Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Военно-политические и торгово-экономические отношения Североатлантического альянса с основными внешними партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе (Московский Государственный Университет)

Работа №148560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы87
Год сдачи2024
Стоимость2600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Австралии.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА 12
1.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО 12
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ НАТО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 24
ГЛАВА II. НАТО И ИТР В УСЛОВИЯХ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ВЕЛИКОДЕРЖАВНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ 39
2.1. ИТР В НОВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ НАТО 2022 ГОДА 39
2.2. «ГЛОБАЛЬНАЯ НАТО»: ВЗГЛЯДЫ ЧЛЕНОВ АЛЬЯНСА НА «ПОДЪЕМ КИТАЯ» 47
2.3. СОЗДАНИЕ ПАРТНЕРСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУ США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И АВСТРАЛИЕЙ (AUKUS) И РЕАКЦИЯ СТРАН-ЧЛЕНОВ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75

Военно-политические блоки и союзы являются важным компонентом как в выстраивании архитектуры безопасности в регионах, так и в поддержании мирового порядка. Современные тенденции к формированию многополярного мира, появление новых сильных игроков с серьёзным военным и экономическим потенциалами на мировой арене в лице Китая и Индии, а также возрождение России и её возвращение к активной внешней политике как на постсоветском пространстве, Ближнем Востоке и Индо-Тихоокеанском регионе вынуждает западные страны находить новые пути к сохранению лидерства в мире. Современные тенденции, такие как формирование многополярного мира и появление новых сильных игроков, обозначают отход от глобализации и возврат к борьбе крупных держав за новый мировой порядок. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых конфликтов и соперничества за влияние и контроль над регионами.
НАТО – Организация Североатлантического договора (Североатлантический альянс), военно-политический альянс государств, основанный в 1949 г. При этом первоначальной целью создания НАТО было противостояние стран блока «вооруженному нападению на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке» с востока . Тем не менее, даже после распада Советского Союза и окончания Холодной войны НАТО не перестала существовать. Более того, многие обязательства не расширять блок на восток, данные на переговорах о воссоединении Германии в 1990 г., были нарушены неоднократно. В настоящее время НАТО продолжает свое функционирование как военно-политический блок, и стоит отметить, что спектр задач альянса даже расширяется, включая не только обеспечение сдерживания внешних угроз, но и осуществление других стратегически значимых миссий. .
Сегодня в альянс входит 32 страны-члена и он поддерживает отношения с более чем 40 государствами, а также международными организациями, именующимися «партнерами». Эта сеть партнеров, как утверждается самими участниками альянса, укрепляет безопасность за пределами территории стран Организации Североатлантического договора, благодаря чему повышается безопасность и в самом Североатлантическом союзе. НАТО проводит диалог и практическое сотрудничество с партнерами по широкому кругу политических вопросов и вопросов, связанных с безопасностью, включая глобальные вызовы, такие как терроризм и изменение климата. Партнеры являются частью многих основных направлений деятельности альянса: от формирования политики до укрепления оборонного потенциала, развития оперативной совместимости и кризисного регулирования .
Отметим, что Индо-Тихоокеанский регион был выбран в связи с его геостратегической значимостью и растущими вызовами в области безопасности. В данном регионе присутствует широкий спектр угроз, включая геополитическую напряженность, международные конфликты, рост влияния Китая и ряд других. В силу этого НАТО обращает свое внимание на ИТР как на приоритетное направление для укрепления безопасности и установления партнерских отношений.
В контексте рассмотрения партнеров альянса, важным является выбор партнеров в регионе, которые могут играть роль в укреплении безопасности. Австралия выделяется как ключевой партнер НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе благодаря своей геополитической позиции, военной мощи, экономическому влиянию и общим целям по обеспечению стабильности в регионе. Учитывая ее стратегическое положение и активное участие в международных операциях, Австралия является важным партнером для НАТО в контексте обеспечения безопасности вышеупомянутого региона.
На современном этапе развития Австралия стремится к поддержанию стабильных отношений и партнерств как в рамках западных альянсов, так и с акторами в ИТР . Внешняя политика Австралии крепко укоренена в исторических союзах и взаимоотношениях с бывшей метрополией – Великобританией, что подчеркивает их культурные и политические связи. Одновременно Австралия находится под влиянием Соединенных Штатов Америки, с которыми поддерживает тесное военно-политическое сотрудничество, основанное на общих стратегических интересах и ценностях. Эти отношения представляют собой важный фактор для обеспечения безопасности и устойчивости в регионе.
Более того, Австралия активно участвует в динамичной и экономически преуспевающей зоне ИТР, развивая торговые и экономические отношения со странами этого региона . Участие в многосторонних торговых соглашениях и экономических инициативах способствует укреплению позиции Австралии как ключевого игрока в региональной экономике и торговле, а также демонстрирует ее стремление к созданию устойчивых связей в Индо-Тихоокеанском пространстве.
Таким образом, Австралия является сторонником многих направлений деятельности организации. Исследование современных отношений НАТО с Австралией позволяют лучше понять и оценить потенциал их сотрудничества в области безопасности, глобальной стабильности и иных значимых областях взаимодействия.
Объектом данного исследования является позиционирование НАТО в современном мире. Предмет исследования – политика Североатлантического альянса в отношении страны-партнера Австралии в Индо-Тихоокеанском регионе.
Цель работы – выявить отличительные особенности отношений НАТО и Австралии, как ключевой страны в формировании ИТР а также проанализировать динамику и этих отношений, их влияние на безопасность и расстановку сил в регионе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

