ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК НОСИТЕЛЕЙ РОЗЫСКНОЙ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ 6
1.1. Понятие следа в криминалистике 6
1.2. Виды следов транспортных средств, их розыскное и доказательственное значение 19
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 27
2.1. Особенности обнаружения, изъятия и фиксации следов транспортных средств 27
2.2. Использование следов транспортных средств как способ получения розыскной и доказательственной информации 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Актуальность темы исследования. Ежегодно происходит значительное число дорожно-транспортных происшествий. Так, в 2023 году произошло 10380 ДТП, в которых погибло 1270 лиц, ранено 13423 . Раскрытие и расследование таких преступлений во многом зависит от качественного обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов транспортных средств, которые имеют ориентирующее и идентификационное значение.
В науке и практике им уделяется незаслуженно мало внимания, это можно объяснить, что следам транспортных средств практически не присущ идентификационный характер – достаточно редко в них могут быть выявлены такие признаки, которые позволяет идентифицировать объект, оставивший след. Однако, в действительности такие следы имеют огромное значение, поскольку позволяют определить механизм следообразования, и, соответственно, установить обстоятельства совершенного преступления. Также на основе анализа следов транспортного средства можно установить, где именно и какое транспортное средство находилось, сколько транспортных средств находилось в определенном месте и т.д.
Нужно отметить, что у правоприменителей нередко возникают сложности при обнаружении следов транспортных средств, их фиксации и изъятии, обеспечении их сохранности. В результате может быть утрачена информация, значимая для раскрытия и расследования преступлений. Таким образом, в настоящее время существует необходимость дальнейших исследований вопросов, связанных с обнаружением, фиксацией, изъятием следов транспортных средств, их исследованием, использованием в раскрытии и расследовании преступлений. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Степень разработанности темы исследования. Трасологические следы неоднократно становились предметом исследования ученых-криминалистов, при этом, следы транспорта изучены недостаточно. В то же время, существуют отдельные научные труды, посвященные следам транспортных средств. Среди авторов, внесших вклад в раскрытие данной темы, можно назвать таких как А.И. Алдошина, М.В. Беляев, Л.Х. Вагапова, Ю.В. Зубко, Л.И. Мамедова, С.Н. Муликов, Д.Т. Мурадян, В.Р. Сафаров, А.А. Селезнев и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с обнаружением, фиксацией, изъятием и исследованием следов транспортных средств в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
Предмет исследования образует деятельность по обнаружению, фиксации, изъятию и исследованию следов транспортных средств, правоприменительная практика и научные изыскания по теме исследования.
Целью исследования является анализ следов транспортных средств как носителей розыскной и доказательственной информации, выявление проблем, возникающих в данной деятельности и выработка рекомендаций по их разрешению.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие следа в криминалистике;
- проанализировать виды следов транспортных средств, определить их розыскное и доказательственное значение;
- выявить особенности обнаружения, изъятия и фиксации следов транспортных средств;
- охарактеризовать исследование следов транспортных средств как способ получения розыскной и доказательственной информации.
Методами исследования выступили диалектический метод познания, аналитический, статистический, методы анализа и синтеза, наблюдения, сравнения.
Нормативно-правовую основу исследования составили положения действующего законодательства, регламентирующие особенности деятельности по обнаружению, фиксации, изъятию и исследованию следов транспортных средств, использовании их для получения криминалистически значимой информации.
Эмпирическая основа исследования представлена материалами правоприменительной практики, иллюстрирующими особенности обнаружения, фиксации, изъятия следов транспортных средств, их исследования и использования в правоприменительной практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов данной работы для дальнейших научных изысканий по теме исследования, а также для подготовки учебных пособий, лекций, практических занятий по курсу криминалистики.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать результаты работы для подготовки методических рекомендаций по обнаружению, фиксации, изъятию следов транспортных средств, применению выработанных предложений в правоприменительной практике.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими четыре параграфа, заключением и списком использованных источников.
След обладает важным значением, поскольку позволяет получить информацию о событии преступления. Принято рассматривать след в узком понимании как материально фиксированное отражение в материальной следе события преступления: механизм его совершения, сведения о личности участников преступного события.
