Введение 3
Глава 1. Теоретические основания проблемы педагогической поддержки адаптации первокурсников в образовательной среде техникума 8
1.1. Адаптация первокурсников в организациях среднего профессионального образования
как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Возрастные и социально-личностные характеристики
студентов первого курса в организации среднего профессионального образования 17
1.3. Организация педагогической поддержки адаптации первокурсников
в образовательной среде техникума 23
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка результативности педагогической поддержки адаптации первокурсников в образовательной среде техникума 30
2.1. Методики констатирующего этапа исследования
и анализ результатов 30
2.2. Содержание и реализация педагогической поддержки адаптации
первокурсников в образовательной среде техникума 37
2.3. Проверка результативности педагогической поддержки
адаптации первокурсников 45
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложение 66
В условиях современного общества, переживающего ряд экономических и политических кризисов, востребованными оказываются профессиональная и социальная мобильность первокурсника, его конкурентоспособность, профессиональная и социальная компетентность, готовность быстро осваивать новые, перспективные технологии и профессии, способность легко адаптироваться к постоянно меняющемуся социуму.
Профессиональную адаптацию обычно связывают с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако фактически она начинается во время обучения профессии (профессионального образования), когда не только усваиваются знания, навыки, правила, нормы поведения, но складывается характерный для работников данной профессии образ жизни. Общая длительность периода профессиональной адаптации зависит как от особенностей конкретной профессии, так и от индивидуальных способностей человека, его склонностей и интересов.
Проблема адаптации первокурсников является одной из ключевых в современных исследованиях. В настоящее время накоплено большое количество данных, свидетельствующих о деструктивном воздействии особых факторов на деятельность и функциональное состояние первокурсников, вследствие возникающего в этих условиях несоответствия между их возможностями и объективными требованиями новых видов деятельности.
В рамках нашего исследования мы понимаем адаптацию студента к обучению как обязательный этап социализации, приведение основных параметров социальной и личностной характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями среды учебного заведения.
От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависит успешное решение задач начального периода обучения. По данным исследований, студенты, как правило, адаптируются к обучению лишь к концу третьего курса, а наибольший отсев происходит на первом курсе - 89% студентов начинают учебный год в состоянии
негативного стресса.
Контингент средних профессиональных образовательных учреждений составляют студенты, имеющие невысокую познавательную и профессиональную мотивацию, низкий уровень обученности и обучаемости, что затрудняет адаптацию к учебно-профессиональной деятельности в среднем профессиональном учебном заведении.
Эффективность адаптационного процесса на различных его этапах определяется степенью участия студентов в образовательно-воспитательном процессе, их отношением и удовлетворенностью от процесса самореализации и результатов учебно-профессиональной, производственно-практической и внеучебной деятельности, уровнем индивидуальных свойств личности, включающих знания, отношения, опыт, которые получают в образовательновоспитательном процессе, в производственной практике, учебновоспитательной работе, организованной на основе самоуправления.
Активное использование развивающих и адаптационных педагогических технологий является главным отличием адаптивного образовательного учреждения от традиционного.
Для предупреждения негативных проявлений дезадаптации первокурсников нужна особая образовательная деятельность педагогов по управлению адаптационными процессами. Такая деятельность может осуществляться в форме педагогической поддержки, регулирующей производственные, социальные взаимоотношения между всеми участниками организуемого процесса учебном заведении и вне его, с целью адекватного включения эти отношения, повышение уровня профессиональной адаптации студентов.
...
Установлено, что адаптация студентов СПО отражает отношение студента к будущей профессии, освоение способов и приемов самостоятельной работы, приспособление к новому типу учебного коллектива, обычаям, традициям ссуза и обучению, новым видам научной деятельности и др.
Выявлено, что ранний юношеский возраст представляет собой новый и качественно отличный этап жизни, который имеет собственное неповторимое значение для всего человеческого пути от рождения до кончины личности. Рассматривая психологические особенности юношеского возраста, мы выделили черты, которые сопровождают адаптацию первокурсников техникума: самопознание, самоутверждение,
самостоятельность, самоопределение, юношеский максимализм, стремление к коллективности, энтузиазм, романтизм и общественная активность.
Определено содержание педагогической поддержки адаптации первокурсников. Многообразие научных взглядов и подходов к понятию «педагогическая поддержка» позволило определить ее как особую доверительную, педагогическую деятельность; профессиональную деятельность преподавателя; стратегию педагогической деятельности. Из чего следует, что педагогическая поддержка - это особая педагогическая деятельность, связанная с саморазвитием, самоопределением,
самореализацией, субъектностью, личностным ростом и потенциалом индивида. Опираясь на данные позиции, определим «педагогическую поддержку социальной адаптации студентов ссуза» как особую педагогическую деятельность, способствующую выявлению трудностей и разрешению индивидуальных проблем студентов в процессе социальной адаптации, а также определению возможностей и путей их дальнейшего личностно-профессионального становления, влияющего на формирование субъектной позиции и социального статуса - студент ссуза.
Исходя из этих теоретических представлений, мы предположили, что педагогическая поддержка обеспечит успешную адаптацию первокурсников к образовательной среде техникума, если будет реализована программа, включающая: введение кураторства; организацию общественно значимых мероприятий с активным участием первокурсников; проведение внеучебных встреч, классных часов, экскурсий.
Анализ результатов диагностики в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования до начала опытно-экспериментальной работы позволил сделать следующие выводы:
• преобладает средний уровень адаптированности студентов первого курса техникума к учебной деятельности и к учебной группе, при этом они более адаптированы к учебной деятельности, чем к учебной группе.
• преобладающим уровнем социальной адаптации студентов первокурсников техникума является средний.
• у студентов первого курса в равной мере преобладает как ситуативная, так и личностная тревожность.
Разработанная программа педагогической поддержки первокурсников «Адаптация» была направлена на обеспечение успешной адаптации студентов первого курса техникума, помощь в усвоении норм, правил, требований техникума; помощь в построении межличностных отношениях в учебной группе, снижение у студентов первого курса тревожности и повышение уверенности в себе.
...
1. Аболенцева Р.А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся // Журнал Завуч. 2004. №8. -С. 67-76.
2. Адаптация / Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. - С.7
3. Амонашвили Ш.А. Личности Гуманистическая основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 2010.- 560с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2009. 375 с.
5. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учёбы в вузе //Человек и общество. Вып. ХШ. Л.: Изд- во Ленингр. унив., 1993. С. 62-69.
6. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. 1996. Вып.6. - С. 67
7. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации. М., 1990.- 180с.
8. Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск: Слово, 2009.- 156 с.
9. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986.- 328 с.
10. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007.- 528 с.
11. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его способности к учебной адаптации // Психологические и социальнопсихологические особенности адаптации студента. Ереван,1973.- С. 21-25.
12. Бадмаева В.В. Социальная адаптация первокурсников // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012.- С. 219-221.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2008.- 464 с.
14. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика, 2011. №4.- С. 11-17.
15. Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. Сбор. научных трудов. Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
2000. - С. 436-465.
... всего 60 источников