Введение 4
Глава 1.Исследование девиаций личности в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.1. Делинквентное поведение как форма девиации
личности 8
1.2. Арт-терапия как технология работы: формы, механизмы и показания...19
1.3. Подросток как субъект взаимодействия 30
Выводыпо1главе 41
Глава 2. Экспериментальное изучение эффективности средств арт- терапии в коррекции делинквентного поведения подростков 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ и описание результатов исследования 46
Выводы по 2 главе 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 64
Современный этап развития общества характеризуется непрерывными социально-экономическими преобразованиями, высоким темпом жизни, обилием информации, что приводит к увеличению нагрузок на психоэмоциональную сферу личности не только взрослого человека, но и ребёнка. Мощное воздействие стрессовых факторов современной жизни требует от человека развития таких качеств личности, как выносливость, решительность, гибкость, мобильность. Именно эти качества являются главной составляющей такого понятия как «жизнестойкость». В каждом возрастном периоде человека существуют некоторые внутренние ресурсы, которые позволяют оптимально справляться с жизненными трудностями, однако эти ресурсы могут остаться невостребованными, если своевременно не сфокусировать внимание на их выявлении и развитии.
В настоящее время в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в направлении здоровьесбережения детей, а также формировании у них жизнестойкого поведения.
Цель исследования: осуществление процесса формирования жизнестойкого поведения у подростков.
Объект исследования: жизнестойкость личности как психологический феномен.
Предмет исследования: процесс формирования жизнестойкости у подростков.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что формирование компонентов жизнестойкости в подростковом возрасте, оказывает благоприятное воздействие на социализацию школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме исследования.
2. Выявить особенности проявления жизнестойкости у подростков.
3. Реализовать программу групповых развивающих занятий, направленную на формирование жизнестойкого поведения у подростков.
4. Определить эффективность проведенной работы по формированию жизнестойкого поведения подростков.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - тестирование (методика «Дождь в сказочной стране», «Самооценка силы воли (Обозов Н.Н.)», тест Кеттела), статистические - методы количественного и качественного анализа данных (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «АСОШ №5». В эксперименте приняли участие 40 подростков. Возраст испытуемых 11-14 лет.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов экспериментального исследования и предложенной программы в деятельности психологических служб, направленной на формирование жизнестойкого поведения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения; содержит иллюстрационный материал (таблицы и рисунки).
Анализ различных подходов к проблеме формирования компонентов жизнестойкости, позволил нам определить обобщенную характеристику непосредственно понятия «жизнестойкость», рассматривая его как систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.
Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Уровень развития данных компонентов определяет отношение человека к трудным для него жизненным ситуациям.
В каждом возрастном периоде человека существуют некоторые внутренние ресурсы, которые позволяют справляться с теми или иными препятствиями. Важно показать эти возможности, помочь их осмыслить, сформулировать цель.
В подростковом возрасте развитие идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности, которая характеризуется определённой нестабильностью, следовательно, у подростков, возникает множество стрессовых ситуаций, с которыми они не всегда умеют и могут справиться. Задача педагога-психолога на данном этапе, заключается не только в оказании помощи ребёнку в преодолении им трудностей, но в большей степени в раскрытии тех качеств личности, которые позволят подростку самостоятельно выходить из сложных жизненных ситуаций.
Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей формирования жизнестойкого поведения у подростков.
Результаты экспериментального исследования подтвердили наше предположение о том, что формирование компонентов жизнестойкости в подростковом возрасте, оказывает благоприятное воздействие на социализацию школьников.
Исходя из этого, нами была реализована программа работы педагога- психолога по формированию жизнестойкости «Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям», включающая в себя групповые развивающие занятия.
Промежуточные результаты повторной диагностики показали позитивные изменения, произошедшие в состоянии подростков. Данный факт позволил сделать вывод о том, что программа с применением групповых развивающих занятий является эффективным средством формирования компонентов жизнестойкости.
Таким образом, цель нашего исследования частично достигнута, основные задачи решены, гипотеза доказана.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб, пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 672.
2. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. Трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат,.- С. 82-90.
3. Антология тяжёлых переживаний: социально - психологическая помощь / под ред. О.В. Красновой. М. - 2001
4. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа // Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебн. пособие для студ. пед. вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия». 2003. - 624 с.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы психологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
6. Басин М., Попов А. Формирование навыков волевой регуляции у девиантных подростков // Социальная педагогика - 2004 - № 3-С.75-77.
7. Березкина О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов. Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Комсомольск- на-Амуре, 2006. - 23 с.
8. Бохан Т. Г. К проблеме стресса и стрессоустойчивости в психологии человека в изменяющемся мире //Психология человека в современном мире. Том 5. Личность. - 2009. - С. 113.
9. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика - 2004 - № 1. - С.12-18.
10. Егорова Л.З. Воспитать стрессоустойчивую личность.// Воспитание школьников. - 2000. - № 4.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - 2002.
12. Зыкова М. Н. Психолого-педагогическое содействие развитию личности подростка: учебн. - метод, пособие для учителей, родителей и школьных психологов / М. Н. Зыкова. - М.: Изд-во Моек, психолого социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2009. - 72 с.
13. Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России. - М., 1995. - Т. 1.-С. 55-56.
14. Кий Н.М. Формирование у подростков жизнеутверждающих установок // Социальная педагогика, 5/2012.
15. Колмакова Л. А. Особенности мировоззрения, жизнестойкости и выраженности травматического стресса у лиц, переживших различные по степени экстремальности ситуации // Труды академии управления МВД России, 2009. - № 4.
16. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
17. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: дисс. ... канд. Психол. Наук. М., 2010. — 225 с.
18. Логинова М. В., Одинцова М. А. Жизнестойкость как выход за пределы самого себя и реализация человеческой сущности // Психология человека в современном мире. Том I. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - С. 266-272. - 0,4 п.л. (В соавторстве). Авторских - 0,2 п.л. Логиновой М. В. - Т. 1. - С. 269.
19. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Смысл.
2005. №6. С. 17-21.
20. Мысова О.Ф. Формирование жизнестойкости у детей: некоторые методические подходы // Воспитание школьников. - 2013. - №6.
21. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 Челябинск,
2006. - 175 с. РГБ ОД, 61:06-19/644.
22. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъективной активности //Вопросы психологии. - 1996. - Т. 1.
23. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными ситуациями: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамадрина М.В. - Барнаул, 2014. - 184с.
24. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): автореф. дис. д-ра психол. наук. - М., 1995.
25. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
26. Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель А. В. Куликов. - СПб.: Изд-во Питер, 2000. - 480 с.
27. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. - М., 1994.
28. Соболева Е.В., Шумакова О.А. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - Т. 5.
29. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. - М.: МПГУ, 2012. - 152с.
30. Шадриков В. Д. Некоторые методологические вопросы
индивидуальности // Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч. конф., г. Москва, в 2-х ч. / отв. А. Б. Орлов; Гос. ун-т-Высшая школа экономики; Рос. гуманит. науч. фонд. - М.: Изд. дом Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 2010. - Ч. 2. - С. 330-334.
31. Шелкунова Т.В., Шелкунов А.В.Феномен жизнестойкости в отечественной
литературе. - 2013.