Введение. 3
Описание исследования. 3
Вопросы и цели исследования. 4
Значимость и актуальность исследования. 6
Обзор структуры диссертации 7
Глава 1. Особенности восприятия объемно пространственной композиции и экспонируемых объектов искусства. 9
1.1 Особенности восприятия экспонируемых объектов искусства. 9
1.2 Принципы восприятия объемно-пространственных форм. 15
1.3. Истоки и формирование принципов музейно-выставочного дизайна. 18
Глава 2. Истоки и развитие выставочного дизайна. 23
2.1 Формирование принципов музейного и выставочного дизайна. 23
2.2 Значимые примеры экспозиционного дизайна ХХ века. 25
Фредерик Кислер. Выставка как галактика. 25
Марсель Дюшан. Диалог пространства и произведений. 29
Франко Альбини. Выставка как место взаимоотношений 31
Понтюс Хюльтен. Пространство как произведение искусства. 35
Лина Бо Барди. Выставка как праздник. 36
Глава 3. Современные тенденции выставочного дизайна. Разбор значимых современных проектов. 43
3.1 Разбор современных подходов в выставочном дизайне. 43
3.2. Роль куратора дизайнера и архитектора в конструировании современного выставочного пространства. 57
3.3. Разбор удачных примеров современного выставочного дизайна. 61
Заключение. 71
Список использованной литературы. 76
Предпосылки и контекст исследования данной диссертации заключаются в том, что выставочное пространство становится все более важным элементом в восприятии современного искусства. Хотя выставки, как правило, предназначены для демонстрации произведений искусства, то, как построено выставочное пространство, также может оказать значительное влияние на взаимодействие зрителя с экспонируемыми объектами и их значениями. Таким образом, данная диссертация направлена на изучение взаимосвязи используемых подходов в работе с выставочным пространством и вовлеченностью в восприятие нарратива экспозиции.
В ней будет рассмотрено, как дизайн и планировка выставочного пространства могут повлиять на восприятие зрителем произведений искусства, и как кураторы могут использовать выставочное пространство для создания более вовлеченного восприятия. Исследование будет опираться на ряд теоретических и практических источников, чтобы глубже понять роль, которую играет выставочное пространство в формировании взаимодействия зрителя с современным искусством. В этой главе будет представлен краткий обзор текущего состояния исследований по данной теме и сформулированы исследовательские вопросы и цели, которыми руководствуется данное исследование.
Безусловно. В последние годы растет интерес к роли, которую играет выставочное пространство в восприятии современного искусства. Художественные выставки - это уже не только демонстрация произведений искусства, но и создание особой атмосферы или среды, которая может повлиять на взаимодействие зрителя с выставленными произведениями. Эта тенденция отражается в растущем внимании к дизайну выставок и кураторским стратегиям, которые используют пространство для улучшения восприятия произведений искусства зрителем. Например, использование различного освещения, звука и пространственного расположения может существенно повлиять на восприятие и взаимодействие зрителя с произведениями искусства. Кроме того, использование технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, открыло перед кураторами новые возможности для создания иммерсивных и увлекательных экспозиций.
Несмотря на растущий интерес к роли выставочного пространства в формировании зрительского восприятия современного искусства, еще многое предстоит изучить и понять в отношении того, как может быть сконструировано экспозиционное для создания более вовлеченного зрительского опыта. Цель данной диссертации - внести вклад в эту область исследований, изучив взаимосвязь между выставочным пространством и вовлеченностью на выставках современного искусства. Опираясь на ряд теоретических и практических источников, диссертация позволит глубже понять, как выставочное пространство может быть использовано в качестве инструмента для формирования взаимодействия зрителя с экспонируемыми произведениями искусства. В конечном счете, это исследование даст понимание и рекомендации, которые могут быть использованы кураторами и дизайнерами выставок для создания более вовлекающего и захватывающего выставочного опыта.
Вопросы и цели исследования.
