Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Военно-политические и торгово-экономические отношения Североатлантического альянса с основными внешними партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе (Московский Государственный Университет)

Работа №148560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы87
Год сдачи2024
Стоимость2600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Австралии.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА 12
1.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО 12
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ НАТО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 24
ГЛАВА II. НАТО И ИТР В УСЛОВИЯХ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ВЕЛИКОДЕРЖАВНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ 39
2.1. ИТР В НОВОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ НАТО 2022 ГОДА 39
2.2. «ГЛОБАЛЬНАЯ НАТО»: ВЗГЛЯДЫ ЧЛЕНОВ АЛЬЯНСА НА «ПОДЪЕМ КИТАЯ» 47
2.3. СОЗДАНИЕ ПАРТНЕРСТВА ПО БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУ США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И АВСТРАЛИЕЙ (AUKUS) И РЕАКЦИЯ СТРАН-ЧЛЕНОВ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75

Военно-политические блоки и союзы являются важным компонентом как в выстраивании архитектуры безопасности в регионах, так и в поддержании мирового порядка. Современные тенденции к формированию многополярного мира, появление новых сильных игроков с серьёзным военным и экономическим потенциалами на мировой арене в лице Китая и Индии, а также возрождение России и её возвращение к активной внешней политике как на постсоветском пространстве, Ближнем Востоке и Индо-Тихоокеанском регионе вынуждает западные страны находить новые пути к сохранению лидерства в мире. Современные тенденции, такие как формирование многополярного мира и появление новых сильных игроков, обозначают отход от глобализации и возврат к борьбе крупных держав за новый мировой порядок. Это, в свою очередь, приводит к возникновению новых конфликтов и соперничества за влияние и контроль над регионами.
НАТО – Организация Североатлантического договора (Североатлантический альянс), военно-политический альянс государств, основанный в 1949 г. При этом первоначальной целью создания НАТО было противостояние стран блока «вооруженному нападению на одну или несколько из них в Европе или Северной Америке» с востока . Тем не менее, даже после распада Советского Союза и окончания Холодной войны НАТО не перестала существовать. Более того, многие обязательства не расширять блок на восток, данные на переговорах о воссоединении Германии в 1990 г., были нарушены неоднократно. В настоящее время НАТО продолжает свое функционирование как военно-политический блок, и стоит отметить, что спектр задач альянса даже расширяется, включая не только обеспечение сдерживания внешних угроз, но и осуществление других стратегически значимых миссий. .
Сегодня в альянс входит 32 страны-члена и он поддерживает отношения с более чем 40 государствами, а также международными организациями, именующимися «партнерами». Эта сеть партнеров, как утверждается самими участниками альянса, укрепляет безопасность за пределами территории стран Организации Североатлантического договора, благодаря чему повышается безопасность и в самом Североатлантическом союзе. НАТО проводит диалог и практическое сотрудничество с партнерами по широкому кругу политических вопросов и вопросов, связанных с безопасностью, включая глобальные вызовы, такие как терроризм и изменение климата. Партнеры являются частью многих основных направлений деятельности альянса: от формирования политики до укрепления оборонного потенциала, развития оперативной совместимости и кризисного регулирования .
Отметим, что Индо-Тихоокеанский регион был выбран в связи с его геостратегической значимостью и растущими вызовами в области безопасности. В данном регионе присутствует широкий спектр угроз, включая геополитическую напряженность, международные конфликты, рост влияния Китая и ряд других. В силу этого НАТО обращает свое внимание на ИТР как на приоритетное направление для укрепления безопасности и установления партнерских отношений.
В контексте рассмотрения партнеров альянса, важным является выбор партнеров в регионе, которые могут играть роль в укреплении безопасности. Австралия выделяется как ключевой партнер НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе благодаря своей геополитической позиции, военной мощи, экономическому влиянию и общим целям по обеспечению стабильности в регионе. Учитывая ее стратегическое положение и активное участие в международных операциях, Австралия является важным партнером для НАТО в контексте обеспечения безопасности вышеупомянутого региона.
На современном этапе развития Австралия стремится к поддержанию стабильных отношений и партнерств как в рамках западных альянсов, так и с акторами в ИТР . Внешняя политика Австралии крепко укоренена в исторических союзах и взаимоотношениях с бывшей метрополией – Великобританией, что подчеркивает их культурные и политические связи. Одновременно Австралия находится под влиянием Соединенных Штатов Америки, с которыми поддерживает тесное военно-политическое сотрудничество, основанное на общих стратегических интересах и ценностях. Эти отношения представляют собой важный фактор для обеспечения безопасности и устойчивости в регионе.
Более того, Австралия активно участвует в динамичной и экономически преуспевающей зоне ИТР, развивая торговые и экономические отношения со странами этого региона . Участие в многосторонних торговых соглашениях и экономических инициативах способствует укреплению позиции Австралии как ключевого игрока в региональной экономике и торговле, а также демонстрирует ее стремление к созданию устойчивых связей в Индо-Тихоокеанском пространстве.
Таким образом, Австралия является сторонником многих направлений деятельности организации. Исследование современных отношений НАТО с Австралией позволяют лучше понять и оценить потенциал их сотрудничества в области безопасности, глобальной стабильности и иных значимых областях взаимодействия.
Объектом данного исследования является позиционирование НАТО в современном мире. Предмет исследования – политика Североатлантического альянса в отношении страны-партнера Австралии в Индо-Тихоокеанском регионе.
Цель работы – выявить отличительные особенности отношений НАТО и Австралии, как ключевой страны в формировании ИТР а также проанализировать динамику и этих отношений, их влияние на безопасность и расстановку сил в регионе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

