Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативные стратегии реагирования на клиническую жалобу в англоязычной культуре

Работа №148565

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Клиническая жалоба как объект научного исследования 8
1.1 Медицинский дискурс современности: определение, сущность, особенности 8
1.2 Особенности медицинского дискурса в интернет – коммуникации 11
1.3 Клиническая жалоба как микротип речевого жанра в медицинском дискурсе современности 14
1.4 Реагирующие реплики как объект изучения 20
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Речевые средства ответа на клиническую жалобу в англоязычном медицинском дискурсе современности 34
2.1 Особенности вербализации стратегий согласия, несогласия, уклонения 34
2.2 Особенности вербализации кооперационных и конфронтационных реплик-ответов на клиническую жалобу 47
Выводы по Главе 2 59
Заключение 61
Список использованной литературы: 64




Вторая половина прошлого столетия ознаменовала становление антропологического подхода, в центре внимания которого – человек, личность во всем многообразии и разнообразии ее проявлений, манифестаций, что привело к обретению «человеческого лица» большинством гуманитарных наук. Лингвистические науки не стали исключением, начиная с этого времени, большинство исследователей начали рассматривать язык в неразрывной взаимосвязи с его носителем и культурой, в рамках которой сформировалась ментальность носителя языка и сама языковая система. Все это привело к становлению новых областей научного лингвистического знания, привело к росту (1) численности научных работ, в которых фундаментальному изучению подвергаются самые различные типы речевых жанров, (2) численности научных работ, выполненных в русле компаративистики, посвященных изучению речевых манифестаций в различных культурных моделях. В то же время, отдельные типы речевых жанров на сегодняшний день остаются изученными фрагментарно. К таким речевым жанрам следует отнести в том числе и клиническую жалобу как речевой жанр медицинского дискурса.
Сегодня под влиянием современных информационно-коммуникативных технологий коммуникативная деятельность все чаще перемещается в виртуальное пространство, где выстраиваются качественно новые в историческом плане социальные взаимодействия, формируются и обновляются различные виды институциональных дискурсов. Медицинский не является исключением: виртуальное пространство все чаще становится средством коммуникации между врачом и пациентом, обменом опыта между медицинскими работниками, организации и обмена мнениями между пациентами. В свою очередь, взаимодействие между медицинскими работниками и пациентами неизменно сопровождается жалобами последних на самочувствие, которые находят свою репрезентацию в форме клинических жалоб. К сожалению, как сами жалобы, так и ответы на них на сегодняшний день остаются малоизученными. Соответственно, формируется противоречие, обусловленное очевидным ростом численности, вариативности репрезентации клинических жалоб и ответов на них, с одной стороны, и недостаточной изученностью указанного речевого жанра – с другой. Разрешение указанного противоречия обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Актуальность исследования определяется также тем, что она выполнена в русле лингвистической прагматики и теории речевых актов (О. С. Иссерс, В. Г. Костомаров, Дж. Р. Сёрль, И. А. Стернин и др.).
Объектом исследования выступает ответ на клиническую жалобу в англоязычном медицинском дискурсе.
Предметом исследования являются речевые средства ответа на клиническую жалобу.
Целью исследования выступает изучение особенностей использования речевых средств в ответе на клиническую жалобу англоязычного медицинского дискурса.
Достижение поставленной цели требует последовательного решения ряда конкретных задач, включая следующие:
 проанализировать современные научные подходы к пониманию современного медицинского дискурса, выявить его сущностные, жанрообразующие особенности, характеристики;
 изучить особенности клинической жалобы как микротипа речевого жанра;
 на основании анализа теоретических источников выявить особенности реагирующих реплик, ответов на клиническую жалобу;
 в практической части исследования последовательно изучить и проанализировать особенности реализации стратегий согласия, несогласия, уклонения ответных реплик в режиме «пациент – медицинский работник»;
 в практической части исследования последовательно изучить и проанализировать речевые средства воплощения кооперационных и конфронтационных стратегий ответных реплик в режиме «пациент – пациент».
Материалом для исследования послужили материалы англоязычных медицинских форумов, выступающих площадкой для взаимодействия между медицинским работниками и пациентами, в том числе – для размещения клинических жалоб на самочувствие и ответных реплик на них.
