Введение
Глава I. Теоретические основы формирования исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
1.1. Система представлений и понятий в начальной школе
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) с точки зрения формирования исторических представлений и понятий
1.3. Характеристика педагогических условий формирования исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
2.1. Выявление уровня сформированности исторических представлений и понятий у младших школьников
2.2. Реализация комплекса занятий по формированию исторических представлений и понятий у младших школьников
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованной литературы и информационных источников
Приложения
В настоящее время проблема изучения исторического материала является особенно актуальной для начальной школы, так как главный его аспект - социальная ориентация индивида в соответствии с «запросом» общества, в котором ему предстоит жить. Изучение историко-обществоведческих знаний в школе является основой гуманитарного образования и формирования собственной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории выступает прошлое человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Изучение истории способствует формированию у обучающихся собственных ценностных ориентаций и гражданских убеждений.
Согласно требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) одним из направлений реализации воспитательных задач является формирование знаний об основных событиях истории Отечества и его героического прошлого. В «портрете выпускника начальной школы» представлена такая характеристика личности как «любящий свой народ, свой край и свою Родину».
Формирование и развитие исторических представлений и понятий необходимо начинать еще в начальной школе. Значительным потенциалом в решении данной проблемы обладает предмет «Окружающий мир», интегрирующий в своем содержании различные отрасли знаний: экология, география, краеведение, история и пр.
Вопросы формирования и развития понятийного аппарата младших школьников представлены в работах ученых и методистов: Д.Д. Данилова, Е.Г. Новолодской, Р.Ю. Стреловой, М.Т. Студеникина, А.В. Хуторского, О.А. Шамигуловой, В.В. Шоган и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий формирования исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: определить педагогические условия формирования исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» и доказать их эффективность.
Объект: процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования исторических представлений и понятий у младших школьников.
Гипотеза: формирование исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет осуществляться более эффективно, если соблюдаются следующие педагогические условия:
- проведение терминологической работы на уроках;
- моделирование опорных схем и интеллектуальных карт по историческому материалу;
- включение детей в реализацию проектов исторического содержания;
- организация экскурсий с младшими школьниками в музеи и др.
Задачи исследования:
1. Раскрыть систему представлений и понятий курса «Окружающий мир» для начальной школы.
2. Проанализировать содержание учебно-методического комплекта (УМК) «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) с точки зрения формирования у младших школьников исторических представлений и понятий.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Выявить уровень сформированности исторических представлений и понятий у младших школьников.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий по формированию исторических представлений и понятий у младших школьников, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»);
- методика диагностики уровня сформированности исторических представлений и понятий у младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс занятий по формированию исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» может быть использован учителями начальной школы, представляют интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала: «Реализация с младшими школьниками проекта «80 лет Алтайскому краю» в рамках внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». Лауреат конкурса.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и информационные источники, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» раскрыта система природоведческих представлений и понятий в начальной школе, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта А.А. Плешакова «Окружающий мир» (система «Школа России») с точки зрения формирования исторических представлений и понятий, охарактеризованы педагогические условия формирования исторических понятий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает в себя 51 наименование.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования историко-гражданского развития, образования и воспитания. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы историко-гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его становления в современном мире и обществе.
Формирование знаний об основных событиях истории Отечества и его героического прошлого - одно из главных направлений Федерального государственного образовательного стандарта. Общественная потребность в историческом образовании личности школьника зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. Целью исторического образования выступает подготовка обучающихся к ответственной, осмысленной, самостоятельной взрослой жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.
Сведения по истории, представленные в УМК «Окружающий мир»
А.А. Плешакова структурированы в хронологической последовательности. Это позволяет формировать у учащихся ретроспективное мышление, способствующее качественной оценке значимости событий и явлений прошлого для развития государства, человечества. Внимание к биографии исторических личностей на страницах учебника «одухотворяет» картины прошлого, делает исторические события более близкими и доступными для понимания младшего школьника, позволяет «вжиться» в эпоху, осмыслить ценности других людей, установить диалог. Данный УМК обладает значительным потенциалом с точки зрения формирования у младших школьников исторических представлений и понятий.
Педагогическими условиями формирования исторических понятий и представлений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» являются: проведение терминологической работы на уроках, моделирование опорных схем и интеллектуальных карт по историческому материалу, включение детей в реализацию проектов исторического содержания, организация экскурсий с младшими школьниками в музеи и пр.
В МБОУ «СОШ № 8» г. Бийска Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающего мира».
На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированнсти исторических представлений и понятий обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно- экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса занятий, направленных на формирование исторических представлений и понятий учащихся 4 «Б» класса (опытной группы) при изучении окружающего мира и во внеурочной деятельности с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса занятий.
Таким образом, поставленные цели и задачи выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс занятий является эффективными в процессе формирования исторических представлений и понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
1. Атолич, Ю.А. Срез исторических знаний у младших школьников [Текст] / Ю.А. Атолич // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - МПб.: Реноме, 2012. - С. 95-98.
2. АнДреев, И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник [Текст] / И.Л. Андреев, Н.И. Павленко, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. - М.: Юрайт, 2012. - 712 с.
3. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты [Текст] / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013. - 592 с.
4. Алексеева, Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I [Текст] / Е.В. Алексеева // Вопросы истории. - 2006. - №. 2. - С. 15-30.
