ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 7
1.1. Сущность, задачи и теоретические основы медиаобразования 7
1.2. Теоретико-методические концепции медиаобразования 14
1.2.1. Медиаобразовательная модель Усова Ю. Н 14
1.3. Медиаобразование на материале кинематографа 17
1.3.1. История развития российского кино и медиаобразования в XX-XXI
вв 17
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФРАГМЕНТОВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ 32
2.1. Педагогические условия использования кинофильмов в
образовательном процессе 32
2.2. Методические правила и приемы использования художественных
фильмов на уроках истории 39
2.3. Методические правила и приемы использования документальных
фильмов на уроках истории 43
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникационных технологий. В ФГОС определено, что метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать: «формирование и развитие у обучающихся компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий».1
Использование ИКТ-технологий на уроках истории позволяет повысить уровень интереса к изучаемому предмету у обучающихся, делает процесс обучения более наглядным и содержательным, что положительно повлияет на степень усвоения нового учебного материала.
В практике образования на смену устоявшимся технологиям обучения приходят новые интерактивные средства - аудиовизуальные средства, получающие все более широкое применение в учебно-образовательном процессе. Особое место среди аудиовизуальных средств занимает кино.
Благодаря использованию фильмов на уроках истории, снижается уровень утомляемости учеников, реализуется «золотое правило» дидактики - принцип наглядности. Аудиовизуальные средства обучения позволяют оперировать большим количеством информации, повышают интерес учащихся к изучаемому предмету, придают уроку динамичность.
Применение кинофильмов на уроках истории поможет ознакомиться с теми историческими явлениями и процессами, которые недосягаемы для прямого наблюдения, ведь речь идет и событиях, произошедших множество столетий и тысячелетий назад.
Проблема исследования заключается в том, что современное поколение школьников с раннего детства находится под влиянием экранной культуры. Дети довольно рано овладевают навыками пользования смартфона, компьютера и т.д. Как правило, информация, добытая такими техническими средствами, может быть пустой, несодержательной и зачастую фальшивой. В этих условиях актуальным становится вопрос о дидактическом потенциале кинематографа в учебно-образовательном процессе. Правильное использование художественных и документальных фильмов на уроках истории окажет существенную роль в формировании и развитии способности обучающихся быстро реагировать на изменения в обществе, рационально использовать, искать и перерабатывать необходимую информацию, а также поспособствует развитию критического мышления, творческих способностей обучающихся.
Целью данной работы является поиск и выявление педагогических условий для эффективного использования художественных и документальных фильмов на уроках истории.
Задачи данного исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать теоретические основы медиаобразования на материале кинематографа.
2. Рассмотреть особенности восприятия и усвоения информации при помощи художественных и документальных фильмов на уроке истории.
3. Выявить и описать педагогические условия использования
художественных и документальных фильмов в учебнообразовательном процессе при изучении истории.
Объект работы - учебно-воспитательный процесс основной общеобразовательной школы
Предметом данного исследования являются педагогические условия использования художественных и документальных фильмов на уроках истории.
Теоретико-методологическую основу составили труды в области кино и медиаобразования таких авторов, как Закирова О. А., Молотов К. С., Усов Ю. Н., Федоров А. В., Челышева И. В., Черепинский С. И. и др.
Закиров О.А. в работе «Экран и история: Методические проблемы использования киновидеозаписей в школьном историческом образовании» провел теоретический анализ методических проблем применения фильмов и материалов кино и видео в педагогической деятельности учителя истории.
...
Результаты исследования в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:
В ходе данного исследования были рассмотрены и проанализированы теоретические основы медиаобразования на материале кинематографа. В результате чего было определено, что медиаобразование рассматривается в рамках разнообразных теорий: протекционистская, этическая,
идеологическая, экологическая и т.д. Данные теоретические основы имеют как сходства, так и различия.
