ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВЫХ ПРАВ 8
1.1 Концепция цифровых прав в международном праве и законодательстве зарубежных государств 8
1.2 Правовая природа цифровых прав в Российской Федерации 16
2 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Правовое регулирование виртуальных активов 24
2.2 Правовое регулирование сделок в цифровой среде 32
3 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ПРАВ 38
3.1 Гражданско-правовые способы защиты цифровых прав 38
3.2 Перспективные направления правового регулирования прав участников гражданского оборота в условиях цифровизации общества 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Достижения в области информационных и коммуникационных технологий формируют новый вектор развития современного общества. Технологии распределённого реестра, виртуальные активы, интернет-вещей, смарт-контракты, искусственный интеллект становятся повсеместными элементами жизнедеятельности как отдельного человека или хозяйствующего субъекта, так и всего общества, государства. Однако данные цифровые элементы находятся вне поля правового регулирования, что является основной проблемой в вопросах их дальнейшего использования или ограничения.
Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» предпринята попытка законодательно закрепить основные правовые конструкции, касающиеся вопросов цифровизации. Так, в гражданский оборот введен новый объект – цифровое право, который модернизировал и иные цивилистические конструкции.
Вместе с тем, подобное изменение не внесло абсолютной ясности по отношению к новым явлениям привносимым цифровизацией. В научном сообществе и правоприменительной практике закономерно возникают вопросы как квалифицировать, регулировать и охранять цифровые права граждан и организаций. Однозначных ответом на данные вопросы в доктрине и законодательстве пока нет.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разрешения поставленных вопросов, посредством комплексного развития гражданского законодательства с учетом происходящих технологических и экономических изменений.
Научная проблема исследования подтверждается недостатком теоретических изысканий, расхожестью мнений исследователей по вопросу определения содержания и характера цифровых прав, отсутствием комплексного нормативного регулирования, а также недостаточно развитой правоприменительной практикой.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения возникающие в сфере реализации цифровых прав как объектов гражданского права.
Предметом исследования выступают научные и правовые концепции отечественного и зарубежного права, регулирующие вопросы существования цифровых прав.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование феномена цифровых прав, особенностей его правового регулирования в рамках гражданского права Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
• раскрыть сущность концепции цифровых прав в международном праве и законодательстве зарубежных государств;
• охарактеризовать правовую природу цифровых прав в Российской Федерации;
• рассмотреть вопрос правового регулирования виртуальных активов;
• изучить правовое регулирование сделок в цифровой среде;
• разобрать гражданско-правовые способы защиты цифровых прав участников гражданского оборота;
• выявить перспективные направления правового регулирования прав участников гражданского оборота в условиях цифровизации общества.
Методологической основой исследования выступает поиск, изучение и анализ научной и методической литературы, нормативно-правовых актов, а также материалов судебной практики по тематике исследования.
Основными методами исследования выступили: общенаучные методы, к которым относят диалектический, исторический, логический, анализ, синтез; частно-научные методы, включающие в себя формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правового моделирования.....
Стремительное развитие цифровых технологий влияет на все сферы жизнедеятельности общества, а в особенности на право, которое вынуждено адаптировать свои правовые институты в целях сокращения разрыва между запросами развития и действующим уровнем правового регулирования. Противоречивость и неоднозначность попыток законодателя урегулировать обозначенный вопрос обостряет актуальность теоретико-правового исследования метаморфоз публично-правовых институтов и цифровизации права.
Становление digital-эпохи обусловливает формирование новых прав человека, представляющих собой совокупность правовых институтов и норм, с помощью которых регулируются отношения, выстраиваемые на основе использования цифровых технологий. Такие права получили наименование digital rights или цифровые права.
Проведенный анализ международных актов, а также деятельности международных организаций позволяет говорить о том, что концепция цифровых прав в международном праве имеет самостоятельный характер, а цифровые права представляют собой новое поколение прав человека.
Развитие обозначенного международного понимания цифровых прав, как специфических прав человека в сфере публичного права, происходит в правопорядках зарубежных государств, имеющих наивысшие показатели вовлеченности населения в пользование сетью Интернет. Так, в Китае, Японии, США и Германии к цифровым правам человека отнесены: 1) право на доступ к Интернету, 2) право на свободу от дискриминации в Интернете, 3) право на информационное самоопределение, 4) право на тайну переписки, почтовых отправлений и телекоммуникаций, 5) право на забвение, а также 6) право на защиту от нежелательной информации и другие.
В Соединенных штатах Америки предусмотрена возможность наследования цифровых прав (аккаунтов в социальных сетях, электронной почты), однако такое правомочие, не свидетельствует об имущественном характере цифрового права.
Обособившись от международного подхода, Российская Федерация признала под цифровыми правами зафиксированные в цифровой форме имущественные права, отвечающие двум признакам: 1) они должны быть прямо названы в качестве таковых в законе и 2) они должны приобретаться, осуществляться и отчуждаться на информационной платформе, отвечающей установленным законом признакам.
Обозначенный подход позволил отнести цифровые права к имущественным правам и выделить их как новый объект гражданского права (ст. 128 ГК РФ). Вместе с тем такое выделение полно проблемных и противоречивых моментов, поскольку действующая редакция нормы не содержит качеств необходимых цифровому праву для самостоятельного обращения отдельно от обязательственных и иных прав, на основе которых оно создано. Допуск анализируемых прав к гражданскому обороту свидетельствует об их значимости, а также обуславливает повышенный интерес к совершенствованию правового регулирования и организации надлежащей гражданско-правовой защиты.
Основываясь на имущественном понимании цифровых прав и их схожести с ценными бумагами автором исследован вопрос правового регулирования виртуальных активов, как перспективного направления развития цифровых прав в стране.
Термин «виртуальные активы» выбран как обобщающий по отношению к активам, которые могут быть использованы для осуществления платежей и инвестиций (утилитарные цифровые права), цифровым финансовые активам, и цифровой валюте (цифровой рубль и криптовалюта).
Возникновение, изменение и прекращение цифровых прав следует соотносить с договорными отношениями. Однако цифровизация в том числе оказывает существенное влияние и на традиционные цивилистические конструкции. В связи с чем законодатель внес в право понимание электронных сделок, возможность использования любого варианта подписания сделки (например: идентификация в информационной системе), а также возможность заключения сделки путем составления только электронного документа....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 04.07.2020. – № 144.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
3. Венская декларация и программа действий (принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-ой Всемирной конференции по правам человека)
// Дипломатический вестник. - 1994. - № 3-4. - С. 45-63.
4. Окинавская хартия глобального информационного общества (принята на о. Окинава 22.07.2000) // Дипломатический вестник. - 2000. - № 8. - С. 51 - 56.
5. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» (документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R) (принята в рамках Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества Женева 12.12.2003 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
6. Тунисская программа для информационного общества (документ WSIS-05/TUNIS/DOC/6(Rev.1)-R) (принята в рамках Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества Тунис 15.11.2005 г.) [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/agenda_wsis.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.
8. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. - № 139. - 30.06.2011.
9. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) // Российская газета. - № 172. - 07.08.2019.
10. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - № 60. - 20.03.2019.
11. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. - № 173. - 06.08.2020.
12. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
// Собрание законодательства РФ. - 15.05.2017. - № 20. - ст. 2901.
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. - № 38. - 21.02.2019.
14. Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата обращения: 10.05.2022).
15. Законопроект № 126586-8 «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)» [Электронный ресурс]....53