Проектная деятельность детей как средство развития речи-рассуждения старших дошкольников
|
Глава I Теоретические основы развитие речи рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
1.1 Речь-рассуждение и её особенности 8
1.2 Методика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Проектная деятельность и условия её реализации в образовательном процессе 18
Выводы по первой главе 26
Глава II Экспериментальная работа по развитию у детей старшего возраста речи-рассуждения
2.1 Выявление уровня развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Опытно-экспериментальное исследование, направленное на
реализацию проектной деятельности, у старших дошкольников 31
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно - экспериментальной работы 45
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список используемой литературы 51
1.1 Речь-рассуждение и её особенности 8
1.2 Методика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Проектная деятельность и условия её реализации в образовательном процессе 18
Выводы по первой главе 26
Глава II Экспериментальная работа по развитию у детей старшего возраста речи-рассуждения
2.1 Выявление уровня развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Опытно-экспериментальное исследование, направленное на
реализацию проектной деятельности, у старших дошкольников 31
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно - экспериментальной работы 45
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Социальным заказом государства и общества является воспитание активного, способного размышлять, объяснять и отстаивать свою точку зрения человека. Человека, способного вовремя и без проблем подстраиваться под новшества и быстрый ритм современной жизни. Поэтому проблема развитие речи рассуждения, начиная с дошкольного возраста, является весьма актуальной.
Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста связано с развитием логического мышления. Чем выше уровень логического мышления, тем на более высоком уровне дошкольник строит свои объяснения, доказательства, рассуждения. В современной педагогике речь - рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей, поиск доказательств.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что речевое развитие должно включать владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [38]. Трудно представить связанную речь без умения давать развернутые ответы на вопросы, адекватно воспринимать и понимать текст учебного материала, самостоятельно излагать понятое, а все эти способности требуют достаточного уровня развитости речи-рассуждения.
Проблемой развития речи-рассуждения активно занимались в разные времена такие ученые, как Жан Пиаже, Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Д. Луков В.И. Яшина, Бизикова О.А. В.В. Одинцов, Р.С. Ладыженская, С. Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Р.С. Ладыженская придавала большое значение развитию речи- рассуждения в детском саду.
Работая в детском саду более десяти лет и отслеживая уровень развития речи и умения рассуждать, следует отметить, что дети имеют не достаточный уровень речи-рассуждения. Заинтересовавшись данной проблемой, изучив научную и методическую литературу можно сделать вывод, что оптимальным способом решения задач обучения речи - рассуждению является проектная деятельность, она отвечает требованиям развития критического мышления у детей, умения анализировать свою деятельность, видеть и исправлять свои ошибки.
Проектную деятельность, как метод интегрированного обучения дошкольников рассматривали ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса и др.
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее решения [10] .
Цель: Выявить эффективность проектной деятельности в развитии речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, направленный на развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Процесс развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень форсированности речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие речи-рассуждения.
4. Проверить эффективность проектной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что проектная деятельность является эффективным средством развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались теоритические методы исследования: изучение научной и методической литературы по данной проблеме и эмпирические эксперимент, наблюдение, комплексный метод диагностики речевого развития, количественный и качественный анализ полученных данных.
Апробация представлена статьей «Развитие речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» в XX международной конференции «Наука и образование» и выступлением на педагогическом совете «Проектная деятельность как наиболее эффективное средство развития речи-рассуждения у старших дошкольников»
В основу диагностического метода легли исследования О.С. Ушаковой Е.М. Струниной [45] с целью выявления уровня связанной речи- рассуждения у старших дошкольников. В ходе экспериментальной деятельности были разработаны и внедрены проекты направленные на развитие речи-рассуждения.
Экспериментальная база муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9». В исследование принимали участие 49 детей 5-6 лет. Экспериментальная группа 24 человека и контрольная 25 человек.
Практическая значимость исследование заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы воспитателями и родителями с целью развития речи-рассуждения.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, задачи и методы исследуемой проблемы.
В первой главе «Теоретические основы развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
Проанализирована научная и методическая литература по вопросам развития речи-рассуждения у дошкольников. Раскрывается понятие «речь- рассуждение» и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста. Представлена методика развития речи-рассуждения у старших дошкольников, а так же рассматриваются проектная деятельность и условия ее реализации в образовательном процессе.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста речи-рассуждения. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На этапе констатирующего эксперимента проводилась диагностика по выявлению уровней сформированности речи- рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе.
