Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира

Работа №14855

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
986
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира 8
1.1. Сущность логического мышления 8
1.2. Метод моделирования природных процессов и явлений на уроках
окружающего мира 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира 31
2.1. Выявление уровня развития логического мышления младших
школьников 31
2.2. Реализация комплекса заданий по моделированию природных процессов
и явлений на уроках окружающего мира 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 50


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) включает в себя требования, необходимые для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Реализация данных характеристик в определенной степени будет зависеть от развития мышления младших школьников. Процесс развития мышления ведет к формированию способности ребенка самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, в том числе умение учиться. В этом отношении развитие логического мышления происходит за счет образовательного процесса, а также является необходимым условием усвоения полученных знаний, умений и навыков.
Развитие логического мышления младших школьников происходит в рамках изучения разных учебных предметов начальной школы, в том числе при изучении окружающего мира, в частности посредством наблюдений, сравнений и сопоставлений объектов природы, выявления причинно-следственных связей, моделирования и прогнозирования.
Проблемой развития логического мышления занимались многие исследователи и психологи, в том числе В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Н.А.Федосова, Д.Б. Эльконин и др. Особое внимание проблеме использования метода моделирования на уроках окружающего мира уделяли Е.В. Григорьева,
З.А. Клепинина, А.А. Плешаков, Е.В. Чудинова и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
Цель исследования: определить педагогические условия развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира и доказать их эффективность.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный использование метода моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование заданий по выявлению причинно-следственных связей природных процессов и явлений;
- включение в урок демонстраций моделей природных процессов и явлений, их анализ и обсуждение;
- использование заданий на моделирование схем и алгоритмов по характеристике природных процессов и явлений и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность логического мышления.
2. Описать метод моделирования природных процессов и явлений.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня развития логического мышления младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Буланихинская средняя общеобразовательная школа имени Михаила Михайловича Мокшина» Зонального района Алтайского края.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 2018). Публикация в сборнике конференции: «Использование метода моделирования для развития логического мышления младших школьников».
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс заданий по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень её разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира» раскрыта сущность логического мышления, дана характеристика метода моделирования природных процессов и явлений, охарактеризованы педагогические условия развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы включает 50 источников.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие логического мышления младших школьников является необходимой составляющей современного процесса обучения в начальной школе, а метод моделирования позволяет более подробно и понятно донести до учащихся все особенности природных процессов и явлений. Логическое мышление представляет собой мыслительный процесс, в результате которого происходит использование человеком некоторых логических понятий и конструкций для получения однозначно правильного и обоснованного вывода из имеющихся для этого предпосылок.
Одним из методов развития логического мышления у обучающихся является метод моделирования как один из основных методов изучения и изменения окружающего мира, способствующий повышению интереса у младших школьников, развитию умений сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, абстрагировать.
Развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: использование заданий по выявлению причинно-следственных связей природных процессов и явлений; включение в урок демонстраций моделей природных процессов и явлений, их анализ и обсуждение; использование заданий на моделирование схем и алгоритмов по характеристике природных процессов и явлений и пр.
В МКОУ «Буланихинская СОШ им. М.М. Мокшина» Зонального района Алтайского края была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
На констатирующем этапе мы выяснили что, уровень развития логического мышления младших школьников довольно низок. На формирующем этапе был разработан и реализован комплекс заданий по развитию логического мышления у учащихся 3 «А» (опытной группе) на уроках окружающего мира посредством моделирования природных процессов и явлений, с соблюдением педагогических условий заложенных в гипотезе. Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность данного комплекса заданий.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий является эффективным в процессе развития уровня логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.