Главный исследовательский вопрос, на который опирается данная диссертация, следующий: Каким образом можно работать с выставочным пространством, чтобы сформировать опыт зрителя на выставках современного искусства? Этот вопрос находится в более широком контексте растущего интереса к роли выставочного пространства в формировании зрительского восприятия искусства, о чем говорилось в предыдущем разделе. Для того чтобы ответить на этот вопрос, в диссертации будет рассмотрено несколько более конкретных исследовательских вопросов.
Первый вопрос исследования направлен на изучение текущего состояния знаний о взаимосвязи между выставочным пространством и вовлеченностью зрителей в выставки современного искусства. Для этого будет проведен обширный литературный обзор соответствующих теоретических и эмпирических исследований, посвященных данной теме. Обзор литературы заложит основу для понимания различных способов концептуализации, анализа и использования выставочного пространства на выставках современного искусства.
Второй вопрос исследования сосредоточен на теоретических основах, которые могут быть использованы для понимания и анализа взаимосвязи между выставочным пространством и вовлеченностью. Это предполагает изучение таких теоретических подходов, как феноменология, пространственная теория и изучение аудитории. Опираясь на эти теоретические основы, диссертация стремится обеспечить более глубокое понимание механизмов, с помощью которых выставочное пространство может формировать вовлеченность зрителя в произведения искусства.
В рамках третьего исследовательского вопроса будут рассмотрены практические примеры того, как выставочное пространство используется для формирования взаимодействия зрителя с произведениями искусства на выставках современного искусства. Для этого будут проведены тематические исследования ряда выставок современного искусства, которые успешно использовали выставочное пространство для улучшения восприятия искусства зрителем. Анализируя эти примеры, диссертант стремится выявить общие темы и лучшие практики, которые могут быть применены при проектировании выставочных пространств.
Четвертый и последний вопрос исследования направлен на разработку практических стратегий для кураторов и выставочных дизайнеров по намеренному построению выставочного пространства для формирования взаимодействия зрителя с произведениями искусства на выставках современного искусства. Это предполагает анализ идей, полученных из обзора литературы и тематических исследований, а также применение теоретических основ к проектированию выставочных пространств.
Чтобы ответить на эти исследовательские вопросы, в диссертации будет проведен всесторонний обзор литературы по соответствующим теоретическим и практическим источникам, а также тематические исследования выставок современного искусства, которые успешно использовали выставочное пространство для формирования взаимодействия зрителя с произведениями искусства. Цели данного исследования - внести вклад в развитие более глубокого понимания роли выставочного пространства в формировании взаимодействия зрителя с произведениями искусства, определить лучшие практики и практические стратегии для кураторов и дизайнеров выставок, а также предоставить идеи, которые могут послужить основой для будущих исследований в этой области.
Значимость и актуальность исследования.
Значимость и актуальность данного исследования заключается в понимании взаимосвязи между выставочным пространством и опытом зрителя. Глубоко изучая эту тему, данное исследование стремится дать новое понимание того, как кураторы и выставочные дизайнеры могут создавать выставочные пространства, которые улучшают и формируют опыт зрителя. В современном мире искусства выставки становятся все более сложными и иммерсионными, и кураторам крайне важно понимать, как физические и пространственные аспекты выставки могут повлиять на восприятие и взаимодействие зрителей с представленным искусством. Данное исследование также имеет более широкое значение для области кураторских исследований и современного искусства в целом, поскольку оно вносит свой вклад в продолжающийся диалог о роли выставок в формировании нашего понимания и оценки искусства. Кроме того, результаты этого исследования могут быть использованы для информирования будущих исследований в области кураторства, а также для разработки новых выставочных пространств, в которых приоритет отдается вовлеченности зрителя. В конечном итоге, данное исследование направлено на углубление нашего понимания взаимосвязи между выставочным пространством и зрительским опытом, а также на содействие разработке более эффективных и действенных выставок.
Обзор структуры диссертации
Данная диссертация состоит из трех глав, каждая из которых вносит свой вклад в общее исследование взаимосвязи между выставочным пространством и зрительским опытом.
В первой главе исследуются особенности восприятия зрителем выставочного и архитектурного пространства, а также особенности восприятия экспонируемых предметов искусства, выделяются когнитивно-пространственные принципы.
