Формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
1.1 Сущность понятия «речевая готовность» и ее значение в развитии личности старшего дошкольника
1.2 Методика формирования речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
1.3 Характеристика условий формирования речевой готовности детей к обучению в школе
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
2.1 Исследование уровней сформированности речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
2.2 Создание педагогических условий по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение 55
Глава 1. Теоретические основы формирования речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
1.1 Сущность понятия «речевая готовность» и ее значение в развитии личности старшего дошкольника
1.2 Методика формирования речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
1.3 Характеристика условий формирования речевой готовности детей к обучению в школе
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
2.1 Исследование уровней сформированности речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе
2.2 Создание педагогических условий по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение 55
В последнее время возросла заинтересованность исследователей по вопросам развития речи дошкольников. Этот интерес вызван осознанием социального заказа к дошкольному и школьному образованию. Возникла необходимость вооружить детей достаточным объёмом знаний для развития значимых компетентностей, успешной социализации и самоопределения.
С процессом развития речи неразрывно связано понятие речевой готовности дошкольника к обучению в школе, которая является основной, среди составляющих общей готовности детей к обучению в школе [1].
Речевая готовность к школе - итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении [14].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению [51].
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделяет звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в этих параметрах ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Поэтому речевая готовность детей по-прежнему остается наиболее актуальной в дошкольном возрасте.
Важность вопроса речевой готовности признавали такие исследователи как: Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, С. А. Козлова, Л. А. Данилова,Е. А. Флерина, К. Д. Ушинский, А. А. Леонтьев, Е. И. Тихеева, Н. И. Жинкин.
А. А. Леонтьев считал, что решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Основными условиями обогащения речи, Е. И. Тихеева считала социальную жизнь, природу, окружающую детей обстановку, дидактический материал. По мнению педагога, важным средством речевого развития дошкольников является обучение на специальных занятиях .
Следовательно, основой формирования речевой готовности детей к обучению в школе является общее речевое развитие детей, которое реализуется при создании определённых педагогических условий, направленных на эту готовность.
Таким образом, появляется необходимость создания и реализации эффективных условий по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
Цель исследования заключается в определении и проверке условий по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Предмет исследования: процесс формирования речевой готовности детей подготовительной группы
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
• организация предметно-пространственной среды для речевой активности детей;
• проведение специально организованных занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте;
• обеспечение сотрудничества педагогов и родителей по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования речевой готовности детей подготовительной группы.
2. Выявить уровни сформированности речевой готовности детей контрольной и экспериментальной групп.
3. Создать и внедрить педагогические условия по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
4. Выявить эффективность педагогических условий по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
Методы исследования:
1. Теоретические (содержательный анализ научных источников и учебно-методических материалов, обобщение, систематизация собранных данных);
2. Педагогический эксперимент (с целью комплексного исследования уровней сформированности речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе);
3. Метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании и внедрении комплекса педагогических условий по эффективному формированию речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад «Петушок», корпус «Колосок», село Смоленское, Алтайского края. В эксперименте принимали участие дети подготовительных групп № 1, № 2, в количестве 50 человек, из них: экспериментальная группа - 25 детей, контрольная группа - 25 детей.
Апробация результатов исследования.
Данные исследования были представлены в форме статьи на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся. «Наука и образование: проблемы и перспективы», которая состоялась 27 апреля 2018 года в г. Бийск. Статья «Формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе»
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, задачи и методы исследуемой проблемы.
В первой главе «Теоретические основы формирования речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе» анализировалась отечественная литература по вопросам речевой готовности, изучалось понятие «речевая готовность» и методика формирования речевой готовности детей подготовительной группы, рассматривались условия по формированию речевой готовности.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
В приложении представлено описание методики исследования уровней речевой готовности детей, протоколы, таблицы, конспекты образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, материалы по работе с родителями.
С процессом развития речи неразрывно связано понятие речевой готовности дошкольника к обучению в школе, которая является основной, среди составляющих общей готовности детей к обучению в школе [1].
Речевая готовность к школе - итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении [14].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению [51].
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделяет звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в этих параметрах ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Поэтому речевая готовность детей по-прежнему остается наиболее актуальной в дошкольном возрасте.
Важность вопроса речевой готовности признавали такие исследователи как: Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, С. А. Козлова, Л. А. Данилова,Е. А. Флерина, К. Д. Ушинский, А. А. Леонтьев, Е. И. Тихеева, Н. И. Жинкин.
А. А. Леонтьев считал, что решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Основными условиями обогащения речи, Е. И. Тихеева считала социальную жизнь, природу, окружающую детей обстановку, дидактический материал. По мнению педагога, важным средством речевого развития дошкольников является обучение на специальных занятиях .
