ВВЕДЕНИЕ 1
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО
НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1. Цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав
несовершеннолетних 6
1.2. Правовые основы деятельности органов прокуратуры по надзору за
исполнением законодательства о несовершеннолетних 26
2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРАКТИКЕ ПРОКУРАТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 36
2.1. Права несовершеннолетних как объекты прокурорского надзора 36
2.2. Проблемы и пути совершенствования и повышения эффективности
прокурорского надзора 47
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
В обществе, в котором мы живем, даже взрослый человек не всегда может защитить свои права и законные интересы, а несовершеннолетний в силу своих возрастных, психологических особенностей и ограниченной дееспособности в значительной степени требует того, чтобы его права и интересы были защищены на законодательном уровне.
Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.) расширена правовая регламентация деятельности по защите детей, были определены основные ее направления, сформулированы минимальные правовые стандарты.
Одной из значительных проблем, в решении которых заинтересованы власти всех уровней и общество, является демографическая безопасность государства. В рамках национальных проектов и программ государство принимает меры к материальному обеспечению семьи и детей первых лет жизни. Безусловно, это очень важно, но не менее важно защитить в ребенка в течение всего периода несовершеннолетия. В стране для этого создана необходимая правовая база и система органов, осуществляющих контроль за исполнением правовых норм, связанных с охраной прав и законных интересов несовершеннолетних.
Президент Российской Федерации неоднократно в средствах массовой информации обращал внимание на необходимость улучшения качества жизни детей, формирования у них здорового образа жизни, развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, поиска и поддержки талантливых детей. Значительная роль в обеспечении законности отводится органам прокуратуры. В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, усиления профилактической направленности, а также в связи с совершенствованием структуры органов прокуратуры Г енеральный прокурор Российской Федерации издал приказ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», определивший основные направления деятельности прокуратуры в данной области.
Однако материалы прокурорских проверок показывают, что нарушения норм в сфере соблюдения законодательства о несовершеннолетних имеют массовый характер. В связи с этим требуется повысить эффективность работы контролирующих и надзорных органов, в том числе органов прокуратуры.
Все вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность темы данной работы.
Целью работы является исследование деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних. В соответствии с целью были сформулированы основные задачи работы:
- раскрыть цели и задачи деятельности органов прокуратуры, правовую основу прокурорского надзора, в частности, за исполнением законодательства о несовершеннолетних;
- выявить особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних;
- охарактеризовать права несовершеннолетних как объекты прокурорского надзора;
- выявить проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних на примере Свердловской области, определить пути его совершенствования и повышения эффективности.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления прокурорского надзора по защите прав несовершеннолетних граждан.
Предметом исследования выступает деятельность органов прокуратуры, нормативные акты, научная литература, а также правоприменительная практика в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних, направленная на укрепление состояния законности в сфере исполнения законодательства посредством своевременной проверки поступившей информации о нарушениях этого законодательства, выявления его нарушений, причин и условий им способствующих, и их устранения.
В процессе написания работы были изучены и использованы следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, международно-правовые документы в исследуемой области, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», а также другие документы Г енеральной прокуратуры РФ.
Теоретической основой работы послужила специальная научная юридическая литература, посвященная тематике проводимого исследования.
Методологическую основу дипломной работы составили совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания, а именно: анализ, сравнение и вытекающие из него частнонаучные методы: системный, сравнительно¬правовой, метод правовой статистики, метод изучения судебной практики и другие методы.
Содержащиеся в работе положения могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, в учебном процессе образовательных учреждений, проведении занятий в системе профессиональной подготовки, а также при разработке учебно-методических материалов.
Цель и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, методической разработки, заключения, списка литературы.
Исходя из цели работы, был проведен анализ деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних.
В первой главе были изучены цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних, основные направления данной работы. На основании из изученного, можно сделать следующие выводы, что необходимо принять дополнительные меры прокурорского реагирования, направленные на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, особенно обратив внимание на деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Кроме того, принять дополнительные меры, направленные на совершенствование взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений социального обслуживания, образовательных и медицинских организаций.
Во втором параграфе были изучены правовые основы деятельности прокуратуры, были проанализированы основные нормативно-правовые акты, которыми руководствуются работники прокуратуры в надзоре за соблюдением прав несовершеннолетних. Из изученного материала можно сделать следующий вывод, что на данный момент нет единой научной и обоснованной системы российского законодательства о несовершеннолетних, а только лишь отдельные нормативно-правовые акты в различных сферах, таких, как: конституционное, уголовное, гражданское, трудовое, семейное и т.д.
Во второй главе были изучены права несовершеннолетних как объекты прокурорского надзора, а также был выявлены проблемы и пути совершенствования и повышения эффективности прокурорского надзора. Проведя обзор направлений прокурорского надзора, а также проанализировав 57
материалы прокурорских проверок в Свердловской области за 2013-2016 гг. были сделаны следующие выводы, что наиболее часто в нашей области имеют быть нарушения в сфере соблюдения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; законодательства об охране жизни и здоровья детей; законодательства, гарантирующего безопасное пребывание детей в оздоровительных лагерях...
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I] // Сборник международных договоров СССР, 1993. Выпуск XLVI.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учётом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ] // Российская газета. 2009. 21 января.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 05 апреля
4. Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27января
5. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2015 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. 07 января
6. Уголовный кодекс: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. 17 июня
7. Уголовно-процессуальный кодекс: Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Ведомости Федерального Собрания РФ. 2002. 01 января
8. Кодекс об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ// Российская газета. 2001. 31 декабря
9. Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Парламентская газета. 2005. 15января
10. О прокуратуре РФ: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1// Российская газета. 1992. 18 февраля
11. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31декабря
12. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Российская газета. 1998. 05 августа
13. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Российская газета. 1999. 30 июня
14. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета 1996. 27 декабря
15. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 // Законность. 2008. №2...34