Во второй главе исследуются истоки и формирование выставочного и музейного дизайна и работы с экспозиционным пространством, а также рассматриваются выдающиеся выставочные проекты ХХ века и персоналии внесшие значимый вклад в формирование принципов выставочного дизайна.
В третьей главе рассматриваются современные тенденции выставочного дизайна и работы с экспозиционным пространством, а также рассматриваются современные удачные выставочные проекты с применением неочевидных решений в конструировании выставочного пространства.
Проведенное исследование экспозиционного дизайна музеев и выставочных залов позволило рассмотреть и проанализировать теоретические основы, становление и современные подходы экспозиционного дизайна, его эволюцию до самостоятельного вида экспозиционной деятельности современного музея. Проанализированы значимые успешно реализованные приемы работы с выставочным пространством. Конструирование выставочного пространства в современной музейно-выставочной деятельности представляет собой архитектурные и дизайнерские находки и решения, предназначенные максимально интерактивного взаимодействия зрителя с предметами искусства и создание вовлеченного опыта.
Понятие "дизайн экспозиции" в современной музееведческой терминологии понимается как "искусство средового проектирования, использующего комплекс проектировочных, конструктивных, технологических и других средств для создания художественно образного строя выставок"
В ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что в противостоянии контейнер (выставочный дизайн) - содержание (экспонируемые объекты искусства) контейнер обретает самоценность и вступает в равный диалог с содержанием. Однако в случае удачной реализации всегда направлен на раскрытие деталей нарратива экспозиции, кураторского концепта и создание погружающей атмосферы.
При рассмотрении значимых проектов выявлено, что решение по созданию уникального выставочного дизайна и проработки пространства в большинстве случаев выигрывает подходу по применению стандартных монотипных сборно-разборных конструкций. Эксперимент выигрывает унификации и создает запоминающийся эмоционально-соматический опыт переживания выставочного пространства.
В то же время, подходы к проектированию постоянных музейных экспозиций, разрабатываемых на протяжении продолжительного временного периода, отличаются более основательным и консервативным подходом. Они учитывают комплекс факторов, которые воздействуют на процесс художественного и эстетического восприятия человека, а также его способность воспринимать определенное количество информации.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что современные экспозиционные проекты проявляют открытость к различным толкованиям и идейным интерпретациям, они предельно творческие и направлены на активное участие зрителя, стимулируют его к сотрудничеству. Однако, необходимо учитывать, что новшества, эксперименты и открытия в области создания современных выставочных экспозиций базируются на теоретических разработках и долговременно утвердившихся принципах проектирования.
Современный выставочный дизайн обладает рядом характеристик, которые обеспечивают его актуальность. Среди них можно выделить функциональность, информативность, коммуникативность, интерактивность и экспрессивность. Каждая из этих характеристик играет важную роль в формировании целостного восприятия выставочного пространства зрителем. Так, функциональность обеспечивает оптимальную организацию пространства и эффективное использование выставочной площади, информативность позволяет передавать необходимую информацию о выставке, коммуникативность обеспечивает взаимодействие зрителя с экспозицией, интерактивность стимулирует активное участие зрителя в процессе восприятия, а экспрессивность позволяет выразить идею и концепцию выставки в наиболее яркой и запоминающейся форме.
Специалисты в области дизайна и кураторы музеев и выставочных залов стремятся находить и разрабатывать собственные оригинальные подходы к созданию экспозиционных комплексов с целью привлечения посетителей с новым, современным мышлением, в котором объединяются логическое и образное мышление, интеграция понятийного и наглядного, а также формирование интеллектуального образа и чувственного моделирования.
Креативность, которая присуща современной экспозиционно-выставочной деятельности, и внедрение новых форм и методов при разработке дизайна экспозиции направлены на качественное улучшение восприятия экспозиционного материала и задумки автора посетителями. Это позволяет создавать уникальные и запоминающиеся впечатления, активно вовлекая посетителей в процесс восприятия и интеракции с экспозицией.