Следовательно, основой формирования речевой готовности детей к обучению в школе является общее речевое развитие детей, которое реализуется при создании определённых педагогических условий, направленных на эту готовность.
Таким образом, появляется необходимость создания и реализации эффективных условий по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
Цель исследования заключается в определении и проверке условий по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
Предмет исследования: процесс формирования речевой готовности детей подготовительной группы
В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
• организация предметно-пространственной среды для речевой активности детей;
• проведение специально организованных занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте;
• обеспечение сотрудничества педагогов и родителей по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования речевой готовности детей подготовительной группы.
2. Выявить уровни сформированности речевой готовности детей контрольной и экспериментальной групп.
3. Создать и внедрить педагогические условия по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
4. Выявить эффективность педагогических условий по формированию речевой готовности детей подготовительной группы.
Методы исследования:
1. Теоретические (содержательный анализ научных источников и учебно-методических материалов, обобщение, систематизация собранных данных);
2. Педагогический эксперимент (с целью комплексного исследования уровней сформированности речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе);
3. Метод количественной и качественной обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании и внедрении комплекса педагогических условий по эффективному формированию речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
База экспериментального исследования: МБДОУ «Детский сад «Петушок», корпус «Колосок», село Смоленское, Алтайского края. В эксперименте принимали участие дети подготовительных групп № 1, № 2, в количестве 50 человек, из них: экспериментальная группа - 25 детей, контрольная группа - 25 детей.
Апробация результатов исследования.
Данные исследования были представлены в форме статьи на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся. «Наука и образование: проблемы и перспективы», которая состоялась 27 апреля 2018 года в г. Бийск. Статья «Формирование речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе»
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность, цель, объект, предмет, задачи и методы исследуемой проблемы.
В первой главе «Теоретические основы формирования речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе» анализировалась отечественная литература по вопросам речевой готовности, изучалось понятие «речевая готовность» и методика формирования речевой готовности детей подготовительной группы, рассматривались условия по формированию речевой готовности.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию речевой готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
В приложении представлено описание методики исследования уровней речевой готовности детей, протоколы, таблицы, конспекты образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, материалы по работе с родителями.
Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме формирования речевой готовности детей к обучению в школе и оценка существующих теоретических оснований ее решения позволили реализовать поставленные задачи и сделать выводы.
Исследование базировалось на положениях, которое подчеркивается в трудах Л. С. Выготского, С. А. Козловой, Л. А. Даниловой, Е. А. Флериной, К. Д. Ушинского, А. А. Леонтьева, Е. И. Тихеевой, Н. И. Жинкина.
Педагоги отмечают, что речь является основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира, а также с процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о речевой готовности дошкольников к учебной деятельности.
Было четко определено понятие, речевая готовность к школе - итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении
Проблема речевой готовности детей к обучению в школе остается открытой. Хотя в настоящее время в ФГОС ДО систематизированы основные ее компоненты и представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Эффективность формирования речевой готовности детей к обучению в школе обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: o организация предметно-пространственной среды для речевой активности детей;
o проведение специально организованных занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте;
o обеспечение сотрудничества педагогов и родителей по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
Эффективность внедрения педагогических условий по формированию речевой готовности детей к обучению в школе доказана тем, что в начале эксперимента к высокому уровню сформированности речевой готовности было отнесено 16% детей экспериментальной группы, по результатам контрольного эксперимента к высокому уровню было отнесено 76 % детей экспериментальной группы.
Исследование базировалось на положениях, которое подчеркивается в трудах Л. С. Выготского, С. А. Козловой, Л. А. Даниловой, Е. А. Флериной, К. Д. Ушинского, А. А. Леонтьева, Е. И. Тихеевой, Н. И. Жинкина.
Педагоги отмечают, что речь является основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира, а также с процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о речевой готовности дошкольников к учебной деятельности.
Было четко определено понятие, речевая готовность к школе - итог работы по формированию речи и развитию ее как средства общения в течение всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении
Проблема речевой готовности детей к обучению в школе остается открытой. Хотя в настоящее время в ФГОС ДО систематизированы основные ее компоненты и представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).
Эффективность формирования речевой готовности детей к обучению в школе обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: o организация предметно-пространственной среды для речевой активности детей;
o проведение специально организованных занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте;
o обеспечение сотрудничества педагогов и родителей по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
Эффективность внедрения педагогических условий по формированию речевой готовности детей к обучению в школе доказана тем, что в начале эксперимента к высокому уровню сформированности речевой готовности было отнесено 16% детей экспериментальной группы, по результатам контрольного эксперимента к высокому уровню было отнесено 76 % детей экспериментальной группы.
Подобные работы
- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Работа педагога-психолога по формированию психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА «ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация подготовки детей к обучению в школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020



