Введение 3
Глава I. Научно - теоретические основы изучения развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Понятие связной речи и особенности ее развития в онтогенезе .... 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика и особенности
развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.. 13
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на
развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня процессе составления рассказа 29
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 37
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
исследования связной монологической речи детей 5-6 лет с ОНР
III уровня 46
Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления рассказа 55
Заключение 61
Используемая литература 63
Приложение 68
Актуальность исследования. На современном этапе развития дошкольного образования развитие речи, речевого общения является одной из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Проблемой развития речи занимаются различные науки: психология и логика, языкознание и филология, частные методики, логопедия. По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий логопедам-практикам в повседневной коррекционной работе. Полноценное развитие ребенка дошкольного возраста возможно только при условии правильного формирование речи. Речевое развитие ребенка предполагает формирование словаря, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также способность практического их применения, умение пользоваться усвоенным языковым материалом. Данное развитие свидетельствует о развитии связной речи ребенка. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности и носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Формирование связной монологической речи - сложный процесс, который многократно усложняется, если у ребенка присутствует общее недоразвитие речи (ОНР). Речевые расстройства при ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) стороны речи.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению. В связи с этим развитие связной монологической речи является главным и важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе и этим обусловлена актуальность проблемы определение особенностей формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Таким образом, на основе вышесказанного целью нашей работы является: изучение особенностей связной монологической речи и разработка методических рекомендаций по развития связной монологической речи процессе составления рассказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования: связная монологическая речь старших
дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: особенности сформированности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается несформированность компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс понимания речи, передачи полного смыслового сюжета, самостоятельного продолжения рассказа, обусловливающих недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти. Мы предполагаем, что у детей с ОНР III уровня будут выявлены нарушения связной монологической речи, проявляющееся в трудностях составления развернутых синтаксических конструкций, нарушения смысловой организации, пропусках смысловых элементов, высказываний, нарушения логической последовательности изложения развернутых монологических высказываний при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
...
Проанализировав теоретические сведения об особенностях развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в работах различных авторов, мы установили следующее:
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения. К концу дошкольного возраста связная речь детей достигает довольно высокого уровня.
У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При составлении рассказа по заданному началу и на основе своего опыта дети, страдающие общим речевым недоразвитием,
затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в
выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Экспериментальное изучение связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволило выявить следующие особенности связного высказывания в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
• нарушение связности и последовательности изложения;
• низкая информативность;
• бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка;
• пропуски смысловых звеньев и ошибки;
• повторы слов, паузы по тексту;
• незаконченность смыслового выражения мысли;
• трудности в языковой реализации замысла;
• необходимость в стимулирующей помощи.
Анализируя полученные данные, пришли к выводу о том, что уровень сформированное™ развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи находится на среднем и низком уровнях. В связи с этим данным детям необходима коррекционная работы которую мы рекомендуем проводить с учетом наших методических рекомендаций.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что у детей с ОНР III уровня нарушения связной монологической речи, проявляются в трудностях составления развернутых синтаксических конструкций, нарушения смысловой организации, пропусках смысловых элементов, высказываний, нарушения логической последовательности изложения развернутых монологических высказываний при составлении рассказа по серии сюжетных картин, а методические рекомендации, описанные в данной работе будут способствовать ее развитию.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997
2. Андриевская В.В. Особенности словесных ассоциаций как фактор построения предложений // Исследования языка и речи: Уч. записки МГПИИЯ, 1971.
3. Андреев В.И. Педагогика. - Казань, 2000.
4. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной описательной речи. - М., 2003г.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед институтов. - М.: Просвещение, 1981.
6. Ванюхина Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями.// Журнал «Логопед». - 2005г. - №5.
7. Вологодина Н.Г. Домашний логопед,- Ростов н/Д., 2006
8. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М; 1961
10. Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». Санкт-Петербург. 2000 г.
11. Глухов В.П., Труханова Ю.А. «Наши дети учатся сочинять и рассказывать».Москва, Аркти, 2003 г.
12. Глухов Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.-М.: АРКТИ, 2004. - 168с.
13. Гревцева Е. В. Логопедический тренинг.- Спб.: спец. Лит., 2002- 144с
14. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие.— М.: Айрис-пресс, 2005.— 96 с.
15. Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни
... всего 59 источников