Аннотация 3
Введение 7
1 Теоретические подходы к исследованию формирования умений самостоятельной деятельности студентов техникума в условиях смешанного обучения 15
1.1 Самостоятельная деятельность студентов в системе среднего профессионального образования 15
1.2 Существующие подходы к понятию смешанного обучения 21
1.3 Организация педагогического контроля в самостоятельной деятельности студента 43
1.4 Анализ программной документации дисциплины «Информатика» 48
Выводы по первой главе 54
2 Практическая реализация педагогического контроля самостоятельной деятельности студентов в условиях смешанного обучения средствами бесплатных электронных сервисов 57
2.1 Описание опыта использования существующих бесплатных сервисов Google для организации самостоятельной деятельности студентов при изучении информатики 57
2.2 Описание структуры созданного электронного ресурса 64
2.3 Описание организации самостоятельной деятельности студентов в условиях смешанного обучения 69
2.4 Организация контроля самостоятельной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования 73
2.4.1 Педагогические условия, обеспечивающие организацию самостоятельной работы студентов техникума 73
2.4.2 Описание контрольно-оценочного компонента в структуре самостоятельной деятельности студентов техникума 76
2.4.3 Различия в проведении аудиторного занятия с применением электронного ресурса и без его применения 80
2.3 Описание апробации 81
2.3.1 Раскрытие целей и задач апробации 81
2.3.2 Создание экспериментальной группы 82
2.3.3 Проведение апробации 82
2.3.4 Анализ результатов апробации 83
Выводы по второй главе 85
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложение 1 98
Приложение 2 99
Приложение 3 100
Процесс глобальной информатизации коснулся всех сфер жизни, в том числе и системы образования, которая столкнулась с проблемой подготовки специалистов, удовлетворяющих информационным потребностям современного общества. В разной мере изменились не только содержание, но и подходы к обучению, общие и частные методики преподавания тех или иных дисциплин, в частности, дисциплины «Информатика», изучаемой студентами техникумов. Современный уровень информатизации расширяет сферу применения компьютеров, увеличивает спрос на специалистов в области информатики, меняет требования к уровню их подготовки. Профессионал должен не только владеть знаниями, умениями и навыками в информационной сфере, но и уметь продемонстрировать эти знания, показать профессионализм, под-твердить правоту своих взглядов и идей.
Актуальность
На социально-педагогическом уровне: актуальность исследования характеризуется потребностью общества в специалистах среднего звена, обладающих высоким уровнем самостоятельности в профессиональной деятельности и необходимостью поиска и разработки средств, позволяющих осуществлять педагогический контроль.
На научно-теоретическом уровне: важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение преподавателем объективной информации о ходе самостоятельной деятельности студентов техникума при смешанном обучении. Эту информацию преподаватель получает в процессе контроля образовательной деятельности студентов, поэтому возникает потребность в разработке теории и практики формирования условий для развития способов контроля при изучении курса «Информатика» студентами первого курса при смешанном обучении.
Анализ работ отечественных исследователей В. С. Аванесов, В. П. Беспалько, показал, что традиционные формы контроля обученности не всегда бывают объективными и надежными методами контроля. Субъективность оценок, невоспроизводимость результатов проверок приводит к невозможности принятия реалистичных и действенных решений в дидактическом процессе и путях их совершенствования — главное, что определяет несовершенство педагогического контроля традиционными методами.
На научно-методическом уровне: актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточной реализацией организационно-педагогических условий, способствующих эффективному педагогическому контролю самостоятельной образовательной деятельности студентов техникума.
Отсюда возникает ряд противоречий.
На социально-педагогическом уровне: между потребностью общества в специалистах среднего звена, способных адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям производства, готовых к самостоятельной деятельности, и с другой стороны, необходимость изменения компонентов системы обучения на основе новых технологий и средств обучения.
На научно-теоретическом уровне: между необходимостью информатизации образовательного пространства и недостаточной проработанностью научно-теоретических подходов и принципов контроля обучения студентов.
На научно-методическом уровне: с одной стороны, необходимость внедрения смешанного обучения в учреждениях среднего профессионального образования, а с другой стороны, недостаточность разработки методических и дидактических материалов для реализации смешанного обучения в среднем профессиональном образовании и недостаточно разработанными учебно-методическими комплексами.
Проблема исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий контроля при формировании умений самостоятельной деятельности студентов в условиях смешанного обучения....
Современные тенденции в развитии общества диктуют значительные изменения в характере образования (его цели, направленность, содержание), направляя его на «свободное развитие человека», творчество, независимость, конкурентоспособность, профессиональную мобильность будущего специалиста. В распоряжении Правительства Российской Федерации «О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в области образования. В соответствии с целью обеспечения доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, государственная программа рассматривается как платформа для решения таких проблем, как обеспечение содержания и структуры профессионального образования в соответствии с потребности рынка труда; разработка системы оценки качества образования и спроса на образовательные услуги.
Для организации самостоятельной деятельности студентов были разобраны существующие подходы к понятию смешанного обучения, которые позволят решить, какие формы работы, контроля можно организовать при самостоятельной деятельности студентов на уроках информатики.