 определить сущность, главные цели и принципы деятельности Североатлантического Альянса;
 проанализировать особенности взаимоотношений с основными внешними партнерами НАТО в ИТР;
 изучить архитектуру безопасности, расстановку сил и позицию НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе;
 исследовать векторы сотрудничества Североатлантического альянса с Австралией и обосновать влияние двустороннего взаимодействия на международные отношения и расстановку сил в Индо-Тихоокеанском регионе.
В ходе работы применяется системный подход и методы сравнительно-исторического исследования, которые направлены на ретроспективное изучение явлений прошлого путем их сопоставления с целью выявления их отличительных особенностей, сущностных черт и тенденций развития.
Обзор источников. Используемые в исследовании источники можно разделить на источники официального характера, в том числе нормативно-законодательные акты Организации Североатлантического альянса, выступления официальных лиц различных государств, а также прессу и периодику, представленную ведущими научными журналами и крупнейшими медиа-холдингами России, США и Великобритании. Привлекаются материалы на русском и английском языках. Большое внимание уделяется материалам официальных сайтов Белого дома, Правительства Великобритании, а также официальному сайту Организации Североатлантического договора. На данных электронных площадках особое внимание уделяется пресс-релизам и брифингам официальных представителей США, Великобритании и Австралии, а также Генерального секретаря НАТО.
Среди источников официального характера, прежде всего, следует отметить сайт Североатлантического Альянса. Он является одним из крупных интернет-порталов, который освещает деятельность НАТО, а также предоставляет информацию о теоретических аспектах ее организации . На сайте опубликованы все важные выступления и стенограммы Генерального секретаря, аудио- и видеоматериалы, которые были связаны с различными событиями в истории альянса. В том числе предоставлен доступ статьям, посвященным ключевым темам, основам работы внутри военно-политического блока, а также к заявлениям, подписанным по итогам встреч на высшем уровне . Для данной исследовательской работы были особенно важны такие базовые нормативно-правовые акты НАТО, как Североатлантический договор, Стратегические концепции 1991, 1999, 2010 и 2022 гг. Следует отметить, что особенно важно рассмотреть и проанализировать актуальную на сегодняшний день Стратегическую концепцию 2022 года, поскольку она отражает современные вызовы и угрозы, стоящие перед альянсом, а также определяет его долгосрочную стратегию и приоритеты действий. Новая стратегическая концепция НАТО включает в себя адаптацию к изменяющейся геополитической обстановке, обновленные приоритеты в области безопасности, а также новые методы и средства для обеспечения коллективной защиты и сдерживания угроз.
Другим важным источником являются материалы, размещенные на сайте правительства Великобритании , среди них следует выделить тексты заявлений и выступлений официальных лиц, пресс-релизы, брифинги, которые посвящены Соглашению по безопасности между США, Великобританией и Австралией. Важность этого интернет-ресурса для данной работы заключается в том, что на нем размещено пособие по Соглашению AUKUS, подготовленное Палатой Общин Великобритании.
Аналогичные источники американского руководства размещаются на официальном веб-сайте Белого дома, где освещаются ключевые аспекты деятельности администрации Соединенных Штатов Америки . На сайте представлены официальные документы, тексты заявлений и пресс-релизы значимых событий, в которых принимают участие США. Наибольшую значимость представляет размещенный на данном Интернет-портале текст Соглашения по безопасности между США, Великобританией и Австралией, подписанный официальными представителями данных стран. Доступ к подобного рода документам позволяет глубоко и комплексно рассмотреть изучаемую проблематику.
Для анализа взаимоотношений стран-членов Североатлантического Альянса при написании данной работы также были привлечены материалы отечественных и зарубежных периодических изданий и прессы. Благодаря СМИ можно проследить динамику политической риторики представителей стран-членов НАТО и участников соглашения по безопасности AUKUS. Анализ их заявлений и высказываний, наличие противоречий и оценочных суждений относительно тех или иных вопросов позволяет получить более полноценную и обширную картину взаимоотношений различных государств Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее полезные для данного исследования материалы размещены в англоязычных средствах массовой информации, таких как BBC и CNN , а также научных периодических изданиях The Economist , Foreign Affairs . Для комплексного анализа также были рассмотрены аналогичные аспекты в таких европейских СМИ как Deutsche Welle и The Guardian .
Выбор указанных англоязычных СМИ обусловлен их высоким индексом цитируемости, высоким авторитетом у зарубежной аудитории, а также высокой доступностью по всему миру.
Степень изученность проблемы. В работе использовались статьи и монографии отечественных и зарубежных ученых. Привлекались материалы на русском и английском языках. При этом были использованы как теоретические труды, которые посвящены различным аспектам военно-политического союза, так и прикладные работы, сфокусированные на анализе конкретных событий деятельности Организации Североатлантического договора. Учитывая западное происхождение термина «альянс», при написании исследовательской работы преимущественно были изучены труды зарубежных исследователей.
Необходимо отметить, что в рамках данной исследовательской работы был рассмотрен ряд научных работ отечественных авторов, описывающих эволюцию стратегических концепций НАТО в период после окончания «холодной войны» до настоящего времени. К таким ученым можно отнести работы М.А. Троицкого, Ф.Д. Усубова, Д.А. Ясковича и М.Е. Кучинской. Они акцентируют внимание на основных векторах деятельности Североатлантического Альянса, которые корректировались в связи с изменениями международной обстановки в мире. Их труды важны, поскольку они вносят значительный вклад в изучение и анализ стратегических концепций НАТО, позволяя лучше понять эволюцию деятельности Североатлантического Альянса и его реакцию на изменяющиеся условия международной обстановки. Работы указанных авторов представляют собой важные источники для исследования и понимания ключевых аспектов деятельности НАТО в современном мире.
