Развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира 8
1.1. Сущность логического мышления 8
1.2. Метод моделирования природных процессов и явлений на уроках
окружающего мира 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира 31
2.1. Выявление уровня развития логического мышления младших
школьников 31
2.2. Реализация комплекса заданий по моделированию природных процессов
и явлений на уроках окружающего мира 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 50
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира 8
1.1. Сущность логического мышления 8
1.2. Метод моделирования природных процессов и явлений на уроках
окружающего мира 15
1.3. Характеристика педагогических условий развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира 31
2.1. Выявление уровня развития логического мышления младших
школьников 31
2.2. Реализация комплекса заданий по моделированию природных процессов
и явлений на уроках окружающего мира 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 50
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) включает в себя требования, необходимые для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Реализация данных характеристик в определенной степени будет зависеть от развития мышления младших школьников. Процесс развития мышления ведет к формированию способности ребенка самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, в том числе умение учиться. В этом отношении развитие логического мышления происходит за счет образовательного процесса, а также является необходимым условием усвоения полученных знаний, умений и навыков.
Развитие логического мышления младших школьников происходит в рамках изучения разных учебных предметов начальной школы, в том числе при изучении окружающего мира, в частности посредством наблюдений, сравнений и сопоставлений объектов природы, выявления причинно-следственных связей, моделирования и прогнозирования.
Проблемой развития логического мышления занимались многие исследователи и психологи, в том числе В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Н.А.Федосова, Д.Б. Эльконин и др. Особое внимание проблеме использования метода моделирования на уроках окружающего мира уделяли Е.В. Григорьева,
З.А. Клепинина, А.А. Плешаков, Е.В. Чудинова и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
Цель исследования: определить педагогические условия развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира и доказать их эффективность.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный использование метода моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование заданий по выявлению причинно-следственных связей природных процессов и явлений;
- включение в урок демонстраций моделей природных процессов и явлений, их анализ и обсуждение;
- использование заданий на моделирование схем и алгоритмов по характеристике природных процессов и явлений и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность логического мышления.
2. Описать метод моделирования природных процессов и явлений.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня развития логического мышления младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Буланихинская средняя общеобразовательная школа имени Михаила Михайловича Мокшина» Зонального района Алтайского края.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 2018). Публикация в сборнике конференции: «Использование метода моделирования для развития логического мышления младших школьников».
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс заданий по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень её разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира» раскрыта сущность логического мышления, дана характеристика метода моделирования природных процессов и явлений, охарактеризованы педагогические условия развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы включает 50 источников.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Реализация данных характеристик в определенной степени будет зависеть от развития мышления младших школьников. Процесс развития мышления ведет к формированию способности ребенка самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, в том числе умение учиться. В этом отношении развитие логического мышления происходит за счет образовательного процесса, а также является необходимым условием усвоения полученных знаний, умений и навыков.
Развитие логического мышления младших школьников происходит в рамках изучения разных учебных предметов начальной школы, в том числе при изучении окружающего мира, в частности посредством наблюдений, сравнений и сопоставлений объектов природы, выявления причинно-следственных связей, моделирования и прогнозирования.
Проблемой развития логического мышления занимались многие исследователи и психологи, в том числе В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Н.А.Федосова, Д.Б. Эльконин и др. Особое внимание проблеме использования метода моделирования на уроках окружающего мира уделяли Е.В. Григорьева,
З.А. Клепинина, А.А. Плешаков, Е.В. Чудинова и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
Цель исследования: определить педагогические условия развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира и доказать их эффективность.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный использование метода моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование заданий по выявлению причинно-следственных связей природных процессов и явлений;
- включение в урок демонстраций моделей природных процессов и явлений, их анализ и обсуждение;
- использование заданий на моделирование схем и алгоритмов по характеристике природных процессов и явлений и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность логического мышления.
2. Описать метод моделирования природных процессов и явлений.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня развития логического мышления младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Буланихинская средняя общеобразовательная школа имени Михаила Михайловича Мокшина» Зонального района Алтайского края.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 2018). Публикация в сборнике конференции: «Использование метода моделирования для развития логического мышления младших школьников».
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс заданий по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень её разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира» раскрыта сущность логического мышления, дана характеристика метода моделирования природных процессов и явлений, охарактеризованы педагогические условия развития логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы включает 50 источников.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Развитие логического мышления младших школьников является необходимой составляющей современного процесса обучения в начальной школе, а метод моделирования позволяет более подробно и понятно донести до учащихся все особенности природных процессов и явлений. Логическое мышление представляет собой мыслительный процесс, в результате которого происходит использование человеком некоторых логических понятий и конструкций для получения однозначно правильного и обоснованного вывода из имеющихся для этого предпосылок.
Одним из методов развития логического мышления у обучающихся является метод моделирования как один из основных методов изучения и изменения окружающего мира, способствующий повышению интереса у младших школьников, развитию умений сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, абстрагировать.
Развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: использование заданий по выявлению причинно-следственных связей природных процессов и явлений; включение в урок демонстраций моделей природных процессов и явлений, их анализ и обсуждение; использование заданий на моделирование схем и алгоритмов по характеристике природных процессов и явлений и пр.
В МКОУ «Буланихинская СОШ им. М.М. Мокшина» Зонального района Алтайского края была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
На констатирующем этапе мы выяснили что, уровень развития логического мышления младших школьников довольно низок. На формирующем этапе был разработан и реализован комплекс заданий по развитию логического мышления у учащихся 3 «А» (опытной группе) на уроках окружающего мира посредством моделирования природных процессов и явлений, с соблюдением педагогических условий заложенных в гипотезе. Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность данного комплекса заданий.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий является эффективным в процессе развития уровня логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Одним из методов развития логического мышления у обучающихся является метод моделирования как один из основных методов изучения и изменения окружающего мира, способствующий повышению интереса у младших школьников, развитию умений сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, абстрагировать.
Развитие логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: использование заданий по выявлению причинно-следственных связей природных процессов и явлений; включение в урок демонстраций моделей природных процессов и явлений, их анализ и обсуждение; использование заданий на моделирование схем и алгоритмов по характеристике природных процессов и явлений и пр.
В МКОУ «Буланихинская СОШ им. М.М. Мокшина» Зонального района Алтайского края была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира.
На констатирующем этапе мы выяснили что, уровень развития логического мышления младших школьников довольно низок. На формирующем этапе был разработан и реализован комплекс заданий по развитию логического мышления у учащихся 3 «А» (опытной группе) на уроках окружающего мира посредством моделирования природных процессов и явлений, с соблюдением педагогических условий заложенных в гипотезе. Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность данного комплекса заданий.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс заданий является эффективным в процессе развития уровня логического мышления младших школьников посредством моделирования природных процессов и явлений на уроках окружающего мира. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у младших школьников умения моделировать заданные ситуации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2017