В широком смысле след представляет собой не только остаточное явление в виде материально-фиксированных отображений одного объекта на другом, а равно и идеальные, мысленные образы, зафиксированные в памяти человека.
След характеризуется с криминалистической и процессуальной точки зрения. Криминалистическое значение обусловлено возможностью следа отображать и сохранять информацию о преступном событии, получение которой позволяет установить его обстоятельства, участников и иные важные аспекты. Процессуальное значение обусловлено тем, что обнаружение, изъятие, фиксация следа должна осуществляться с соблюдением процессуальных требований, в ином случае полученное доказательство будет являться недопустимым.
Материальные следы преимущественно изучает такая наука как трасология, которая выступает одной из отраслей криминалистической техники, в рамках которой происходит изучение закономерностей возникновения следов, их особенностей, а также разработка средств, приемов и методов собирания и исследования следов для решения диагностических задач, а также с целью индивидуальной или групповой идентификации.
Следы транспортных средств различного вида представляют собой важный источник криминалистической информации, прежде всего, по фактам дорожно-транспортных происшествий, так как позволяют по содержащейся в них информации восстановить как процесс взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.
В то же время, значение следов транспортного средства и механизмов в криминалистике не ограничивается исключительно их использованием в доказывании дорожно-транспортных происшествий, они могут выступать и важным доказательством при расследовании преступлений, связанных с хищением транспортных средств, перемещением их через государственную границу и т.д.
Среди следов транспорта принято выделять такие их виды, как следы ходовой части, выступающих частей, а также следы и предметы, отсоединившиеся от транспортного средства. Необходимо, чтобы следователи обладали достаточными знаниями о признаках, присущих каждому виду следов транспортного средства, чтобы иметь возможность установить механизм произошедшего события, принимать меры к обнаружению, фиксации и изъятию всех следов. В особенности это важно, когда невозможно обеспечить участие специалиста в осмотре места происшествия.
Следы транспортных средств могут обнаруживаться при расследовании различных преступлений. Способ фиксации и изъятия следов транспортного средства определяется поверхностью, на которой он обнаружен, а также условиями, при которых обнаружен след. Вместе с носителем следы транспортного средства удается изъять крайне редко, так как эти виды следов обычно остаются на больших поверхностях, зачастую, на асфальтовом покрытии. В таком случае наиболее часто применяются средства фотофиксации, позволяющие изготовить снимки, на которых отражаются признаки протектора транспорта.
При обнаружении следов транспортных средств на рыхлых, мягких поверхностях, преимущественно изъятие осуществляется путем изготовления гипсовых слепков. Необходимо учитывать, что при низкой температуре воздуха изъятие следов с заснеженной поверхности следует производить путем изготовления гипсового слепка, применяя при этом слабый раствор этанола (12-16 %), крепкие растворы для этого не пригодны, их применение может привести к порче изготовленного слепка и невозможности его использования в криминалистических целях. Поэтому, при выезде на место происшествия в соответствующих погодных условиях, когда предположительно может быть обнаружен и изъят след обуви, необходимо иметь в криминалистическом чемодане соответствующий раствор. В редких случаях с гладких поверхностей возможно изъятие следов транспортных средств на дактилоскопическую пленку.
При получении следов транспортных средств в качестве образцов для сравнительного исследования может быть предложен современный создания моделей следов шин. Данный метод безусловно войдет в практику производства судебных экспертиз, поскольку позволит значительно упростить процесс получения образцов для сравнительного исследования, решить проблему транспортировки и хранения габаритных объектов.
Экспертное исследование следов транспортных средств обладает важным значением, позволяя определить групповую принадлежность следа, а также идентифицировать транспортное средство, которым был оставлен след. На основании проведенного исследования может быть получена ориентирующая информация, позволяющая осуществлять поиск транспортного средства, которым оставлены следы. Реже удается получить идентификационную информацию, позволяющую определить, оставлен ли обнаруженный след конкретным транспортным средством. При этом, решение идентификационных задач возможно только при условии качественного изъятия следа, а также предоставления всех возможных объектов для сравнительного исследования.
