ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО -ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Характеристика личности и социальная ситуация развития часто
болеющего дошкольника 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмоционально-волевой готовности к школьному обучению часто
болеющих детей дошкольного возраста 32
Выводы по 2 главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Вопрос готовности ребенка к школьному обучению остается важным в настоящее время, поскольку обучение в начальной школе предъявляет высокие требования к дошкольной подготовке детей. Одним из важнейших компонентов школьной готовности считается эмоционально -волевой. Эмоционально-волевой компонент можно считать сформированным, когда ребенок дошкольного возраста может поставить перед собой цель, принять решение, умеет строить план своих действий [1, с. 6]. Ребенок 7 -ми лет к моменту поступления в школу должен уметь контролировать свои эмоции и уметь их регулировать в определенных ситуациях. Л.С. Выготский характеризовал произвольность как способность овладеть собой и своей внешней и внутренней деятельностью. Произвольность поведения является важной частью волевой готовности к школьному обучению [4, с. 100]. По мнению исследователей, именно эмоционально-волевая готовность ребенка дошкольного возраста способствует успешности учебной деятельности. Эмоционально-волевая готовность к школе - это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоций, которые сопровождают учебную деятельность и учебные ситуации [6, с. 61].
Важным фактором, который влияет на развитие личности дошкольника, выступает его здоровье. Ежегодно количество заболеваний увеличивается среди детей дошкольного возраста. Ребенок, который болеет более 4-х раз в год ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции), попадает в категорию часто болеющих детей [3, с. 29].
Цель: выявить особенности эмоционально-волевой готовности к школе часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психологическую готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть эмоционально-волевую дошкольного возраста.
3. Сделать анализ характеристики личности и его социальной ситуации развития часто болеющего дошкольника.
4. Выделить особенности эмоционально -волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционально-волевой готовности школьному обучению часто болеющих детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоционально-волевая готовность к школе.
Предмет: особенности эмоционально -волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует отличие в особенностях эмоционально-волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей дошкольного возраста и их здоровых сверстников, а именно в уровне произвольности поведения и эмоций.
Методы и методики исследования: для изучения эмоциональноволевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста были использованы:
• теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение психолого- педагогической литературы;
• эмпирические методы: тестирование с помощью методик:
«Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), тест школьной зрелости А. Керна - Я. Йирасека, «Да и нет» (Н.И. Гуткина).
База исследования: муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение (МКДОУ) с. Ванавара, Эвенкийского муниципального района (ЭМР) Красноярского края.
Практическая значимость работы заключается в разработке психолого- рекомендаций для педагогов и родителей по развитию 4 эмоционально-волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. В работе имеется 3 диаграммы. Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 66 страниц.
Вопрос о готовности ребенка к школе остается актуальным и в наше время, поскольку школьное образование диктует высокие требования к дошкольному обучению детей .Важная роль в готовности ребёнка к школе, является мотивация, которая включает познавательные и социальные мотивы обучения. Также необходимо для успешной учебной деятельности сформированность предпосылок к обучению в школе: умение ребёнком подчинится заданным правилам, умение слушать и понимать выполняемое задание, умение следовать заданному образцу [34, с. 89].
Переход от дошкольного к школьному возрасту, означает изменение ведущего вида деятельности: от игровой деятельности к учебной. В то же время новообразования возникают и в личности ребёнка». Ребёнок готов к поступлению в школу, если, это не только атрибуты (книга, ранец, тетради, форма) но и возможность для получения новых знаний и умений. Предполагается развитие познавательной сферы дошкольника . Ребенок 7-ми лет к моменту поступления в школу должен уметь контролировать свои эмоции и уметь их регулировать в определенных
ситуациях. Л.С. Выготский характеризовал произвольность как способность овладеть собой и своей внешней и внутренней деятельностью.
Произвольность поведения является важной частью волевой готовности к школьному обучению. Для обучения в школе ребенку необходимо владеть эмоциональной устойчивостью, которая обеспечит успешную учебную деятельность».
Одним из важнейших компонентов школьной готовности считается эмоционально-волевой. Эмоционально-волевой компонент можно считать сформировавшимся тогда, когда ребенок дошкольного возраста может поставить перед собой цель, принять решение, а также способен выстроить план своих действий. Недостаточно сформированный эмоционально -волевой компонент, может привести к нарушению поведения и низкой успеваемости
в школе. К поступлению ребёнка в школу он должен научиться контролировать свою импульсивность и преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять своими чувствами. Кроме того у ребёнка должны быть сформированы эмоциональная устойчивость, положительное отношение к оценке и адекватная самооценка, которые предполагают хороший процесс учебной деятельности. Дошкольник эмоционально устойчив, если у него отсутствуют импульсивные реакции.
Как отмечают Е.А. Селюкова, М.А. Мерзликина, «целью подготовки ребёнка к школе является сохранение психического и соматического здоровья детей, достижение единого уровня подготовки к школе. Всемирная организация здравоохранения (1980) рекомендует считать «часто болеющими детьми (ЧБД) тех детей, которые в течение года болеют более четырёх раз острыми респираторными вирусными заболеваниями». Для часто болеющих детей характерна: низкая устойчивость к стрессовым воздействиям. Это выражено в недостаточной эмоциональной приспособленностью к тем или иным социальным ситуациям, повышенной утомляемости, не устойчивость произвольного внимания, рассеянность во время заданий. Не сформированность эмоционально-волевого компонента может привести к не успеваемости в школе, дезадаптации . Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что часто болеющие дети имеют ряд особенностей, которые дезадаптируют их и провоцируют появление болезни. Для часто болеющего ребёнка характерна особая социальная ситуация развития которая
заключается в ограниченности общения ребёнка с окружающими,
ограничение движения ребёнка.
...
1. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т.2 №3. 124 с.
2. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клиникосоциальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов, 1986. 120 с.
3. Барабанова М.С. Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 1. С. 1-3.
4. Барсукова О.В. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению // Школьная педагогика. 2017. № 2. С. 2-5.
5. Бессонова О.А. Моделирование процессов формирования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе // Концепт. 2015. № 1. С. 231-235.
6. Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе. М.: Знание, 2009. 192 с.
7. Гараева Е.В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности к школьному обучению // Педагогическое образование в России. 2019 № 6. С. 125-129.
8. Гордиец А.В., Галактионова М.Ю., Ковалевский В.А., Груздева О.В.
Особенности социально-психологического развития детей
дошкольного возраста // Кубанский научный медицинский вестник. 2015. № 2. С 43-47.
9. Гордиец А.В., Груздева О.В. Особенности психологического развития часто болеющих детей // Российский педиатрический журнал. 2013. № 4. С. 13-16.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
11. Гуткина Н.И. Руководство практического психолога. М.: Академический проект, 2000. 184 с.
12. Доманецкая Л.Е. Родители и часто болеющий ребёнок: общение в контексте психосоматического похода: монография / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2013. 304 с.
13. Дубовик Е.Ю. Некоторые особенности эмоциональной сферы соматически больного ребёнка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. 2004. № 36. С. 29-37.
14. Дубовик Е.Ю. Родительское отношение к часто болеющему ребёнку дошкольного возраста как фактор формирования тревожности: дис. канд. психол. наук. К.,2006. 22 с.
15. Ершкова М.С., Винтин И.А. Экспериментальное исследование
особенностей психологической готовности, к школе часто болеющих детей (на примере дошкольного образовательного учреждения № 32 г. Набережные Челны Республики Татарстан) // Инженерные технологии и системы. 2011. № 2. С. 212-222.
... всего 50 источников