Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями 8
1.1. Сущность понятия «основы безопасности жизнедеятельности», его характеристика 8
1.2. Природные объекты и явления и их потенциальные опасности 10
1.3. Условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями 22
2.1. Выявление уровня развития знаний старших дошкольников о безопасности жизнедеятельности 23
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными явлениями и объектами, опасными для здоровья 30
2.3. Анализ результатов исследования 36
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
В данном мире, где мы живем, состоит из многочисленных опасностей, которые угрожают здоровью, жизни нас и наших детей. Ежедневно газеты, радио и телевидение оповещают об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, которые влекут за собой гибель людей. Чтобы была повышена у детей защищенность, для этого необходимо детям научиться наблюдательности, умением проанализировать там, где ошибаются в каких либо поступках, которые приводят к неприятностям, и отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками правильных действий в случае проявления опасностей.
Безопасность жизнедеятельности - это одно из составляющих науки основ безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста.
Согласно ФГОС ДО, развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников является составной частью положения о здоровье детей [47].
Данной проблемой занимались такие ученые, как Н.К. Иванова, Л.Г Татарникова, И.К. Топорников, З.И. Береснева, Н.Н. Поддъяков и др.
В период дошкольного детства активно осваивается мир и ценностная взаимосвязь мира с природой, социума и человека; а также процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и недостаточной разработанностью образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;
- потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и недостаточностью научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.
Цель исследования - выявить эффективность условий развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными объектами и явлениями.
Объект исследования - условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными объектами и явлениями.
Предмет исследования - процесс развития у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности при ознакомлении с природными объектами и явлениями.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями будет эффективным, если использовать следующие условия:
- проводить по плану организованную образовательную деятельность по безопасности жизнедеятельности со старшими дошкольниками, учитывая интересы, развитие и возраста детей;
- дидактически соответствующим образом подбирать серию сюжетных картин, фильмов о потенциально опасных природных объектах и явлениях с учетом интереса и возраста детей;
- поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к познанию потенциально опасных природных объектов и явлений и правил безопасного поведения.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
2. Выявить уровень развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
3. Определить условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
4. Разработать и реализовать комплекс ООД по ознакомлению с природными объектами и явлениями, как одно из условий развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников и выявить его эффективность.
В работе использовались методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, методы качественной и количественной обработки данных).
Экспериментальной базой исследования явились структурное подразделение Детский сад «Сказка»» МБОУ АСОШ №5 и структурное подразделение Детский сад «Светлячок» МБОУ АООШ № 3 с. Алтайское, Алтайского района, Алтайского края. Всего приняли участие в исследовании 40 детей двух старших групп по 20 человек в экспериментальной и контрольной группах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный комплекс ООД, направленный на развитие представлений старших дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности при ознакомлении с природными объектами и явлениями, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
Апробация работы: Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждены на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Алтайское, Алтайского района Алтайского края и в виде публикации статьи «Развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями» в сборнике «Наука и образование: проблемы и перспективы» Материалы ХХ Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученных, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введение обоснован выбор темы с точки актуальности и степени научной разработанности, кратко излагается суть рассматриваемой в работе проблемы, определены цель, объект и предмет исследования, которые задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями» представлены теоретические основы развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями. Раскрывается сущность понятия «основы безопасности жизнедеятельности», его характеристика. Природные объекты и явления и их потенциальные опасности. Рассматривается методика развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями» представлен анализ результатов экспериментального исследования развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
В заключении сделаны выводы работы по исследованию.
Список литературы включает 53 источника.
В приложениях предоставлены карты обследования детей, календарно-тематическое планирование образовательной деятельности, конспекты.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что вопрос развития основ безопасности жизнедеятельности остается актуальным, по сей день. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его адекватного поведения. Дошкольный возраст период впитывания, накопления знаний. При ознакомлении с природными объектами и явлениями, потенциально опасными для здоровья человека, важную роль играет правильный подбор методов и приемов при организации и проведения мероприятий с детьми.
