Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ХОРЕОГРАФОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОМУ ТАНЦУ

Работа №148474

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы178
Год сдачи2017
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЖАЗОВОМУ ТАНЦУ 14
1.1. Сущность понятия «креативность» и концептуальные основания креативности 14
1.2. Особенности развития креативности у студентов хореографов в процессе обучения джазовому танцу 32
2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЖАЗОВОГО ТАНЦА В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 50
2.1. Описание опытно-поисковой работы и содержание учебно-методического комплекса по развитию креативности средствами джазового танца у будущих педагогов хореографов 50
2.2. Апробация учебно-методического комплекса на развитие креативности средствами джазового танца у будущих педагогов хореографовна базе Свердловского областного музыкально-эстетического педагогического колледжа 72
2.3. Результаты апробации учебно-методического комплекса по развитию креативности средствами джазового танца 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
Приложение 1 110
Приложение 2 152
Приложение 3 155
Приложение 4 157
Приложение 5 166
Приложение 6 173

Актуальность проблемы исследования. В условиях XXI века креативная личность становится наиболее востребованной в обществе, поскольку изменения, происходящие в образовании, творческой и социальной жизни за короткие периоды времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым жизненным изменениям, адекватно реагировать на них.
В социально-педагогическом аспекте: особенно актуальна проблема формирования креативности у студентов педагогических образовательных учреждений. Учебная деятельность студентов, получающих педагогическое образование, и профессиональная деятельность педагогов включают в себя творческий аспект, поскольку необходимо уметь быстро, грамотно и целесообразно реагировать, на любые, не запланировано, возникающие, ситуации в процессе работы: смена ли образовательного стандарта или новые технологии и методики в обучении или же «особый» случай в профессиональной деятельности. Важной составляющей педагогической деятельности является индивидуальный творческий стиль работы педагога. Индивидуальный стиль еще более значим в деятельности педагога хореографа, будущего балетмейстера и руководителя танцевального коллектива. И лишь с помощью развитой креативности каждому специалисту возможно обрести свой личный стиль работы как танцовщику, постановщику, организатору и педагогу. Креативность возникает тогда, когда есть большое и глубокое знание профессии и её отраслей. Невозможно развить креативность личности в целом, танцуя, зная лексику и философию лишь классического танца, необходимо познавать философию, принципы и лексическую базу различных стилистических направлений. Например, джазовый танец внутри себя имеет еще разветвления на подстили, каждый из которых отличается своей лексикой, принципами и философией, имея лишь единую техническую базу исполнения. Поэтому джазовый танец в силу его импровизационной природы имеет большой педагогический потенциал развития креативности. Только владея множеством языков телесного танцевального выражения мысли, танцовщик станет хорошим исполнителем, а в последствии постановщиком и креативным педагогом.
Рассмотреть возможности развития креативности будущих педагогов хореографов в процессе обучения джазовому танцу, - в этом видится теоретическая актуальность темы.
Научно-методический аспект актуальности. С появлением первого в России учебного методического пособия и книги о модерн-джаз танце В.Ю. Никитина в 2000 году российские педагоги стали включать структурные компоненты урока джазового танца в занятия самодеятельных детских коллективов, вводили и привнесенное новшество в средние и высшие учебные заведения, обучающие танцоров. С тех пор существует множество учебных и рабочих программ по джазовому танцу, а также практических занятий по множеству новопришедших из-за рубежа его ответвлений: broadway jazz, классический джаз, афро джаз, contemporary jazz, танцевальный рок-н-ролл, буги-вуги, линди-хоп, и множества других стилей джаз танца. Взять одну из таких программ или уроков, выучить лексическое содержание направления, развиваться и познавать философию одного стиля труда не составит, но наиболее эффективным результат развития креативности станет при использовании нескольких стилей джазового танца одновременно, гармоничном синтезе и органичном соединении истории, теории и практики. Поэтому актуальным является разработка таких педагогических средств обучения джазовому танцу, которые позволяли бы в полной мере раскрыть его развивающий креативный потенциал, как одного из наиболее импровизационных, «многоязычных» и полистилевых по своим танцевальным техникам направлений хореографического искусства.
Ключевые понятия исследования: креативность, импровизация, студент, джазовый танец, педагог хореограф, педагогические средства развития креативности, учебно-методический комплекс по развитию креативности средствами джазового танца....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В приказе Минтруда России от 08.09.2015 №613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» основной целью вида профессиональной деятельности выдвигается «создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, ...» [67, с. 1]. Следуя этой цели мы должны понимать, то, что педагог дополнительного образования сможет развить творческие способности у воспитанников лишь в том случае, если будет обладать ими сам.
Креативность - это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую интегральную характеристику личности, но это и процесс (креативная деятельность), это та сторона творчества, которая уже стала подконтрольна человеку, может быть целенаправленно выстроена, нацелена на получение нового результата, оснащена набором техник креативности.
В качестве концептуальных основ понимания креативности в работе выделены такие значимые концептуальные подходы, как: 1) понимание креативности как ресурса личности, который развивается на протяжении всей жизни человека; 2) идея множественности интеллектов, взаимообусловленности интеллекта и креативности, но не сводимости их друг к другу. Сделан акцент на взаимосвязи кинестетического, эмоционального интеллектов и креативности, что особенно важно для хореографического искусства; 3) полимодальный подход в понимании креативности, сущность которого раскрывается на примере интегративных концепций креативности Э.де Боно, Р.Дилтса, Г.Алдера, Х.Гарднера и Дж. Гилфорда.
На основе анализа различных исследований, раскрывающих характеристики креативности сформирована модель креативности, которая, в наибольшей степени отвечает особенностям проявления креативности в хореографической деятельности.
Проведен анализ понятий «креативность в хореографии» и «креативность в танце», раскрыто содержание понятия «танцевальная креативность», особое внимание уделено изучению импровизации в танце как интегративной формы проявления качеств креативности.
Анализ истории становления джазового танца от черного афро джаза, до современности (сочленение джаза и contemporary), его стилевого многообразия по сравнению с другими направлениями, позволил сделать вывод, что джазовый танец является наиболее оптимальным, разнонаправленным, многофункциональным видом хореографического искусства. Джазовый танец начал свою историю с XVI века и развивается по сей день, и на данный момент имеет в своем арсенале систему обучения, методику исполнения и множество родственных стилей: афро джаз, tap dance, broadway jazz, классический джаз, модерн джаз, lirical jazz, contemporary jazz, fank jazz, линди хоп, соул джаз и другие. Именно из-за такого широкого спектра стилей можно считать джазовый танец наиболее перспективным и предпочтительным для развития креативности у будущих педагогов хореографов.
Выбран именно джазовый танец, потому что он содержит больший потенциал свободы в реализации задуманного и, следовательно, большие возможности для развития креативности, чем, к примеру, классический танец, который имеет четко структурированную систему движений.
В настоящее время разработано большое количество учебных программ для развития объема и качества лексической базы стилей джазового танца, таких как программа «Джазовый танец» О.В. Поталициной (2011) , «Современный джазовый танец» О.А. Киселевой (2015) и множество других программ, но их авторы не ставят задачу развития креативности. Практика обучения джазовому танцу в России начала развиваться относительно недавно, поэтому многие педагоги в своей работе предпочитают экспериментировать на практике....