 определить сущность, главные цели и принципы деятельности Североатлантического Альянса;
 проанализировать особенности взаимоотношений с основными внешними партнерами НАТО в ИТР;
 изучить архитектуру безопасности, расстановку сил и позицию НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе;
 исследовать векторы сотрудничества Североатлантического альянса с Австралией и обосновать влияние двустороннего взаимодействия на международные отношения и расстановку сил в Индо-Тихоокеанском регионе.
В ходе работы применяется системный подход и методы сравнительно-исторического исследования, которые направлены на ретроспективное изучение явлений прошлого путем их сопоставления с целью выявления их отличительных особенностей, сущностных черт и тенденций развития.
Обзор источников. Используемые в исследовании источники можно разделить на источники официального характера, в том числе нормативно-законодательные акты Организации Североатлантического альянса, выступления официальных лиц различных государств, а также прессу и периодику, представленную ведущими научными журналами и крупнейшими медиа-холдингами России, США и Великобритании. Привлекаются материалы на русском и английском языках. Большое внимание уделяется материалам официальных сайтов Белого дома, Правительства Великобритании, а также официальному сайту Организации Североатлантического договора. На данных электронных площадках особое внимание уделяется пресс-релизам и брифингам официальных представителей США, Великобритании и Австралии, а также Генерального секретаря НАТО.
Среди источников официального характера, прежде всего, следует отметить сайт Североатлантического Альянса. Он является одним из крупных интернет-порталов, который освещает деятельность НАТО, а также предоставляет информацию о теоретических аспектах ее организации . На сайте опубликованы все важные выступления и стенограммы Генерального секретаря, аудио- и видеоматериалы, которые были связаны с различными событиями в истории альянса. В том числе предоставлен доступ статьям, посвященным ключевым темам, основам работы внутри военно-политического блока, а также к заявлениям, подписанным по итогам встреч на высшем уровне . Для данной исследовательской работы были особенно важны такие базовые нормативно-правовые акты НАТО, как Североатлантический договор, Стратегические концепции 1991, 1999, 2010 и 2022 гг. Следует отметить, что особенно важно рассмотреть и проанализировать актуальную на сегодняшний день Стратегическую концепцию 2022 года, поскольку она отражает современные вызовы и угрозы, стоящие перед альянсом, а также определяет его долгосрочную стратегию и приоритеты действий. Новая стратегическая концепция НАТО включает в себя адаптацию к изменяющейся геополитической обстановке, обновленные приоритеты в области безопасности, а также новые методы и средства для обеспечения коллективной защиты и сдерживания угроз.
Другим важным источником являются материалы, размещенные на сайте правительства Великобритании , среди них следует выделить тексты заявлений и выступлений официальных лиц, пресс-релизы, брифинги, которые посвящены Соглашению по безопасности между США, Великобританией и Австралией. Важность этого интернет-ресурса для данной работы заключается в том, что на нем размещено пособие по Соглашению AUKUS, подготовленное Палатой Общин Великобритании.
Аналогичные источники американского руководства размещаются на официальном веб-сайте Белого дома, где освещаются ключевые аспекты деятельности администрации Соединенных Штатов Америки . На сайте представлены официальные документы, тексты заявлений и пресс-релизы значимых событий, в которых принимают участие США. Наибольшую значимость представляет размещенный на данном Интернет-портале текст Соглашения по безопасности между США, Великобританией и Австралией, подписанный официальными представителями данных стран. Доступ к подобного рода документам позволяет глубоко и комплексно рассмотреть изучаемую проблематику.
Для анализа взаимоотношений стран-членов Североатлантического Альянса при написании данной работы также были привлечены материалы отечественных и зарубежных периодических изданий и прессы. Благодаря СМИ можно проследить динамику политической риторики представителей стран-членов НАТО и участников соглашения по безопасности AUKUS. Анализ их заявлений и высказываний, наличие противоречий и оценочных суждений относительно тех или иных вопросов позволяет получить более полноценную и обширную картину взаимоотношений различных государств Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее полезные для данного исследования материалы размещены в англоязычных средствах массовой информации, таких как BBC и CNN , а также научных периодических изданиях The Economist , Foreign Affairs . Для комплексного анализа также были рассмотрены аналогичные аспекты в таких европейских СМИ как Deutsche Welle и The Guardian .
Выбор указанных англоязычных СМИ обусловлен их высоким индексом цитируемости, высоким авторитетом у зарубежной аудитории, а также высокой доступностью по всему миру.
Степень изученность проблемы. В работе использовались статьи и монографии отечественных и зарубежных ученых. Привлекались материалы на русском и английском языках. При этом были использованы как теоретические труды, которые посвящены различным аспектам военно-политического союза, так и прикладные работы, сфокусированные на анализе конкретных событий деятельности Организации Североатлантического договора. Учитывая западное происхождение термина «альянс», при написании исследовательской работы преимущественно были изучены труды зарубежных исследователей.
Необходимо отметить, что в рамках данной исследовательской работы был рассмотрен ряд научных работ отечественных авторов, описывающих эволюцию стратегических концепций НАТО в период после окончания «холодной войны» до настоящего времени. К таким ученым можно отнести работы М.А. Троицкого, Ф.Д. Усубова, Д.А. Ясковича и М.Е. Кучинской. Они акцентируют внимание на основных векторах деятельности Североатлантического Альянса, которые корректировались в связи с изменениями международной обстановки в мире. Их труды важны, поскольку они вносят значительный вклад в изучение и анализ стратегических концепций НАТО, позволяя лучше понять эволюцию деятельности Североатлантического Альянса и его реакцию на изменяющиеся условия международной обстановки. Работы указанных авторов представляют собой важные источники для исследования и понимания ключевых аспектов деятельности НАТО в современном мире.
