Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
1.1. Характеристика межличностных отношений как психологического понятия 9
1.2. Развитие межличностных отношений у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте (на примере ЗПР) 18
1.3. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ОВЗ (на примере ЗПР) 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2.1. Диагностика сформированности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (на примере ЗПР) 28
2.2. Апробация программы по развитию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе сюжетно-ролевых игр (на примере ЗПР) 45
2.3. Выявление эффективности использования сюжетно-ролевых игр в развитии межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (на примере ЗПР) 51
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [21].
Потребность в общении является одной из основных социальных потребностей человека, возникающих на самых ранних этапах жизни. Некоторые психологи утверждают, что данная потребность является врожденной, и связывают с ней почти все другие общественные проявления человека [4].
Проблемой изучения межличностных отношений занимались такие ученые, как О.К. Агавелян, Г.М. Андреева, Л.П. Григорьева, Л.Я. Коломинский, В.Н. Куницына, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Т. Шибутани и многие другие.
В последнее время актуальным становится необходимость в понимании проблем таких детей, которых общество называет «особенными». К сожалению, такое обобщение не подразумевает цели подчеркнуть всю индивидуальность способностей таких детей, а наоборот, выделить отличающиеся особые потребности каждого из них. Ведь каждому ребенку свойственна своя уникальность, в результате которой он и становится особенным.
Необходимость в понимании проблем таких детей, уважении и признании их прав на образование, выработке желания и готовности включить их в детское сообщество являются крайне важными и занимают первую ступень в решении проблем заинтересованного общества.
В условиях развития современного российского общества происходит смена отношений к людям с ограниченными возможностями здоровья, как со стороны общества, так и со стороны государства. Одновременно отмечается рост интереса детей с ограниченными возможностями здоровья к образованию, к общению, возрастают потребности пользоваться всеми правами наравне со здоровыми людьми, желание быть независимыми членами общества.
Рассматривая проблему социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и создания для них равных условий жизни, важно сказать о необходимости формирования у них навыков межличностного общения. В связи с этим перед государством и обществом встает вопрос о необходимости интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, причем успешность их интеграции возможна лишь при внедрении инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации, основываясь на комплексном подходе в решении проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья [7].
Сегодняшний старший дошкольник стоит на пороге новой и ответственной жизни школьника. Переход от дошкольного возраста в младший школьный для детей очень серьезен. Ведущую игровую деятельность вчерашнего дошкольника нельзя сразу заменить на учебную. Весь период обучения в младших классах игровая деятельность будет идти в параллели с учебной и часто переплетаться с ней [12].
В дошкольном детстве игровая деятельность является ведущим видом деятельности. В ней формируются основы взаимодействия ребенка с близким товарищем или взрослым. Игра, имеющая особенное значение в жизни каждого ребенка, предоставляет благоприятную почву для социализации личности. Именно то, каким дошкольник предоставляет себя в игре, предсказывает, каким он будет, когда вырастет, как будет себя вести в той или иной деятельности, работая, общаясь с окружающими и т. д. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Следовательно, игра, ее организация – ключ в организации воспитания ребенка.
Межличностные отношения детей дошкольного возраста формируются наиболее эффективно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает сюжетно-ролевая игра, в ней ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, таким образом, способствует формированию взаимоотношению детей [5]....
В заключении еще раз отметим, что целью нашего исследования было изучение особенностей межличностных отношений у старших дошкольников с ОВЗ (на примере ЗПР); систематизация и апробация серии сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие межличностных отношений у старших дошкольников с ОВЗ (на примере ЗПР).
В ходе подготовительной работы были изучены и проанализированы литературные источники по теме исследования, на основе которых мы определили основные тезисы по данному вопросу.
Под задержкой психического развития подразумевается слабовыраженное отклонение в психическом развитии, которое занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с данным диагнозом не имеют тяжелых отклонений в развитии. Основные трудности, которые испытывает ребенок с ЗПР, связаны, прежде всего, с его обучением и социализацией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, у детей с ЗПР замедлен темп формирования и развития системы социальных отношений, представлений и знаний о них, что свидетельствует о недоразвитии у детей с ЗПР социальной зрелости и социального интеллекта.
В экспериментальном исследовании принимали участие 6 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР различного генеза.
На констатирующем этапе была проведена диагностика представлений детей с ЗПР о переживаниях сверстников и своих собственных, уровня развития коммуникативных качеств и навыков общения. Результаты исследования показали, что у большинства обследуемых дошкольников низкие показатели по всем диагностируемым параметрам.
Выявленные особенности межличностных отношений у детей с ЗПР помогли нам выявить приоритетные направления работы на формирующем этапе эксперимента, в ходе которого была системтизирована и апробирована серия сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие и оптимизацию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Серия проведенных сюжетно-ролевых игр показали свою эффективность на контрольном этапе эксперимента. Наша гипотеза нашла свое полное подтверждение в ходе исследования: уровень развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР совершенствуется в процессе специально организованной игровой деятельности.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.: Педагогика, 1997. – 230 с
2. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ, 2009. – 230 с.
3. Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. – 1992. – №6. – С. 34-38.
4. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: курс лекций. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2011. – 76 с.
5. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии. – 2011. – №3. – С. 25-31.
6. Блошицина Т.С. Возможности формирования детских взаимоотношений в совместных играх. // Дошкольное воспитание. – 1992. – №12. – С.12-15.
7. Богдан Н.Н., Специальная психология: пособие для пед. вузов. / Под общ.ред. Л.И. Александровой. – СПб.: Речь, 2011. – 320 с.
8. Бойко Т.В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития: старшая группа. – Волгоград: изд-во Учитель, 2012. – 100 с.
9. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. // Коррекционная педагогика. – 2011. – №2. – С. 23-26.
10. Булка-Майорова, Ж.Г. Взаимоотношения сверстников в группе детского сада. // Справочник дошкольного психолога. – 2012. – №3. – С. 36-38.
11. Буфетов Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием. // Практическая психология и логопедия. – 2011. – №1. – С. 63-68.
12. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. – Изд. 3-е, испр. и доп.– М.: АРКТИ – Пресс, 2011. – 96 с.
13. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. – 2-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 96 с.
14. Веракса Н.Е. «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2011. – №1. – С. 100-103.
15. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М., 2012. – 272 с....40