Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Установочное поведение и психологические защиты в ситуации экспертизы

Работа №148456

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Теоретический анализ установочного поведения и психологических защит в ситуации экспертизы 8
1.1 Определение установки и установочного поведения 8
1.2 Установочное поведение в ситуации экспертизы 11
1.3 Виды установочного поведения в ситуации экспертизы 13
1.4 Определение понятия психологические защиты 20
1.5 Типология психологических защит и их связь с установочным поведением 23
Выводы по теоретической части 28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование установочного поведения и психологических защит в ситуации экспертизы 30
2.1 Цель, задачи и методы исследования 30
2.2 Методы исследования установочного поведения в ситуации экспертизы 33
2.3 Установочное поведение в ситуации экспертизы: экспертные понятия 37
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования 39
3.1 Результаты статистического и качественного анализа установочного поведения и психологических защит личности. 39
3.2 Изучение взаимосвязей личностных особенностей подэкспертных с различными механизмами психологических защит. 45
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 59


В экспертной деятельности клинического психолога одной из главных задач является диагностика установочного поведения на ранних этапах. Все еще остается актуальным изучение симулятивного поведения подэкспертных лиц. Несмотря на повышенный интерес к этой теме в 70-80х годах прошлого столетия, на данный момент есть некий дефицит в научных статьях по этой проблематике. Существует много работ, касающихся исследования разных форм установочного поведения, проблем дифференциации установочного поведения и психических расстройств. Однако работ, посвященных психологическим особенностям людей, склонных к установочному поведению и психологическим защитам, и в целом поведению людей в ситуации экспертизы явно недостаточно. Изучение психологических защит у лиц, склонных к установочному поведению и защитным реакциям в перспективе может дать больший диагностический инструмент психологам-экспертам и тем самым облегчить работу по диагностике установочного поведения.
В целом, изучение установочного поведения и психологических защит в контексте судебной и криминальной психологии является важной областью исследований. Изучая эти явления и их влияние на проведение экспертизы, исследователи смогут работать над разработкой более точных и эффективных методов диагностики лиц, которые вступают в контакт с системой уголовного правосудия.
Цель исследования: изучить установочное поведение и психологические защиты в ситуации экспертизы.
Объект исследования: специфика проявления и виды установочного поведения в экспертных исследованиях (на примере судебного решения семейных споров).
Предмет исследования: установочное поведение, демонстрируемое в экспертной ситуации, и психологические защиты подэкспертного.
Гипотезы исследования:
1. В ситуации судебно-психологической экспертизы по семейным спорам лицо, находящее в позиции подэкспертного, в большинстве случаем будет демонстрировать установочное поведение и защитные реакции.
2. Демонстрация установочного поведения и защитных реакций в значительной степени зависит от структуры личностных особенностей субъекта.
3. Выраженность установочного поведения и защитных реакций в определенной мере связаны с общим уровнем выраженности личностных особенностей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме установочного поведения и психологических защит;
2. Проанализировать заключения экспертов по делам о семейных спорах и выделить психологические характеристики установочного поведения
3. Провести эмпирическое исследование установочного поведения и психологических защит.
4. Выявить личностные особенности и их взаимосвязь с механизмом психологических защит у лиц, демонстрирующих установочное поведение.
Методики исследования:
1. Качественный анализ экспертных заключений дел по семейным спорам и анализ интервью с подэкспертными лицами;
2. «Индекс жизненного стиля» (R. Plutchik, H. Kellerman, H. R. Conte, 1979) в адаптации Л. И. Вассерман и др. (НИПНИ, 2005);
3. ММРI (S. Hathaway, J. McKinley, 1943) вадаптации Л. Н. Собчик (1970, 2000).
Для статистического анализа полученных данных использовались методы качественного и количественного анализа. В целях количественного анализа данных, нами были использованы методы анализа первичных статистических данных, а также корреляционный анализ по методу Спирмена.
Теоретико-методическая база исследования: при написании данной работы были использованы теории установки (Г. Олпорт, Л. Ланге,Д.Н. Узнадзе,А.Г. Асмолов),представления об установочном поведении в экспертных ситуациях (Р.МВойтенко, Л.Н. Собчик, Ф.С. Сафуанов, С.Я. Рубинштейн),теории психологической защиты (З. Фрейд, А. Фрейд, К.Хорни и А. Адлер, Р. Плутчик).
Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма качественного анализа критериев установочного поведения в структуре поведения подэкспертных (на примере решения задач установления места жительства ребенка экспертным путем).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена изучению установочного поведения и психологических защит в ситуации экспертизы на примере судебного решения семейных споров.
Анализ литературных источников показал, что тема установочного поведения в экспертизе мало изучена. Большинство существующих на данный момент исследований изучают клинические проявления установочного поведения и качаются области психиатрии. В психологии под установочным поведением понимают осознанное, целенаправленное предъявление подэкспертным заведомо ложной информации. В основе такого поведения лежит рентная мотивация – осознанное и целенаправленное стремление получить в результате экспертного решения социальные льготы или преимущества. Экспертная ситуация воспринимается как значимая, так как она решает крайне важные для обследуемого социальные аспекты дальнейшей деятельности. Выделяют разные виды установочного поведения: симуляция, аггравация, метасимуляция, поиск симптомов, диссимуляция, дезаггравация, сюрсимуляция. Одной из задач нашего исследования было на основе теоретических работ и анализа имеющихся психологических заключений выделить психологические характеристики установочного поведения в ситуации экспертизы. На основе выделенных критериев было проведено дальнейшее исследование взаимосвязи установочного поведения и психологических защит у лиц, демонстрирующих установочное поведение.
Под психологическими защитами в психологии понимают набор психических механизмов, бессознательно используемый для защиты от травмирующей, угрожающей стабильности личности информации. Это некий барьер между сознательной и бессознательной частью нашей психики, способствующий более успешной адаптации. С другой стороны, в некоторых случаях психологические защиты препятствуют адекватному восприятию реальности и приводят к развитию невротических реакций и трудностям в адаптации.
Прохождение экспертизы является высоко значимой и конфликтной ситуацией для обследуемого лица. Для многих подэкспертных важно получить решение суда в их сторону, что приводит к использованию разных поведенческих стратегий во время обследования, таких как установочное поведение. Психологические защиты в этом случае выступают как инструмент для снижения уровня напряжения, так как цель – получить решение в свою пользу, не может быть достигнута действиями самого подэкспертного.
В ходе эмпирического исследования мы выявили наиболее часто встречающиеся виды установочного поведения: преобладали установочные реакции по типу «аггравация» и «диссимуляции». При этом женщины чаще демонстрировали установочное поведение по типу «аггравация». Мужчины более склонны к установочному поведению по типу «дезаггравация».
Было выявлено, что у женщин, демонстрирующих установочное поведение с ситуации экспертизы, доминирующими психологическими защитами являются механизм отрицания и интеллектуализации. У мужчин более выражены такие механизмы психологической защиты, как отрицание и реактивные образования.
В результате корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между личностными характеристиками и механизмами психологической защиты. Анализ корреляций показал, что доминирующие личностные черты могут объяснить причины преобладания психологической защиты. Можно проследить соответствие описаний психологических защит и описаний доминирующих шкал личностного опросника.
Также нами было выявлены и проанализированы взаимосвязи доминирующих психологических защит и личностных особенностей в группах мужчин и женщин.
В дальнейшем необходимо продолжать изучения данной темы. Дальнейшие исследования могут помочь изучить более глубинные механизмы возникновения установочного поведения. Раскрытие взаимосвязи психологических защит и личностных особенностей может дать более полное понимание мотивов поведения людей в ситуации экспертизы. Также понимание взаимосвязи психологических защит и установочного поведения может помочь разработать более эффективные способы диагностики в экспертной деятельности и стратегии работы с подэкспертными с установочным поведением.
В заключении стоит отметить, что изучение установочного поведения и психологических особенностей лиц в ситуации экспертизы является перспективной областью исследования. Результаты данного эмпирического исследования являются первыми шагами в данной тематике, что подчеркивает важность дальнейшего изучения для углубления нашего понимания этих сложных явлений. Продолжая раскрывать эту тему, мы можем проложить путь к разработке нового, более чувствительного диагностического инструментария и облегчить работу психологов-экспертов.



1. Асмолов А.Х. По ту сторону сознания; методоло­гические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. 480 с.
2. Березанцев А.Ю. Судебная психиатрия + доп. Материал в ЭБС: учебник для вузов /— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 539 с.
3. Вассерман Л.И. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (ИЖС). Пособие для врачей и психологов. СПб.: Санкт-Петербургский государственный научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1999. – 48с.