Исследования показывают, что осознанное применение передовых цифровых и мультимедийных технологий в дизайне экспозиции существенно улучшает ее информационные и коммуникативные возможности. Эти технологии способствуют более глубокому раскрытию потенциала подлинных музейных объектов и предметов.
Социальные и технологические инновации, интегрирующиеся в пространство экспозиции, открывают перед ним огромные новые ресурсы и возможности. Они содействуют эффективному обмену информацией с посетителями, предоставляя новые способы и средства передачи знаний и контента. Это позволяет создавать более интерактивные и привлекательные впечатления, а также обогащает образовательный и культурный опыт посетителей.
В работе было проанализировано выставочного дизайнера, архитектора и куратора, определена возрастающая тенденция взаимопроникновение этих специальностей, усиление внутри командного диалога и увеличение влияния до этого сугубо технической направленности позиций выставочного дизайнера и архитектора.
В последние годы наблюдается все большая популярность подхода, в котором музейные посетители активно вовлекаются в экспозиционные процессы и становятся соавторами. Это включение посетителей в действие экспозиции существенно улучшает усвоение информации, эмоциональное взаимодействие и формирует более прочную связь с конкретным музеем или выставочным залом.
Современные дизайнеры и проектировщики все более осознают необходимость создания комфортных условий для восприятия экспозиционного пространства музейными посетителями. Они стремятся изменить масштабность экспозиционных проектов, делая их более доступными и удобными для посетителей. Последние выставки часто становятся более компактными, где экспозиционное пространство разделено на небольшие зоны, соответствующие размерам и потребностям человека при восприятии материала. В этом контексте дизайнеры активно применяют различные перегородки и ниши, чтобы создать комфортные и интимные области. При создании экспозиционного дизайна существенную роль играют такие факторы, как пропорциональность и соответствие человеческим масштабам.
Результаты этого исследования явно указывают на то, что современная экспозиционная практика стремится в своей деятельности к созданию целостного образа, будь то музей классического искусства или выставочный зал реализующий выставки-блокбастеры современного искусства. Поэтому экспозиции, спроектированные в последние годы отвечают принципам внутреннего единства, информационной емкости, что создает в конечном итоге художественную образность, приближает саму музейную экспозицию к новому виду искусства. Такие методы конструирования и работы с выставочным пространством способны оказывать глубокое эмоциональное и эстетическое воздействие и создать устойчивый вовлеченный опыт для зрителя.
1. Азизян И.А., Добрицина И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 568 с.
2. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XI века. М.: НИИ культуры, 1989. 256 с.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва : Медиум, 1996. 239 с.
5. Бонет Л. Дизайн выставок Рип-холдинг. М., 2006. 216 с.
6. Брайан ОДогерти. Внутри белого куба. Москва: АдМаргинем Пресс, 2015. 86 с.
7. Буррио Н. Реляционная эстетика / Постпродукция. Ad Marginem. Серия GARAGE Pro, 2016. 216 с.
8. Бхаскаран Д. Дизайн и время. Арт-родник. 2007. 256 с.
9. Веселицкий О. В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций // ВМ. 2010. №1.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-isuschnost-hudozhestvennogo-proektirovaniya-muzeynyh-ekspozitsiy (дата обращения: 03.10.2022).
10. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Техносфера, 2005. 250 с.
11. Гельфонд A.JI. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2006. 345 с.
12. Дёмкина Д.В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ: дис. Барнаул, 2012. 156 с.
13. Дёмкина Д.В. Кураторство и художественный проект в системе современного искусства: историко-теоретический анализ: дис. Барнаул, 2012. 156 с.
14. Дукельский В. Ю. Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование. 63 с.
15. Дуцев М.В. Концепция архитектуры современного центра искусств: диссертация. Нижний Новгород, 2005. 249 с.
16. Ермолаев А.П., Шулика Т.О., Соколова М.А. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2005. 464 с.
17. Ефимов А., Шулика Т. Открытое проектирование // Музейная экспозиция. Теория и практика музейной экспозиции. Новые сценарии и концепции: сборник научных статей. М.: Российский институт культурологии, 1997.
178 с.
