Развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями 8
1.1. Сущность понятия «основы безопасности жизнедеятельности», его характеристика 8
1.2. Природные объекты и явления и их потенциальные опасности 10
1.3. Условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями 22
2.1. Выявление уровня развития знаний старших дошкольников о безопасности жизнедеятельности 23
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными явлениями и объектами, опасными для здоровья 30
2.3. Анализ результатов исследования 36
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
Глава 1. Теоретические основы развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями 8
1.1. Сущность понятия «основы безопасности жизнедеятельности», его характеристика 8
1.2. Природные объекты и явления и их потенциальные опасности 10
1.3. Условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями 22
2.1. Выявление уровня развития знаний старших дошкольников о безопасности жизнедеятельности 23
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными явлениями и объектами, опасными для здоровья 30
2.3. Анализ результатов исследования 36
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список литературы 46
В данном мире, где мы живем, состоит из многочисленных опасностей, которые угрожают здоровью, жизни нас и наших детей. Ежедневно газеты, радио и телевидение оповещают об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, которые влекут за собой гибель людей. Чтобы была повышена у детей защищенность, для этого необходимо детям научиться наблюдательности, умением проанализировать там, где ошибаются в каких либо поступках, которые приводят к неприятностям, и отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками правильных действий в случае проявления опасностей.
Безопасность жизнедеятельности - это одно из составляющих науки основ безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста.
Согласно ФГОС ДО, развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников является составной частью положения о здоровье детей [47].
Данной проблемой занимались такие ученые, как Н.К. Иванова, Л.Г Татарникова, И.К. Топорников, З.И. Береснева, Н.Н. Поддъяков и др.
В период дошкольного детства активно осваивается мир и ценностная взаимосвязь мира с природой, социума и человека; а также процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и недостаточной разработанностью образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;
- потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и недостаточностью научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.
Цель исследования - выявить эффективность условий развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными объектами и явлениями.
Объект исследования - условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными объектами и явлениями.
Предмет исследования - процесс развития у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности при ознакомлении с природными объектами и явлениями.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями будет эффективным, если использовать следующие условия:
- проводить по плану организованную образовательную деятельность по безопасности жизнедеятельности со старшими дошкольниками, учитывая интересы, развитие и возраста детей;
- дидактически соответствующим образом подбирать серию сюжетных картин, фильмов о потенциально опасных природных объектах и явлениях с учетом интереса и возраста детей;
- поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к познанию потенциально опасных природных объектов и явлений и правил безопасного поведения.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
2. Выявить уровень развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
3. Определить условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
4. Разработать и реализовать комплекс ООД по ознакомлению с природными объектами и явлениями, как одно из условий развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников и выявить его эффективность.
В работе использовались методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, методы качественной и количественной обработки данных).
Экспериментальной базой исследования явились структурное подразделение Детский сад «Сказка»» МБОУ АСОШ №5 и структурное подразделение Детский сад «Светлячок» МБОУ АООШ № 3 с. Алтайское, Алтайского района, Алтайского края. Всего приняли участие в исследовании 40 детей двух старших групп по 20 человек в экспериментальной и контрольной группах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный комплекс ООД, направленный на развитие представлений старших дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности при ознакомлении с природными объектами и явлениями, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
Апробация работы: Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждены на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Алтайское, Алтайского района Алтайского края и в виде публикации статьи «Развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями» в сборнике «Наука и образование: проблемы и перспективы» Материалы ХХ Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученных, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введение обоснован выбор темы с точки актуальности и степени научной разработанности, кратко излагается суть рассматриваемой в работе проблемы, определены цель, объект и предмет исследования, которые задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями» представлены теоретические основы развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями. Раскрывается сущность понятия «основы безопасности жизнедеятельности», его характеристика. Природные объекты и явления и их потенциальные опасности. Рассматривается методика развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями» представлен анализ результатов экспериментального исследования развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
В заключении сделаны выводы работы по исследованию.
Список литературы включает 53 источника.
В приложениях предоставлены карты обследования детей, календарно-тематическое планирование образовательной деятельности, конспекты.
Безопасность жизнедеятельности - это одно из составляющих науки основ безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста.
Согласно ФГОС ДО, развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников является составной частью положения о здоровье детей [47].
Данной проблемой занимались такие ученые, как Н.К. Иванова, Л.Г Татарникова, И.К. Топорников, З.И. Береснева, Н.Н. Поддъяков и др.
В период дошкольного детства активно осваивается мир и ценностная взаимосвязь мира с природой, социума и человека; а также процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и недостаточной разработанностью образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;
- потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и недостаточностью научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.
Цель исследования - выявить эффективность условий развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными объектами и явлениями.
Объект исследования - условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными объектами и явлениями.
Предмет исследования - процесс развития у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности при ознакомлении с природными объектами и явлениями.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями будет эффективным, если использовать следующие условия:
- проводить по плану организованную образовательную деятельность по безопасности жизнедеятельности со старшими дошкольниками, учитывая интересы, развитие и возраста детей;
- дидактически соответствующим образом подбирать серию сюжетных картин, фильмов о потенциально опасных природных объектах и явлениях с учетом интереса и возраста детей;
- поддержание эмоциональной настроенности и положительного мотива у детей к познанию потенциально опасных природных объектов и явлений и правил безопасного поведения.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
2. Выявить уровень развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
3. Определить условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
4. Разработать и реализовать комплекс ООД по ознакомлению с природными объектами и явлениями, как одно из условий развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников и выявить его эффективность.
