ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 6
1.1 Особенности подготовки детей в специализированном учебно-воспитательном учреждении по лёгкой атлетике (ДЮСШ, СШ) 9
1.2 Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов 13
1.3 Структура и содержание спортивной тренировки на этапе начальной подготовки 15
1.4 Планирование и организация тренировочного процесса в подготовке бегунов на средние дистанции 18
ГЛАВА 2. Задачи, методы, организация исследования 18
2.1 Задачи исследования 20
2.2 Методы исследования 20
2.3 Организация исследования 22
Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИИ ДИСТАНЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 28
3.1 Планирование спортивной тренировки бегунов на средние дистанции в группе начальной подготовки 42
3.2 Содержание тренировок для бегунов на средние дистанции 45
3.3 Результаты исследования развития физических качеств юных бегунов на средние дистанции 47
3.4 Оценка эффективности применения программы подготовки юных бегунов на средние дистанции в условиях общеобразовательной школы
3.5 Заключение по главе
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы. Занятия физической культурой и спортом, ее внедрение в повседневную жизнь, имеют огромное значение в укреплении здоровья населения, гармоническом развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной профессиональной школы» указано: «Российское общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите» [24].
Российское государство предоставляет широкие возможности подрастающему поколению нашей страны для занятий спортом. В спортивных школах и спортивных секциях общеобразовательных школ занимаются сотни тысяч детей, подростков, юношей и девушек. Эффективность их подготовки обусловливается высоким теоретическим и методическим уровнем преподавателей и тренеров. Юношеский спорт в нашей стране становится все более важным социальным фактором в процессе формирования нового человека общества [30].
В настоящее время бег является одним из популярных упражнений и занимает центральное место в лёгкой атлетике. Большое распространение бега объясняется его разносторонним влиянием на организм человека, доступностью и относительной простотой организации занятий.
В юном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития человека. Тренировки в беге на средние дистанции расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре. Правильно организованная подготовка юных бегунов на средние дистанции способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Юные бегуны, тренирующиеся в беге на средние дистанции, являются подготовленным к взрослой жизни подрастающим поколением, крепким и гармонически развитым.
Растущий уровень спортивных результатов, проблемы рационального использования периодов подготовки с учетом возрастных особенностей требуют поиска эффективных средств и методов, направленных на совершенствование методики тренировки юных спортсменов. Большой интерес специалистов вызывает учебно-тренировочный процесс бегунов на средние дистанции на начальном этапе подготовки, так как результаты их выступлений на различных соревнованиях во многом зависят от рационального использования физических нагрузок при совершенствовании скоростно-силовых способностей [2, 3, 8, 10, 19, 21, 30, 39 и др.]
Проблемы тренировки юных бегунов на средние дистанции на сегодняшний день стоят остро, особенно в России. Связанно это с тем, что некоторые тренеры в погоне за результатом закрывают глаза на несовершенство детского организма, на этическую сторону в части допинга, и стараются «выжать» из юного спортсмена максимальный результат. Все это приводит к тому, что юный спортсмен, показавший в ранние годы высокий результат в беге на средние дистанции, вынужден в лучшем случае преждевременно заканчивать систематические тренировки в беге на средние дистанции. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Актуальность темы и степень её научного освещения определили цель данного исследования. Она заключается в попытке показать особенности подготовки бегунов на средние дистанции и оценить программу подготовки юных бегунов на средние дистанции и её эффективность....
Анализ существующего опыта подготовки юных бегунов на средние дистанции показывает, что современные требования к формированию и развитию специальных способностей требуют изучения морфофункциональных и психофизиологических особенностей юных спортсменов, а также применения личностно-ориентированного подхода. По мнению специалистов, первые два-три года следует заниматься исключительно всесторонней общей физической подготовкой, цель которой – подвести новичка к специальной тренировке в избранном виде спорта.
Тренировочный эффект упражнений в значительной степени зависит от условий их рационального выполнения. В числе этих условий надо иметь в виду материально-технические средства спортивной тренировки (спортивные тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппаратура и др.), что в условиях общеобразовательной школы в большей степени не доступно. В связи с этим тренировочные занятия в секции лёгкой атлетике должны строиться с учётом доступной материальной базы.