В ходе работы в теоретической части работы раскрыта сущность понятия «основы безопасности жизнедеятельности», его характеристика, рассмотрены природные объекты и явления и их потенциальные опасности, условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
В практической части, описаны методы и условия развития безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. После того как было определено направление, задание диагностики и критериев оценивания было проведено экспериментальное исследование.
В ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп. Он оказался достаточно низким в обеих группах: высокий уровень в экспериментальной - 5%, в контрольной группе 12%, средний уровень в экспериментальной группе - 65%, в контрольной группе - 60%, низкий уровень в экспериментальной группе - 30%, в контрольной группе - 28%.
В результате полученных данных стало необходимостью для разработки комплекса мероприятий по развитию основ безопасности жизнедеятельности детей экспериментальной группы посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
Затем на формирующем этапе исследования проводился комплекс мероприятий по ознакомлению с потенциально опасными природными объектами и явлениями. Систематическая работа с соблюдением условий успешного развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями дали положительные результаты.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала в экспериментальной группе положительную динамику развития основ безопасности жизнедеятельности по сравнению с детьми контрольной группы. В экспериментальной группе высокий уровень повысился на 45%, средний уровень понизился на 30%, низкий уровень понизился на 15 %. Это объясняется тем, что показало положительную динамику проводимых мероприятий образовательной деятельности по развитию основ безопасности жизнедеятельности посредством ознакомления с природными объектами и явлениями. И в контрольной группе высокий уровень повысился на 8%, а средний и низкий понизился, для среднего уровня на 5%, для низкого уровня на 3%.
Таким образом, сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования позволяют сделать вывод о том, что ознакомление детей с природными объектами и явлениями, потенциально опасными для здоровья человека, являются важным знанием в развитии основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Составленный комплекс мероприятий, направленный на развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными объектами и явлениями, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
1. Авдеева, Н.Н. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Авдеева, О.Л., Князева, Р.Б., Стеркина. - С.Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. -144 с.
2. Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. — Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.
3. Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст]: методическое пособие для педагогов и детей по ОБЖ / Э. Антюхин, М. Сулла // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.
4. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.
5. Арустмов,Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов средних учебных заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. - М.: Академия, 2014. -176 с.
6. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста [Текст]: книга для воспитателей детского сада / К.Ю. Белая, В.Н.Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. - М.: Просвещение, 2004. - 94 с.
7. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая. - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]: учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
9. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж.: ТЦ Учитель, 2004.- 207 с.
10. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры [Текст]: книга для проведения занятий по ознакомлению дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, как в условиях семьи так и в ДОУ / Т.П. Гарнышева - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. - 128 с.
11. Гаткин, Е.Я. Безопасность ребенка [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ Е.Я. Гаткин - М.: Лист, 1997. - 174 с.
12. Голицына, Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы [Текст]: сборник для педагогов ДОУ / Н.С. Голицына, С.В. Люзина, Е.Е. Бухарова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. - 112 с.
13. Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности [Текст]: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, дошкольного образования / А.Л. Давидович и др.- Минск: Экоперспектива, 2015. - 92 с.
14. Денисенкова, Н.А. Ваш ребёнок познаёт мир [Текст]/ Н.А. Денисенкова //Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 15-17.
15. Дмитриенко, З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / З.С. Дмитриенко. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2012. - 240 с.
16. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с.
17. Ефремова, Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный [Текст] /Ф.Т. Ефремова. - М.: ACT, 2010. - 699 с.
18. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / Т.В. Загвоздкина - Минск: Полымя, 2001. -178 с.
19. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
20. Каджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов / Г.М. Каджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
21. Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 319 с.
22. Князева, О.Л. Мои помощники [Текст] / О.Л. Князева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - 55 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: учебное пособие для студентов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: «Академия», 2009. - 424 с.
24. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью [Текст]: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /С.А.Козлова. - М.:Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
25. Коломеец, Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Азбука безопасности, конспекты занятий [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / Н.В. Коломеец. - Волгоград: Учитель, 2015. - 168 с.
