ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПОЭТИЧЕСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ
1.1. Характеристика речи как познавательного процесса 8
1.2. Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Поэтическое творчество как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 15
1.4. Методы и приёмы развития речи у старших дошкольников в процессе занятий поэтическим творчеством 19
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПОЭТИЧЕСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ
2.1. Изучение исходного уровня развития речи у старших дошкольников 29
2.2. Разработка содержания НОД, направленной на развитие речи у старших дошкольников в процессе занятий поэтическим творчеством 36
2.3. Проверка эффективности разработанного содержания НОД, направленной на развитие речи у старших дошкольников в процессе занятий поэтическим творчеством 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности» [32, с. 89].
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития, поэтому проблема развития речи дошкольников в настоящее время особенно актуальна.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи - одна из главных. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи старших дошкольников.
Целью работы педагога по речевому развитию детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших.
Проблеме развития речи детей посвящены работы многих исследователей: М.С. Соловейчика, А.А. Леонтьева, М.Р. Ладыженской, Т.А. Ладыженской, Н.И. Жинкина, С.Л. Рубинштейна и др.
В своих трудах известные ученые подчеркивали, что при работе с детьми по развитию речи необходимо учитывать факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др., является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделяют создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания [8].
В работе по обучению детей связной речи можно применять приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Большую роль в развитии речи детей, в повышении ее выразительности и культуры играет работа над изобразительными средствами языка. Образные средства оживляют речь, делают ее меткой, эмоциональной, гибкой.
На развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста, овладение им выразительными возможностями родного языка большое влияние оказывает художественная литература. При знакомстве с литературными произведениями внимание ребенка обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения.....
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не только способствует общему развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводится речевому развитию детей.
Из того, что описано в работе, можно сделать вывод, что формирование детской речи невозможно без художественной литературы, поэтического творчества дошкольников. Дети – дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, произведения в которых описываются игровые и бытовые ситуации, а также народные поэтические произведения малой формы – загадки, потешки, небылицы.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Ознакомление с художественной литературой включает в себя целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес не только к чтению и рассматриванию иллюстраций, но и вызвать интерес к словесному творчеству.
Таким образом, проблема развития детского творчества, раскрытие творческого начала каждого конкретного ребенка, начиная с первых лет его жизни, сегодня является одной из актуальных.
Среди творческих проявлений дошкольников особое место занимает речевое творчество, как один из наиболее сложных видов творческой деятельности, который опирается на взаимодействие различных психических функций и зависит от ряда внутренних и внешний условий. Продуктивность речетворческой деятельности обеспечивается наличием у ребенка определенного когнитивного и речевого опыта, сформированностью речевых умений, элементарной литературоведческой подготовленностью, общей творческой направленностью личности.
Словесное творчество активно влияет на развитие культуры речи ребенка. Поэтическое творчество способствует обогащению словарного запаса дошкольников. Речь воспитанников становится яркой и выразительной, наполненной образными выражениями. Все это оказывает благотворное влияние на воспитание творческой личности, которая свободно владеет родным языком, оперирует представлениями, комбинирует их, создавая новые образы, уметь выразить свое отношение к ним.
Подводя итоги, следует отметить, что в результате проведённой работы речь детей стала более свободной, развернутой. Они перестали бояться высказываться, научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.
1. Алексеева М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пос. для студентов высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1990. – 456 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. / В.Г. Белинский, под ред. А.Ф. Смирнова. – М.: Педагогика, 1982. – (АПН СССР, серия «Педагогическая библиотека»).
4. Большева Т.В. Учимся по сказке: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Практическое руководство. / Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001. – 144 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
6. Воспитание и обучение в детском саду. / НИИ дошкольного воспитания АН СССР. – М.: Педагогика, 1976. – 460 с.
7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1987. – 215 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – Изд. 5, испр. – М: Лабиринт, 1999. – 352 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 342 с.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.: Владос, 2017. – 207 с.
11. Гончаров Н.Г. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М.: Педагогика, 1974. – 121 с.
12. Давидович А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2014. — 104 с.
13. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1976. – 128 с.
14. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – С. 358-369.
15. Логинова В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попов и др.; под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 1984. – 378 с.....34