В работе использовались методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, методы качественной и количественной обработки данных).
Экспериментальной базой исследования явились структурное подразделение Детский сад «Сказка»» МБОУ АСОШ №5 и структурное подразделение Детский сад «Светлячок» МБОУ АООШ № 3 с. Алтайское, Алтайского района, Алтайского края. Всего приняли участие в исследовании 40 детей двух старших групп по 20 человек в экспериментальной и контрольной группах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный комплекс ООД, направленный на развитие представлений старших дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности при ознакомлении с природными объектами и явлениями, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
Апробация работы: Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждены на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад «Сказка» с. Алтайское, Алтайского района Алтайского края и в виде публикации статьи «Развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями» в сборнике «Наука и образование: проблемы и перспективы» Материалы ХХ Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции молодых ученных, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введение обоснован выбор темы с точки актуальности и степени научной разработанности, кратко излагается суть рассматриваемой в работе проблемы, определены цель, объект и предмет исследования, которые задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями» представлены теоретические основы развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями. Раскрывается сущность понятия «основы безопасности жизнедеятельности», его характеристика. Природные объекты и явления и их потенциальные опасности. Рассматривается методика развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями» представлен анализ результатов экспериментального исследования развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
В заключении сделаны выводы работы по исследованию.
Список литературы включает 53 источника.
В приложениях предоставлены карты обследования детей, календарно-тематическое планирование образовательной деятельности, конспекты.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что вопрос развития основ безопасности жизнедеятельности остается актуальным, по сей день. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его адекватного поведения. Дошкольный возраст период впитывания, накопления знаний. При ознакомлении с природными объектами и явлениями, потенциально опасными для здоровья человека, важную роль играет правильный подбор методов и приемов при организации и проведения мероприятий с детьми.
В ходе работы в теоретической части работы раскрыта сущность понятия «основы безопасности жизнедеятельности», его характеристика, рассмотрены природные объекты и явления и их потенциальные опасности, условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
В практической части, описаны методы и условия развития безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. После того как было определено направление, задание диагностики и критериев оценивания было проведено экспериментальное исследование.
В ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп. Он оказался достаточно низким в обеих группах: высокий уровень в экспериментальной - 5%, в контрольной группе 12%, средний уровень в экспериментальной группе - 65%, в контрольной группе - 60%, низкий уровень в экспериментальной группе - 30%, в контрольной группе - 28%.
В результате полученных данных стало необходимостью для разработки комплекса мероприятий по развитию основ безопасности жизнедеятельности детей экспериментальной группы посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
Затем на формирующем этапе исследования проводился комплекс мероприятий по ознакомлению с потенциально опасными природными объектами и явлениями. Систематическая работа с соблюдением условий успешного развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями дали положительные результаты.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала в экспериментальной группе положительную динамику развития основ безопасности жизнедеятельности по сравнению с детьми контрольной группы. В экспериментальной группе высокий уровень повысился на 45%, средний уровень понизился на 30%, низкий уровень понизился на 15 %. Это объясняется тем, что показало положительную динамику проводимых мероприятий образовательной деятельности по развитию основ безопасности жизнедеятельности посредством ознакомления с природными объектами и явлениями. И в контрольной группе высокий уровень повысился на 8%, а средний и низкий понизился, для среднего уровня на 5%, для низкого уровня на 3%.
Таким образом, сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования позволяют сделать вывод о том, что ознакомление детей с природными объектами и явлениями, потенциально опасными для здоровья человека, являются важным знанием в развитии основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Составленный комплекс мероприятий, направленный на развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными объектами и явлениями, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
В ходе работы в теоретической части работы раскрыта сущность понятия «основы безопасности жизнедеятельности», его характеристика, рассмотрены природные объекты и явления и их потенциальные опасности, условия развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников.
В практической части, описаны методы и условия развития безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. После того как было определено направление, задание диагностики и критериев оценивания было проведено экспериментальное исследование.
В ходе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп. Он оказался достаточно низким в обеих группах: высокий уровень в экспериментальной - 5%, в контрольной группе 12%, средний уровень в экспериментальной группе - 65%, в контрольной группе - 60%, низкий уровень в экспериментальной группе - 30%, в контрольной группе - 28%.
В результате полученных данных стало необходимостью для разработки комплекса мероприятий по развитию основ безопасности жизнедеятельности детей экспериментальной группы посредством ознакомления с природными объектами и явлениями.
Затем на формирующем этапе исследования проводился комплекс мероприятий по ознакомлению с потенциально опасными природными объектами и явлениями. Систематическая работа с соблюдением условий успешного развития основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с природными объектами и явлениями дали положительные результаты.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала в экспериментальной группе положительную динамику развития основ безопасности жизнедеятельности по сравнению с детьми контрольной группы. В экспериментальной группе высокий уровень повысился на 45%, средний уровень понизился на 30%, низкий уровень понизился на 15 %. Это объясняется тем, что показало положительную динамику проводимых мероприятий образовательной деятельности по развитию основ безопасности жизнедеятельности посредством ознакомления с природными объектами и явлениями. И в контрольной группе высокий уровень повысился на 8%, а средний и низкий понизился, для среднего уровня на 5%, для низкого уровня на 3%.
Таким образом, сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования позволяют сделать вывод о том, что ознакомление детей с природными объектами и явлениями, потенциально опасными для здоровья человека, являются важным знанием в развитии основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Составленный комплекс мероприятий, направленный на развитие основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников при ознакомлении с природными объектами и явлениями, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