1) Алдер Г.CQ, или мускулы творческого интеллекта. - М.: ГРАНД : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 193, 227 с.
2) Алан Дж.Роу Креативное мышление; пер. с англ. Островский В.А. - М.: НТ Пресс, 2007. - 176с.: ил.
3) Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6 Международная научно-практическая конференция 26 -27 ноября 2004 года, г. Смоленск: В 2 ч. - Смоленск: СГПУ, 2004. - Ч.1. - С. 22-26.
4) Андрюхина Л.М. Креативное менеджмент-образование: гуманитарные стратегии развития // Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы IX международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. . 2014. С. 302-307.
5) Андрюхина Л.М. Креативность как культура отношения к иному и событийные пространства развития субъектности // Гуманитарноеобразование в креативно-антропологическом измерении сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции. Науч. Ред. С.З.Гончаров; РГППУ, 2015. С. 147-158.
6) Андрюхина Л.М. Креативные платформы развития антропных образовательных практик // Креативные основы гуманитарного образования сборник научных статей по материалам 10-й Всероссийской научно-практической конференции. РГППУ; Редколлегия: С. З. Гончаров (отв. Ред.), Ю. П. Андреев, Е. В. Попова (отв. За вып.). 2013. С. 181-217.
7) Андрюхина Л.М. Культурная типология креативности: возможности человека XXI века // Образование и наука. 2012. № 3. С. 3-16.
8) Андрюхина Л.М. Эстафеты креативного лидерства как основакреативной экономики // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 43-47.
9) Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М., 1981. с. 289
10) Безрукова В.С. Основы духовной культуры. - 2000
11) Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Московский Психологосоциальный Институт, Флинта, 2004. С.396
12) Богоявленская Д. Психология творческих способностей. - М, 2002. с. 159
13) Боно Э.де Латеральное мышление. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 320 с.
14) Ваганова А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 192 с.
15) Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. - 1-е изд., - М.: Emergency Exit, 2005. - 268 с....(83)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