Введение 3
Глава 1: Бары как социальное пространство городской среды 7
1.1. Понятие социального пространства в социологии. 7
1.2. Бар как третье место 17
1.3. Заведения общественного питания в социально-исторической перспективе 29
Глава 2. Результаты эмпирического исследования баров 37
2.1. Методология и обоснование метода 37
2.2. Результаты проведенного наблюдения 38
Заключение 76
Список литературы 79
Приложение 1. Гайд для интервью 83
Приложение 2. Интервью 1. 84
Приложение 3. Интервью 9. 90
В рассмотрении феномена «города» и городского пространства в социальной науке существует множество подходов. Одним из наиболее востребованных в современной урбанистике подходов является конструктивистский подход, в рамках которого город представляется как среда жизни, определяемая социальными взаимодействиями и конструируемая социальными практиками. Также и городское пространство в данном подходе рассматривается как социальное, которое, согласно теории П. Бурдье, является конструируемой в процессе социальных взаимодействий динамичной структурой позиций, определяемых неравномерно распределенными видами капиталов, и диспозиций, образующих габитус, который реализуется в социальных практиках (Бурдье, 2007). Город – это и физическое, и социальное пространство одновременно. Он вмещает в себя множество различных публичных мест, которые становятся, как и он сам, пространствами социальных взаимодействий и практик. Множество из таких мест призвано удовлетворять человеческую потребность в досуге, в частности через участие в неформальной общественной жизни. Понятие для такого типа мест было разработано американским социологом Р. Ольденбургом, который обозначил их как «третьи места». Они представляют собой места отдыха, развлечений и неформального общения, что делает их важной частью повседневной и социальной жизни жителей города. Кроме того, по его мнению, особые важные функции, которые выполняют «третьи места», не могут выполнять никакие другие институции (Ольденбург, 2014, c. 9). Определенную нишу среди всевозможных «третьих мест» во многих городах занимают бары. Они, как и любое публичное место, всегда связаны с социальным пространством и взаимодействиями. Бары – это общественные заведения, оборудованные барной стойкой, и предлагающие в зависимости от специализации алкогольные и безалкогольные напитки, а также закуски. В городе можно найти бары различных форматов, отличающихся друг от друга ассортиментом предлагаемых напитков и блюд, внутренней обстановке (интерьер, музыка, освещение), по уровню и специфике обслуживания потребителей, а также по организации досуга (развлечений).
Цель данного исследования – определить социальное значение баров.
Понятие социального включает в себя набор различных социальных практик, социальных влияний, отношений и взаимодействий между индивидами, группами и сообществами, что подразумевает рассмотрение коллективной деятельности и коммуникации. «Социальность выражается в способности человека выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, играть определенные общественные роли, подчиняться требованиям общественного мнения…она может быть рассмотрена как проблема реального возникновения и воспроизводства социальных явлений, когда общество выступает как реальная среда и особая организационная форма социальных действий» (Токарева, 2010, c. 20). Таким образом, под социальным значением баров в данной работе понимаются результаты реализации деятельностных и коммуникативных взаимодействий людей и практик, осуществляемых ими в пространстве бара.
Актуальность исследования обуславливается преобладанием одностороннего количественного изучения индустрии общественного питания, частью которой в частности являются бары, что является причиной недостаточной степени изучения их социального значения и функций, несмотря на то, что посещение баров является одной из наиболее популярных форм досуговой деятельности, что говорит о том, что они играют немалую роль в социальной жизни города.
Объектом исследования являются посетители баров, люди, имеющие опыт посещения баров, а также социальное пространство баров в целом.
Предметом исследования служат социальные взаимодействия и практики, осуществляемые посетителями баров.
Для достижения цели исследования необходимо было выполнить следующие задачи:
1. Определить особенности формирования социального пространства и локусов взаимодействия;
2. Охарактеризовать бары с точки зрения концепции «третьего места»;
3. Рассмотреть роль заведений общественного питания в социально-исторической перспективе;
4. Выявить особенности восприятия современного барного пространства посетителями;
5. Описать характерные черты социального пространства, формирующегося в рамках баров.