На основе анализа педагогической литературы было выяснено, что медиаобразование очень важно для развития навыков восприятия и анализа разного рода информации, формирования критического мышления, творческих способностей личности.
Под медиаобразованием понимается направление в педагогике, которое выступает за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации на материале прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д. В современных условиях роль медиаобразования стремительно растет, что диктует необходимость его развития в школьных учреждениях.
Значительный вклад в развитие медиаобразования на материале кинематографа внес доктор педагогических наук Усов Ю. Н. Он является создателем медиаобразовательной модели, эффективность которой была им доказана.
Медиаобразовательное движение на материале кинематографа зародилось в первые годы ХХ века, когда в 1896 году Постоянная Комиссия по Техническому образованию Русского Технического Общества организовала в Соляном Городке в Петербурге кинематографические сеансы для своих школ.
Российское кинообразование прошло множество трудностей на пути своего становления, так как отношение общества к кинематографу не всегда было однозначным.
В данной работе были рассмотрены и проанализированы особенности восприятия и усвоения медиаинформации посредством использования художественных и документальных фильмов на уроках истории. Они заключаются в том, что концентрация внимания у школьников варьируется в зависимости от их возрастной группы, было выявлено, что дети и подростки с легкостью усваивают новый материал с помощью аудиовизуальных средств, так как с их помощью реализуется «золотое» правило дидактики - принцип наглядности, который оптимизирует процесс обучения.
В ходе исследования были выделены и описаны следующие педагогические условия использования художественных и документальных фильмов в учебно-образовательном процессе на уроке истории:
• кабинет должен быть технически оснащен всеми необходимыми средствами для показа фильма;
• фильм должен соответствовать изучаемой теме;
• фильм должен соответствовать возрастной категории обучающихся,
• демонстрируемый фильм не должен содержать сцен, которые нежелательны для демонстрации школьникам;
• при демонстрации фильма должны быть учтены нормы СанПина в соответствии с возрастной категорией обучающихся;
• произведен отбор необходимого видеоматериала, который будет соответствовать тематике урока;
• должны быть выделены рамки исследуемой темы и соответствующего видеоматериала;
• подготовка учащихся к просмотру видеоматериала (беседа о создании, жанре фильма и т.д.);
• перед или после демонстрации необходима четкая постановка задач (ответить на вопросы после ознакомления с киноматериалом, выполнить задания, тест и т.д.).
...
1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Ростов-на-Дону, 2013.
4. Баранов О. А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. искусств. - М., 1968. 21 с.
5. Вайсфельд И. В. Развитие кинообразования в условиях перестройки. - М.: Изд-во Общества друзей кино, 1988. 21 с.
6. Гельмонт А. М. Изучение детского кинозрителя. - М.: Роскино, 1933. 65 с.
7. Готвальд В. А. Кинематограф - его происхождение, устройство, современное и будущее общественное и научное значение. - М., 1909. 120 с.
8. Гура В. В. Культурологический подход как теоретикометодологическая основа гуманизации информационных технологий обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов, 1994. 17 с.
9. Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника. Автореф дис. ... канд. пед. наук. - Санкт- Петербург, 2000. 21 с.
10.Закиров, О. А. Экран и история: Методические проблемы
использования киновидеозаписей в школьном историческом образовании / О. А. Закиров // Преподавание истории в школе. - 2014.
• № 3. С. 5-14
11. Кандырин Б. Н. Детское и учебное кино//Искусство в школе. - 1929. - № 2-3. С. 57-58.
12. Крапчатов И. Киноурок как наиболее эффективный метод
работы//Учебное кино. - М., 1936. - № 3. С.3-10.
13. Макаренко А. С. Сочинения - М., 1957. - Т.4. С. 423.
14. Малобицкая З. С. Киноискусство как средство нравственно
эстетического воспитания учащихся старших классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1979. 23 с.
15. Менжинская Ю.И. Задачи массовой работы с детьми в кино // Искусство в школе. 1927. № 1. С. 18-20.
... всего 38 источников