Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
1.1 Сущность понятия «речевая готовность» и ее значение в развитии личности старшего дошкольника
1.2 Методика формирования речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
1.3 Характеристика условий формирования речевой готовности детей к обучению в школе
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
2.1 Исследование уровней сформированности речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
2.2 Создание педагогических условий по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение 55
В последнее время возросла заинтересованность исследователей по вопросам развития речи дошкольников. Этот интерес вызван осознанием социального заказа к дошкольному и школьному образованию. Возникла необходимость вооружить детей достаточным объёмом знаний для развития значимых компетентностей, успешной социализации и самоопределения.
С процессом развития речи неразрывно связано понятие речевой готовности дошкольника к обучению в школе, которая является основной, среди составляющих общей готовности детей к обучению в школе [1].
Речевая готовность к школе - итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении [14].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению [51].
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделяет звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в этих параметрах ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Поэтому речевая готовность детей по-прежнему остается наиболее актуальной в дошкольном возрасте.
Важность вопроса речевой готовности признавали такие исследователи как: Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, С. А. Козлова, Л. А. Данилова,Е. А. Флерина, К. Д. Ушинский, А. А. Леонтьев, Е. И. Тихеева, Н. И. Жинкин.
А. А. Леонтьев считал, что решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Основными условиями обогащения речи, Е. И. Тихеева считала социальную жизнь, природу, окружающую детей обстановку, дидактический материал. По мнению педагога, важным средством речевого развития дошкольников является обучение на специальных занятиях .
Следовательно, основой формирования речевой готовности детей к обучению в школе является общее речевое развитие детей, которое реализуется при создании определённых педагогических условий, направленных на эту готовность.
Таким образом, появляется необходимость создания и реализации эффективных условий по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
Цель исследования заключается в определении и проверке условий по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Предмет исследования: процесс формирования речевой готовности детей подготовительной группы
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
• организация предметно-пространственной среды для речевой активности детей;
• проведение специально организованных занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте;
• обеспечение сотрудничества педагогов и родителей по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования речевой готовности детей подготовительной группы.
2. Выявить уровни сформированности речевой готовности детей контрольной и экспериментальной групп.
3. Создать и внедрить педагогические условия по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
4. Выявить эффективность педагогических условий по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
Методы исследования:
1. Теоретические (содержательный анализ научных источников и учебно-методических материалов, обобщение, систематизация собранных данных);
2. Педагогический эксперимент (с целью комплексного исследования уровней сформированности речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе);
3. Метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании и внедрении комплекса педагогических условий по эффективному формированию речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад «Петушок», корпус «Колосок», село Смоленское, Алтайского края. В эксперименте принимали участие дети подготовительных групп № 1, № 2, в количестве 50 человек, из них: экспериментальная группа - 25 детей, контрольная группа - 25 детей.
Апробация результатов исследования.
Данные исследования были представлены в форме статьи на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся. «Наука и образование: проблемы и перспективы», которая состоялась 27 апреля 2018 года в г. Бийск. Статья «Формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе»
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, задачи и методы исследуемой проблемы.
В первой главе «Теоретические основы формирования речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе» анализировалась отечественная литература по вопросам речевой готовности, изучалось понятие «речевая готовность» и методика формирования речевой готовности детей подготовительной группы, рассматривались условия по формированию речевой готовности.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
В приложении представлено описание методики исследования уровней речевой готовности детей, протоколы, таблицы, конспекты образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, материалы по работе с родителями.
Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме формирования речевой готовности детей к обучению в школе и оценка существующих теоретических оснований ее решения позволили реализовать поставленные задачи и сделать выводы.
Исследование базировалось на положениях, которое подчеркивается в трудах Л. С. Выготского, С. А. Козловой, Л. А. Даниловой, Е. А. Флериной, К. Д. Ушинского, А. А. Леонтьева, Е. И. Тихеевой, Н. И. Жинкина.
Педагоги отмечают, что речь является основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира, а также с процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о речевой готовности дошкольников к учебной деятельности.
Было четко определено понятие, речевая готовность к школе - итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении
Проблема речевой готовности детей к обучению в школе остается открытой. Хотя в настоящее время в ФГОС ДО систематизированы основные ее компоненты и представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Эффективность формирования речевой готовности детей к обучению в школе обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: o организация предметно-пространственной среды для речевой активности детей;
o проведение специально организованных занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте;
o обеспечение сотрудничества педагогов и родителей по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
Эффективность внедрения педагогических условий по формированию речевой готовности детей к обучению в школе доказана тем, что в начале эксперимента к высокому уровню сформированности речевой готовности было отнесено 16% детей экспериментальной группы, по результатам контрольного эксперимента к высокому уровню было отнесено 76 % детей экспериментальной группы.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - 2003. - № 10 - С. 27-43.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 1999. - с. 272.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3 - 7 лет. [Текст]: книга для воспитателей детского сада. - М., 2004. - 290с.
5. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: / Институт национальных проблем образования МОРФ. - М.: 2008. - с 4 - 16.
6. Бизикова, О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах [Текст]: учебное пособие. / О. А. Базикова. Нижневарт. гос. ун - т, 2014. - 93 с.
7. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]: пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.
8. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психологический очерк: книга для учителя / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. - 93с.
10. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст]: методическое пособие / В. В. Гербова. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.
11. Генинг, М. Г.Обучение дошкольников правильной речи [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. 4-е издание - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
12. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Электронный ресурс]: дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - Электрон. текстовые данные. - М.: КомКнига, 2005. - Режим доступа: pedlib.ru/Books/7/0073/index.shtml Tuesday, 23 Dec 2017 20:12:50.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучение детской речи [Текст]: книга для дошкольных работников, студентов и преподавателей педвузов / А. Н. Гвоздев. - М.: Детство - Пресс, - 2007. - 322 с.
14. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
15. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е.Тимощук. - М.: Просвещение, 2007 - 224 с.
16. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду [Текст]: методические рекомендации / В. В. Гербова. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 90 с.
17. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - Спб.: Питер, 2013. - 464 с.
18. Епифанова, С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.) - Казань: Бук, 2015. - С. 52 - 55. - Режим доступа https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7964/ Tuesday, 04 May.2018 09:33:35.
19. Журова, Л. Е. Родной язык. [Текст] / Л. Е. Журова, Г. А. Тумакова // В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. М.: АСТ - ПРЕСС. 2009. - 276 с.]
20. Запорожец, А. В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец // Советская педагогика. 1988. - № 7.
21. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29 - 32.
22. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия. -2000. - 416 с.
23. Комарова, Т. С. Педагогическая диагностика перед поступлением в школу [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика - синтез, 2014. - 120 с.
24. Комарова, О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. [Текст] / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. - 2014г. - №8. - С. 43 - 48
25. Ладыженская, Т. А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу. Характеристика связной речи детей 6-7 лет. [Текст]: Т. А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1979. - 156с.
26. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст]: - М.: - 2004.
27. Лотарев, В. К. Родной язык [Текст]: пособие для учащихся дошкольных педучилищ / В. К. Лотарев, Л. П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1977. - 239с.
28. Любина, Г. А. Детская речь [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. А. Любина. - Минск: Научно - методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. - 224 с.
29. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Максаков. 2-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 64 с.
30. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст]: пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений / А. И. Максаков. Мозаика - Синтез, 2011 г.
31. Матвиенко, Е. В. Речевая готовность первоклассников к обучению в школе [Электронный ресурс]: / Е. В. Матвиенко, Т. А.Савельева // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 34. - С. 79-84. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/771153.htm. Tuesday, 10 April 2018 19:12:13.
32. На пороге школы [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга» / Сост Т. Н. Доронова,- М.: Просвещение, 2002. - с. 41 - 95.
33. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии -2003. - 941 с.
34. Немов, Р. С. Общая психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 726 с.
35. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
36. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. - М.: 2004. - 59 с.
37. Стригунова, А. Г. Условия реализации подготовки детей к обучению в системе «семья - школа» [Электронный ресурс]: Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 129-132. - Режим доступа https://moluch.ru/archive/114/30162/ Tuesday, 02 April 2018 21:23:33.
38. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. - М.: «Академия», 2006. - 256 с.
39. Сохин, Ф. А Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. - М.: НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с.
40. Ташлыкова, Е. В. Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников [Электронный ресурс]: Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 641-644. - Режим доступа https://moluch.ru/archive/77/13369/ Tuesday, 07 Febr 2018 11:14: 12.
41. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Л. И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2001.
42. Ткаченко, Т. А. В первый класс - без дефектов речи [Текст]: методическое пособие / Т. А. Ткаченко. - СПб, 1999. - 112 с.
43. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
44. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст]: учебник для пед. вузов / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 256 с.
45. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс]: - Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 120-122. - Режим доступа https://moluch.ru/archive/103/23955/ Tuesday, 13 March 2018 14:34: 22.
46. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Сост. М. М.Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 560 с.
47. Шишкина, А. С. Речевая готовность к школе детей предшкольного возраста [Электронный ресурс]: - Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 560-562. - Режим доступа https://moluch.ru/archive/128/35469/ Tuesday, 14 April 2018 17:23:13.
48. ЧемоДанова, А. В. Речевая готовность детей к школе [Электронный ресурс]: - Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 606-608. - Режим доступа https://moluch.ru/archive/137/38379/ Tuesday, 03.March 2018 19:20: 25.
49. Шевцова, Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет [Текст]: пособие для родителей и воспитателей детских садов / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. - Сфера, 2007 - 96 с.
50. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст]: Методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. Р.Соболева. - Екатеринбург: АРГО. - 1996. - 80 с.
51. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok/html Tuesday, 05 Jan 2018 10:14: 22.