Основные гипотезы:
1) Бары будут различаться по степени соответствия критериям «третьего места»;
2) На характер социальных взаимодействий, возникающих в пространстве бара, влияют в первую очередь физические характеристики места.
Теоретические основания исследования:
В качестве основной концепции рассматривается концепция «Третьего места» Р. Ольденбурга. Помимо этого, для создания более емкого определения социального пространства и составляющих его социальных взаимодействий и практик были использованы концепции П. Бурдье, Э. Гидденса и П. Сорокина.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты наблюдений в барах Санкт-Петербурга и интервью с людьми, имеющими опыт посещения баров. Сбор эмпирического материала проводился в марте-апреле 2023 года.
В качестве поля для наблюдения были выбраны три бара разных форматов: пивной бар «Толстый Фраер», коктейльный бар «Контакт Бар» и гастробар «Бар Культуры и Отдыха». Выбор данных баров был обусловлен их отличающимся друг от друга характером, что позволяет рассмотреть множественные разнообразные виды и стратегии взаимодействий и практик, осуществляемые их посетителями. Всего было проведено 3 неформализованных наблюдения с целью выделения характерных черт социального пространства в барах разного типа, а также проверки степени соответствия этих баров критериям «третьего места».
В рамках интервью информантами выступали люди, имеющими опыт посещения баров, а также действующие и бывшие сотрудники. Интервью, главным образом, было сфокусировано на восприятии информантами барного пространства, личном опыте посещения баров, в том числе тех, в которых было проведено наблюдение, включенности практики посещения баров в повседневную жизнь и характере взаимодействия с другими посетителями и сотрудниками бара. Всего было проведено 10 полуструктурированных интервью. На основе совокупности полученных данных сделаны выводы о социальном значении баров.
Структура работы:
В первой главе рассмотрены подходы к определению социального пространства, социальных взаимодействий и практик в социологии, сформулировано описание баров с точки зрения концепции «третьего места», а также рассмотрены историко-социологические подходы в изучении заведений общественного питания. Во второй главе приводятся результаты эмпирического исследования социального пространства баров.
В связи с малой изученностью социальной значимости городских публичных досуговых мест, заведений общественного питания, в частности баров, тема данной работы представляет интерес для области социологии и антропологии города. Посещение баров является распространенной практикой среди горожан, в особенности больших городов, как Санкт-Петербург, оно занимает немалое место в их повседневной жизни. Тем не менее, из-за недостатка представлений о действительной роли и функциях баров, такие заведения часто рассматриваются как нечто негативно влияющее как на личностное, так и общественное развитие. Таким образом, основной целью данной работы было на основе теоретических материалов и эмпирических данных определить их социальное значение, под которым понималось, главным образом, влияние включенности практики посещения баров на социальные взаимоотношения и жизнь общества в целом.
Так в рамках исследования теоретических материалов были изучены особенности формирования социальных пространств и локусов социальных взаимодействий. Социальное пространство конкретного места представляет собой особую организационную форму локализированных социальных отношений, состоящих из взаимодействий определенного характера между субъектами, или акторами, и осуществляемых ими практик. В рамках определенного социального пространства существуют «местные» способы оценки и интерпретации индивидуальных или групповых стратегий поведения акторов. Предметная среда места играет определяющую роль в формировании «чувства места» среди его акторов, дающего возможность предсказывать последствия их поступков и реакцию на них других акторов взаимодействия.