Также стоит отметить, что книга "Великие державы на Тихом океане" авторства Богатурова А.Д. представляет собой ценный источник информации для исследования темы. В первую очередь, в ней представлены различные геополитические аспекты присутствия великих держав в регионе Тихого океана. Это позволяет более глубоко понять влияние геополитических факторов на военно-политические и торгово-экономические отношения в Индо-Тихоокеанском регионе. Книга также обращает внимание на роль и положение Австралии в военно-политических и торгово-экономических отношениях на Тихом океане, что позволяет провести анализ конкретного примера сотрудничества и взаимодействия между Австралией и Североатлантическим Альянсом.
Рассмотрение основных теоретико-понятийных подходов к трактовке военно-политических объединений строится на базе работ Эд. Феддера, О. Холсти, П. Хопмана и Дж. Салливана, Б. Рассетта, Э. Рейтера и Х. Гертнера. Упомянутые теоретики являются известными специалистами в области международных отношений и военной политики, чьи работы важны и значимы для понимания сущности и классификации понятия «альянс» .
Стоит отметить, что на данный момент отсутствует четко устоявшееся определение вышеупомянутого термина. Одними из авторитетных зарубежных исследователей в этой области являются американскими учеными О. Холсти, П. Хопман и Дж. Салливан. В своей совместной работе авторы выделяют критерии для классификации альянсов и на их основе приводят конкретное определение.
Американский профессор политических наук Б. Рассетт предлагает эмпирически обоснованную классификацию международных военных союзов. Он предлагает трактовать «альянс», исключая невоенные объединения и группировки.
Иной подход предлагают политологи Э. Рейтер и Х. Гертнер в своей работе . По их мнению, необходимо сосредоточить внимание на ключевых характеристиках «альянса». Таким образом, они предпринимают попытку универсальной и широкой трактовки данному понятию, рассматривая альянс как «форму соглашения между государствами по вопросам национальной безопасности, в рамках которого партнеры обязуются предоставлять взаимную поддержку в виде значительных ресурсов» .
Структура данной исследовательской работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав и заключение. В частности в первой главе особое внимание уделяется подходам к понятиям различных военно-политических объединении и их принципиальным отличиям, теоретическим аспектам деятельности Североатлантического Альянса. Во второй главе рассматривается история развития НАТО после окончания «холодной войны» и особенности взаимоотношений стран-членов альянса, основные направления сотрудничества. В третьей главе обоснованы позиции Североатлантического Альянса в Индо-Тихоокеанском регионе, векторы сотрудничества НАТО и Австралии и влияние двустороннего взаимодействия на международные отношения и расстановку сил в Индо-Тихоокеанском регионе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Военно-политические союзы являются одним из ключевых элементов в формировании архитектуры безопасности в любом регионе. Кроме того, турбулентность мирового порядка, смещение экономических и политических центров, а также новые глобальные тренды вынуждают пересматривать уже сложившееся межгосударственные связи, которые представлены в виде существующих организаций и объединений, и создавать новые структуры. Возрастающая роль Индо-Тихоокеанского региона на мировой арене способствует формированию новых целей и задач для внешней политики ведущих стран мира, в частности, США и Великобритании. Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
В первую очередь, с учетом новой Стратегической концепции альянса 2022 года, проанализированной в ходе данной работы, НАТО признает растущее значение Индо-Тихоокеанского региона как важного фактора в мировой политике. В рамках своих позиций в ИТР, НАТО стремится к укреплению сотрудничества с Австралией и другими партнерами в этом регионе, основываясь на принципах взаимного доверия, уважения суверенитета и соблюдения международного права. Альянс акцентирует внимание на укреплении военно-технического сотрудничества, обмене информацией и координации действий в области безопасности с Австралией.
Из этого следует следующий вывод. 15 сентября 2021 года было подписано Соглашение по безопасности между США, Великобританией и Австралией, что закрепило образование новой оборонной структуры в регионе. Представители подписавших соглашение стран намерены развивать взаимное сотрудничество по вопросам укрепления безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Одним из ключевых моментов соглашения AUKUS является партнерство по разработке атомных подводных лодок для Австралии, что позволит стране получить доступ к передовым технологиям США и Великобритании. Стратегический шаг позволит Австралии присоединиться к клубу стран с атомными подводными лодками, укрепив ее позицию на международной арене и обеспечив защиту национальных интересов в регионе и за его пределами. Данный аспект соглашения AUKUS подчеркивает оборонный характер партнерства.
Тем не менее, как было отмечено в ходе рассмотрения и анализа заявлений представителей мирового сообщества, данный формат сотрудничества носит антикитайский характер. Он был создан в ответ на увеличение и военно-техническое укрепление китайских вооруженных сил. Так, страны-участники соглашения AUKUS институционально закрепили свои партнерские отношения в ИТР для сдерживания роста экономической и военной составляющей Китая.
В результате работы можно сделать вывод, что отношения между НАТО и Австралией становятся все более тесными и стратегически важными. Создание AUKUS и новая стратегическая концепция НАТО подтверждают готовность альянса укреплять свои партнерские отношения в регионе Индо-Тихого океана и коалиционный подход к обеспечению мировой безопасности. Австралия, являясь ключевым игроком в регионе Индо-Тихого океана, играет важную роль в обеспечении стабильности не только в этом регионе, но и в мировом масштабе. Крепкие дипломатические отношения и военное сотрудничество между НАТО и Австралией способствуют укреплению международной безопасности и поддержанию мирного порядка.
Таким образом, отношения между НАТО и Австралией находятся на стадии активного развития и сотрудничества, что позволяет обеим сторонам укреплять свои позиции в регионе Индо-Тихого океана и обеспечивать мир и стабильность на международной арене.



1. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Брюсселе. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Брюсселе 11-12 июля 2018 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_156624.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 15.03.2024).
2. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Брюсселе. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Брюсселе 14 июня 2021 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_185000.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 15.03.2024).
3. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Варшаве 8-9 июля 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 15.03.2024).
4. Лондонская Декларация, опубликованная руководителями НАТО на встрече в Лондоне, 3-4 декабря 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_171584.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 17.03.2024).
5. Новая Стратегическая концепция Североатлантического союза, Североатлантический совет в Риме, 7 - 8 ноября 1991 года (Брюссель: НАТО) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_23847.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 12.12.2023).
6. Североатлантический договор. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_17120.htm (дата обращения: 28.11.2023).
7. Стратегическая концепция НАТО 2022 года, принятая лавами государств и правительств на встрече в верхах НАТО в Мадриде 29 июня 2022 года. (Брюссель: НАТО) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept-ru.pdf (дата обращения: 12.04.2024).
8. Стратегическая Концепция Североатлантического союза, утвержденная главами государств и правительств, принимавшими участие во встрече Североатлантического совета в г. Вашингтоне, 23-24 апреля 1999 года. Пресс-коммюнике NAC-S (99) 65 (Брюссель: НАТО) [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_27433.htm (дата обращения: 24.12.2023).