2. Для оценки динамики уровня физической подготовленности и уровня развития физических способностей были подобраны тесты. Так как на этапе начальной подготовки используется многоборная подготовка, то в диагностический инструментарий для оценки эффективности тренировочного процесса были включены следующие контрольные упражнения: бег на 30 метров с ходу, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (девушки), подтягивание на перекладине (юноши), 12-минутный бег (тест Купера), что соответствует программам подготовки бегунов на средние дистанции в спортивных школах.
3. В целях улучшения физических способностей и спортивных результатов в беге на средние дистанции, занимающихся лёгкой атлетикой, нами была разработана программа тренировок, рассчитанная на учебный год, с периодичностью занятий 3-5 раз в неделю с акцентом на многоборный характер тренировочных занятий. Результатами, полученными в ходе экспериментального использования данной методической разработки в тренерской практике, доказана её эффективность, поскольку цель тренировочного процесса – повысить спортивный результат в беге на средние дистанции, используя предлагаемую программу тренировок в годичном цикле подготовки юных спортсменов – достигнута.
4. По нашему мнению, одной из эффективных организационных форм предварительной спортивной подготовки детей школьного возраста является организация учебно-тренировочных занятий в общеобразовательной школе. Такая форма обеспечивает оптимальное сочетание обучения в школе с возможностью занятий спортом, способствует повышению работоспособности и улучшению здоровья учащихся. Такая работа, по существу, должна стать основой возрождения и развития массового школьного спорта.
Разработанная и экспериментально апробированная методика подготовки юных бегунов на средние дистанции в условиях общеобразовательной школы, основными компонентами которой являются оптимизация тренировочных нагрузок на основе учета индивидуальных особенностей каждого испытуемого, формирование потребности юного бегуна в непрерывном физическом и личностном самосовершенствовании, использование имеющихся средств и условий показала положительный результат.
Проведенные нами исследования методики и организации работы групп начальной подготовки и эффективности ее реализации в условиях общеобразовательной школы показывают, что учащиеся экспериментальной группы помимо спортивных результатов повысили уровень успеваемости по общеобразовательным предметам. Улучшилось состояние здоровья детей, они меньше пропускали уроков по болезни, окрепли физически, у них повысилась сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям. Стали более дисциплинированными и организованными.
1. Акмеев A.C. Планирование и классификация интенсивности тренировочных нагрузок высококвалифицированных бегунов на средние и длинные дистанции // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2007. № 3 (25). С. 7-9.
2. Алабин В.Г. Многолетняя силовая подготовка легкоатлетов: учебник. Минск: силовая Высшая школа, 2018. 207 с.
3. Алабин В.Г., Крупенин В.И. Специальные упражнения для юных легкоатлетов: методическое пособие. Минск, 2016. 179 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. М.: Просвещение, 2012. 325 с.
5. Бальсевич В.И. Физическая культура для всех и для каждого. М: Физкультура и спорт, 1988. 207 с.
6. Беляев Н.Г. Возрастная физиология (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. 2009. № 4. С. 21
7. Барчуков И. С. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов высших учебных заведений. М. : ЮНИТИ, 2012. 426 с.
8. Бакланов Л.Н. К вопросу об определении эффективных периодов развития общей выносливости у школьников // Развитие двигательных способностей у детей: (Тез.симпоз.). М: Просвящение, 2011. С. 9-10.
9. Бухарин В.А., Мельников Д.С., Солодков A.C. Работоспособность спортсменов: ее критерии и способы коррекции // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2007. № 3 (25). С. 74-76.
10. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. Киев: Здоровье, 2008. С 24-27.
11. Габдрахманов Р.Р. Подготовительные и специальные упражнения в легкой атлетике: Учебное пособие. Тетюши, 2020. 50 с.
12. Губа В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов. Смоленск: Изд-во ТО информ. коммерческого агентства, 1997. 221 с.
13. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. 224 с.
14. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. 384 с.
15. Жилкин А. И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 432 с....43