Следы транспортного средства позволяют получить важную розыскную информацию, в частности:
- определить, где находилось транспортное средство;
- установить направление движения транспорта;
- выдвинуть предположение о виде шин, которыми оснащено транспортное средство;
- определить марку и модель транспортного средства;
- установить наличие на транспортном средстве дополнительного оборудования, выступающих частей;
- определить цвет и тип лакокрасочного покрытия;
- установить наличие внешних и внутренних повреждений транспортного средства.
Полагаем, что в настоящее время развитие трасологической экспертизы по следам транспортных средств должно идти по пути внедрения в экспертную практику новых современных технологий, в том числе, и различных программных средств, позволяющих упростить процесс производства судебных экспертиз на всех его стадиях.
Полученная информация о следах транспортных средств поискового характера должна быть максимально использована для розыска того транспортного средства, которым был оставлен обнаруженный и изъятый след. Для этого надлежит направлять соответствующие ориентировки, осуществлять проверку всех мест, где могут находиться соответствующие транспортные средства. Если установлено, что они имеют повреждения, в обязательном порядке должны проверятся места реализации запасных частей, автомастерские.
В случае, если соответствующее транспортное средство будет обнаружено, и имеется возможность идентификации, необходимо назначение дополнительной судебной трасологической экспертизы с постановкой идентификационных вопросов.
Нормативные правовые акты
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Российская газета. 1996. 18 июня. № 113.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Ведомости Федерального Собрания РФ. 2002. 01 июня. № 1. ст. 1.
Научная и учебная литература
3. Адюкова Е.В., Перепелкин В.И. Понятие следа в криминалистике // В сборнике: Проблемы качества российского законодательства. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 493-496.
4. Алдошина А.И. Актуальные проблемы изъятия следов транспортных средств при расследовании дорожно-транспортных преступлений // В сборнике: Научная дискуссия: теоретические и практические аспекты юридической науки. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 3-7.
5. Беляев М.В., Муликов С.Н. Актуальные вопросы транспортно-трасологической экспертизы // В книге: Актуальные вопросы транспортной безопасности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 65-70.
6. Вагапова Л.Х., Сафаров В.Р. Значение следов транспортных средств в криминалистике //В сборнике: Развитие инструментов управления научной деятельностью. сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 46-48.
7. Васильчук В.Е., Смирнова В.Ю. Экспертные ошибки, допускаемые при проведении трасологических экспертиз // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 1 (65). С. 75-79.
8. Васина О.А., Борисова А.А. Трасология как отрасль криминалистической техники // Молодой ученый. 2022. № 51 (446). С. 455-460.
9. Егупова Л.П. Трасология как отрасль криминалистической техники и ее задачи // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С. 132-135.
10. Зубко Ю.В. Значение следов в криминалистике // В сборнике: Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. Материалы IV Международной научно-практической конференции. В двух томах. Тамбов, 2020. С. 341-344.
11. Криминалистика: Учебник / под ред. Белкина Р.С., - М: Норма, 2001. 421 с.
12. Кудряшов Д.А. Современные возможности и перспектива развития ЗD-технологий в судебной экспертизе // В сборнике: Теория и практика фундаментальных и прикладных исследований в сфере судебно-экспертной деятельности и ДНК-регистрации населения Российской Федерации. материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 115-118.
13. Малыхина Н.И. Идеальные следы в криминалистике // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 3 (37). С. 56-60.
14. Мамедова Л.И., Влезько Д.А. Задачи трасологии на современном этапе развития криминалистической техники // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 74-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2018 год. Ответственный за выпуск А.Г. Кощаев. 2019. С. 1260-1263.
15. Мурадян Д.Т., Винниченко А.С. Особенности обнаружения, изъятия и фиксации следов трасологического происхождения // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2019. № 1 (6). С. 163-165.
16. Мухаметшин Т.В. Изготовление копий объемных следов обуви при низких температурах // Роль правовой науки в развитии общества. Сборник статей международной научно-практической конференции. Отв. ред. Сукиасян А.А. 2014. С. 23-25.
17. Несмиянова И.О. Использование современных информационных технологий в производстве трасологических экспертиз и исследований // Вестник экономической безопасности. 2022. № 3. С. 169-172.