Документы (на иностранных языках):

9. The AUKUS Agreement // House of Commons Library, 11.10.2021
10. Vilnius Summit Communiqué // // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 11.07.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_217320.htm (дата обращения: 25.04.2024).


Материалы средств массовой информации:

11. Блок НАТО официально объявил о размещении частей в Балтии и Польше // BBC News, 08.07.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-36750414 (дата обращения: 15.03.2024).
12. В Госдепе назвали Францию "жизненно важным партнером" США // ТАСС, 18.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12439019?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 01.05.2024).
13. Варшавский саммит НАТО и российская угроза // BBC News, 08.07.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-36746525 (дата обращения: 15.03.2024).
14. Грушко: итоги саммита в Мадриде показали, что НАТО вернулась к схемам холодной войны // ТАСС, 01.07.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/15100739 (дата обращения: 15.03.2024).
15. Пересмотр стратегической концепции НАТО: реакция западных экспертов // Актуальные комментарии, 23.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://actualcomment.ru/peresmotr-strategicheskoy-kontseptsii-nato-reaktsiya-zapadnykh-ekspertov-2109230900.html (дата обращения: 01.05.2024).
16. Саммит НАТО: как альянс сохранил единство при разногласиях // Deutsche Welle, 11.07.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/саммит-нато-как-альянс-сохранил-единство-при-разногласиях/a-44636899 (дата обращения: 15.03.2024).
17. Чем для Украины закончился саммит НАТО в Вильнюсе // Ведомости, 13.07.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/07/13/985067-mezhdunarodnie-novosti (дата обращения: 15.03.2024).
18. Apuzzo M. Top E.U. Diplomat Says Disinformation Report Was Not Watered Down for China // The New York Times, 30.04.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2020/04/30/world/europe/coronavirus-china-eudisinformation.html (дата обращения: 30.04.2024).
19. Australia Reportedly Looking At An Alternative To Its Costly New French-Designed Submarines // The Drive, 19.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.thedrive.com/the-war-zone/38790/australia-reportedly-looking-at-an-alternative-to-its-costly-new-french-designed-submarines (дата обращения: 30.04.2024).
20. Australia to help send weapons via NATO to support Ukraine in war against Russia // ABC NEWS, 27.02.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.abc.net.au/news/2022-02-27/australia-send-weapons-nato-ukraine-war-russia/100865712 (дата обращения: 25.04.2024).
21. Australia to send weapons to Ukraine, stepping up military aid // The Sydney Morning Herald, 27.02.2022 [Электронный ресурс] URL: https://www.smh.com.au/politics/federal/australia-to-send-weapons-to-ukraine-stepping-up-military-aid-20220227-p5a038.html (дата обращения: 25.04.2024).
22. China’s Economic Rise: History, Trends, Challenges, and Implications for the United States // Congressional Research Service, 25.06.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/RL/RL33534 (дата обращения: 28.04.2024).
23. Does China dominate global investment? // ChinaPower CSIS, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://chinapower.csis.org/china-foreign-direct-investment/ (дата обращения: 30.04.2024).
24. France recalls its ambassadors to the US and Australia over new national security partnership // CNN Politics, 18.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2021/09/17/politics/french-ambassador-to-the-us-recalled/index.html (дата обращения: 01.05.2024).
25. Naval Group vows to claw back millions for cancelled submarine deal // Financial Times, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/37042bf8-c3b7-4173-a0de-628b440f2933 (дата обращения: 01.05.2024).
26. NATO chief seeks technology gains in alliance reform push // Defense News, 09.10.2020, [Электронный ресурс]. URL: https://www.defensenews.com/global/europe/2020/10/09/nato-chief-seeks-technology-gains-in-alliance-reform-push/ (дата обращения: 26.04.2024).
27. NATO recognizes China ‘challenges’ for the first time // Deutsche Welle, 03.12.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/en/nato-recognizes-china-challenges-for-the-first-time/a-51519351 (дата обращения: 29.04.2024).
28. NATO’s Enemies Within How Democratic Decline Could Destroy the Alliance // Foreign Affairs, August 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2018-06-14/natos-enemies-within (дата обращения: 16.03.2024).
29. RCEP: Asia-Pacific countries form world's largest trading bloc // BBC: [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/amp/world-asia-54949260 (дата обращения: 30.04.2024).
30. Six U.S. lawmakers arrive in Taiwan on unannounced trip // Reuters, 14.04.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/six-us-lawmakers-arrive-taiwan-unannounced-trip-2022-04-14/ (дата обращения: 30.04.2024).
31. ‘Stab in the back’: French fury as Australia scraps submarine deal // The Guardian, 16.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2021/sep/16/stab-in-the-back-french-fury-australia-scraps-submarine-deal (дата обращения: 01.05.2024).
32. Naval Group vows to claw back millions for cancelled submarine deal // Financial Times, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/37042bf8-c3b7-4173-a0de-628b440f2933 (дата обращения: 01.05.2024).
33. Taiwan thanks Australian PM and defence minister for grim warning over China // The Guardian, 30.11.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/australia-news/2021/nov/30/taiwan-thanks-australian-pm-and-defence-minister-for-grim-warning-over-china (дата обращения: 30.04.2024).
34. The Submarine Deal: What it Says About the US, What it Means for Europe // Institut Montaigne, 21.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.institutmontaigne.org/en/blog/submarine-deal-what-it-says-about-us-what-it-means-europe-and-france (дата обращения: 01.05.2024).
35. Trump Effort to Keep U.S. Tech Out of China Alarms American Firms // The New York Times, 20.02.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2020/02/16/business/economy/us-china-technology.html (дата обращения: 30.04.2024).
36. US holds high-level talks with UK over Chine threat to Taiwan // Financial Times, 01.05.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ft.com/content/b0991186-d511-45c2-b5f0-9bd5b8ceee40 (дата обращения: 30.04.2024).
37. Westcott B. China's military is going from strength to strength under Xi Jinping // CNN World, 04.03.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2019/03/04/asia/china-military-xi-jinping-intl/index.html (дата обращения: 28.04.2024).
38. Will Morrison’s new ‘forever’ friends speak louder than Barnaby Joyce on climate? // The Guardian, 17.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/australia-news/2021/sep/17/will-morrisons-new-aukus-friends-pressure-him-on-the-real-threat-of-climate-crisis (дата обращения: 18.04.2024).
Публикации правительственных учреждений, государственных органов, коммерческих организаций, иные источники официального характера:

39. В Госдепе назвали Францию "жизненно важным партнером" США // ТАСС, 18.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12439019?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 01.05.2024).
40. Генеральный секретарь открывает молодежный саммит «НАТО-2030» // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 09.11.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_179346.htm (дата обращения: 25.04.2024).
41. К 70-летию образования НАТО // Историко-документальный Департамент МИД России [Официальный сайт]. URL: https://idd.mid.ru/informacionno-spravocnye-materialy/-/asset_publisher/WsjViuPpk1am/content/k-70-letiu-obrazovania-nato?inheritRedirect=false (дата обращения: 11.03.2024).
42. Об итогах саммита НАТО в Вильнюсе, 11-12 июля 2023 г. Сообщение для СМИ // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ, 12.07.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1896645/ (дата обращения: 30.04.2024).
43. Пересмотр стратегической концепции НАТО: реакция западных экспертов // Актуальные комментарии, 23.09.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://actualcomment.ru/peresmotr-strategicheskoy-kontseptsii-nato-reaktsiya-zapadnykh-ekspertov-2109230900.html (дата обращения: 01.05.2024).
44. Справочник НАТО // NATO Public Diplomacy Division, 2008. - С. 218
45. 2021 NATO Summit // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 31.05.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/184620.htm (дата обращения: 25.04.2024).
46. Alliances vs. Partnerships // U.S. Department of Defense, 22.03.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.defense.gov/News/Feature-Stories/story/Article/1684641/alliances-vs-partnerships/ (дата обращения: 26.11.2023).
47. Istanbul Cooperation Initiative (ICI) // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 01.09.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_52956.htm (дата обращения: 23.04.2024).
48. Mediterranean Dialogue // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 10.10.2023 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_52927.htm (дата обращения: 23.04.2024).
49. NATO 2030: United for a New Era. Analysis and Recommendations of the Reflection Group Appointed by the NATO Secretary General, 25 November 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2020/12/pdf/201201-Reflection-Group-Final-Report-Uni.pdf (дата обращения: 28.04.2024).
50. NATO’s partnerships // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 07.03.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_84336.htm (дата обращения: 23.04.2024).
51. Partnership for Peace programme // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 08.03.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_50349.htm (дата обращения: 23.04.2024).
52. Partnerships: projecting stability through cooperation // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 08.03.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_84336.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 23.04.2024).
53. What is NATO? // North Atlantic Treaty Organization Official Website, 14.06.2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato-welcome/index.html (дата обращения: 13.02.2024).




