Введение 3
Глава 1. Футбол как вид спорта. История развития. Особенности игры. 6
1.1. История развития футбола 6
1.2 Особенности игры 10
Глава 2. Психофизиологические особенности юных подростков 12
2.1. Психологическая характеристика младших подростков 12
2.2. Физиологические особенности тренировки юных футболистов
Глава 3. Вратарь. Виды подготовки вратаря 30
3.1. Физическая подготовка вратаря 31
3.2. Техническая подготовка 32
3.3. Тактика игры вратаря в футболе 38
3.4. Особенности психологической подготовки личностных 39
характеристик вратарей
Глава 4. Организация и методы исследования 42
4.1. Методы исследования 42
4.2 Организация эксперимента 43
4.3. Разработка экспериментальной методики и проверка её эффективности 45
4.4 Результаты педагогического исследования 63
Заключение 66
Библиография 68
Приложение 70
Современные условия жизни и трудовой деятельности требуют от человека высокого уровня развития двигательных способностей, особенно координационных способностей, т.е. умения быстро, точно и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени.
Специалисты в области физической культуры и спорта, гигиены, психологии и медицины отмечают, что в условиях современного малоподвижного образа жизни вегетативная нервная система организма, отвечающая за деятельность внутренних органов и систем - кровообращения, дыхания, пищеварения, размножения и т.д., оказывается в угнетённом состоянии. Это сказывается на состоянии всего организма. К средствам повышения функциональных возможностей вегетативной сферы относятся кроссовый бег, спортивные игры, в том числе и футбол.
Спортивные игры характеризуются разнообразной двигательной активностью и включают в себя разнообразные упражнения, которые выполняются в условиях взаимодействия с игроками своей команды и командами соперников. Спортивные игры оказывают разностороннее влияние на организм обучающихся футболом. Двигательная деятельность спортсменов во время игры разнообразна. Действия спортсмена носят ациклический характер. Технические приёмы игры, доведённые до степени автоматизированных двигательных навыков, облегчают действия спортсмена во время игры. Огромное количество источников психологической и методической литературы освещают проблему обучения техники игры. Но во время игры спортсмену приходится выполнять и новые формы движений, которые возникают внезапно и являются результатом синтеза автоматизированных технических элементов. Эта деятельность напрямую зависит от уровня развития координационных способностей спортсмена.
Спорт, сопряженный с высшими достижениями требует проявления как физических и двигательных возможностей, так и интеллектуальных, 3
психических качеств человека, и превратился в сложную форму человеческой деятельности. Если не принимать во внимание этих возможностей человеческого организма, то добиться высоких спортивных результатов, крайне сложно. Одной из основных задач творческого содружества тренера-педагога и спортсмена является достижением индивидуально различного уровня подготовленности, обеспечивающей успех в спорте.
Наблюдавшаяся в последнее время тенденция к увеличению тренировочных нагрузок обусловлена в первую очередь резко возросшим уровнем высших спортивных достижений. Чтобы показать высокие спортивные результаты, необходима мобилизация скрытых потенциальных ресурсов организма. Даже для незначительного повышения возможностей организма юного спортсмена необходимы всё более значительные по силе биологические раздражители. Такими раздражителями и выступают нагрузки повышенного типа.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время при подготовке обучающихся футболом 11-12 лет выявлен недостаток умения быстро, точно и экономично управлять сложными двигательными действиями , особенно в условиях дефицита времени.
Недостаточная разработанность исследований данной проблемы и определили выбор темы исследования: «Особенности формирования
специальной координации обучающихся футболом 11-12 лет во внеурочное время».
Актуальность темы обусловлена тем, что в методике физической культуры и спорта чётко не определены уровни развития двигательных качеств с уклоном на формирование специальных координационных способностей и влияние развития этих двигательных качеств на результаты занимающихся футболом, не разработана методика развития координационных способностей юных футболистов 11-12 лет.
...
Проблема формирования специальных координационных способностей (ловкость, гибкость, точность и скорость реакции), а также индивидуальной подготовки обучающихся футболом 11-12 лет во внеурочное время для повышения эффективности игры в футбол является актуальной в методике физической культуры и спорта.