Научная новизна исследования заключается в развитии системы теоретических представлений о жанрообразующих характеристиках клинической жалобы, ответа на клиническую жалобу, которые рассматриваются как диалогическое единство, речевая целостность, выявлении особенностей вербализации ответной реакции на клиническую жалобу в современной англоязычной лингвокультуре.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом, сделанным в речеведение, теорию речевых жанров, лингвокультурологию, ряд смежных областей научного знания посредством изучения особенностей вербализации ответной реакции на клиническую жалобу в медицинском дискурсе.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях применения полученных результатов при дальнейшем изучении клинической жалобы и ответной реакции, развития теории речевых жанров, при изучении целого ряда школьных и вузовских дисциплин, в практической деятельности медицинских работников и пользователей интернета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современный медицинский дискурс представляет собой многомерное, многогранное коммуникативное образование, в котором отражается коммуникация в режимах «врач - пациент», «врач – врач», «пациент – пациент», направленное на сохранение здоровья пациента, органический синтез объективных медицинских знаний, экспертного мнения, личного суждения врача и коммуникативных стратегий.
2. Сегодня традиционный институциональный медицинский дискурс подвергается онтологическим изменениям под влиянием современных информационно-коммуникативных технологий, отличительными характеристиками коммуникации в медицинской сфере становятся виртуальность, интерактивность, мозаичность, гипертекстуальность.
3. Клиническая жалоба представляет собой один из микротипов современного медицинского дискурса, выражение неудовольствия по поводу боли, которая понимается как сочетание физического и душевного страдания. К жанроворелевантным признакам клинической жалобы следует отнести композиционную структуру, представленность репрезентативного, аскриптивного, аргументативного и императивного компонентов. Выбор коммуникативных стратегий, тактик, речевых средств может существенно меняться, отражать особенности личности продуцента, зависеть от повода обращения к клинической жалобе, условий конкретной коммуникативной ситуации.
4. Клиническая жалоба и ответная реплика на нее представляют собой коммуникативное единство, но при этом обладают неравным коммуникативным статусом, поскольку содержание ответной реплики во многом «задается» содержанием самой жалобы.
5. Анализ особенностей взаимодействия в режиме «медицинский работник – пациент» позволяет сделать вывод, что ответная реплика врача отличается высокой структурированностью, формальностью, имеет характеристики традиционного институционального дискурса. На лексическом уровне отмечается множественное использование медицинской терминологии, направленной на уточнение симптоматики, выявление признаков ухудшения состояния пациента; на синтаксическом – использование многочисленных вопросительных и императивных конструкций: первые отвечают цели уточнения симптоматики, вторые – являются руководством к действию. При этом все ответные реплики выступают средством воплощения коммуникативной стратегии согласия, что объясняется спецификой профессиональной деятельности медицинского работника. Поводом для клинической жалобы является субъективное переживание личностью ухудшения физического или эмоционального состояния, боли, что делает невозможным обращение к стратегиям несогласия или уклонения.
6. Особенности взаимодействия в режиме «пациент – пациент» отличаются крайней субъективностью, обращением к описанию собственного опыта переживания ухудшения состояния здоровья, что сближает ответную реплику на клиническую жалобу с самой жалобой. Медицинские термины сочетаются с общеупотребительной лексикой. Взаимодействие между пациентами выступает инструментом реализации лингвокреативного творчества, ответ на клиническую жалобу содержит тропы, экспрессивные средства. Конфронтационные стратегии выявлены не были, преобладают коммуникативные стратеги сотрудничества и вежливости, искренности, доверия. Первая – направлена на поиск выходов из ситуации, вторая – на реализацию терапевтической функции.
Структура работы обусловлена логикой исследования, включает введение, теоретическую и практическую главы, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы в центре внимания научных исследований все чаще оказываются самые различные аспекты дискурса, в том числе и институционального, к которым можно отнести медицинский.
Целью исследования выступало изучение особенностей использования речевых средств в ответе на клиническую жалобу, размещенную в англоязычном медицинском дискурсе современности.
В процессе достижения поставленной цели был последовательно решен ряд конкретных задач. Прежде всего, на начальном этапе работы были проанализированы современные научные подходы к пониманию медицинского дискурса, что позволяет сделать вывод, что сегодня под указанной категорией понимается особая форма коммуникации, институциональный дискурс, в моделировании которого принимают участие медицинские работники, сотрудники медицинских учреждений и потребители медицинских услуг, который отличается дистанцированностью, опосредованностью, анонимностью.
За относительно недолгий период своего исторического существования в рамках современного медицинского дискурса были сформированы различные типы речевых жанров. Одним из микротипов медицинского дискурса сегодня является клиническая жалоба, которая понимается как способ социального действия, взаимодействия в условиях конкретной социальной ситуации, отраженный в институциональной реальности в виде текста-документа.