На формирующем этапе были созданы и реализованы педагогические условия для проектной деятельности детей экспериментальной группы: организация предметно-развивающей среды для мотивации к экспериментальной деятельности; проведение проектной деятельности способствующей развитию доказательной речи; обеспечение сотрудничества педагогов и родителей по развитию речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках контрольного эксперимента, для получения достоверных данных, применялась диагностическая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Проверка эффективности проектной деятельности как средства развития речи-рассуждения у старших дошкольников осуществлялась путем сопоставления уровней развития речи-рассуждения в экспериментальной и контрольной группе.
Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста связано с развитием логического мышления. Чем выше уровень логического мышления, тем на более высоком уровне дошкольник строит свои объяснения, доказательства, рассуждения. В современной педагогике речь - рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей, поиск доказательств.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что речевое развитие должно включать владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [38]. Трудно представить связанную речь без умения давать развернутые ответы на вопросы, адекватно воспринимать и понимать текст учебного материала, самостоятельно излагать понятое, а все эти способности требуют достаточного уровня развитости речи-рассуждения.
Проблемой развития речи-рассуждения активно занимались в разные времена такие ученые, как Жан Пиаже, Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Д. Луков В.И. Яшина, Бизикова О.А. В.В. Одинцов, Р.С. Ладыженская, С. Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Р.С. Ладыженская придавала большое значение развитию речи- рассуждения в детском саду.
Работая в детском саду более десяти лет и отслеживая уровень развития речи и умения рассуждать, следует отметить, что дети имеют не достаточный уровень речи-рассуждения. Заинтересовавшись данной проблемой, изучив научную и методическую литературу можно сделать вывод, что оптимальным способом решения задач обучения речи - рассуждению является проектная деятельность, она отвечает требованиям развития критического мышления у детей, умения анализировать свою деятельность, видеть и исправлять свои ошибки.
Проектную деятельность, как метод интегрированного обучения дошкольников рассматривали ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса и др.
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее решения [10] .
Цель: Выявить эффективность проектной деятельности в развитии речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, направленный на развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Процесс развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень форсированности речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие речи-рассуждения.
4. Проверить эффективность проектной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что проектная деятельность является эффективным средством развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались теоритические методы исследования: изучение научной и методической литературы по данной проблеме и эмпирические эксперимент, наблюдение, комплексный метод диагностики речевого развития, количественный и качественный анализ полученных данных.
Апробация представлена статьей «Развитие речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» в XX международной конференции «Наука и образование» и выступлением на педагогическом совете «Проектная деятельность как наиболее эффективное средство развития речи-рассуждения у старших дошкольников»
В основу диагностического метода легли исследования О.С. Ушаковой Е.М. Струниной [45] с целью выявления уровня связанной речи- рассуждения у старших дошкольников. В ходе экспериментальной деятельности были разработаны и внедрены проекты направленные на развитие речи-рассуждения.
Экспериментальная база муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9». В исследование принимали участие 49 детей 5-6 лет. Экспериментальная группа 24 человека и контрольная 25 человек.
Практическая значимость исследование заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы воспитателями и родителями с целью развития речи-рассуждения.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, задачи и методы исследуемой проблемы.
В первой главе «Теоретические основы развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
Проанализирована научная и методическая литература по вопросам развития речи-рассуждения у дошкольников. Раскрывается понятие «речь- рассуждение» и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста. Представлена методика развития речи-рассуждения у старших дошкольников, а так же рассматриваются проектная деятельность и условия ее реализации в образовательном процессе.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста речи-рассуждения. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На этапе констатирующего эксперимента проводилась диагностика по выявлению уровней сформированности речи- рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе.
На формирующем этапе были созданы и реализованы педагогические условия для проектной деятельности детей экспериментальной группы: организация предметно-развивающей среды для мотивации к экспериментальной деятельности; проведение проектной деятельности способствующей развитию доказательной речи; обеспечение сотрудничества педагогов и родителей по развитию речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
В рамках контрольного эксперимента, для получения достоверных данных, применялась диагностическая методика, что и на констатирующем этапе эксперимента. Проверка эффективности проектной деятельности как средства развития речи-рассуждения у старших дошкольников осуществлялась путем сопоставления уровней развития речи-рассуждения в экспериментальной и контрольной группе.
