей не обеспечивает должного восполнения потребности в движении ввиду низкой интенсивности и образовательной направленности процесса физического воспитания, что требует перехода к новым, более эффективным технологиям. В частности, рядом исследователей предлагаются концепции интенсификации, спортизации и «конверсии» технологий спортивной подготовки в процесс физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, физиологическая оценка которым к настоящему времени не дана.
В то же время, только расширение двигательной активности не решает задачу устранения наиболее распространенных отклонений в состоянии здоровья детей, в том числе со стороны кардиореспираторной и вегетативной нервной системы. В этой связи авторами рекомендуется использование биологически активных веществ, адаптогенов, антиоксидантов. Однако, учитывая ряд противопоказаний и побочных эффектов при их приеме, актуальным представляется поиск немедикаментозных средств повышения укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний.
В последнее время популярность приобрели так называемые восточные оздоровительные системы, значительный интерес проявляется к поверхностной рефлексотерапии в силу доступности, эффективности, неинвазивности, мультифакторности воздействия (на вегетативную нервную, опорно–двигательную, иммунную системы), возможности ее использования в профилактических целях.
В то же время, недостаточно изучены физиологические аспекты влияния на кардиореспираторную систему и активность уровней ее регуляции, умственную работоспособность детей расширенного двигательного режима, основанного на использовании физических нагрузок спортивной направленности; отсутствует физиологическое обоснование влияния различных средств поверхностной рефлексотерапии, а также воздействия на организм детей комплекса оздоровительных мероприятий, включающего использование расширенного двигательного режима и поверхностной рефлексотерапии с профилактической целью. Особенно актуальна эта проблема в период «первичной социализации» – при переходе от дошкольного воспитания к обучению в школе. Вышесказанное определяет актуальность проблемы, обусловило постановку цели и задач исследования.....
У большинства современных людей, особенно горожан, при глобальном уменьшении физических нагрузок непомерно возросли нагрузки нервно-психологические. «Экологический пресс», гипокинезия, рост информационных нагрузок и другие факторы привели к значительному ухудшению здоровья детского контингента, уровень которого еще более снижается при переходе от условий дошкольного учреждения к обучению в школе, особенно в условиях инновационных педагогических технологий. В этой связи высока актуальность выявления ранних неблагоприятных изменений в состоянии здоровья детей, разработка и физиологическое обоснование технологий, которые интегрируют различные методы укрепления здоровья, сочетают в себе высокую эффективность и доступность, учитывают наличие сенситивных и критических периодов развития детей.
Хорошо известно, что наибольшее влияние на уровень здоровья оказывает образ жизни, из чего вытекает необходимость коррекции здоровья в первую очередь поведенческими методами. В системе здоровьеукрепляющих технологий ключевое место занимают методы, направленные на повышение функционального состояния кардиореспираторной системы и вегетативной регуляции ее деятельности.
Адекватная возрасту и физическому состоянию организма физическая активность – естественный и принципиально безопасный способ сохранения и укрепления здоровья детей, но современная система физического воспитания в условиях нарастающей гипокинезии детей не обеспечивает должного восполнения потребности в движении ввиду низкой интенсивности и образовательной направленности процесса физического воспитания, что требует перехода к новым, более эффективным технологиям. В частности, рядом исследователей предлагаются концепции интенсификации, спортизации и «конверсии» технологий спортивной подготовки в процесс физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, физиологическая оценка которым к настоящему времени не дана.
В то же время, только расширение двигательной активности не решает задачу устранения наиболее распространенных отклонений в состоянии здоровья детей, в том числе со стороны кардиореспираторной и вегетативной нервной системы. В этой связи авторами рекомендуется использование биологически активных веществ, адаптогенов, антиоксидантов. Однако, учитывая ряд противопоказаний и побочных эффектов при их приеме, актуальным представляется поиск немедикаментозных средств повышения укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний.
В последнее время популярность приобрели так называемые восточные оздоровительные системы, значительный интерес проявляется к поверхностной рефлексотерапии в силу доступности, эффективности, неинвазивности, мультифакторности воздействия (на вегетативную нервную, опорно–двигательную, иммунную системы), возможности ее использования в профилактических целях.