26. Кочергина, В. Н. Земля - наш дом [Текст] / В.Н. Кочергина// Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - С. 50-53.
27. Каюрова, А.Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС [Текст] /А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т.С.Шеховцова // Молодой ученый. - 2014. - № 11. - С. 384-386.
28. Лыкова, И.А. Опасные предметы, существа и явления [Текст]: учебное пособие для педагогов ДОУ/ И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. - 96 с.
29. Лыкова, И.А. Опасные явления в природе. Беседы по картинкам. [Текст]: Дидактический материал (набор из 8 карточек) / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. 10 с.
30. Мамонтов, Л.А. Безопасность ребёнка: воспитательный процесс [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / Л.А. Мамонтов. - М.: Просвещение. - 2003. - 104 с.
31. Несканен, А. П. Природа в развитии и воспитании ребенка [Текст] /
А.П. Несканен // Дошкольное воспитание. - №7. - 2000. - С.15-17.
32. Николаева, С.Н. ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / С.Н. Николаева //Дошкольное воспитание. - №7. - 2015. С.-31-34.
33. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст]: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения С.Н. Николаева - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
34. Ожегова, С.И. Толковый словарь русского языка [Текс]: 100000 слов, терминов и выражений /С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. - М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2018. - 1376 с.
35. Павлюков, С. Ю. Формула безопасности [Текст]: методическое пособие для педагогов ДОУ/ С. Ю. Павлюков, Н. С. Окунь. - Мн.: КИИ, 2015. - 99 с.
36. Погодаева, А.М. Рефлексивный подход в обучении дошкольников безопасности [Текст] / А.М. Погодаева, Т.И. Ушева // Дошкольное воспитание. -№12. - 2014. - С.12 - 16.
37. Подласный, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов /
И.П. Подпасный. - М.: Владос, 2005. - 230 с.
38. Полынова, В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ В.К. Полынова, З.С. Дмитренко. - СПб.: Детство-Пресс. 2010. - 155 с.
39. Прус, Л.И. Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст]: пособие для педагогов ДОУ /Л.И. Прус. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007. - 94 с.
40. Рунова, М.А. Ознакомление с природой через движение [Текст]: интегрированные занятия / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 86 с.
41. Скалеренко, А.Б. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / А.Б. Скалеренко. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 175 с.
42. Симонова, Л.П. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.П.Симонова // Управление ДОУ. - №1. - 2003. - С.14-16.
43. Смирнов, А.Т., Основы безопасности жизнедеятельности. / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. - М.: Просвещение, 2007. - 230 с.
44. Соломенкова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа [Текст]: пособие для педагогов ДОУ и студентов педагогических колледжей и вузов/ О.А. Соломенкова. - М.: Мозаика- Синтез, 2016. - 112 с.
45. Тимофеева, Л.Ф. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / Л. Ф. Тимофеева - Детство-Пресс, 2015. - 192 с.
46. Усачев, А.В. Школа безопасности [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / А. В. Усачев, А.Т. Березин. - М.: АСТ: ИПС, 1997.- 178 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]/ - М.: Перспектива, 2014.-32с.
48. Фисенко, М.А. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / М.А. Фисенко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. - 96 с.
49. Фоминова, А.Н. Педагогическая психологи [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2011. - 320 с.
50. Черемшанцева, О.В Основы безопасного поведения дошкольников [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / О.В. Черемшанцева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 95 с.
51. Шипунов, В.А. Детская безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов / В.А. Шипунов. -М.: ИД Цветной мир, 2015. - 96 с.
52. Шорыгина, Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5- 8 лет [Текст]: пособие для педагогов ДОУ / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 80 с.
53. Яковенко, Л.В. Азбука безопасности дошкольников. Методические материалы и разработки занятий [Текст]: пособие для педагогов ДОУ /
Л.В. Яковенко. - М.: Изд-во «Ранок», 2009. - 208 с.