В процессе работы была изучена и проанализирована научно - методическая и практическая литература и обоснована актуальность выбранной темы. Для формирования связанной речи-рассуждения дошкольный возраст является сенситивным периодом. От того, насколько успешно будет проведена работа по её развитию, во многом зависит дальнейшее обучение детей в школе. Важно с дошкольного детства грамотно формировать у ребенка умение рассуждать на различные темы, уметь отвечать на вопросы полным, развернутым ответом, так социальным задание страны и общества является воспитание целеустремленного, мобильного, умеющего отстаивать свою точку зрения человека. Человека, способного вовремя и без проблем подстраиваться под новшества и быстрый ритм современной жизни.
После проведенной диагностики стало очевидным, что у большинства обследуемых детей развитие речи-рассуждения находится на среднем уровне, что характеризуется наличием ошибок, не умением делать выводы и трудностями составлять рассказ с элементами доказательства. На основании полученных результатов исследования была разработана система развития речи-рассуждения посредством детской проектной деятельности.
На формирующем этапе были проведены и оформлены детские проекты. В ходе реализации проектной деятельности дети старшего дошкольного возраста проявляли высокую степень активности и самостоятельности. На протяжение всей проектной деятельности дошкольники были заинтересованы и охотно высказывали свое мнение, данный результат достигался за счет учета интереса детей, индивидуального темпа работы и мотивации на дальнейшую деятельность.
По завершению двух летней экспериментальной деятельности была повторно проведена та же диагностика, что и на констатирующем этапе для более достоверного результата проверки эффективности проектной
деятельности как средства развития речи-рассуждения у старших дошкольников.
В результате стало очевидным, что проектная деятельность является действенным методом развития у детей старшего дошкольного возраста речи-рассуждения. В ходе проектной деятельности у дошкольников развивается мышление, которое позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов и явлений для доказательства выдвинутых тезисов, учит делать выводы.
После проведения экспериментальной работы была проведена повторная диагностика. Проанализировав её результаты можно сделать вывод, что организованная проектная деятельность является оптимальным способом решения задач по развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста, умения анализировать свою деятельность, видеть и исправлять свои ошибки.
Таким образом, целенаправленная организованная проектная деятельность является эффективным средством развитию связанной речи- рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, экспериментально доказано, что тема развитие речи - рассуждения через проектную деятельность у старших дошкольников действительно актуальна, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась, задачи выполнены, цель достигнута.
После проведенной диагностики стало очевидным, что у большинства обследуемых детей развитие речи-рассуждения находится на среднем уровне, что характеризуется наличием ошибок, не умением делать выводы и трудностями составлять рассказ с элементами доказательства. На основании полученных результатов исследования была разработана система развития речи-рассуждения посредством детской проектной деятельности.
На формирующем этапе были проведены и оформлены детские проекты. В ходе реализации проектной деятельности дети старшего дошкольного возраста проявляли высокую степень активности и самостоятельности. На протяжение всей проектной деятельности дошкольники были заинтересованы и охотно высказывали свое мнение, данный результат достигался за счет учета интереса детей, индивидуального темпа работы и мотивации на дальнейшую деятельность.
По завершению двух летней экспериментальной деятельности была повторно проведена та же диагностика, что и на констатирующем этапе для более достоверного результата проверки эффективности проектной
деятельности как средства развития речи-рассуждения у старших дошкольников.
В результате стало очевидным, что проектная деятельность является действенным методом развития у детей старшего дошкольного возраста речи-рассуждения. В ходе проектной деятельности у дошкольников развивается мышление, которое позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов и явлений для доказательства выдвинутых тезисов, учит делать выводы.
После проведения экспериментальной работы была проведена повторная диагностика. Проанализировав её результаты можно сделать вывод, что организованная проектная деятельность является оптимальным способом решения задач по развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста, умения анализировать свою деятельность, видеть и исправлять свои ошибки.
Таким образом, целенаправленная организованная проектная деятельность является эффективным средством развитию связанной речи- рассуждения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, экспериментально доказано, что тема развитие речи - рассуждения через проектную деятельность у старших дошкольников действительно актуальна, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась, задачи выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Формирование умений составлять рассказы-рассуждения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе проектной деятельности
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
на материале сказочного жанра живописи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на материале сказочного жанра живописи
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019