Далее бары были рассмотрены с точки зрения концепции «третьего места», в рамках чего были выделены основные характерные черты и социальные функции «третьих мест», а также выявлены особенности влияния практики посещения баров на социальную сферу повседневной жизни человека и общества в целом. Бары как «третьи места» предоставляют людям нейтральную территорию для взаимодействий, где все становятся «равны друг другу», что в свою очередь обеспечивает свободу проявления личности и индивидуальности путем открытой и свободной коммуникации. Характер пространства баров лишен серьезности, свойственной внешнему миру, и отличается игривостью, неформальностью и комфортом. Включенность посещения баров в рутину как участие в жизни «третьего места» способствует улучшению навыков неформального общения и получению психологического комфорта и поддержки. Бары, как и прочие питейные заведения, имеют большое культурное значение практически во всем мире, они сыграли не последнюю роль в преобразовании общественной жизни. Они удовлетворяют людскую потребность в месте для интеллектуальной, духовной, психической и социальной эмансипации, поэтому они являются одними из наиболее привлекательных мест для досуга.
Также были изучены исследования заведений общественного питания с историко-социологической точки зрения, в фокусе которых была история и причины их развития и распространения, а также рассматривалась их роль и значение в жизни общества. Питейные заведения обладали ролью институтов коммуникации для социальных групп, чьи жизненные ценности не разделялись «большим обществом», поэтому такие заведения становились своеобразным «убежищем», где отсутствовала цензура и давление, а их посещение было способом эмансипации и протеста.
В рамках эмпирического исследования были описаны основные черты социального пространства баров Санкт-Петербурга, а также изучены особенности восприятия барного пространства посетителями. На основе итогов анализа эмпирических материалов был сформулирован вывод, касающийся социального значения баров в городском пространстве.
Социальное значение баров заключается в предоставлении особого социального пространства, где посредством особого вида социальных практик и взаимодействий удовлетворяются множество как психологических, так и социальных потребностей: в неформальном общении, комфорте, отдыхе и свободе. Бары служат «убежищем» от пафосного формального внешнего мира, от обязанностей и тревог, но также являются и местом, где формируется и улучшаются множество социальных связей и отношений, укрепляется идентичность или чувство принадлежности к тому или иному сообществу, той или иной социальной группе.
Таким образом, в рамках исследования были выполнены все поставленные задачи и цель, а также подтверждены гипотезы.
Помимо этого, стоит отметить, что, так как бары, как и множество других публичных мест городского пространства, меняют свои форматы, совершенствуются, подстраиваются под постоянно трансформирующиеся потребности горожан, их место и роль в повседневной жизни меняются. Поэтому перспективы дальнейших исследований представляются достаточно широкими и актуальными, и могут представлять научный интерес.
1. Акалелова Т.А. Социальное пространство современного города // Теория и практика общественного развития. 2014. №9. (дата обращения: 18.12.2022).
2. Антоновский А.Ю, Бараш Р.Э. «Система социологии» Питирима Сорокина и системно-коммуникативный подход // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. №6. с. 528-548. (дата обращения: 04.12.2022).
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: “Медиум”, 1995. 323 с.
4. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. — СПб.:Алетейя, 2001 г. 562 с. — (Серия «Gallicinium»).
5. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.:Алетейя, 2007. 288 с. — (Серия «Gallicinium»).
6. Васильева Д.А. Социокультурное пространство взаимодействия в контексте изучения организации культурных различий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. №1-2. с. 75-80
7. Вахштайн В. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения // Социологическое обозрение. 2003. №4. с. 104-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dramaturgicheskaya-teoriya-irvinga-gofmana-dva-prochteniya (дата обращения: 14.12.2022).
8. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии [Текст]: в 4 т. / Макс Вебер; [пер. с нем.]; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 445 с.
9. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. – СПб.: Питер, 2007. 335 с.: ил. – (Серия «Мастера социологии»)
10. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2005. 528 с.— (Серия «Концепции»).
11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева — М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с.
12. Евсевский Ф. Библия бармена. Всё о напитках. Барная культура. Коктейльная революция. 3-е издание. – Litres, 2015. 417 с.
13. Здравомыслова Е. Ленинградский «Сайгон» — пространство негативной свободы // НЛО, № 100 (6). 2009. с. 660-677.
14. Иванова Н.А. Социальные практики: условие возможности, сущность и многообразие форм // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. №17 (346). с. 76-82. (дата обращения: 21.12.2022).
