ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУ ЧЕНИЮ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО -ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Характеристика личности и социальная ситуация развития часто
болеющего дошкольника 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмоционально-волевой готовности к школьному обучению часто
болеющих детей дошкольного возраста 32
Выводы по 2 главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО -ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологическая готовность к школьному обучению детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Характеристика личности и социальная ситуация развития часто
болеющего дошкольника 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по развитию эмоционально-волевой готовности к школьному обучению часто
болеющих детей дошкольного возраста 32
Выводы по 2 главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Вопрос готовности ребенка к школьному обучению остается важным в настоящее время, поскольку обучение в начальной школе предъявляет высокие требования к дошкольной подготовке детей. Одним из важнейших компонентов школьной готовности считается эмоционально -волевой. Эмоционально-волевой компонент можно считать сформированным, когда ребенок дошкольного возраста может поставить перед собой цель, принять решение, умеет строить план своих действий [1, с. 6]. Ребенок 7 -ми лет к моменту поступления в школу должен уметь контролировать свои эмоции и уметь их регулировать в определенных ситуациях. Л.С. Выготский характеризовал произвольность как способность овладеть собой и своей внешней и внутренней деятельностью. Произвольность поведения является важной частью волевой готовности к школьному обучению [4, с. 100]. По мнению исследователей, именно эмоционально-волевая готовность ребенка дошкольного возраста способствует успешности учебной деятельности. Эмоционально-волевая готовность к школе - это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоций, которые сопровождают учебную деятельность и учебные ситуации [6, с. 61].
Важным фактором, который влияет на развитие личности дошкольника, выступает его здоровье. Ежегодно количество заболеваний увеличивается среди детей дошкольного возраста. Ребенок, который болеет более 4-х раз в год ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции), попадает в категорию часто болеющих детей [3, с. 29].
Цель: выявить особенности эмоционально-волевой готовности к школе часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психологическую готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть эмоционально-волевую дошкольного возраста.
3. Сделать анализ характеристики личности и его социальной ситуации развития часто болеющего дошкольника.
4. Выделить особенности эмоционально -волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционально-волевой готовности школьному обучению часто болеющих детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоционально-волевая готовность к школе.
Предмет: особенности эмоционально -волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует отличие в особенностях эмоционально-волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей дошкольного возраста и их здоровых сверстников, а именно в уровне произвольности поведения и эмоций.
Методы и методики исследования: для изучения эмоциональноволевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста были использованы:
• теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение психолого- педагогической литературы;
• эмпирические методы: тестирование с помощью методик:
«Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), тест школьной зрелости А. Керна - Я. Йирасека, «Да и нет» (Н.И. Гуткина).
База исследования: муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение (МКДОУ) с. Ванавара, Эвенкийского муниципального района (ЭМР) Красноярского края.
Практическая значимость работы заключается в разработке психолого- рекомендаций для педагогов и родителей по развитию 4 эмоционально-волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. В работе имеется 3 диаграммы. Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 66 страниц.
Важным фактором, который влияет на развитие личности дошкольника, выступает его здоровье. Ежегодно количество заболеваний увеличивается среди детей дошкольного возраста. Ребенок, который болеет более 4-х раз в год ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции), попадает в категорию часто болеющих детей [3, с. 29].
Цель: выявить особенности эмоционально-волевой готовности к школе часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психологическую готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть эмоционально-волевую дошкольного возраста.
3. Сделать анализ характеристики личности и его социальной ситуации развития часто болеющего дошкольника.
4. Выделить особенности эмоционально -волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию эмоционально-волевой готовности школьному обучению часто болеющих детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоционально-волевая готовность к школе.
Предмет: особенности эмоционально -волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует отличие в особенностях эмоционально-волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей дошкольного возраста и их здоровых сверстников, а именно в уровне произвольности поведения и эмоций.
Методы и методики исследования: для изучения эмоциональноволевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста были использованы:
• теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение психолого- педагогической литературы;
• эмпирические методы: тестирование с помощью методик:
«Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), тест школьной зрелости А. Керна - Я. Йирасека, «Да и нет» (Н.И. Гуткина).
База исследования: муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение (МКДОУ) с. Ванавара, Эвенкийского муниципального района (ЭМР) Красноярского края.
Практическая значимость работы заключается в разработке психолого- рекомендаций для педагогов и родителей по развитию 4 эмоционально-волевой готовности к школьному обучению часто болеющих детей дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. В работе имеется 3 диаграммы. Общий объём выпускной квалификационной работы составляет 66 страниц.
Вопрос о готовности ребенка к школе остается актуальным и в наше время, поскольку школьное образование диктует высокие требования к дошкольному обучению детей .Важная роль в готовности ребёнка к школе, является мотивация, которая включает познавательные и социальные мотивы обучения. Также необходимо для успешной учебной деятельности сформированность предпосылок к обучению в школе: умение ребёнком подчинится заданным правилам, умение слушать и понимать выполняемое задание, умение следовать заданному образцу [34, с. 89].