Также стоит отметить, что книга "Великие державы на Тихом океане" авторства Богатурова А.Д. представляет собой ценный источник информации для исследования темы. В первую очередь, в ней представлены различные геополитические аспекты присутствия великих держав в регионе Тихого океана. Это позволяет более глубоко понять влияние геополитических факторов на военно-политические и торгово-экономические отношения в Индо-Тихоокеанском регионе. Книга также обращает внимание на роль и положение Австралии в военно-политических и торгово-экономических отношениях на Тихом океане, что позволяет провести анализ конкретного примера сотрудничества и взаимодействия между Австралией и Североатлантическим Альянсом.
Рассмотрение основных теоретико-понятийных подходов к трактовке военно-политических объединений строится на базе работ Эд. Феддера, О. Холсти, П. Хопмана и Дж. Салливана, Б. Рассетта, Э. Рейтера и Х. Гертнера. Упомянутые теоретики являются известными специалистами в области международных отношений и военной политики, чьи работы важны и значимы для понимания сущности и классификации понятия «альянс» .
Стоит отметить, что на данный момент отсутствует четко устоявшееся определение вышеупомянутого термина. Одними из авторитетных зарубежных исследователей в этой области являются американскими учеными О. Холсти, П. Хопман и Дж. Салливан. В своей совместной работе авторы выделяют критерии для классификации альянсов и на их основе приводят конкретное определение.
Американский профессор политических наук Б. Рассетт предлагает эмпирически обоснованную классификацию международных военных союзов. Он предлагает трактовать «альянс», исключая невоенные объединения и группировки.
Иной подход предлагают политологи Э. Рейтер и Х. Гертнер в своей работе . По их мнению, необходимо сосредоточить внимание на ключевых характеристиках «альянса». Таким образом, они предпринимают попытку универсальной и широкой трактовки данному понятию, рассматривая альянс как «форму соглашения между государствами по вопросам национальной безопасности, в рамках которого партнеры обязуются предоставлять взаимную поддержку в виде значительных ресурсов» .
Структура данной исследовательской работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав и заключение. В частности в первой главе особое внимание уделяется подходам к понятиям различных военно-политических объединении и их принципиальным отличиям, теоретическим аспектам деятельности Североатлантического Альянса. Во второй главе рассматривается история развития НАТО после окончания «холодной войны» и особенности взаимоотношений стран-членов альянса, основные направления сотрудничества. В третьей главе обоснованы позиции Североатлантического Альянса в Индо-Тихоокеанском регионе, векторы сотрудничества НАТО и Австралии и влияние двустороннего взаимодействия на международные отношения и расстановку сил в Индо-Тихоокеанском регионе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Военно-политические союзы являются одним из ключевых элементов в формировании архитектуры безопасности в любом регионе. Кроме того, турбулентность мирового порядка, смещение экономических и политических центров, а также новые глобальные тренды вынуждают пересматривать уже сложившееся межгосударственные связи, которые представлены в виде существующих организаций и объединений, и создавать новые структуры. Возрастающая роль Индо-Тихоокеанского региона на мировой арене способствует формированию новых целей и задач для внешней политики ведущих стран мира, в частности, США и Великобритании. Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
В первую очередь, с учетом новой Стратегической концепции альянса 2022 года, проанализированной в ходе данной работы, НАТО признает растущее значение Индо-Тихоокеанского региона как важного фактора в мировой политике. В рамках своих позиций в ИТР, НАТО стремится к укреплению сотрудничества с Австралией и другими партнерами в этом регионе, основываясь на принципах взаимного доверия, уважения суверенитета и соблюдения международного права. Альянс акцентирует внимание на укреплении военно-технического сотрудничества, обмене информацией и координации действий в области безопасности с Австралией.
Из этого следует следующий вывод. 15 сентября 2021 года было подписано Соглашение по безопасности между США, Великобританией и Австралией, что закрепило образование новой оборонной структуры в регионе. Представители подписавших соглашение стран намерены развивать взаимное сотрудничество по вопросам укрепления безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Одним из ключевых моментов соглашения AUKUS является партнерство по разработке атомных подводных лодок для Австралии, что позволит стране получить доступ к передовым технологиям США и Великобритании. Стратегический шаг позволит Австралии присоединиться к клубу стран с атомными подводными лодками, укрепив ее позицию на международной арене и обеспечив защиту национальных интересов в регионе и за его пределами. Данный аспект соглашения AUKUS подчеркивает оборонный характер партнерства.
Тем не менее, как было отмечено в ходе рассмотрения и анализа заявлений представителей мирового сообщества, данный формат сотрудничества носит антикитайский характер. Он был создан в ответ на увеличение и военно-техническое укрепление китайских вооруженных сил. Так, страны-участники соглашения AUKUS институционально закрепили свои партнерские отношения в ИТР для сдерживания роста экономической и военной составляющей Китая.
В результате работы можно сделать вывод, что отношения между НАТО и Австралией становятся все более тесными и стратегически важными. Создание AUKUS и новая стратегическая концепция НАТО подтверждают готовность альянса укреплять свои партнерские отношения в регионе Индо-Тихого океана и коалиционный подход к обеспечению мировой безопасности. Австралия, являясь ключевым игроком в регионе Индо-Тихого океана, играет важную роль в обеспечении стабильности не только в этом регионе, но и в мировом масштабе. Крепкие дипломатические отношения и военное сотрудничество между НАТО и Австралией способствуют укреплению международной безопасности и поддержанию мирного порядка.
Таким образом, отношения между НАТО и Австралией находятся на стадии активного развития и сотрудничества, что позволяет обеим сторонам укреплять свои позиции в регионе Индо-Тихого океана и обеспечивать мир и стабильность на международной арене.



1. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Брюсселе. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Брюсселе 11-12 июля 2018 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 15.03.2024).
2. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Брюсселе. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Брюсселе 14 июня 2021 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_185000.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 15.03.2024).
3. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Варшаве 8-9 июля 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 15.03.2024).
4. Лондонская Декларация, опубликованная руководителями НАТО на встрече в Лондоне, 3-4 декабря 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_171584.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 17.03.2024).
5. Новая Стратегическая концепция Североатлантического союза, Североатлантический совет в Риме, 7 - 8 ноября 1991 года (Брюссель: НАТО) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_23847.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 12.12.2023).
6. Североатлантический договор. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_17120.htm (дата обращения: 28.11.2023).
7. Стратегическая концепция НАТО 2022 года, принятая лавами государств и правительств на встрече в верхах НАТО в Мадриде 29 июня 2022 года. (Брюссель: НАТО) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept-ru.pdf (дата обращения: 12.04.2024).
8. Стратегическая Концепция Североатлантического союза, утвержденная главами государств и правительств, принимавшими участие во встрече Североатлантического совета в г. Вашингтоне, 23-24 апреля 1999 года. Пресс-коммюнике NAC-S (99) 65 (Брюссель: НАТО) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_27433.htm (дата обращения: 24.12.2023).