1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания окружающего мира в начальной школе [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Академия, 2012. - 564 с.
2. Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - Обнинск, 2003. - 164 с.
3. Алексеев, А.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А.Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - С. 89-95.
4. Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками [Текст] / Ю.А. Барышева // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 36-40.
5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Новая книга, 2004. - 174 с.
6. Гамезо, М.В. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо. - М.: Альфа, 2010. - 137 с.
7. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания [Текст]: учебн. д. вузов / Е.В. Григорьва. - М.: Гуманитарное изд. центр Владос, 2010. - 253с.
8. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2010. - 182 с.
9. Дмитриева, Н.Я. Мы и окружающий мир [Текст] / Н.Я. Дмитриева.- Самара: Учебная литература, 2003. - 836 с.
10. Достовалова, Н.В. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя [Текст] / Н.В. Достовалова // Первое сентября. -2016. - № 11. - С. 4-5.
11. Карпенко, К.А. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности [Текст] / К.А. Карпенко // Исследовательская работа школьников. - 2012. - С. 9-12.
12. Клопотова, Е.Е. Возможности развития познавательной активности школьников в нормативной ситуации [Текст] / Е.Е. Клопотова. - М.: Академия, 2011. - 231 с.
13. Коваль, Н.М. Когда урок на природе становится исследованием природы урока [Текст] / Н.М. Коваль // Первое сентября. - 2011. - № 11. - С. 98-99.
14. Козина, Е.Ф. Практикум по методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир» [Текст] / Е.Ф. Козина. - М.: Академия, 2007. - 342 с.
15. Конькова, Н.Л. Развитие исследовательских навыков у младших школьников [Текст] / Н.Л. Конькова. - М.: Педагогика, 2012. - 126 с.
16. Куразов, Н.Ф. Методика преподавания окружающего мира [Текст] / Н.Ф. Куразов. - М.: Учпедгиз, 1950. - 224 с.
17. Лебедев, О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся [Текст] / О.Е. Лебедев. - Л.: Знание, 2011. - С. 123-124.
18. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. - 2010. - № 10. - С. 13-14.
19. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2010. - 373 с.
20. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М.: Академия, 2010. - 431 с.
21. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2010. - 328 с.
22. Новожилова, С.Г. Как корректно провести учебное исследование [Текст] / С.Г. Новожилова. - М.: Новая книга, 2014. - 160 с.
23. Новолодская, Е.Г. Методика изучения сезонных изменений с учащимися начальной школы [Текст] / Е.Г. Новолодская // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 7. - С. 62-70.
24. Новолодская, Е.Г. Моделирование природных явлений и процессов на уроках естествознания [Текст] / Е.Г. Новолодская // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 1. - С. 32-40.
25. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] / А.С. Обухов // Народное образование. - 2010. - № 10. - С. 12-14.
26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
27. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Анащенкова. - М.: Просвещение, 2011. - 453 с.
28. Палецкий, С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности [Текст] / С.В. Палецкий. - Омск: Гос. ун-т, 2011. - 191 с.
29. Плешаков, А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов [Текст] / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. - М.: Просвещение, 2013. - 744 с.
30. Плешаков, А.А. Окружающий мир 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / А.А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2011. - 135 с.
31. Плешаков, А.А. Окружающий мир 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
32. Плешаков, А.А. Окружающий мир 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / А.А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2013. - 179 с.
33. Плешаков, А.А. Окружающий мир 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2013. - 226 с.
34. ПоДДьяков, А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение [Текст] / А.Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. - 2012. - № 1. - С. 13-14.
35. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: методический сборник. - М.: Народное образование, 2011. - 90 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Петроградский и Ко, 2010. - 168 с.
37. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков. - Ярославль: Факел, 2012. - 382 с.
38. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А.И. Савенков. - М.: Просвещение, 2012. -101 с.
39. Савенков, А.И. Я - исследователь: учебник - тетрадь для младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. - Самара: Источник, 2015. - 35 с.
40. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / С.В. Анащенкова. - М.: Просвещение, 2011. - 345 с.
41. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н.А. Семенова. - Томск: Гос. Ун-т, 2012. - 90 с.
42. Скаткин, М.Н. Научные основы методики преподавания окружающего мира в начальной школе [Текст] / М.Н. Скаткин. - М.: Известия АПН РСФСР, 1946. - 176 с.
43. Скворцов, П.М. Наблюдения за сезонными изменениями в природе [Текст] / П.М. Скворцов. - Тверь: Образование, 2013. - 221 с.
44. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 178 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от от 26. 11. 2010 приказ № 1241;) [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 93 с.
46. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Республика, 2001. - 172 с.
47. Чудинова, Е.В. Окружающий мир 4 класс [Текст]: тетрадь для тренировки и самопроверки ФГОС. Серия: Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. 4 класс / Е.В. Чудинова. - М.: Издательство: Вита - Пресс. 2016. - 56 с.
48. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. - М., Педагогика, 2011. - 325 с.
49. Шертуховский, М.В. Начальное природоведение: методы преподавания и школьные технологии [Текст] / М.В. Шертуховский. - 2003. - № 6. - С. 59-73.
50. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие [Текст] / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 2010. - 90 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