В психологии, педагогике, методике преподавания физической культуры, имеется достаточное количество публикаций и специальных исследований, в которых определяются цели, задачи, содержание и значение развития двигательных способностей. Всеми авторами, исследующими вопросы психопедагогики спорта, признаётся главное значение развития координационных способностей, их многоаспектный характер, позволяющий решать многие проблемы формирования.
Проанализировав психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема формирования специальной координации обучающихся футболом 11-12 лет во внеурочное время изучена недостаточно. Исследований, касающихся изучения влияния уровня формирования двигательных способностей с основным уклоном на специальные координационные способности на результаты обучающихся футболом 11-12 лет (на примере вратарей) не проводилось.
Использование разнообразных комплексов упражнений и упражнений с элементами акробатики способствует формированию и воспитанию специальных координационных способностей, развитию внутренней мотивации обучающихся футболом во внеурочное время к спортивной деятельности и концентрации их внимания на достижении оптимальной спортивной формы.
Так как главной задачей нашего исследования являлось повышение эффективности игры занимающихся футболом 11-12 лет (на примере вратарей) во внеурочне время, с помощью формирования специальных координационных способностей с основным уклоном на двигательные способности, нами были разработаны и проведены занятия с включением комплекса упражнений с элементами акробатики на формирование специальной координации вратарей 11-12 лет, а также контрольный комплекс, позволяющие выявить уровень формирования специальной координации.
Педагогический эксперимент проводился в тренировочном процессе в МАОУ «Средняя школа №55» города Красноярска Красноярского края. В исследовании принимали участие 4 вратаря 11-12 лет. Состоял из констатирующего и формирующего этапов.
В ходе исследования доказано положительное влияние разработанной нами методики формирования специальной координации на эффективность работы вратарей 11-12 лет во внеурочное время. Были разработаны и внедрены дополнительные занятия на развития ловкости, гибкости, точности и скорости реакции с элементами акробатики дающих возможность формирование двигательных способностей с основным уклоном на координационные способности, которые положительно повлияли на эффективность в игре юных вратарей 11-12 лет.
1. Алиев Э.Г., С.Н. Андреев, В.П. Губа «Футбол»: Кн. Для уч-ся средних и старших классов.- М.: Просвещение, 1989. - 144с.
2. Андреев С.Н., Алиев З.Г. Футбол в школе: Советский спорт, 2006. - 224 с.
3. Ренн А.А. «Психология подростка» Учебное пособие для учащихся ср. спец. и выс. Учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1992. - С.81-83.
4. Мухин В.С. Психология подросткового возраста» учебник М. 1997. 222с.
5. Крюков С.Н. «Возрастная психология» Учебное пособие для учащихся ср. спец. и выс. Учебных заведений. - М.: 1998. - С.71-73.
6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического формирования и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений.- М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
7. Шевчук Ю.В. Роль спортивных занятий в формировании волевых черт характера учащихся // Формирование нравственных черт характера учащихся средствами физической культуры: Сборник статей. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - С.3 - 6.
8. Кретти Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 194 с.
9. Шевчук В.А., Шевчук Ю.В. Роль спортивных занятий в формировании нравственных черт характера учащихся // Сборник статей: Национальный университет Южной Кореи, 2003. - С.1 - 4 (авторский вклад - 0,13 п.л.).
10. Шевчук Ю.В. Формирование нравственно-волевых черт характера подростков в школах спортивной ориентации: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 64 с.
11. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физическая культура и спорт, 1978. -223с.
12. Захаров Е.Е., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств. - М.; Лептос, 1994. - 368.
13. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.; Физическая культура и спорт, 1977. - С. 140-155.
14. Гендин А.М, Сергеев М.И., Шевчук Ю.В. Формирование нравственноволевых черт характера учащихся школ спортивной ориентации (социально- педагогический анализ). - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - 148с. (авторский вклад - 2,5 п.л.).
15. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт,1986. - 167 с.
... всего 20 источников