4. Войтенко Р.М. «Социальная психиатрия с основами медико-социальной экспертизы и реабилитологии. Руководство для врачей и психологов. – СП.6 ИКФ «Фолиант», 2002. 256 с.
5. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Психодиагностические методы исследования в судебно-психологической экспертизе: Учебно-методическое пособие для экспертов. – Калуга, 2009. 355 с.
6. Зейгарник Б.В. Опосредование саморегуляции в норме и патологии // Вестник Моск.ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. №2. С. 9–15.
7. И. Имедадзе «С. Л. Рубинштейн и школа Д. Н. Узнадзе» URL:http://www.slrubinstein-society.ru/engine/documents/document422.pdf(Дата обращения: 28.10.22).
8. Иванов В. Клинична психология. Медицина и физкултура. София, 1976. 180с.
9. Ильясов, А. А. Механизмы психологических защит и их влияние на личность / А. А. Ильясов // Череповецкие научные чтения - 2012 : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Череповец, 07–08 ноября 2012 года / Ответственный редактор: Н.П. Павлова. Том Часть 1. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2013. – С. 84-86.
10. Имедадзе И.В. Категория поведения и теория установки: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01: Общая психология, психология личности, история психологии. Тбилиси, 1989. 44 с.
11. Климонтова О.А. "Механизмы психологической защиты " Вестник Науки и Творчества, № 12 (36), 2018, c. 36-38.
12. Колесник Н. Т. Клиническая психология: учебник для вузов / Н. Т. Колесник, Е. А. Орлова, Г. И. Ефремова; под редакцией Г. И. Ефремовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 359 с.
13. Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Н. В. Антоновой, Н. Л. Ивановой. — М.: Издательство Юрайт, 2019 — 370 с. — (Серия : Бакалавр магистр. Академический курс).
14. Коченов М.М. «Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды» - М.: Генезис, 2010. – 352 с.
15. Матанова, В., Куков, К., Вырбанов, С., Маринов, П., Джорджанова, А., & Петрова, А. (2014). Клинико-психологическая оценка и психологическая диагностика защитного поведения как проблема судебно-экспертной практики. Психология. Психофизиология, 7 (2), 71-82.
16. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) URL: https://mkb-10.com/ (Дата обращения: 28.10.22)
17. Морозова-Ларина О. И. Шкалы достоверности в современной психодиагностике. – 2015. - № 4. - С. 84-88
18. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция) Учебное пособие Казань, 2003.
19. Одинцова М.А. Рентная установка как одно из препятствий воспитания и развития виктимных подростков // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.) URL: https://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/46095.shtml (Дата обращения: 27.10.22)
20. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: "Талант", 1996. – 144с.
21. Руководство по судебной психиатрии в 2 т. Том 1 : практическое пособие / А. А. Ткаченко [и др.] ; под редакцией А. А. Ткаченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 523 с.
22. Савина О.Ф., Морозова М.В. Проблема дифференциации экспертных установок при КСППЭ юридически значимых эмоциональных состояний. // Психология и право. 2017(7). № 1. С.169-181
23. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой Тбилиси: "Мецниереба", 1989.
24. Сафуанов Ф.С. Научное творчество С. Я. Рубинштейн в период работы в институте судебной психиатрии. Сообщение 1. Проблемы симуляции обвиняемых с психическими расстройствами (1947-1948). Российский психиатрический журнал, (5), 2016. С. 75-80.
25. Сафуанов Ф.С. Харитонова Н.К. Русаковская О.А. «Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка» - М.: Генезис, 2011. – 192 с.
26. Словенко Е.Д., Яремченко П.И., & Хохлов Н.А. (2020). Нормативные характеристики выполнения методики "заучивание 10 слов" и способы выявления установочного поведения при исследовании памяти. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, (3), С. 52-85.
27. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. – СПб.: Речь, 2000. – 219 с.
28. Судебная психиатрия: Учебник / Под ред. проф. А. С. Дмитриева, проф. Т.В. Клименко. - М.: Юристъ, 1998. - 408 с.
29. Узнадзе Д.Н., Психология установки. — СПб.: Питер, 2001.416 с.
30. C. Murchison Attitudes, in A Handbook of Social Psychology // edWorcester, MA: Clark University Press, 1935. P. 789–844.
31. L.Hjelle, D.Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications 3th ed.: McGrow-Hill, 1992
32. Plutchik R., Conte H. R. Circumflex Models of Personality and Emotions: Edited by R. Plutchik and H. Conte. 1997. 484 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