Переход от дошкольного к школьному возрасту, означает изменение ведущего вида деятельности: от игровой деятельности к учебной. В то же время новообразования возникают и в личности ребёнка». Ребёнок готов к поступлению в школу, если, это не только атрибуты (книга, ранец, тетради, форма) но и возможность для получения новых знаний и умений. Предполагается развитие познавательной сферы дошкольника . Ребенок 7-ми лет к моменту поступления в школу должен уметь контролировать свои эмоции и уметь их регулировать в определенных
ситуациях. Л.С. Выготский характеризовал произвольность как способность овладеть собой и своей внешней и внутренней деятельностью.
Произвольность поведения является важной частью волевой готовности к школьному обучению. Для обучения в школе ребенку необходимо владеть эмоциональной устойчивостью, которая обеспечит успешную учебную деятельность».
Одним из важнейших компонентов школьной готовности считается эмоционально-волевой. Эмоционально-волевой компонент можно считать сформировавшимся тогда, когда ребенок дошкольного возраста может поставить перед собой цель, принять решение, а также способен выстроить план своих действий. Недостаточно сформированный эмоционально -волевой компонент, может привести к нарушению поведения и низкой успеваемости
в школе. К поступлению ребёнка в школу он должен научиться контролировать свою импульсивность и преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять своими чувствами. Кроме того у ребёнка должны быть сформированы эмоциональная устойчивость, положительное отношение к оценке и адекватная самооценка, которые предполагают хороший процесс учебной деятельности. Дошкольник эмоционально устойчив, если у него отсутствуют импульсивные реакции.
Как отмечают Е.А. Селюкова, М.А. Мерзликина, «целью подготовки ребёнка к школе является сохранение психического и соматического здоровья детей, достижение единого уровня подготовки к школе. Всемирная организация здравоохранения (1980) рекомендует считать «часто болеющими детьми (ЧБД) тех детей, которые в течение года болеют более четырёх раз острыми респираторными вирусными заболеваниями». Для часто болеющих детей характерна: низкая устойчивость к стрессовым воздействиям. Это выражено в недостаточной эмоциональной приспособленностью к тем или иным социальным ситуациям, повышенной утомляемости, не устойчивость произвольного внимания, рассеянность во время заданий. Не сформированность эмоционально-волевого компонента может привести к не успеваемости в школе, дезадаптации . Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что часто болеющие дети имеют ряд особенностей, которые дезадаптируют их и провоцируют появление болезни. Для часто болеющего ребёнка характерна особая социальная ситуация развития которая
заключается в ограниченности общения ребёнка с окружающими,
ограничение движения ребёнка.
...
Переход от дошкольного к школьному возрасту, означает изменение ведущего вида деятельности: от игровой деятельности к учебной. В то же время новообразования возникают и в личности ребёнка». Ребёнок готов к поступлению в школу, если, это не только атрибуты (книга, ранец, тетради, форма) но и возможность для получения новых знаний и умений. Предполагается развитие познавательной сферы дошкольника . Ребенок 7-ми лет к моменту поступления в школу должен уметь контролировать свои эмоции и уметь их регулировать в определенных
ситуациях. Л.С. Выготский характеризовал произвольность как способность овладеть собой и своей внешней и внутренней деятельностью.
Произвольность поведения является важной частью волевой готовности к школьному обучению. Для обучения в школе ребенку необходимо владеть эмоциональной устойчивостью, которая обеспечит успешную учебную деятельность».
Одним из важнейших компонентов школьной готовности считается эмоционально-волевой. Эмоционально-волевой компонент можно считать сформировавшимся тогда, когда ребенок дошкольного возраста может поставить перед собой цель, принять решение, а также способен выстроить план своих действий. Недостаточно сформированный эмоционально -волевой компонент, может привести к нарушению поведения и низкой успеваемости
в школе. К поступлению ребёнка в школу он должен научиться контролировать свою импульсивность и преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять своими чувствами. Кроме того у ребёнка должны быть сформированы эмоциональная устойчивость, положительное отношение к оценке и адекватная самооценка, которые предполагают хороший процесс учебной деятельности. Дошкольник эмоционально устойчив, если у него отсутствуют импульсивные реакции.
Как отмечают Е.А. Селюкова, М.А. Мерзликина, «целью подготовки ребёнка к школе является сохранение психического и соматического здоровья детей, достижение единого уровня подготовки к школе. Всемирная организация здравоохранения (1980) рекомендует считать «часто болеющими детьми (ЧБД) тех детей, которые в течение года болеют более четырёх раз острыми респираторными вирусными заболеваниями». Для часто болеющих детей характерна: низкая устойчивость к стрессовым воздействиям. Это выражено в недостаточной эмоциональной приспособленностью к тем или иным социальным ситуациям, повышенной утомляемости, не устойчивость произвольного внимания, рассеянность во время заданий. Не сформированность эмоционально-волевого компонента может привести к не успеваемости в школе, дезадаптации . Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что часто болеющие дети имеют ряд особенностей, которые дезадаптируют их и провоцируют появление болезни. Для часто болеющего ребёнка характерна особая социальная ситуация развития которая
заключается в ограниченности общения ребёнка с окружающими,
ограничение движения ребёнка.
...