18. Желондиевская Л.В., "Новое понимание коммуникативно-логических связей в проектировании системы коммуникаций в экспозиции". No5 (166) / май 2014 23 с.
19. Интерактивные экспозиции: реакция посетителей. Международный журнал Museum (ЮНЕСКО), No 208, 2001 53-59 с.
20. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры СПб.: ИД Петрополис, 2008. 118 с.
21. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высшая школа, 1978. 368 с.
22. Лаврентьев А. Эксперимент в дизайне. М.: Университетская книга, 2010.
340 с.
23. Ле Корбюзье. Модулор: опыт соразмерной масштабу человека гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике. М.: Стройиздат, 1976. 340 с.
24. Лебедев A.B. Музейное проектирование. Лаборатория музейного проектирования, Российский институт культурологии, 2009 256 с.
25. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. Рудизайн, 2005. 540 с.
26. Лоренс Я., Сколник Л. Дизайн выставок: практическое руководство. М.: ACT, 2008. 345 с.
27. Мазный, Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Н. В. Мазный, Т. П. Поляков, Э. А. Шулепова. - М. : Б. и., 1997. 211 с.
28. Майстровская М.Т. Выставка как жанр пластического искусства: "Chanel". Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение.
2020. № 1.
29. Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля. Прогресс-Традиция, 2018 680 с.
30. Майстровская М.Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: в контексте искусства, архитектуры, дизайна: дис. М., 2012. 289 с.
31. Мачульский Г.К. Мис ван дер Роэ. Серия: Мастера архитектуры. М. Стройиздат. 1969г. с. 75-116
32. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурного дизайнерского формообразования. Архитектура-С. Москва. 2004 312 с.
33. Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. М.: Ad Marginem Press, 2014. 231 с.
34. Никишин H.A. Музейные средства: знаки и символы. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции (На пути к музею XXI века): сб. науч. трудов. М., 1997. 216 с.
35. Павлова В. А. Пространственные иллюзии. Методы визуальной коррекции среды: архитектура и современные информационные технологии МАРХИ Электронный ресурс.
URL:https://marhi.ru/AMIT/2009/2kvart09/Pavlova/Article.php
36. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или "Как делать музей?" М.: ПИК ВИНИТИ, 2003. 454 с.
37. Раппопорт А.Г. Архитектура и эмоциональный мир человека. Эмоции и профессиональное сознание архитектора. М., 1985. 245 с.
38. Ревякин В.И. Выставки: Архитектура и экспозиция. М.: Стройиздат, 1975. 100 с.
39. Розенсон А.И. Основы теории дизайна: учебник. СПб.: Питер, 2010. 219 с.
40. Рунге В.Ф. Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 2003.
41. Салтанова М.В. Игровые принципы в организации экспозиционного пространства музея. Вопросы музеологии, 2010. 139 с.
42. Сидоренко В.Ф. Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне. М., 1977. 123 с.
43. Скрипкина Л. И. Значение теоретического наследия А. М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела России // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. 37 с.
44. Скуратовский Г.М. Искусство архитектурного пропорционирования. Новосибирск : Наука : Сиб. предприятие, 2001. 182 с.
45. Степанов A.B., Иванова Г.И., Нечаев H.H. Архитектура и психология. М.: Стройиздат, 1993. 295 с.
46. Степанов A.B., Малыгин В.И., Иванова Г.И. и др. Объемно-пространственная композиция: учебник. М.: Архитектура-С, 2011. 256 c.
47. Харитонова Д.М., Рыжиков В.О. “Экспозиционный дизайн: от объекта к событию”. Вестник МАСИ № 2. 2022. 32-37 с.
48. Чеснокова М.Н. Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы: дис. специальность 24.00.03 музееведение, консервация и реставрация историко- культурных объектов. СПб., 2010. 192 с.
49. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: основы теории: учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2007. 160 с.
50. Щепеткова И.А. Музей: метаморфозы театральности СПб., 2005. 38 c.
51. Щербина А.В. Музейное проектирование. Учебно-методическое пособие. Тольятти : ТГУ, 2011. 32 с.
52. Да будет цвет! Проект Россия. Электронный ресурс.