В то же время, недостаточно изучены физиологические аспекты влияния на кардиореспираторную систему и активность уровней ее регуляции, умственную работоспособность детей расширенного двигательного режима, основанного на использовании физических нагрузок спортивной направленности; отсутствует физиологическое обоснование влияния различных средств поверхностной рефлексотерапии, а также воздействия на организм детей комплекса оздоровительных мероприятий, включающего использование расширенного двигательного режима и поверхностной рефлексотерапии с профилактической целью. Особенно актуальна эта проблема в период «первичной социализации» – при переходе от дошкольного воспитания к обучению в школе. Вышесказанное определяет актуальность проблемы, обусловило постановку цели и задач исследования.....
1. У детей с нарушением интеллекта, слуха (независимо от вида основного дефекта) отмечается снижение уровня здоровья, что проявляется в отставании показателей физического развития, физической подготовленности, задержке биологического созревания и многочисленных сопутствующих основному дефекту отклонений. На первых позициях в структуре заболеваемости находятся нарушения дыхательной системы и опорно–двигательного аппарата.
2. Возрастная динамика развития основных показателей дыхательной системы школьников 8–16 лет с нарушением интеллекта, речи, зрения, слуха соответствует единым биологическим закономерностям развития здоровых детей, отражая её совершенствование с возрастом. Вместе с тем, среднегрупповые значения изучаемых показателей находятся в пределах нижней границы или ниже физиологической нормы здоровых детей
3.Особенности состояния системы дыхания детей с нарушениями в развитии проявляются в неэкономичности функционирования в условиях относительного покоя и ограниченных потенциальных возможностях аппарата внешнего дыхания при физических нагрузках, значительном снижении устойчивости к гипоксии, нарушении способности к произвольной регуляции дыхания. За период «школьного» онтогенеза отставание по основным показателям системы дыхания учащихся специальных (коррекционных) школ от здоровых сверстников увеличивается, достигая наибольших величин к 14–16 годам, причем у мальчиков в большей степени.
4. Специфика ведущего дефекта, вторичные и сопутствующие нарушения обусловливают определенные особенности функционального состояния системы дыхания детей с ограниченными возможностями:
– у детей с нарушением интеллекта в большей степени снижены объемные показатели легких, отношение фактических значений к должным, устойчивость к гипоксии, способность к произвольной регуляции дыхания;
– у детей с речевыми нарушениями наибольшее отставание прослеживается по показателям, отражающим мощность дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость;
– у детей с нарушением зрения отмечено значительное снижение способности организма переносить гипоксию; проявляется синдром гипервентиляции;
– слабослышащие дети отличаются нарушениями частоты и ритма дыхания.
5. Программа диагностики функционального состояния кардиореспираторной системы школьников с ограниченными возможностями включает интегральную оценку ведущих параметров внешнего и речевого дыхания, произносительной стороны речи, способность к произвольному управлению дыханием. Разработанные шкалы дифференцированной оценки изучаемых показателей, базирующиеся на возрастных и индивидуальных особенностях развития дыхательной системы, составляют содержание различных видов врачебно–педагогического контроля, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс и осуществлять своевременную обратную связь.
6. Полученные в поисковых исследованиях результаты позволили разработать и обосновать базовую модель технологии совершенствования дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья, системообразующим фактором которой является состояние произвольной регуляции дыхания; системоформирующими факторами – совокупность целевого, содержательного и организационно–управленческого компонентов, имеющих внутреннее содержание и находящихся во взаимосвязях различного типа. Интегральным результатом взаимодействия структурных элементов модели является оптимальный уровень функциональных резервов дыхательной системы, физической работоспособности и, соответственно, здоровья детей.
7. Разработанная модель педагогической технологии имеет коррекционно–развивающую и оздоровительную направленность, что предполагает профилактику и коррекцию выявленных отклонений не только со стороны дыхательной функции, но и других вторичных и сопутствующих нарушений физического развития, двигательной сферы, активизацию механизмов компенсации нарушенных психических функций и сенсорных систем, а также развитие физической работоспособности детей с различным состоянием здоровья. Структурные элементы технологии представляют собой: систему общеметодических и специфических принципов, классификацию специальных средств, обоснованные методические приемы обучения, совокупность форм организации занятий, систему врачебно–педагогического контроля, алгоритм построения педагогического воздействия на основе индивидуально–дифференцированного подхода.....