18. Панченков В.Ю., Хорольская Е.А., Петров В.В. Трасологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс для сотрудников экспертно- криминалистических подразделений/ Дальневосточный институт повышения квалификации ФСКН России. Хабаровск, 2015. 523 с.
19. Самойлов А.Ю. Особенности фиксации и изъятия материальных объектов и следов с учетом их природы и видов // В сборнике: Правовое государство: проблемы понимания и реализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика». 2015. С. 85-88.
20. Селезнев А.А. Задачи, решаемые экспертизой следов транспортных средств // В сборнике: Современные тенденции развития науки и технологий. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Ж.А. Шаповал. 2017. С. 149-152.
21. Сотов А.И. Использование материальных следов в процессе расследования преступлений // Вопросы российского и международного права.2018. Т. 8. № 1А. С. 157-160.
22. Товпенец Н.М. Значение криминалистического исследования следов транспортных средств // В книге: Борьба с преступностью: теория и практика. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 162-163.
23. Тугушева Н.Р. Возможности трасологической экспертизы при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 407-409.
Материалы судебной практики
24. Приговор Заводского районного суда г. Орла от 11 ноября 2021 года по делу № 1- 114/2021 // https://sudact.ru/
25. Приговор Заводского районного суда г. Орла от 24 июля 2020 года по делу № 1- 79/2020 // https://sudact.ru/
26. Приговор Индустриального районного суда г. Барнаула от 11 октября 2022 года по делу № 1- 118/2022 // https://sudact.ru/
27. Приговор Индустриального районного суда г. Барнаула от 24 декабря 2020 года по делу № 1- 125/2020 // https://sudact.ru/
28. Приговор Калининского районного суда г. Санкт – Петербурга от 19 февраля 2018 года по делу № 1-19/2018 // https://sudact.ru/
29. Приговор Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга от 18 июля 2019 года по делу № 1- 72/2019 // https://sudact.ru/
30. Приговор Коптевского районного суда г. Москвы от 15 июля 2023 года по делу № 1- 76/2023 // https://sudact.ru/
31. Приговор Коптевского районного суда г. Москвы от 29 января 2021 года по делу № 1- 17/2021 // https://sudact.ru/
32. Приговор Кузьминского районного суда г. Москвы от 21 марта 2022 года по делу № 1- 34/2022 // https://sudact.ru/
33. Приговор Кузьминского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2021 года по делу № 1- 95/2021 // https://sudact.ru/
34. Приговор Ленинского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2020 года по делу № 1- 87/2020 // https://sudact.ru/
35. Приговор Ленинского районного суда г. Тюмени от 14 ноября 2020 года по делу № 1- 119/2020 // https://sudact.ru/
36. Приговор Советского районного суда г. Краснодара от 12 апреля 2020 года по делу № 1- 47/2020 // https://sudact.ru/
37. Приговор Советского районного суда г. Краснодара от 21 февраля 2022 года по делу № 1- 24/2022 // https://sudact.ru/
38. Приговор Таганского районного суда г. Москвы от 30 апреля 2020 года по делу № 1- 43/2020 // https://sudact.ru/
39. Приговор Таганского районного суда г. Москвы от 17 марта 2022 года по делу № 1- 32/2022 // https://sudact.ru/
40. Приговор Фрунзенского районного суда г. Владимира от 18 августа 2019 года по делу № 1- 83/2019 // https://sudact.ru/
41. Приговор Таганского районного суда г. Москвы от 26 мая 2021 года по делу № 1- 55/2021 // https://sudact.ru/
42. Приговор Центрального районного суда г. Тольятти от 05 августа 2022 года по делу № 1- 84/2022 // https://sudact.ru/
43. Приговор Черемушкинского районного суда г. Москвы от 12 сентября 2023 года по делу № 1- 93/2023 // https://sudact.ru/
44. Приговор Черемушкинского районного суда г. Москвы от 19 марта 2021 года по делу № 1- 36/2021 // https://sudact.ru/
Интернет-ресурсы
45. Официальный сайт МВД России // https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Centri/JEkspertno_kriminalisticheskij_centr
46. Сайт ГИБДД России // http://stat.gibdd.ru/