Жалоба диалогична по своей сути, предполагает обязательную реакцию на сообщение. При этом текст жалобы и ответная реакция обладают неравным коммуникативным статусом, т. е. ответная реакция во многом обусловлена, задана содержанием самой жалобы.
В практической части исследования был осуществлен практический анализ, направленный на выявление особенностей вербализации ответных реакций на клинические жалобы в современном англоязычном медицинском дискурсе. В результате отбора методом сплошной выборки были проанализированы особенности отражения стратегий согласия, несогласия, уклонения, а также кооперационные и конфронтационные стратегии ответной реплики при взаимодействии в режимах врач – пациент, пациент – пациент.
Результаты исследования во многом подтверждают выводы, полученные в результате анализа теоретических источников. Прежде всего, можно сделать вывод, что жалоба представляет собой микротип речевого жанра, что находит свое отражение в высокой структурированности, стабильности и устойчивости как самой жалобы, так и ответа на нее.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в процессе взаимодействия между врачом и пациентом специалист прибегает исключительно к воплощению стратегии согласия. Вне зависимости от восприятия сути обращения, он стремится к лучшему пониманию симптомов, признаков, которые стали причиной обращения. Во многом подобные особенности обусловлены сутью клинической жалобы, которая всегда субъективна, отражает субъективное восприятие пациентом собственного состояния. Преобладают императивные и вопросительные конструкции, первые направлены на указание дальнейших действий, вторые – на уточнение симптоматики. Ответные реплики содержат многочисленные медицинские термины, сближаясь с научным функциональным стилем.
Взаимодействие в режиме пациент – пациент отражает нацеленность на кооперацию, на реализацию терапевтической функции, поддержку другого. В отличие от общения врачей с пациентами, коммуникация пациентов характеризуется меньшей формальностью, большей субъективностью, эмоциональностью, обязательным обращением к описанию собственного опыта. Медицинская терминология сочетается с общеупотребительными словами, используются многочисленные средства выразительности. Речь пациента становится средством отражения особенностей его мировосприятия и мировоззрения. Сама ответная реплика сближается одновременно с научным, художественным и разговорным функциональным стилем.
Полученными результатами, разумеется, заявленная проблематика не исчерпывается, работа в данном направлении должна быть продолжена. Прежде всего, целесообразным представляется увеличение новых материалов исследования.



1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М. : Языки рус. культуры, 1999. - 1-ХУ. - 896 с.
2. Архипова Е. В. Имплицитные средства выражения речевого акта согласия/ несогласия в английском языке// ВеснікМазырскагадзяржаўнагапедагагічнагаўніверсітэтаімя І. П. Шамякіна. – 2008. - № 1 (42). – С. 144 – 148.
3. Баранов, А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика / А.Н. Баранов. - М., 2009. – С. 250
4. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; Сост. С. Г. Бочаров; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочерова. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.
5. Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: монография/ Л.С. Бейлисон.– Волгоград: Перемена, 2009. – 278 с.
6. Большая медицинская энциклопедия : 35 т. / гл. ред. Н. А. Семашко. М. : Советская энциклопедия, 1929. Т. 30. С. 421-425.
7. Бузаров, В. В. Круговорот диалогической речи, или взаимодействие грамматики говорящего и слушающего / В. В. Бузаров. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001. - 167 с.
8. Вохрышева Е. В. Коммуникативные стратегии диалогического взаимодействия в новоанглийском языке Текст.: автореферат дис. д-ра филол. наук. - СПб., 2001. – 44 с.
9. Гагарина Е. Ю. Коммуникативное поведение языковой личности виртуального врача в медицинском интернет-форуме: Дисс. канд. филол. наук. – Астрахань, 2015. – 170 с.
10. Голоднов А. В. Персуазивная коммуникация: стратегии и тактики воздействия (на материале современной немецкоязычной рекламы): Монография. – СПб.: Астерион, 2010. – 244 с.
11. Голубева-Монаткина, Н. И. Классификационное исследование вопросов и ответов диалогической речи / Н. И. Голубева-Монаткина // Вопр. языкознания. -1991. - № 1. - С. 125-134.
12. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация и ее жанры. - Саратов: изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2000. – 245 с.
13. Дубских А. И. Реплики-реакции в диалогических текстах масовоинформационного дискурса// Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. - № 16. – С. 65 – 70.
14. Емельянова Н. А. Речевой жанр "Жалоба" в различных типах дискурса в английском языке : Дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2004 181 с.
15. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Изд. 5-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 288 с.
16. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учебное пособие. – М.: Флинта, 2009. – 224 с.
17. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004.– 390 с.
18. Карымшакова Т. Г. Лингвистические технологии речевого воздействия в медицинском дискурсе: Дисс. канд. филол. наук. – Улан-Удэ, 2015. – 201 с.
19. Кибрик, А. А. О некоторых видах знаний в модели естественного диалога / А. А. Кибрик // Вопр. языкознания. - 1991. - № 1. - С. 61-68.
20. Кириллова Н. Н. Коммуникативные стратегии и тактики с позиций нравственных категорий// Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - № 1, 2012. – С. 26 – 33.
21. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. - М.: ПРИОР, 1998. – 224 с.
22. Колокольцева Т. Н. Диалог vs диалогичность в интернет- коммуникации / Т. Н. Колокольцева // Интернет-коммуникация как новая речевая формация / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 139–157.
23. Кормилина Н. В., Шугаева Н. Ю. Структурно-семантическая связность стимулирующих реплик и реплик-реакций в диалогическом тексте// Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2014. - № 2 (82). – С. 108 – 115.
24. Кравченко А. В. Когнитивный горизонт языкознания / А. В. Кравченко. – Иркутск : Изд-во Байкальского гос. ун-та экономики и права, 2008. – 320 с.
25. Лесонен Н. В. Семантика вынужденности в различных речевых жанрах// Сибирский филологический журнал. – 2008. - № 4. – С. 168 – 172
26. Литневская Е. И. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра / Е. И. Литневская, А. П. Бакланова // Вестник Московского университета. Серия: Филология. – 2005. – № 6. – С. 46–61.
27. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 256 с.
28. Михальская А.К. Основы риторики 10-11 классов: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2002. - 496 с.
29. Мишланова С.Л. Метафорическое моделирование в научно- популярном медицинском дискурсе / С.Л. Мишланова // В сб. научных трудов российских и зарубежных исследователей "Актуальные проблемы коммуникации и культуры - 9". – Москва – Пятигорск, 2009. – С. 469-475.
30. Палашевская К. В. Речевой жанр жалобы в юридическом дискурсе// Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. - № 4. – С. 48 – 51.
31. Полякова С. В. Метафорическое моделирование в русском и американском медицинском дискурса: дисс. канд. филолог. наук. – Пермь, 2011. – 179 с.
32. Пономаренко Е. А., Герасименко Ю. А. Симптом и/или жалоба: семиотический аспект// Жанры речи. – 2016. - № 1. – С. 113 – 119.
33. Распопина Е. Ю. Диффренциальные и жанровые особенности компьютерного Интернет-дискурса// Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - № 1 (9), 2010. – С. 125 – 132.
34. Серль, Дж.Р. Классификация иллокутивных актов / Дж.Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. - 1986. -Вып. XVII: Теория речевых актов. - С. 170 - 194.
35. Соломоник А. Б. Очерк общей семиотики. Минск : МЕТ, 2009. 192 с.
36. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юрист, 2006. – С. 323
37. Ушакова Ю. Ю. Англоязычный медицинский дискурс и его коммуникативная специфика// Современное общество в контексте гуманитарного знания. Ученые записки ХГУ «НУА». - Харьков, 2015. – Т. 21. – С. 511–518.
38. Чиняева В. В. Механизмы формирования и интерпретация имплицитных смыслов в различных типах коммуникативных высказываний: Дисс. канд. филол. наук. – Санкт-Петербург, 2015. – 198 с.
39. Шапарь В. Б. Психология в вопросах и ответах : учеб. пос. / В. Б. Шапарь. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. – 431 с.
40. Шейгал Е. И. Иванова Ю.М. Предвыборные теледебаты как жанр политической стратегической коммуникации//RESPECTUSPHILOLOGICUS.2004. №2(10). – С.29–41.
41. Шмелева Т.В. Культура русской речи. Великий Новгород, 1998. – С. 44 – 45.
42. Crystal D. Language and Internet / D. Crystal. – Cambridge, 2001. – 272 p.
43. icliniq.com. https://www.icliniq.com/qa/neck-pain/what-is-the-treatment-for-nose-bleeding-pain-in-the-neck-along-with-dizziness
44. Online Etymology Dictionary. https://www.etymonline.com/search?q=ache
45. NHT. https://www.nhs.uk/services/hospital/no25-harley-st-phoenix-hospital-group/X154611/ratings-and-reviews
46. Patient.info. Электронный ресурс. Адрес доступа: https://patient.info/forums/discuss/weakness-after-vaccine-760213


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