2. Возрастная динамика развития основных показателей дыхательной системы школьников 8–16 лет с нарушением интеллекта, речи, зрения, слуха соответствует единым биологическим закономерностям развития здоровых детей, отражая её совершенствование с возрастом. Вместе с тем, среднегрупповые значения изучаемых показателей находятся в пределах нижней границы или ниже физиологической нормы здоровых детей
3.Особенности состояния системы дыхания детей с нарушениями в развитии проявляются в неэкономичности функционирования в условиях относительного покоя и ограниченных потенциальных возможностях аппарата внешнего дыхания при физических нагрузках, значительном снижении устойчивости к гипоксии, нарушении способности к произвольной регуляции дыхания. За период «школьного» онтогенеза отставание по основным показателям системы дыхания учащихся специальных (коррекционных) школ от здоровых сверстников увеличивается, достигая наибольших величин к 14–16 годам, причем у мальчиков в большей степени.
4. Специфика ведущего дефекта, вторичные и сопутствующие нарушения обусловливают определенные особенности функционального состояния системы дыхания детей с ограниченными возможностями:
– у детей с нарушением интеллекта в большей степени снижены объемные показатели легких, отношение фактических значений к должным, устойчивость к гипоксии, способность к произвольной регуляции дыхания;
– у детей с речевыми нарушениями наибольшее отставание прослеживается по показателям, отражающим мощность дыхательной мускулатуры и бронхиальную проходимость;
– у детей с нарушением зрения отмечено значительное снижение способности организма переносить гипоксию; проявляется синдром гипервентиляции;
– слабослышащие дети отличаются нарушениями частоты и ритма дыхания.
5. Программа диагностики функционального состояния кардиореспираторной системы школьников с ограниченными возможностями включает интегральную оценку ведущих параметров внешнего и речевого дыхания, произносительной стороны речи, способность к произвольному управлению дыханием. Разработанные шкалы дифференцированной оценки изучаемых показателей, базирующиеся на возрастных и индивидуальных особенностях развития дыхательной системы, составляют содержание различных видов врачебно–педагогического контроля, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс и осуществлять своевременную обратную связь.
6. Полученные в поисковых исследованиях результаты позволили разработать и обосновать базовую модель технологии совершенствования дыхательной функции школьников с различным состоянием здоровья, системообразующим фактором которой является состояние произвольной регуляции дыхания; системоформирующими факторами – совокупность целевого, содержательного и организационно–управленческого компонентов, имеющих внутреннее содержание и находящихся во взаимосвязях различного типа. Интегральным результатом взаимодействия структурных элементов модели является оптимальный уровень функциональных резервов дыхательной системы, физической работоспособности и, соответственно, здоровья детей.
7. Разработанная модель педагогической технологии имеет коррекционно–развивающую и оздоровительную направленность, что предполагает профилактику и коррекцию выявленных отклонений не только со стороны дыхательной функции, но и других вторичных и сопутствующих нарушений физического развития, двигательной сферы, активизацию механизмов компенсации нарушенных психических функций и сенсорных систем, а также развитие физической работоспособности детей с различным состоянием здоровья. Структурные элементы технологии представляют собой: систему общеметодических и специфических принципов, классификацию специальных средств, обоснованные методические приемы обучения, совокупность форм организации занятий, систему врачебно–педагогического контроля, алгоритм построения педагогического воздействия на основе индивидуально–дифференцированного подхода.....
Подобные работы
- Состояние здоровья, физическая подготовленность и физическая активность школьников 14-16 лет (Владимирский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И СОСТОЯНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертации (РГБ), биология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ (по материалам Астраханской области)
Диссертации (РГБ), медицина . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
И НАПРЯЖЕНИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ У ЮНЫХ
КОНЬКОБЕЖЦЕВ
Главы к дипломным работам, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