URL: https://prorus.ru/interviews/o-roli-cveta-v-ehkspozicii/ (дата обращения: 19.03.2023).
53. Anelli, Renato. "Gosto Moderno: O design da exposição e a exposição do design" in Latorraca, G. (ed). Maneiras de Expor: Arquitetura Expositiva de Lina Bo Bardi. São Paulo: Museu da Casa Brasileira, 2014. 62-79 p.
54. Bedford L. "The art of museum exhibitions. How story and imagination create aesthetic experiences". Left Coast Press. 2014. 169 p.
55. Benjamin, Walter in Steeds, Lucy (ed.) Exhibition. Documents of Contemporary Art. London/Cambridge, Massachusetts: Whitechapel Gallery/The MIT Press, 2014. 26 p.
56. Benoît A. “HON – en katedral: Behind Pontus Hultén’s Theatre of Inclusiveness”, Afterall Journal, no. 32, 2013.
URL:https://www.afterall.org/article/hon-en-katedral-behind-pontus-hult-n-s-theatre-of-inclusivene
57. Bourriaud, Nicolas. Relational Aesthetics. Dijon: Les Presses du Réel. 2002, p.58.
58. Bogner, Dieter. "Staging Works of Art. Frederick Kiesler’s Exhibition Design 1924–1957" in Susan; Rylands, Philip; et.al (ed.). Peggy Guggenheim & Frederick Kiesler: The Story of Art of this Century. New York: Guggenheim Museum Publications, 2004. 47 p.
59. Cousijn, Marian. “Marcel Duchamp and the art of exhibition making”, Relief revue électronique de litterature française, 10, pp. 143–149. doi: 10.18352/relief.930., 2016. 143-149 p.
60. Dos Santos Coutinho B., Tostões A. “The role of architecture in an engaging and meaningful experience of the physical exhibition.”, Sophia Journal, Vol. 5, Issue 1, 2020. 36-54 p.
61. Greenberg R., W.Ferguson B., Sandy Nairne S. “Thinking About Exhibitions”. Taylor & Francis e-Library. 2005. 122 p.
62. Greenberg, Reesa. "‘Remembering Exhibitions’: From Point to Line to Web", Tate Papers, nº.12, Autumn 2009.
URL:http://www.tate.org.uk/research/publications/tate-papers/12/remembering-exhibitions-from-point-to-line-to-web (Accessed: 5.05.2016).
63. Heinich N., Pollak M. From Museum Curator to Exhibition Auteur. P. http:// hersonesteatr.org.ua/?tag=спектакли
64. Pallasmaa, Juhani. The eyes of the skin: architecture and the senses. New Jersey: John Wiley & Sons, 2005 126 p.
65. Kiesler, Frederick, Manifeste du Corréalisme, 1947. Fac-símile in Bogner, Dieter; Noever, Peter. (ed.) Frederick J. Kiesler. Endless Space. Vienna: MAK and Hatje Cantz Publishers, 2001, 174 p.
66. Kiesler, Frederick, "Note on Designing the Gallery and Press Release Pertaining to the Architectural Aspects of the Gallery" (1942) in Davidson, Susan; Rylands, Philip et al. (ed.) Peggy Guggenheim & Frederick Kiesler: The Story of Art of this Century. New York: Guggenheim Museum Publications, 2004, 42 p.
67. Lanzarini, Orietta; Mulazzani, Marco. "L’esperienza del porgere: i musei di Franco Albini e Carlo Scarpa" in Bucci, F., Irace, F. (ed.) Zero Gravity. Franco Albini Construire le Modernità. Milan: Triennale Electa, 2006, 149-163 p.
68. Latorraca, Giancarlo (ed.) Maneiras de Expor: Arquitetura Expositiva de Lina Bo Bardi. São Paulo: Museu da Casa Brasileira, 2014, 11 p.
69. Rapport. Experimentalle raumstrukturen von J. Mayer H. Berlinische Galerie, 2011. 79 p.
70. Simon N. The Participatory Museum. Santa Cruz: Museum 2.0, 2010. 28 c.