ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ 11
1.1 Анализ теоретических подходов к организации физического воспитания
школьников 11
1.2 Теоретическое обоснование педагогических основ организации
внеурочной работы по физической культуре 19
1.3 Лыжная подготовка как средство физкультурно-оздоровительного и
личностного развития школьников 32
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (на примере занятий лыжным спортом) 37
2.1. Методические основы организации внеурочных занятий по физической
культуре школьников-подростков 38
2.2. Разработка внеурочной деятельности на основе
Программы «Лыжи и Я» 40
2.3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогических
основ организации внеурочной работы 53
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ЛИТЕРАТУРА 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Актуальность исследования. Внеурочная деятельность в системе общего образования приобретает в наше время особую значимость и является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы в Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание уделяют организации внеурочной деятельности школьников, как эффективному ресурсу повышения качества общего образования подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования нового поколения определяет внеурочную деятельность как образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития обучающимся личностных интересов на основе добровольного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательной организации в числе видов внеурочной деятельности школьников в Российской Федерации выделена и спортивнооздоровительная деятельность, а в числе основных направлений внеурочной деятельности - спортивно-оздоровительное направление. При этом отмечается большое разнообразие возможных форм организации внеурочной деятельности в школе - кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, военно-патриотические объединения и т. д. По предмету «Физическая культура» внеурочная деятельность может реализоваться в физкультурно-спортивном и оздоровительном направлении. Эффективность внеурочной деятельности по физической культуре в школе во многом обусловлена соблюдением педагогических основ ее организации, которые проявляются не только в грамотном методическом сопровождении двигательной активности школьников, но и в актуализации личностного потенциала обучающихся. Так, воспитательный результат внеурочной деятельности школьников в условиях лыжной секции предполагает формирование знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах спортивного поведения, опыта ценностного отношения к физическим качествам и здоровому образу жизни и ответственного отношения к выбору жизненных ориентиров. При этом формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Степень научной разработанности темы исследования. Ретроспективный анализ научной и учебно-методической литературы показал, что в исследованиях специалистов физической культуры в сфере школьного образования отмечается ухудшение состояния здоровья школьников, в том числе и на фоне дефицита их двигательной активности. Так, по данным Министерства здравоохранения России около 70 % школьников страдают функциональными и соматическими расстройствами, а за годы обучения в школе число хронически больных увеличивается на 20-25 процентов. Основополагающие принципы формирования и совершенствования физического воспитания школьников нашли отражение в трудах Бадардинова И.К, Займова Г.Э., Капустина А.Г., Калика В.В., Мартына И.А., Муртазалиева Х.Р., Соломченко М.А., где отмечается, что активная жизненная позиция и рост успеваемости школьников во многом определяется состоянием их здоровья и двигательной активностью. Однако в указанных работах практически не рассматриваются вопросы педагогического обеспечения процесса организации внеурочной работы школьников, что подтверждает актуальность исследования.
Анализ состояния разработанности проблемы в науке и практике позволил выявить противоречия:
- между необходимостью повышения уровня физического и личностного развития школьников и неэффективным использованием в школах организационных форм внеурочных занятий, применяемых без учета индивидуальных особенностей в физической подготовленности школьников, не способствующих укреплению здоровья детей и не повышающих их интерес к занятиям физической культурой;
...
Внеурочная работа по физической культуре - это целенаправленно организованная во внеурочное время деятельность, направленная на полноценное личностное развитие обучающихся, их физическое совершенствование и приобщение к здоровому образу жизни на основе принципов добровольности и целесообразности.
Внеурочная работа по физической культуре школьников может быть эффективной или результативной, при условии соблюдения в ее организации педагогических оснований:
• привлечение на добровольной основе и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
• наличие необходимого оборудования и инвентаря;
• инструктивно-педагогическое руководство на основе Программы «Лыжи и я»;
• диагностирование результатов и эффективности внеурочной деятельности.
Эффективность внеурочной деятельности по физической культуре в школе во многом обусловлена соблюдением педагогических основ ее организации, которые проявляются не только в методическом сопровождении двигательной активности школьников, но и в актуализации личностного потенциала обучающихся. Так, воспитательный результат внеурочной деятельности школьников в условиях лыжной секции предполагает формирование знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах спортивного поведения, опыта ценностного отношения к физическим качествам и здоровому образу жизни и ответственного отношения к выбору жизненных ориентиров.
Анализ и обобщение материалов литературных источников и педагогического опыта показали, что в современном лыжном спорте для развития общей и специальной выносливости используются разнообразные средства и методы спортивной тренировки, способствующие интенсификации тренировочного процесса, с целью достижения максимально допустимого уровня.
Все внеурочные мероприятия рассматриваются в качестве значимого ориентира при построении соответствующих образовательных программ, а разработка и реализация конкретных форм внеурочной деятельности школьников базируется на видах деятельности. Таким образом, формируется второе расписание для детей - «расписание внеурочных мероприятий». Эта форма организации является взаимовыгодной для всех участников. Ребята получают дальнейшее развитие психических свойств личности, которые были выявлены в ходе диагностики. Кроме того, они приобретают новые знания, увлекательно расширяют кругозор, участвуют в конкурсах. Поэтому дети сильно отличаются от своих сверстников, которые предоставлены сами себе после занятий.
1. Агабекян А.В., Блажко А.В., Полотнянко К.Н., Роганов О.А. Особенности программ физического воспитания в зимних видах спорта. В сборнике: Модели инкультурации в образовании. Материалы международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.А. Ан. 2018. С. 268-271. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35679129.
2. Алхасов Д. С. Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре: учебник для среднего профессионального образования / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 176 с — ISBN 978-5-534-11533-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456721.
3. Ашмарин. Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для факультетов физической культуры [Текст]/под ред. Б.А. Ашмарина.- Москва : Просвещение, 1990.- 287с.: ил.
4. Бадардинов И.К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / И.К. Бадардинов // Наука через призму времени. - 2017.- №3 (3). - С. 166-168.
5. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека[Текст]/ В. К. Бальсевич. - Москва: Советский спорт, 2009. - 220 с.
6. Баталов А.Г. Краткий курс дисциплины « Лыжный спорт». - Учебное пособие. 2001.
7. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
8. Бердяев Н.А.Смысл творчества: оправдание человека, М., 1913.
9. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
10. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.
11. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3. С. 14 — 19.
12. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
13. Бутин И.М. Лыжный спорт - М., Изд. центр «Академия» 2000 год.
14. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
15. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для кл. руководителей / В. О. Кутьев. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.; 20 см.; ISBN В пер. (В пер.): 55 к.
... всего 80 источников