5. Белявский И.В. Методика преподавания истории в школе [Текст]: пособие для учителей и студентов / И.В. Беляевский, Л.С. Павлов. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Поматур», 2001. - 250 с.
6. Бурова, Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний об истории [Текст] / Л.И. Бурова. - М.: Академия, 2015. - 244 с.
7. Горский А.А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма [Текст] / А.А Горский // Родина. - 2009. - № 9. - С. 19-21.
8. Губанова, Е.Н. Использование на уроках материалов исторического краеведения [Текст] / Е.Н. Губанова, Н.С. Махина // Начальная школа. - 2012. - № 6. - C. 35-40.
9. ДавыДов В.В. Научные достижения Д.Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1989. - 124 с.
10. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2015. - 896 c.
11. Зуев, М.Н. История России [Текст]: учебное пособие / М.Н. Зуев. - М.: Юрайт, 2013. - 655 с.
12. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник [Текст] / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2013. - 320 с.
13. Колесникова, С.И. Системно-деятельностный подход как основа внедрения ФГОС. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/28/sistemno-deyatelnostnyy- podkhod-kak-osnova-vnedreniya-fgos - (Дата обращения 10.01.2018. 13.20.00.)
14. Карпова К.А. Интегрированные уроки истории [Текст] /
A. К. Карпова // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 5. - С. 18-21.
15. Конькова, Н.Л. Развитие исследовательских навыков у младших школьников [Текст] / Н.Л. Конькова. - М., Педагогика, 2012. - 126 с.
16. Кириллов, В.В. История России [Текст]: учебное пособие / B. В. Кириллов. - М.: Юрайт, 2013. - 663 c.
17. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. - 2010. - № 10. - С. 13-14.
18. Лебедев, О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся [Текст] / О.Е. Лебедев. - Л.: Знание, 2011. - С. 123-124.
19. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения [Текст] / М.И. Махмутов // Организация проблемного обучения. - М.: Педагогика, 1997. - С. 108-109.
20. Методика ознакомления детей с историей в начальной школе [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Дрофа, 2012. - 240 с.
21. Новожилова, С.Г. Как корректно провести учебное исследование [Текст] / С.Г. Новожилова. - М.: Новая книга, 2014. - 160 с.
22. Новолодская, Е.Г. Система природоведческих понятий в начальной школе [Текст] / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С. 49-55.
23. Олимпиадные задания по окружающему миру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/316791 - (Дата обращения 25.02.2017 12.15.04.)
24. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] /
С.В. Анащенкова. - М.: Просвещение, 2011. - 453 с.
25. Павленко, Н.И. История России [Текст] / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2014. - 661 c.
26. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.
Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
27. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
28. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
29. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
30. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
31. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
32. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, А.Е. Крючкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
33. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, А.Е. Крючкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
34. Саплина, Е.В. История в начальной школе [Текст]: методические рекомендации / Е.В. Саплина, А.И. Саплин. - М.: Астрель, 2012. - 94 с.
35. Савенков, А.И. Я - исследователь [Текст]: учебник-тетрадь для младших школьников / А.И. Савенков. - Самара: Источник, 2015. - 35 с.
36. Создание интеллект-карт [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml (Дата обращения 13.03.2018 22.55.03.)
37. Скаткин, М.Н. Научные основы методики преподавания окружающего мира в начальной школе [Текст] / М.Н. Скаткин. - М.: Известия АПН РСФСР, 1946. - С. 111-176.
38. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / А.Т. Степанищев - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. - 210 с.
39. СтуДеникин, М.Т. Методика преподавания истории в начальной школе [Текст]: учебник для ВУЗов / М.Т. Студеникин. - М.: Владос, 2000. - 240 с.
40. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 178 с.
41. Терминологическая работа с историческими понятиями и терминами [Электронный ресурс]. - Режим доступа
https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/priiemy-raboty-s-istorichieskimi- poniatiiami-i-tierminami - (Дата обращения 14.04.2018 13.05.31).
42. Учебно-методический комплект «Школа России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16861 - (Дата обращения 01.03.2018 10.30.01).
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от от 26. 11. 2010 приказ № 1241) [Текст]. - М.: Просвещение, 2011. - 93 с.
44. Федосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Н.А. Федосова // Управление начальной школой. - 2008. - № 11. - С. 46-49.
45. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебное пособие / А.В. Хуторской. - 2-е изд. перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - 260 с.
46. Чистякова, М.И. Выполнение проектов младшими школьниками [Текст] / М.И. Чистякова. - М.: Академия, 2014. - 418 с.
47. Шамигулова, О.А. Формирование у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру на основе историко-обществоведческих знаний [Текст]: методическое пособие / О.А. Шамигулова, Д.Д. Данилов, Р.Ю. Стрелова. - М.: Литера, 2014. - 58 с.
48. Шаповалов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах [Текст]: учебное пособие для начальной школы / В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова; Под ред. В.В. Касьянов. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 288 с.
49. Шоган В.В. Технология личностно-ориентированного исторического образования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Шоган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 471 с.
50. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века [Текст]: полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2012. - 256 с.
51. Экскурсии в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttps://studwood.ru/1097193/turizm/tehnologiya_podgotovki_provedeniya _ekskursiy. - (Дата обращения 05.02.2018 21.36.12.)