В ходе работы над диссертацией было рассмотрено несколько бесплатных сервисов, которые помогают организовать учебный процесс. Но поиски были направлены на выполнение следующих условий в сервисе: простота работы с сервисом; узнаваемость сервиса для удобства работы студентам, что облегчает их адаптацию к навигации в сервисе; русификация сервиса, возможность контроля выполнения заданий; возможность быстрой связи между преподавателем и студентами, а также возможность установки дат выполнения заданий. В итоге наш выбор остановился на сервисах Google.
Созданный электронный ресурс позволил организовать учебный процесс таким образом, что при выполнении самостоятельных работ студенты могли организовать самоконтроль, получить быстро консультацию преподавателя с помощью данного сервиса, получить результаты выполненных работ в автоматическом режиме. При этом созданный сервис позволяет организовать индивидуальный контроль за деятельностью каждого студента.
Контроль за освоением общих компетенций и знаний студентов является одним из существенных моментов в организации обучения. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит содержание работы. Работа любого студента в значительной мере определяется тем, какие требования в ходе контроля предъявляет к нему преподаватель. Важно организовать контроль так, чтобы предусмотреть проверку достижения студентом обязательного уровня подготовки, а также своевременное выявление возможных пробелов.
Для эффективной организации самостоятельной деятельности студентов была разработана модель данного процесса. Модель включает в себя цель, методологические подходы, принципы организации самостоятельной деятельности, технологию, которая осуществляется в образовательном процессе техникума при опосредованном участии преподавателя и активном участии студента, индивидуальную образовательную траекторию, компоненты и показатели эффективной самостоятельной деятельности студентов, а также совокупность педагогических условий и результат. Представленная модель самостоятельной деятельности студентов имеет более подробное описание в приложении к данной исследовательской работе (приложение 2).
Проведенная апробация подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы. В результате апробации были получены следующие результаты:
1. Проанализированы возможности существующего отечественного и зарубежного опыта использования современных педагогических технологий контроля знаний в учебном процессе при смешанном обучении.
2. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное внедрение методов педагогического контроля в самостоятельной деятельности студентов техникума.
3. Сформированы необходимые комплекты методической документации и соответствующее программно-компьютерное сопровождение учебного процесса техникума для внедрения способов контроля знаний при смешанном обучении студентов техникума.
4. Проведена опытно-поисковая работа по реализации основных положений исследования и апробацию их на практике
Таким образом, следует считать, что задачи исследования выполнены, поставленная цель достигнута. Работа в направлении смешанного обучения и контроля знаний в самостоятельной деятельности студентов будет в дальнейшем продолжена. Вместе с тем следует указать на направления дальнейшего продолжения работы и развития использованных идей: исследование возможности включения в процесс обучения реальных долгосрочных проектов, ориентированных на самостоятельную деятельность студентов.
1. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления [Текст] /О. С. Анисимов. — Москва: Экономика, 1991. — 186 с.
2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст]: учеб.-метод. пособие /С. И. Архангельский. — Москва: Высш. шк., 1980. — 368 с.
3. Беспалая Е. Н. Общепедагогические особенности организации самостоятельной образовательной деятельности студентов [Текст]: Автореф. дис. ...канд. пед. Наук; спец. 13.00.01 / Беспалая Елена Николаевна. — Волгоград, 2004. — 191 с.
4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]: учебник /В. П. Беспалько. — Москва: Педагогика, 1989. 192 с.
5. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] /В. П. Беспалько. — Москва: Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «Модэк», 2002. — 352 с.
6. Биккулова Г. Р. Дистанционное обучение в России [Текст] /Г. Р. Биккулова // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2009. — №4. — С. 4-13.
7. Бухарова Г. Д. Системы образования [Текст]: учеб. пособие /Г. Д. Бухарова, О. Н. Арефьев, Л. Д. Старикова. — Екатеринбург: Рос.гос.проф.-пед. ун-т, 2007. — 312 с.
8. Бухарова Г. Д. Магистерская диссертация: подготовка, оформление, защита [Текст] /Г. Д. Бухарова // Теория и методика профессионального обучения: сборник научных статей. — 2015. — №2. — С. 201-211.
9. Бухарова Г. Д. Вопросы контроля знаний при дистанционном обу-чении [Текст] /Г. Д. Бухарова, Л. В. Кузнецова // Молодежь — будущее Рос-сии: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. с участием студентов и аспирантов. — Омск: БОУДПО «ИРООО», 2016. — С. 22-26.
10. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагоги-ке [Электронный ресурс] / Г. Д. Бухарова, А. С. Воронин. — Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/673/28673.html(дата обращения: 12.12.16).
11. Выготский JI. C. Педагогическая психология [Текст] /Л. С. Выгот-ский. — Москва, 1996. — 576 с.
12. Гальперин П. Я. Психологическое обеспечение технологий образования [Текст] /П. Я. Гальперин, В. С. Кроль, В. А. Мордвинов // Высш. образование в России. — 1998. — №2. — С. 3-40.
13. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] /Б. С. Гершунский. — Москва: Педагогика, 1987. — 264 с.
14. Гипертекстовый словарь методических терминов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ht.ru/on-line/dictionary.php7termF335. (дата обращения: 15.11.16).
15. Голубицкий С. В. MOOC как будущее образовательного процесса: за и против. [Электронный ресурс] /Информационный портал «Компьютерра». — Режим доступа: http://www.computerra.ru/92998/mooc-kak-budushhee- obrazovatelnogo-protsessa-za-i-protiv/(дата обращения: 13.06.2016)...(65)