Документы (на иностранных языках):

9. The AUKUS Agreement // House of Commons Library, 11.10.2021
10. Vilnius Summit Communiqué // // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 11.07.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_217320.htm (дата обращения: 25.04.2024).


Материалы средств массовой информации:

11. Блок НАТО официально объявил о размещении частей в Балтии и Польше // BBC News, 08.07.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-36750414 (дата обращения: 15.03.2024).
12. В Госдепе назвали Францию "жизненно важным партнером" США // ТАСС, 18.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12439019?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 01.05.2024).
13. Варшавский саммит НАТО и российская угроза // BBC News, 08.07.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-36746525 (дата обращения: 15.03.2024).
14. Грушко: итоги саммита в Мадриде показали, что НАТО вернулась к схемам холодной войны // ТАСС, 01.07.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/15100739 (дата обращения: 15.03.2024).
15. Пересмотр стратегической концепции НАТО: реакция западных экспертов // Актуальные комментарии, 23.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://actualcomment.ru/peresmotr-strategicheskoy-kontseptsii-nato-reaktsiya-zapadnykh-ekspertov-2109230900.html (дата обращения: 01.05.2024).
16. Саммит НАТО: как альянс сохранил единство при разногласиях // Deutsche Welle, 11.07.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/саммит-нато-как-альянс-сохранил-единство-при-разногласиях/a-44636899 (дата обращения: 15.03.2024).
17. Чем для Украины закончился саммит НАТО в Вильнюсе // Ведомости, 13.07.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/07/13/985067-mezhdunarodnie-novosti (дата обращения: 15.03.2024).
18. Apuzzo M. Top E.U. Diplomat Says Disinformation Report Was Not Watered Down for China // The New York Times, 30.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2020/04/30/world/europe/coronavirus-china-eudisinformation.html (дата обращения: 30.04.2024).
19. Australia Reportedly Looking At An Alternative To Its Costly New French-Designed Submarines // The Drive, 19.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.thedrive.com/the-war-zone/38790/australia-reportedly-looking-at-an-alternative-to-its-costly-new-french-designed-submarines (дата обращения: 30.04.2024).
20. Australia to help send weapons via NATO to support Ukraine in war against Russia // ABC NEWS, 27.02.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.abc.net.au/news/2022-02-27/australia-send-weapons-nato-ukraine-war-russia/100865712 (дата обращения: 25.04.2024).
21. Australia to send weapons to Ukraine, stepping up military aid // The Sydney Morning Herald, 27.02.2022 [Электронный ресурс] URL: https://www.smh.com.au/politics/federal/australia-to-send-weapons-to-ukraine-stepping-up-military-aid-20220227-p5a038.html (дата обращения: 25.04.2024).
22. China’s Economic Rise: History, Trends, Challenges, and Implications for the United States // Congressional Research Service, 25.06.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/RL/RL33534 (дата обращения: 28.04.2024).
23. Does China dominate global investment? // ChinaPower CSIS, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://chinapower.csis.org/china-foreign-direct-investment/ (дата обращения: 30.04.2024).
24. France recalls its ambassadors to the US and Australia over new national security partnership // CNN Politics, 18.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2021/09/17/politics/french-ambassador-to-the-us-recalled/index.html (дата обращения: 01.05.2024).
25. Naval Group vows to claw back millions for cancelled submarine deal // Financial Times, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/37042bf8-c3b7-4173-a0de-628b440f2933 (дата обращения: 01.05.2024).
26. NATO chief seeks technology gains in alliance reform push // Defense News, 09.10.2020, [Электронный ресурс]. URL: https://www.defensenews.com/global/europe/2020/10/09/nato-chief-seeks-technology-gains-in-alliance-reform-push/ (дата обращения: 26.04.2024).
27. NATO recognizes China ‘challenges’ for the first time // Deutsche Welle, 03.12.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/en/nato-recognizes-china-challenges-for-the-first-time/a-51519351 (дата обращения: 29.04.2024).
28. NATO’s Enemies Within How Democratic Decline Could Destroy the Alliance // Foreign Affairs, August 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2018-06-14/natos-enemies-within (дата обращения: 16.03.2024).
29. RCEP: Asia-Pacific countries form world's largest trading bloc // BBC: [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/amp/world-asia-54949260 (дата обращения: 30.04.2024).
30. Six U.S. lawmakers arrive in Taiwan on unannounced trip // Reuters, 14.04.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/six-us-lawmakers-arrive-taiwan-unannounced-trip-2022-04-14/ (дата обращения: 30.04.2024).
31. ‘Stab in the back’: French fury as Australia scraps submarine deal // The Guardian, 16.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2021/sep/16/stab-in-the-back-french-fury-australia-scraps-submarine-deal (дата обращения: 01.05.2024).
32. Naval Group vows to claw back millions for cancelled submarine deal // Financial Times, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/37042bf8-c3b7-4173-a0de-628b440f2933 (дата обращения: 01.05.2024).
33. Taiwan thanks Australian PM and defence minister for grim warning over China // The Guardian, 30.11.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/australia-news/2021/nov/30/taiwan-thanks-australian-pm-and-defence-minister-for-grim-warning-over-china (дата обращения: 30.04.2024).
34. The Submarine Deal: What it Says About the US, What it Means for Europe // Institut Montaigne, 21.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.institutmontaigne.org/en/blog/submarine-deal-what-it-says-about-us-what-it-means-europe-and-france (дата обращения: 01.05.2024).
35. Trump Effort to Keep U.S. Tech Out of China Alarms American Firms // The New York Times, 20.02.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2020/02/16/business/economy/us-china-technology.html (дата обращения: 30.04.2024).
36. US holds high-level talks with UK over Chine threat to Taiwan // Financial Times, 01.05.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/b0991186-d511-45c2-b5f0-9bd5b8ceee40 (дата обращения: 30.04.2024).
37. Westcott B. China's military is going from strength to strength under Xi Jinping // CNN World, 04.03.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2019/03/04/asia/china-military-xi-jinping-intl/index.html (дата обращения: 28.04.2024).
38. Will Morrison’s new ‘forever’ friends speak louder than Barnaby Joyce on climate? // The Guardian, 17.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/australia-news/2021/sep/17/will-morrisons-new-aukus-friends-pressure-him-on-the-real-threat-of-climate-crisis (дата обращения: 18.04.2024).
Публикации правительственных учреждений, государственных органов, коммерческих организаций, иные источники официального характера:

39. В Госдепе назвали Францию "жизненно важным партнером" США // ТАСС, 18.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12439019?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 01.05.2024).
40. Генеральный секретарь открывает молодежный саммит «НАТО-2030» // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 09.11.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_179346.htm (дата обращения: 25.04.2024).
41. К 70-летию образования НАТО // Историко-документальный Департамент МИД России [Официальный сайт]. URL: https://idd.mid.ru/informacionno-spravocnye-materialy/-/asset_publisher/WsjViuPpk1am/content/k-70-letiu-obrazovania-nato?inheritRedirect=false (дата обращения: 11.03.2024).
42. Об итогах саммита НАТО в Вильнюсе, 11-12 июля 2023 г. Сообщение для СМИ // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ, 12.07.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1896645/ (дата обращения: 30.04.2024).
43. Пересмотр стратегической концепции НАТО: реакция западных экспертов // Актуальные комментарии, 23.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://actualcomment.ru/peresmotr-strategicheskoy-kontseptsii-nato-reaktsiya-zapadnykh-ekspertov-2109230900.html (дата обращения: 01.05.2024).
44. Справочник НАТО // NATO Public Diplomacy Division, 2008. - С. 218
45. 2021 NATO Summit // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 31.05.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/184620.htm (дата обращения: 25.04.2024).
46. Alliances vs. Partnerships // U.S. Department of Defense, 22.03.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.defense.gov/News/Feature-Stories/story/Article/1684641/alliances-vs-partnerships/ (дата обращения: 26.11.2023).
47. Istanbul Cooperation Initiative (ICI) // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 01.09.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_52956.htm (дата обращения: 23.04.2024).
48. Mediterranean Dialogue // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 10.10.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_52927.htm (дата обращения: 23.04.2024).
49. NATO 2030: United for a New Era. Analysis and Recommendations of the Reflection Group Appointed by the NATO Secretary General, 25 November 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2020/12/pdf/201201-Reflection-Group-Final-Report-Uni.pdf (дата обращения: 28.04.2024).
50. NATO’s partnerships // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 07.03.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_84336.htm (дата обращения: 23.04.2024).
51. Partnership for Peace programme // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 08.03.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_50349.htm (дата обращения: 23.04.2024).
52. Partnerships: projecting stability through cooperation // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 08.03.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_84336.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 23.04.2024).
53. What is NATO? // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 14.06.2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato-welcome/index.html (дата обращения: 13.02.2024).