Литература

На русском языке:

1. Алешин А.А. Внешнеполитическая стратегия Австралии: средняя держава в высококонкурентной среде // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. - 2020. No 2. – С. 63-75
2. Алешин А.А. Зачем США, Австралия и Великобритания создали новое оборонное сотрудничество AUKUS? // ИМЭМО РАН, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/zachem-ssha-avstraliya-i-velikobritaniya-sozdali-novoe-oboronnoe-sotrudnichestvo-aukus (дата обращения: 30.04.2024).
3. Антюхова Е.А. Формирование Стратегии НАТО в постбиполярный период // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. №6. - С. 17-24
4. Беспалов С. В. Кучинская М. Е. Трансформация НАТО на современном этапе: политические аспекты. - М.: Рос. Ин-т стратегич. Исслед., 2007. - 200 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. - 2009. №1. – С. 129-138
5. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995) — М.: Конверт — МОНФ, 1997 – 352 с.
6. Иванов О.П. Трансформация НАТО: от потепления климата до замерзания в политике // Обозреватель - 2022. №11-12 – С. 5-16
7. Козловский К. В. Создание оборонного альянса AUKUS как составная часть внешнеполитической концепции «глобальная Британия» // Международные отношения: история, теория, практика: материалы ХII научно-практической конференции молодых ученых факультета международных отношений Белорусского государственного университета, Минск, 03 февраля 2022 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2022. – С. 37-43
8. Кокошин А.А. США в системе международных отношений 80-х годов: гегемонизм во внешней политике Вашингтона. – М., 1984. – 303 с.
9. Котляр B.C. Международное право и современные стратегические концепции США и НАТО. - М., 2007. – 531 с.
10. Крупа Т. А. История англоязычных стран: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 274 с.
11. Лихоталь А.А. Атлантический Альянс: дефицит ответственности в условиях ядерного противостояния. - М., 1997. – 202 с.
12. Морозов Г.И. Международные организации. Изд. 2-е. – М., 2004. – 336 с.
13. Надточей Ю. Мадридский саммит НАТО 2022: "Старый" постмодерн против "нового" модерна // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. – 2022. №66 (82). – С. 7-13
14. Най Д. НАТО после Риги // Project Syndicate, 07.12.2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.inosmi.ru/translation/231750.html (дата обращения 13.03.2024).
15. Никитин А.И., Клинова М. В. Доктринальные аспекты политики США, НАТО и ЕС в области военного космоса // Сравнительная политика. – 2022, №4. – С. 45-64
16. Сидоров А.А. Экономические санкции в международных конфликтах: опыт США // Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории / Проблемы американистики. - М.: МАКС Пресс, 2001. Выпуск 11. - С. 58-88
17. Торопчин, Г. Акценты английского: к вопросу об образовании AUKUS // Российский совет по международным делам, 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.mid.ru/web/guest/asean/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/4876621 (дата обращения: 30.04.2024).
18. Тренин Д. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век. - М.: S&P. - 2000. – 243 с.
19. Троицкий М.А. Трансатлантический союз. 1991-2004. Модернизация системы Американо-европейского партнерства после распада биполярности. – М. – 2004. – 252 с.
20. Трунов Ф.О. Глобализация деятельности НАТО: нереализовавшиеся и перспективные сценарии // Вестник Российской академии наук. - 2023. - Т. 93. - №10. - C. 970-979
21. Усубов Ф.Д. Проблемы трансформации стратегии НАТО в начале XXI в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. - 2010. №1. – С. 93-100
22. Фань С., Кондакова К.С. Концептуальные основы деятельности НАТО и ШОС и их воплощение в работе организаций // Вестник международных организаций. - 2022. Т. 17. № 4. - С. 124-147
23. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник. – М., 2007. – 456 с.
24. Штоль В.В. НАТО: динамика эволюции. – М. – 2002. – 416 с.
25. Яковлефф М. Суть НАТО // Вестник НАТО. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/docu/review/ru/articles/2017/01/20/sut-nato/index.html (дата обращения: 01.03.2024).
26. Яскович Д.А. Эволюция стратегических концепций НАТО в постсоветский период: формирование стратегии продвижения на Восток // Манускрипт. - 2017. №7 (81). - С. 210-214