15. Кандаурова А.В. К вопросу о структуре социального взаимодействия // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. №4. с. 62-66. (дата обращения: 04.12.2022).
16. Квасова И.И. Социальные практики и человеческий опыт (дискурс П. Бурдье) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2009. №2. с. 5-12. (дата обращения: 05.12.2022).
17. Кривицкая А. В. Значение эргонимического термина в структуре эргонимов питейных заведений // Казанская наука. 2022. №. 6. – с. 57-59.
18. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. Издательство «Алетейя», СПб, 1999. — 304 с.
19. Методология и методы социологического исследования: учебник / под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. — 388 с.
20. «Немишленовские звезды: знаменитые владельцы петербургских заведений» / Заграница Туризм [Электронный ресурс]. URL: https://saintpetersburg.zagranitsa.com/article/1990/nemishlenovskie-zvezdy-znamenitye-vladeltsy-peterb (дата обращения: 06.05.2023)
21. Оже М.Не-места. Введение в антропологию гипермодерна / «НЛО», 1992 — (StudiaUrbanica).
22. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества // пер. с англ. А. Широкановой. — М.:Новое литературное обозрение, 2014. 456 с.
23. Официальный сайт «Бар Культуры и Отдыха» [Электронный ресурс]. URL: http://kulture.bar.tilda.ws/#rec274327015
24. Официальный сайт сети «Контакт Бар» [Электронный ресурс]. URL: https://kontaktbar.ru/
25. Официальный сайт сети «Толстый Фраер» [Электронный ресурс]. URL: http://tolstiy-fraer.ru/
26. Пестова А.В. «Третьи места» третьего тысячелетия: революция рабочего и досугового пространства // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. №2/3 (21). с. 183-185.
27. Прыжов И. Г. История кабаков в России. - СПб.: ИД «Авалонъ», Издательский Дом «Азбука-классика», 2009. 320 с.
28. Серто М. Изобретение повседневности. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 330 с.
29. Сеть молодёжных баров «Контакт Бар» / Kudago Санкт-Петербург. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://kudago.com/spb/place/bar-kontakt-bar/
30. Смирнов Г.П., Смирнов П.И. Понятие «Социальное» как средство построения социологической теории // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. №3-1. с. 19-25. (дата обращения: 21.12.2022).
31. Сокулер З.А. Социальное и географическое пространства в концепции П. Бурдье (Научно-аналитический обзор) // Социальное пространство: Междисциплинарные исследования. 2003. №2003. с. 18-63. (дата обращения: 06.12.2022).
32. Сорокин Π.Α. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994 — 560 с.
33. Токарева С. Б. Концептуальный смысл понятия «Социальное» // LogosetPraxis. 2010. №1. с. 20-26. (дата обращения: 21.12.2022).
34. Хейзинга Й. (1997) [1938] HomoLudens; Статьи по истории культуры, пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова, М.: Прогресс — Традиция, 1997. 416 с.
35. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия // Знание. Понимание. Умение. 2012. №2. с. 276-280. (дата обращения: 05.12.2022).
36. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии // пер. с польского М. М. Гуренко. Издательство «Прогресс». Москва, 1969. 240с.
37. Cambridge Dictionary Online: Free English Dictionary and Thesaurus. [Электронный ресурс] URL: http://dictionary.cambridge.org
38. Green J., Plant M. Bad bars: A review of risk factors. Journal of Substance Use. – 2007. – № 12(3). – P. 157-189.
39. Merriam-Webster Online: Dictionary and Thesaurus. [Электронный ресурс]. URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary
40. Seamon D. Place, place identity, and phenomenology: A triadic interpretation based on JG Bennett’s systematics //The role of place identity in the perception, understanding, and design of the built environment. – 2011. – P. 3-21.
41. So what IS the difference between a pub and a bar? / Zythophile [Электронный ресурс]. URL: https://zythophile.co.uk/2018/12/08/so-what-is-the-difference-between-a-pub-and-a-bar/