Литература

На русском языке:

1. Алешин А.А. Внешнеполитическая стратегия Австралии: средняя держава в высококонкурентной среде // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. - 2020. No 2. – С. 63-75
2. Алешин А.А. Зачем США, Австралия и Великобритания создали новое оборонное сотрудничество AUKUS? // ИМЭМО РАН, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/zachem-ssha-avstraliya-i-velikobritaniya-sozdali-novoe-oboronnoe-sotrudnichestvo-aukus (дата обращения: 30.04.2024).
3. Антюхова Е.А. Формирование Стратегии НАТО в постбиполярный период // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. №6. - С. 17-24
4. Беспалов С. В. Кучинская М. Е. Трансформация НАТО на современном этапе: политические аспекты. - М.: Рос. Ин-т стратегич. Исслед., 2007. - 200 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. - 2009. №1. – С. 129-138
5. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995) — М.: Конверт — МОНФ, 1997 – 352 с.
6. Иванов О.П. Трансформация НАТО: от потепления климата до замерзания в политике // Обозреватель - 2022. №11-12 – С. 5-16
7. Козловский К. В. Создание оборонного альянса AUKUS как составная часть внешнеполитической концепции «глобальная Британия» // Международные отношения: история, теория, практика: материалы ХII научно-практической конференции молодых ученых факультета международных отношений Белорусского государственного университета, Минск, 03 февраля 2022 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2022. – С. 37-43
8. Кокошин А.А. США в системе международных отношений 80-х годов: гегемонизм во внешней политике Вашингтона. – М., 1984. – 303 с.
9. Котляр B.C. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. - М., 2007. – 531 с.
10. Крупа Т. А. История англоязычных стран: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 274 с.
11. Лихоталь А.А. Атлантический Альянс: дефицит ответственности в условиях ядерного противостояния. - М., 1997. – 202 с.
12. Морозов Г.И. Международные организации. Изд. 2-е. – М., 2004. – 336 с.
13. Надточей Ю. Мадридский саммит НАТО 2022: "Старый" постмодерн против "нового" модерна // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. – 2022. №66 (82). – С. 7-13
14. Най Д. НАТО после Риги // Project Syndicate, 07.12.2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.inosmi.ru/translation/231750.html (дата обращения 13.03.2024).
15. Никитин А.И., Клинова М. В. Доктринальные аспекты политики США, НАТО и ЕС в области военного космоса // Сравнительная политика. – 2022, №4. – С. 45-64
16. Сидоров А.А. Экономические санкции в международных конфликтах: опыт США // Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории / Проблемы американистики. - М.: МАКС Пресс, 2001. Выпуск 11. - С. 58-88
17. Торопчин, Г. Акценты английского: к вопросу об образовании AUKUS // Российский совет по международным делам, 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.mid.ru/web/guest/asean/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/4876621 (дата обращения: 30.04.2024).
18. Тренин Д. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век. - М.: S&P. - 2000. – 243 с.
19. Троицкий М.А. Трансатлантический союз. 1991-2004. Модернизация системы Американо-европейского партнерства после распада биполярности. – М. – 2004. – 252 с.
20. Трунов Ф.О. Глобализация деятельности НАТО: нереализовавшиеся и перспективные сценарии // Вестник Российской академии наук. - 2023. - Т. 93. - №10. - C. 970-979
21. Усубов Ф.Д. Проблемы трансформации стратегии НАТО в начале XXI в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. - 2010. №1. – С. 93-100
22. Фань С., Кондакова К.С. Концептуальные основы деятельности НАТО и ШОС и их воплощение в работе организаций // Вестник международных организаций. - 2022. Т. 17. № 4. - С. 124-147
23. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник. – М., 2007. – 456 с.
24. Штоль В.В. НАТО: динамика эволюции. – М. – 2002. – 416 с.
25. Яковлефф М. Суть НАТО // Вестник НАТО. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/docu/review/ru/articles/2017/01/20/sut-nato/index.html (дата обращения: 01.03.2024).
26. Яскович Д.А. Эволюция стратегических концепций НАТО в постсоветский период: формирование стратегии продвижения на Восток // Манускрипт. - 2017. №7 (81). - С. 210-214