На иностранных языках:

27. Clapp J., Moseley W. G., Burlingame B., Termine P. The case for a six-dimensional food security framework. - Barbara & Termine, Paola, 2022.
28. Cook S. Beijing's Global Megaphone // Freedom House, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://freedomhouse.org/report/special-report/2020/beijings-global-megaphone (дата обращения: 30.04.2024).
29. de Leonardis M. NATO in the Post-Cold War Era: Continuity and Transformation (Security, Conflict and Cooperation in the Contemporary World). – Palgrave Macmillan, 2022. – 287 p.
30. Friedberg A. A Contest for Supremacy: China, America, and the Struggle for Mastery in Asia. - W. W. Norton & Company, 2012. – 384 p.
31. Galic M. What’s Behind NATO’s Tightening Ties with its Indo-Pacific Partners? // United States Institute of Peace, 2023 [Электронный ресурс]. URL:https://www.usip.org/publications/2023/07/whats-behind-natos-tightening-ties-its-indo-pacific-partners (дата обращения: 27.04.2024).
32. Gowa J. Allies, adversaries, and international trade. – Princeton: Princeton University Press, 1994. – 168 p.
33. Harris J. Weapons of the weak: Russia and AI-driven asymmetric warfare // Brookings [Электронный ресурс]. URL: https://www.brookings.edu/articles/weapons-of-the-weak-russia-and-ai-driven-asymmetric-warfare/ (дата обращения: 30.04.2024).
34. Holsti O.R. Hopmann T.P., Sullivan J.D. Unity and disintegration in international alliances. - New York, London: Wiley, 1973. – 293 p.
35. Leng A., Rajah R. Chart of the week: Global trade through a US-China lens // The Interpreter, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/chartweek-global-trade-through-us-china-lens (дата обращения: 28.04.2024).
36. Liska G. Nations in Alliance: The Limits of Interdependence. - Johns Hopkins Press, 1968 – 320 p.
37. Mishra R. A Contest For Supremacy: China, America and the Struggle for Mastery in Asia // Maritime Affairs Journal of the National Maritime Foundation. – 2014. 10(1). – 384 p.
38. Nye J., Joseph S. Is the American Century Over? - Cambridge: Polity Press, 2015. – P. 76
39. Oral F. NATO’s New Strategic Concept // ANKASAM, 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ankasam.org/natos-new-strategic-concept/?lang=en (дата обращения: 29.04.2022).
40. Posen B. The sources of military doctrine: France, Britain, and Germany between the world wars. - Ithaca: Cornell University Press, 1984. – 288 p.
41. Reiter, E., Gärtner, H. Small States and Alliances. – Physica, 2001. – 199 p.
42. Russett B. An Empirical Typology of International Military Alliances // Midwest Journal of Political Science. – 1971. 15(2). – pp. 262-289
43. Shah R. Will the Indo-Pacific strategy besiege China? // Australian Journal of Maritime & Ocean Affairs. – 2020. 12(3). – pp. 125-137
44. Siqueira-Silva T., Martinez P. A. Impacts of climate change on the distribution of venomous Conus (Gastropoda: Conidae) species in the Indo-Pacific region // Environmental Research, 2023.
45. Snyder G.H. Alliance theory: a neorealist first cut // Journal of International Affairs. - 1990. Vol. 44. No. 1. – P. 104
46. Shoebridge M. What is AUKUS and what is it not? // Australian StrategiccPolicy Institute, 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://ad-aspi.s3.amazonaws.com/2021-12/What%20is%20AUKUS%20and%20what%20is%20it%20not.pdf (дата обращения: 29.04.2022). Usman A. A., Onapajo H. Why West African states do not go to war with each other // Security Review. – 2023. 32(3). – pp. 260-282
47. Walt S.M. The origin of alliances. – N.Y., 1987. – 336 p.
48. Williams E. Out of Area and Very Much in Business? NATO, the U.S. and the Post-9/11 International Security Environment. — UK: University of Reading, the Graduate Institute of Politics and International Studies, 2007. – pp. 65-78

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