ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАДЕРЖАНИЯ КАК МЕРЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 10
1.1. Понятие и правовая природа административного задержания 10
1.2. Основания и мотивы административного задержания 18
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК АДМИНИСТРАТИВНОГО
ЗАДЕРЖАНИЯ 30
2.1. Субъекты, уполномоченные осуществлять административное
задержание 30
2.2. Протокол административного задержания 33
2.3. Сроки административного задержания 39
2.4. Место и порядок содержания задержанных лиц 43
3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ЗАДЕРЖАНИЯ 49
4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
1. Динамика административных задержаний, зарегистрированных в дежурной части по межмуниципальному Отделу МВД России «Шалинский»
в 2012 - 2016 гг 87
2. Динамика административных правонарушений, зарегистрированных
в дежурной части по межмуниципальному Отделу МВД России «Шалинский» в 2012 - 2016 гг 88
3. Правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, в связи с совершением которых наиболее часто производится административное задержание (по данным дежурной части по межмуниципальному Отделу МВД России «Шалинский» за период 2012 - 2016 гг.) 89
Актуальность темы исследования. При возбуждении дела об административном правонарушении (или при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении) возникает необходимость фиксации не только самого факта правонарушения, но и доказательств его совершения. В этих целях компетентные государственные органы и должностные лица наделены правом применять ряд мер административно-принудительного характера, которые получили в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ ) название «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».
В соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод; 10) временный запрет деятельности; 11) залог за арестованное судно; 12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»...
В выпускной квалификационной работе показано, что среди широкого арсенала мер административного принуждения особое место занимают меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, что обусловлено, прежде всего, их организационным потенциалом, позволяющим оперативно воздействовать на общественные отношения, возникающие в связи с совершением административных правонарушений.
Первая глава данной работы посвящена понятию, целям, мотивам и основаниям административного задержания.
Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание - неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями.
Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например, доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным. Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.
Целями административного задержания являются: 1) правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении; 2) исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Мотивы задержания - необходимость устранить обстоятельства, препятствующие составлению протокола об административном правонарушении, либо необходимость совершить различные процессуальные действия для выяснения обстоятельств совершения административных правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы, связанных с нарушением таможенных правил или влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест...
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод
(Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)(вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/declconv/
conventions/detent. shtml
2. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию в какой бы то ни было форме. Принят резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1988 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/detent.shtml
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.04.2009) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2009. № 4815. Ст. 1778.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. (ч. 1). Ст. 1.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52. Ст. 4921; 2016. N 48. Ст. 6732.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184- ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2016. N 27. (часть I). Ст. 4222.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2016. N 27. Ст. 4231.
8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032; 2016. N 27. (часть II). Ст. 4238.
9. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 2016. N 27. (часть II). Ст. 4244.
10. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) // Российские вести. 1993. № 174.
11. Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц: Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 (ред. от 26.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 42. Ст. 4077; 2013. N 48. Ст. 6272.
12. О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, на мирное время: постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 (ред. от 29.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 16. Ст. 1455; 2015. N 23. Ст. 3327.
13. Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 (ред. от 19.06.2014) // Российская газета. 2012. N 156; 2014. N 184.
14. О перечне должностных лиц федерального казенного учреждения «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: Приказ Минфина России от 27.01.2004 № 11н (ред. от 28.10.2014) // Российская газета. 2004. N 59; 2014. N 284.
15. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД России от 05.05.2012 № 403 (ред. от 07.11.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 36; 2016. N 50....37