На иностранных языках:

27. Clapp J., Moseley W. G., Burlingame B., Termine P. The case for a six-dimensional food security framework. - Barbara & Termine, Paola, 2022.
28. Cook S. Beijing's Global Megaphone // Freedom House, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://freedomhouse.org/report/special-report/2020/beijings-global-megaphone (дата обращения: 30.04.2024).
29. de Leonardis M. NATO in the Post-Cold War Era: Continuity and Transformation (Security, Conflict and Cooperation in the Contemporary World). – Palgrave Macmillan, 2022. – 287 p.
30. Friedberg A. A Contest for Supremacy: China, America, and the Struggle for Mastery in Asia. - W. W. Norton & Company, 2012. – 384 p.
31. Galic M. What’s Behind NATO’s Tightening Ties with its Indo-Pacific Partners? // United States Institute of Peace, 2023 [Электронный ресурс]. URL:https://www.usip.org/publications/2023/07/whats-behind-natos-tightening-ties-its-indo-pacific-partners (дата обращения: 27.04.2024).
32. Gowa J. Allies, adversaries, and international trade. – Princeton: Princeton University Press, 1994. – 168 p.
33. Harris J. Weapons of the weak: Russia and AI-driven asymmetric warfare // Brookings [Электронный ресурс]. URL: https://www.brookings.edu/articles/weapons-of-the-weak-russia-and-ai-driven-asymmetric-warfare/ (дата обращения: 30.04.2024).
34. Holsti O.R. Hopmann T.P., Sullivan J.D. Unity and disintegration in international alliances. - New York, London: Wiley, 1973. – 293 p.
35. Leng A., Rajah R. Chart of the week: Global trade through a US-China lens // The Interpreter, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/chartweek-global-trade-through-us-china-lens (дата обращения: 28.04.2024).
36. Liska G. Nations in Alliance: The Limits of Interdependence. - Johns Hopkins Press, 1968 – 320 p.
37. Mishra R. A Contest For Supremacy: China, America and the Struggle for Mastery in Asia // Maritime Affairs Journal of the National Maritime Foundation. – 2014. 10(1). – 384 p.
38. Nye J., Joseph S. Is the American Century Over? - Cambridge: Polity Press, 2015. – P. 76
39. Oral F. NATO’s New Strategic Concept // ANKASAM, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ankasam.org/natos-new-strategic-concept/?lang=en (дата обращения: 29.04.2022).
40. Posen B. The sources of military doctrine: France, Britain, and Germany between the world wars. - Ithaca: Cornell University Press, 1984. – 288 p.
41. Reiter, E., Gärtner, H. Small States and Alliances. – Physica, 2001. – 199 p.
42. Russett B. An Empirical Typology of International Military Alliances // Midwest Journal of Political Science. – 1971. 15(2). – pp. 262-289
43. Shah R. Will the Indo-Pacific strategy besiege China? // Australian Journal of Maritime & Ocean Affairs. – 2020. 12(3). – pp. 125-137
44. Siqueira-Silva T., Martinez P. A. Impacts of climate change on the distribution of venomous Conus (Gastropoda: Conidae) species in the Indo-Pacific region // Environmental Research, 2023.
45. Snyder G.H. Alliance theory: a neorealist first cut // Journal of International Affairs. - 1990. Vol. 44. No. 1. – P. 104
46. Shoebridge M. What is AUKUS and what is it not? // Australian StrategiccPolicy Institute, 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://ad-aspi.s3.amazonaws.com/2021-12/What%20is%20AUKUS%20and%20what%20is%20it%20not.pdf (дата обращения: 29.04.2022). Usman A. A., Onapajo H. Why West African states do not go to war with each other // Security Review. – 2023. 32(3). – pp. 260-282
47. Walt S.M. The origin of alliances. – N.Y., 1987. – 336 p.
48. Williams E. Out of Area and Very Much in Business? NATO, the U.S. and the Post-9/11 International Security Environment. — UK: University of Reading, the Graduate Institute of Politics and International Studies, 2007. – pp. 65-78

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